IT-индустрия: канун решающей осени

Этой осенью вся мировая IT-индустрия готовится бросить вызов экономическому кризису, активной фазе которого как раз исполняется год. Во всех секторах рынка IT и телекоммуникаций ожидается рост продаж товаров и услуг. И пусть до уровня середины 2008 года подниматься еще долго, даже небольшой успех этой осенью станет большой победой.

Тенденции

Мода на нетбуки уже проходит или только наступает – сказать сложно. Независимые аналитики расходятся во мнениях. Но в некоторых уголках планеты нетбуки однозначно пользуются огромной популярностью. Так, на австралийском рынке продажи мини-лэптопов выросли во II квартале на 398,4% по сравнению с прошлым годом. Эти цифры лишний раз подтверждают стремление потребителей к мобильности. Пользователи предпочитают покупать мобильные ПК, даже если они оказываются дороже аналогичных по характеристикам десктопов. Австралия остается страной с одним из наиболее высоких уровней проникновения ПК.

Что касается мирового рынка ПК, то по итогам II квартала доля нетбуков составила 14%. По данным Gartner, всего за указанный период в розничную торговлю было поставлено 97.220 мини-лэптопов. В целом поставки мобильных ПК выросли на 27,6%. При этом сегмент потребительских десктопов сократился на 15,9%. Как считают в Gartner, наиболее перспективным на рынке ПК станет потребительский сегмент, средний и малый бизнес, а также сфера образования.

Производители

За минувший месяц корпорация Intel купила две небольшие компании Cilk и Rapidmind, специализирующихся на выпуске инструментов для параллельного программирования. Приобретение обеих компаний направлено на укрепление экосферы программного обеспечения с поддержкой многоядерных систем. Стоимость сделок не разглашается.

Cilk и Rapidmind – небольшие компании с численностью сотрудников не более 50 человек. Rapidmind, основанная пять лет назад, специализируется на инструментах для разработки приложений, задействующих ресурсы многоядерных центральных и графических процессоров. Cilk выпускает инструменты для разработки приложений с параллельными вычислениями, доступные и полезные большинству разработчиков. Портфолио последней включает средства для перевода существующих приложений в разряд приложений с поддержкой параллельных вычислений. Продукты Cilk планируется интегрировать в инструментальный комплекс Intel Parallel Studio.

На вопрос о причинах приобретения вышеуказанных фирм ответил главный идеолог, директор по маркетингу и продажам корпорации Intel Джеймс Рейндерс. «В последние несколько лет мы являемся свидетелями расширения рынка многоядерных процессоров и роста числа систем на базе таких чипов. А теперь взгляните на современные процессоры. Вполне справедливо сказать, что они не используют параллельные вычисления, во всяком случае, не в полной мере».

Несмотря на то, что первый двухъядерный процессор был представлен четыре года назад, процесс разработки приложений, которые бы смогли пользоваться преимуществами многоядерных чипов, до конца не отлажен. Разработчики до сих пор сталкиваются с серьезными трудностями. Основная задача Intel в настоящее время, когда к выпуску готовятся уже восьмиядерные процессоры, убедиться в том, что у производителей приложений есть все необходимое для создания программ, извлекающих из таких решений максимальную пользу. «Операционные системы поддерживают распараллеливание работы приложений на несколько ядер. Однако для того, чтобы извлекать из таких процессоров максимальную пользу, необходимо адаптировать и сами приложения. В настоящее время этого не делается», – говорит Рейндерс.

В июле 2008-го Intel сообщила, что рассматривает возможность интеграции в один процессор нескольких десятков и даже тысяч вычислительных ядер. По мнению официальных представителей компании, в конечном счете, успех многоядерных систем будет зависеть от разработчиков, которым, вероятно, придется изменить языки программирования и переписать все существующие библиотеки.

Компания LG Display обратила свой взоры на Китай. Второй по значимости производитель ЖК-панелей планирует потратить $4 млрд на строительство завода в Поднебесной. На прошлой неделе LG Display достигла предварительной договоренности с властями города Гуанчжоу. Новый завод по производству ЖК-телевизоров станет первым подобным предприятием LG Display на территории Китая. Компания также располагает двумя заводами, выпускающими ЖК-модули. Глава LG Display надеется, что к проекту присоединятся местные производители телевизоров.

Китай привлекает большое количество производителей как страна с наиболее динамично растущей экономикой. Ожидается, что примеру LG последуют и другие ЖК-производители. Несмотря на экономический спад, в нынешнем году спрос на ЖК-продукцию в Китае превосходит ожидания, что объясняется инициативами Пекина по приобретению электроники для сельской местности.

Программное обеспечение

Корпорация Microsoft ведет переговоры с российскими операторами связи и производителями компьютеров о продаже своего программного обеспечения единым пакетом.

Таким образом Microsoft пытается объединить усилия с ведущими игроками рынков компьютеров и связи для увеличения объемов продаж ПК, программного обеспечения и коммуникационных услуг в регионах России. Для этого компания предлагает продавать компьютеры единым пакетом. Это означает, что пользователь может приобрести ПК в рассрочку вместе с лицензионным ПО Microsoft и контрактом на доступ в Интернет с использованием широкополосного канала.

По словам президента подразделения «Майкрософт Рус» Николая Прянишникова, данная инициатива уже обсуждалась с рядом крупных операторов связи, в том числе со «Связьинвестом» и компаниями «МТС», «Мегафон» и «Билайн». Он также отметил, что возможность участия в продажах единым пакетом обсуждалась и с производителем компьютеров HP. Предполагается, что продажи ПК по данной схеме будут осуществляться через собственные розничные сети операторов связи.

Кроме того, Microsoft планирует через сети операторов связи продавать лицензионные ключи для Microsoft Office. Для этого софтверная корпорация готова предоставлять ключи операторам в рассрочку на два-три года. В Microsoft рассчитывают, что операторы будут распространять их среди своих абонентов в пакете с другими услугами, в частности с широкополосным доступом в Интернет.

Интернет-бизнес

Российская интернет-компания «Рамблер» отчиталась о финансовых результатах первого полугодия нынешнего года: дела компании по-прежнему идут на спад, а убытки выросли в четыре раза по сравнению с годом ранее. Причина неудач в невыгодной макроэкономической ситуации, говорят в компании. Консолидированный чистый убыток «Рамблер Медиа» в первом полугодии 2009-го вырос в 4 раза до $2,1 млн против чистого убытка $0,5 млн за аналогичный период 2008-го, говорится в официальном сообщении компании. Выручка в I полугодии 2009-го составила $30,8 млн против $51,7 млн за первые шесть месяцев 2008 года.

Эффективность медиахолдинга сократилась на 60%. Рентабельность рухнула до 8,4% с 17,3%. Причины снижения рентабельности – ухудшение макроэкономических условий и создание резервов под судебные иски в размере 19 млн руб., объясняют ситуацию в «Рамблере». Операционные расходы холдинга в первом полугодии составили 1,121 млрд руб. против 1,143 млрд руб. за аналогичный период прошлого года.

До половины выручки холдинг получает от рекламных сервисов, но и здесь дела обстоят не лучшим образом. Так, выручка от баннерной рекламы сократилась на 12%, до 432 млн руб., а доходы от контекстной рекламы упали на 24%, до 419 млн руб. Напомню, что одним из ключевых активов «Рамблера» является сервис «Бегун», в котором холдингу принадлежит контрольный пакет акций.

«Хотя мы наблюдаем первые признаки улучшения ситуации в экономике, в том числе стабилизацию курса рубля к доллару, рост цен на нефть и восстановление фондового рынка, мы сохраняем осторожный прогноз на оставшуюся часть года», – заявила гендиректор «Рамблера» Ольга Турищева. По итогам 2009-го компания прогнозирует снижение выручки в рублевом выражении по сравнению с 2008 годом на 15%. Выручка компании в 2008-м составила $110 млн, размер выручки в рублевом выражении не сообщался.

Такой пессимистический настрой присущ интернет-компании уже на протяжении многих месяцев. Так, подведя итоги работы за три квартала 2008 года, компания заявила, что настроилась на нулевую рентабельность в будущем.

На фоне финансовых неудач Rambler другие крупнейшие игроки Рунета пока демонстрируют гораздо более лучшие результаты, хотя кризис заставил и их несколько сбавить обороты. Так, когда компания Mail.ru впервые за три года раскрыла свои финансовые показатели, выяснилось, что рост выручки Mail.ru в 2008 году составил немногим более 30% (сама выручка – $74,6 млн), что почти втрое ниже, чем в 2007 году. «Яндекс» пока озвучивал только предварительные оценки работы в 2008-м – рост выручки на 80% до $300 млн. Данные по чистой прибыли «Яндекса», однако, так и не были названы.

Мобильное

В этом году мировой объем рекламы, распространяемой через мобильный доступ в Интернет, может вырасти до $500 млн. К такому выводу пришли эксперты аналитической компании Juniper Research. По их оценке, рост потребления услуг сотовых операторов приведет к существенному повышению доходов от рекламы в мобильном Интернете. К 2014 году рынок вырастет до $2 млрд, чему будут способствовать такие факторы, как увеличение распространения мобильного доступа в Сеть.

Согласно исследованию, на развивающихся рынках мобильный доступ в Интернет уже сейчас занимает лидирующие позиции. В Индии в прошлом году почти 90% интернет-пользователей использовали мобильный доступ. Всего, по данным Juniper Research, в текущем году общий объем рекламы, распространяемой с помощью всех видов услуг мобильной связи, в частности SMS, составит в мире более $1,4 млрд, а к 2014 году достигнет $6 млрд. По мнению автора исследования доктора Виндсора Холдена, популярные мобильные сайты становятся очень привлекательными для размещения рекламы и спонсорства. Кроме того, мобильные телефоны являются намного более личными устройствами, нежели домашние компьютеры, так как используются только определенным человеком. По его словам, это дает возможность брендам создавать детализированные профили пользователей и корректировать свои рекламные кампании.

По данным Mforum Analytics, мобильный Интернет в России в 2008 году с долей 12% стал вторым по популярности видом доступа в Сеть после широкополосного доступа. По прогнозам той же аналитической компании, в дальнейшем в России число мобильных интернет-пользователей может расти на 25-30% в год. При этом рынок мобильной передачи данных вырос в первом полугодии 2009 года на 45%, до 15,4 млрд руб., по оценкам AC&M Consulting. Эксперты отмечают, что популярность услуг 3G ограничивается проникновением телефонов, поддерживающих эту технологию. Однако даже при этом аналитики ожидают сохранения темпов роста выручки на уровне 45% по итогам года.

Компания Nokia объявила о создании системы денежных переводов Nokia Money. Согласно сообщению, новая услуга позволит владельцам сотовых телефонов пересылать деньги практически любому абоненту, указав его номер. Кроме того, с ее помощью можно будет оплачивать покупку товаров и услуг, совершать коммунальные платежи и пополнять счет на SIM-карте. Услуга будет доступна абонентам различных сотовых операторов и практически с любой модели телефона. Ожидается, что систему введут в действие в начале 2010 года. Известно, что услуга будет доступна на целом ряде рынков, однако в каких именно странах она будет предложена, не уточняется.

Компания ViewSonic, один из ведущих производителей мониторов и проекторов, готовится выпустить 3G-смартфон. Аппарат будет поддерживать сети GSM третьего поколения и станет первым продуктом компании на рынке мобильной связи.

Анонс первого 3G-смартфона от ViewSonic произошел как раз во время конвергенции телевидения, компьютеров и мобильных телефонов. Рынок смартфонов, несмотря на экономический кризис, демонстрирует подъем. На 2009 год прогнозируется как минимум 11%-й рост данного рынка, что дает возможность вступать в игру новым производителям.
«С 20-летним опытом работы с дисплеями, новое направление является для нас естественным развитием наших продуктов. Это решение является важным стратегическим шагом для ViewSonic, поскольку оно позволяет нам применить наши технологии для более крупных и быстрорастущих рынков», – заявил главный исполнительный директор ViewSonic Джеймс Чу.

Технические характеристики устройства пока не анонсированы. Смартфон будет работать в сетях 3G, а диагональ его экрана составит три дюйма. Свой первый смартфон компания начнет поставлять на китайский рынок, затем в Европу и Америку.

Игровая индустрия

Компания Microsoft планирует снизить цену на свою игровую консоль Xbox 360. По слухам, стоимость модели Xbox 360 с HDD на 60 Гб снизится с $300 до $250. Также есть информация, что эта версия консоли может вообще уйти с рынка. Модель Elite с диском на 120 Гб можно будет приобрести за $300 (сейчас эта консоль стоит в США $400). По прогнозам, о снижении стоимости Xbox 360 будет объявлено в сентябре. Представители Microsoft, впрочем, официально отказались комментировать эти слухи.

Последнее снижение цены на Xbox 360 произошло ровно год назад. Это позволило консоли Microsoft стать самой доступной игровой системой текущего поколения. Стоимость модели Xbox 360 Arcade, которая поставляется без жесткого диска, упала до $200. Цена ближайшего конкурента, приставки Wii компании Nintendo, составляет $250.

Жители Европы купили один миллион копий Wii Sports Resort, утверждает компания Nintendo. Сборник спортивных мини-игр для консоли Wii поступил в продажу 24 июля текущего года, хотя в Японии игра вышла в июне. Во всем мире продажи Wii Sports Resort уже превысили отметку в три миллиона копий.

В комплекте с Wii Sports Resort поставляется устройство Wii MotionPlus, которое присоединяется к контроллеру Wii Remote и повышает точность управления. Издательства Electronic Arts, Sega и Ubisoft уже согласились создавать игры с поддержкой Wii MotionPlus.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета