IT-индустрия: броуновское движение рынка

Итак, наступила та самая осень, на которую аналитики «назначили» начало возрождения мировой IT-индустрии после ровно года, проведенного в кризисе. И компьютерные компании действительно готовы к росту производства, росту продаж и вообще к более агрессивному поведению. Однако проблема в том, что за этот год IT-бизнес утратил всяческие ориентиры. Теперь никто толком не знает, как себя правильно вести на рынке в новых – посткризисных – условиях. Правильнее говоря, никто толком не знает, как себя будут вести потребители – это сегодня самый мощный фактор неизвестности для компьютерного бизнеса.

Тенденции

Рынок ПК ожидает сильный рост в будущем, считают в Intel. Специалисты компании сравнивают этот будущий рост с ростом рынка телефонов, когда на нем появились мобильники. Так, рынок телефонов развивался от одного телефона на дом к одному на комнату и затем к одному на человека. Персональные же компьютеры сегодня также становятся полностью персонализированными устройствами, при этом речь идет как о ноутбуках и нетбуках, так и о мобильных интернет-устройствах, которые также, по мнению специалистов Intel, относятся к рынку ПК.

Лучший, чем ожидалось, спрос на процессоры и чипсеты позволил компании Intel пересмотреть финансовые ожидания на III квартал в сторону увеличения. По новой версии прогноза, объем дохода за данный период составит $9 млрд, плюс-минус $200 млн, против предыдущей оценки в $8,5 млрд. Ожидается, что размер валовой прибыли в процентах к чистому объему продаж будет ближе к верхней половине предыдущего прогнозируемого значения 53%, плюс-минус 2%. Остальные прогнозируемые показатели оставлены без изменений.

Вместе с тем, Intel сочла необходимым привести довольно обширный перечень потенциальных факторов риска, которые могут ухудшить финансовые результаты третьего квартала. Среди них – все еще неопределенная ситуация в общемировой экономике, неожиданные издержки, которые могут встретиться в процессе перехода на выпуск продукции по 32-нм нормам, и даже риски потерь в связи с военными действиями, эпидемиями и стихийными бедствиями.

Крупнейший производитель чипов пересмотрел свой прогноз после того, как в отрасли впервые за несколько кварталов начали появляться признаки стабилизации. Так, 27 августа компания Dell отчиталась по итогам квартала, который закончился для нее с лучшими, чем ожидалось, результатами. Руководство Dell заявило, что рынок ПК начинает восстанавливаться.

Позитивные новости от Intel и Dell сразу отразились на бумагах полупроводникового сектора. Акции самих компаний выросли, соответственно, на 5% до $20,44 (Intel) и на 6,3% до $16,64 (Dell). Акции AMD прибавили 6,4%, Texas Instruments – 2,8%. Волна роста коснулась всего IТ-сектора: котировки Microsoft набрали 3,1%, Hewlett-Packard – 1,3%, Google – 1,2%.

Вторая половина года – традиционно самый благоприятный период для компьютерного рынка. Потребительский спрос на новые гаджеты растет к началу нового учебного года, а затем – в предпраздничный период. Но с приходом кризиса и корпоративный, и потребительский секторы сократили свои расходы, и в первую очередь это отразилось на производителях проводников, чьи заказы резко сократились. Тем не менее, уже в июле финансовые результаты чипмейкеров превзошли ожидания аналитиков.

Специалисты компании IDC зафиксировали по итогам II квартала нынешнего года нетипично высокий рост объема поставок процессоров. По данным IDC, всего в период с апреля по июнь было продано на 10,1% процессоров больше, чем в I квартале, но на 7% меньше по сравнению со II кварталом прошлого года. Выручка производителей по итогам периода выросла на 7,9% по сравнению с I кварталом 2009-го, однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 15,3%.

Поставки процессоров Intel с I по II квартал этого года выросли на 12,5%. Доля компании увеличилась на 1,6% – до 78,9% рынка. Поставки процессоров AMD показали динамику +1,8%, тем не менее, рыночная доля компании сократилась на 1,6% до 20,6%. Via Technologies заняла 0,5% рынка. Мировые поставки нетбуков во II квартале 2009 года составили более 38 млн единиц. Рост составил 40% по сравнению с I кварталом. Это почти вдвое выше темпов роста рынка обычных ноутбуков, поставки которых увеличились на 22%. Об этом сообщают аналитики компании DisplaySearch, входящей в группу NPD.

Пионер рынка нетбуков, компания ASUS, продолжает терять рыночную долю. Крупнейшие производители компьютеров, среди которых HP, Dell, Lenovo, Acer и Toshiba, проводят все более агрессивную маркетинговую политику в этом сегменте.

Благодаря опережающим темпам роста нетбуки продолжили отбирать рыночную долю у полноразмерных моделей. Доля поставок мини-ноутбуков в сегменте портативных компьютеров составила во II квартале 22,2%. За год этот показатель вырос почти в четыре раза – во II квартале 2008 года доля нетбуков составляла 5,6%.
Почти треть (32,9%) всех нетбуков были проданы в регион EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) и более четверти (26,6%) – в Северную Америку. На Китай пришлось 18,6% продаж.

В Латинской Америке и Китае нетбуки уже обогнали по популярности обычные ноутбуки. Эти же регионы стали самыми быстрорастущими рынками для портативных компьютеров в целом. Темпы роста поставок в латиноамериканские страны составили 64,8%, а в Китай – 59,7%. В странах тихоокеанского региона рост составил 53,2%.

В отчете DisplaySearch отмечается, что популярности нетбуков способствует их дешевизна по сравнению с полноразмерными ноутбуками. Покупатели из развивающихся стран, выбирая свой первый компьютер, в первую очередь ориентируются именно на цену. На развитых рынках рост продаж поддерживают операторы связи, бесплатно предоставляющие нетбуки своим клиентам при заключении двухлетних контрактов. Эта маркетинговая политика оказалась очень успешной в странах Западной Европы.

В Канаде и США некоторые операторы во II квартале этого года тоже начали агрессивно продвигать мини-ноутбуки, субсидируя клиентам до 100% их стоимости. Но пока эти маркетинговые мероприятия проходят тестирование, североамериканский рынок показал наихудшую динамику – поставки портативных компьютеров выросли всего на 6,9%.

Темпы роста продаж нетбуков в скором времени могут замедлиться, предупреждают аналитики. Вслед за увеличением размера дисплея растет и средняя цена мини-ноутбуков. В этом заинтересованы такие компании, как Microsoft. Но для тех, кто рассматривает нетбук как дополнение к основному компьютеру, высокая цена является аргументом против покупки.

Производители

Производителям полупроводников следует активнее работать с китайскими производителями компьютерной техники и бытовой электроники, чтобы получить свой «кусок пирога» от роста спроса, подогреваемого самим правительством Китая, на соответствующую продукцию в стране, считают в Gartner. Согласно прогнозам аналитиков, благодаря господдержке региональные продажи домашней электроники в Китае должны будут в ближайшем будущем вырасти на 20%.

«Ожидается, что 20%-е увеличение продаж должно будет частично компенсировать уменьшение объемов экспорта продукции на иностранные рынки, переживающие последствия экономического кризиса. Увеличение показателей по продажам в стране свидетельствует о том, что китайские фермеры используют субсидии правительства для покупки более высокотехнологичных и дорогих продуктов. Предполагается, что этот тренд продолжится, так как доходы китайских фермеров продолжают расти», – заявил Оливер Ксу, главный аналитик Gartner.

Прибыли Dell в азиатском регионе во II квартале несколько снизились, но корпорация отмечает, что восточные компании начинают тратить больше денег на информационные технологии. С одной стороны, прибыли Dell в Азиатско-Тихоокеанском регионе (включая Японию) упали на 21% по сравнению с прошлым годом – до уровня в $2 млрд. С другой стороны, структура прибылей практически не изменилась по сравнению с I кварталом этого года. Более того, с точки зрения Dell, ситуация в регионе начинает показывать положительную динамику. «Мы видим улучшение ситуации в Индии и Китае. В этих регионах наблюдается стабильный последовательный рост», – объясняют представители Dell.

Согласно анализу компании Jon Peddie Research (JPR), рынок графических карт продемонстрировал так необходимую в сложных экономических условиях стабильность во II квартале нынешнего года, что выглядит свидетельством снижения темпа падения рынка и показателем признаков восстановления. Объем поставок видеоакселераторов составил 16,81 млн единиц. По отношению к предыдущему периоду прирост равен 3%, но в годовом исчислении это на 15% ниже относительно прошлого года. Что касается интегрированных графических решений, сегмент материнских плат с IGP демонстрирует годовой рост на 4%. Такой показатель для внешних адаптеров, как считают аналитики, недостижим.

Начиная с лета 2008 года выпуск продуктов компанией AMD под брендом Radeon начал оказывать давление на лидера рынка – NVIDIA. Несмотря на возобновленное соперничество, тем не менее, перспектива долговременного роста доли AMD пока сомнительна, поскольку NVIDIA избрала агрессивную стратегию и активно снижает цены с целью предупредить утрату своей части рынка. Однако с выпуском чипа RV770 (и последователей RV730, RV790, RV740) компания наконец увидела заметное продвижение своих позиций. JPR отмечает, что поставки решений от AMD выросли с 31% в первом квартале 2009 года до 35% во втором, тогда как NVIDIA потеряла 4% и довольствуется 64%.

Компания Sun Microsystems обнародовала отчет о результатах деятельности в IV квартале финансового года, завершившемся 30 июня. Положение Sun остается безрадостным: чистые убытки с апреля по июнь включительно составили $147 млн, или 20 центов в пересчете на одну акцию. Годом ранее Sun получила $88 млн чистой прибыли.

Квартальная выручка Sun за 12 месяцев сократилась почти на треть – с $3,78 до $2,63 млрд. Продажи серверного оборудования упали на 36%, составив в денежном выражении $1,1 млрд. Доход от предоставления услуг поддержки за год упал на 15% – до $886 млн. По итогам финансового года в целом Sun Microsystems понесла $2,23 млрд чистых убытков. Для сравнения: годом ранее компания продемонстрировала прибыль в размере $403 млн. После публикации отчета стоимость ценных бумаг Sun понизилась до $9,32.

По всей видимости, Sun в последний раз публикует финансовый отчет в качестве самостоятельной компании. В апреле, напомню, Sun была куплена компанией Oracle. По условиям договора, Oracle заплатит за Sun около $5,6 млрд. С учетом долга последней сумма сделки составит $7,4 млрд.

Мобильное

Токийское деловое бизнес-издание Nikkei сообщает, что ведущие японские производители электроники и бытовых товаров NEC, Hitachi и Casio Computer начали переговоры о создании второго крупнейшего японского производителя сотовых телефонов, способного продавать мобильные новинки не только в Японии, но и за ее пределами. Компании предполагают объединить в единое предприятие свои существующие бизнес-направления по созданию и продаже мобильников.

NEC, Hitachi и Casio изначально намереваются создать производителя международного класса, способного работать хотя бы по всему азиатскому региону. Источники в компаниях пока не предоставляют много сведений о переговорах, однако говорят, что все три компании осознают, что слияние мобильных направлений позволит им сэкономить деньги, успешнее бороться с Sharp и снизить затраты на разработку новых моделей. В случае успеха переговоров, первый мобильник, выпущенный новой компанией, может появиться в продаже во второй половине 2010 года.

Компания Samsung Electronics объявила о том, что планирует открыть собственный онлайн-магазин приложений для смартфонов 14 сентября в Европе. По словам представителей Samsung, в первую очередь новый сервис будет запущен в Британии, Франции и Италии, а после этого появится еще в 30 странах по всему миру. На момент запуска пользователям будет доступно более 300 различных приложений, а к концу 2009-го их число достигнет двух тысяч. Напомню, что компания Nokia открыла свой онлайн-магазин мобильных приложений Ovi еще в мае нынешнего года.

Кадры

Исполнительный директор компании-производителя телекоммуникационного оборудования Nokia Siemens Networks Симон Бересфорд-Вайли подает в отставку с поста главы компании. С 1 октября его пост займет Раджев Сури, занимающий сейчас должность главы подразделения бизнес-сервисов Nokia Siemens Networks. Бересфорд-Вайли стал исполнительным директоров NSN сразу же после образования компании в 2007 года.

Точная причина отставки нынешнего главы не называется, однако аналитики уверены, что она кроется в слабых продажах компании. Ранее Nokia Siemens опубликовала прогноз, согласно которому ее продажи в 2009 году сократятся минимум на 10% от уровней 2008 года.

В пятницу, 28 августа, в своем доме в Бостоне умер Ричард Иган. Иган был одним из основателей компании EMC, крупного производителя систем хранения информации и управления данными. Игану было 73 года и, согласно официальному заявлению членов его семьи, он страдал от неизлечимого рака легких, а также от множества других заболеваний. Основатель EMC покончил с собой, выстрелив себе в голову из ружья.

Ричард Иган создал EMC (Egan Morino Company) вместе с Роджером Марино в 1979 году. Со временем положение этой компании на рынке стало более чем заметным, по итогам 2008-го ее доход составил $14,88 млрд. Сейчас в ней работают около 40 тыс. человек. Иган покинул пост председателя совета директоров EMC в 2001-м, после чего президент США Джорж Буш назначил его послом США в Ирландии. На этом посту Ричард Иган проработал до 2003 года.

«Существует не так много компаний, которым удалось достичь такого же уровня, как EMC, и оказать такое же влияние на всю индустрию, – сказал Стив Дюплесси, аналитик Enterprise Strategy Group и бывший сотрудник EMC. - Таких миллиардеров, как Дик, которые добились всего сами, тоже считанные единицы». В своем последнем рейтинге миллиардеров журнал Forbes оценил состояние Игана в $1 млрд. «У него ничего не было. Он рос в бедной, иммигрантской семье. Но он с огромным упорством шел к своей цели и вел многих людей вместе с собой», – подчеркнул Дюплесси.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета