InDesign. Иллюстративный материал. Продолжение

Независимо от того, каким образом получен файл, его нужно сохранить на жестком диске компьютера. Здесь есть некоторые рекомендации, так как не все форматы графических файлов подходят для дальнейшего заверстывания их в оригинал-макет. Об этом подробнее.

После всех проведенных операций по получению нужной иллюстрации нужно сохранить рисунок в одном из приемлемых для полиграфического производства форматов: EPS, TIFF и т.д. Хочу отметить, что обладание сведениями о различных форматах файлов, знание их тонкостей и особенностей – это одно из ключевых знаний дизайнера-верстальщика. Ко всему, он должен виртуозно применять теорию на практике.

На сегодняшний день уже нет такого диапазона расширений, как в 80-е годы XX века, когда каждая компания считала своим долгом создать собственный формат файла. Графические файлы стали гораздо более универсальными. Те, что остались «в живых», прошли суровый естественный отбор, доказав на практике свою жизнеспособность и полезность. Каждый из них имеет какие-то характерные особенности и возможности, что делает их поистине незаменимыми для работы.

Итак. Вся графическая информация может быть представлена в двух вариантах: растровом и векторном. Векторные рисунки – это набор геометрических линий, описанных математически относительно точки начала координат.

Растровый файл представляет собой прямоугольную матрицу, которая разделена на маленькие квадратики. Эти маленькие квадратики называются пикселями. Такой файл способен нести в себе дополнительную информацию о различных цветовых моделях, векторе, альфа-каналах (как вариант: каналы плашечных (spot)-цветов), слоях различных типов, интерлиньяже (чересстрочной подгрузке), анимации, возможностях сжатия и др.

Особенностью растровых файлов является наличие такого параметра, как Print Size (печатный размер). Для чего же он предназначен? С этим параметром вплотную связано понятие печатного разрешения, которое обычно находится в диапазоне от 130 dpi (газетный стандарт) до 300 dpi (высококачественная печать).

Нужно накрепко себе затвердить, что в полиграфии используются только форматы, которые не компрессируют рисунок. Как уже говорилось, оптимальными для использования в полиграфии, во избежание различного рода нестыковок, являются форматы EPS и TIFF.

Для обмена векторными объектами между программами оптимальным вариантом будет использование формата EPS, хотя использовать его имеет смысл только тогда, когда вывод осуществляется на PostScript–устройстве.

Формат Encapsulated PostScript можно назвать одним из самых надежных и универсальных способов сохранения данных (наряду с TIFF). Изначально EPS разрабатывался как векторный формат, однако позднее возникла необходимость, и появилась растровая разновидность — Photoshop EPS. Особенность в том, что это не полнофункциональный PostScript, а «облегченная версия»: не может содержать в одном файле более одной страницы и не сохраняет ряд установок для принтера. Как и в файлы печати PostScript, в EPS записывают конечный вариант работы. Программы Adobe Illustrator и Adobe Photoshop могут использовать этот формат в качестве рабочего.

EPS имеет много разновидностей, это зависит от программы-создателя. Самые «надежными» файлами считаются EPS’ки, созданные в программах производства Adobe Systems: Photoshop, Illustrator и др. С 1996 года программы Adobe имеют встроенный интерпретатор PostScript, поэтому могут открывать EPS и редактировать их. Эта возможность представляется мне очень важной. Остальные графические редакторы с EPS не работают, а если и открывают, то, зачастую, создают проблемы (самыми проблемными считаются EPS–файлы, созданные в Quark Xpress, Corel Draw и CorelXARA). Именно поэтому, прежде чем экспортировать (о системе копирования в буфер обмена или прямом перетаскивании объекта мышкой лучше напрочь забыть и никогда не вспоминать — в полиграфии это запрещенный прием) из этих редакторов EPS-файлы, имеет смысл переконвертировать многие эффекты программ (например, полупрозрачные заливки) в растровые или простые векторные заливки. Толстые контуры (более 2 pt), возможно, имеет смысл конвертировать в объекты, когда программа дает такую возможность. Проверить EPS-файл можно Adobe Illustrator'ом, если он открывает — значит все в порядке.

Прежде чем сохранить созданное векторное изображение, будь то редактор Corel Draw, созданный канадской компанией, или же векторный редактор Illustrator, детище компании Adobe, все шрифты рекомендуется перевести в кривые. Это позволит в дальнейшем типографской машине расценить шрифт как часть рисунка и не «капризничать» в случае его некорректности.

Удобно, что вместе с файлом сохраняется эскиз файла, который представляет собой копию низкого разрешения в формате PICT, TIFF, JPEG или WMF, и позволяет увидеть, что внутри. Все остальные импортируют эскиз, подменяя его при печати на PostScript-принтере оригинальной информацией. На принтере, который не обладает поддержкой PostScript, выводится на печать только эскиз.

Что касается TIFF, то на сегодняшний день этот аппаратно независимый формат также является одним из самых распространенных и надежных. TIFF позволяет сохранять обтравочные контуры, альфа-каналы, другие дополнительные данные. Он поддерживается практически всеми программами, так или иначе связанными с графикой, не только на РС, но и на Macintosh. TIFF — это, пожалуй, самый лучший выбор при импорте растровой графики в векторные программы и издательские системы. Большим плюсом, определяющим такую популярность формата, является то, что ему доступен весь диапазон цветовых моделей, начиная от монохрома до RGB, CMYK и дополнительных цветов Pantone.

Несколько рекомендаций:

. при сохранении файла желательно удалить все ненужное, в частности, уже бесполезные альфа–каналы, пути (контуры) и подобные рабочие элементы, не нужные в готовом файле;

. размер изображения и разрешение нужно задавать непосредственно в графическом редакторе, а не в программе верстки или подобном софте;

. сохраняться готовый TIFF-файл должен с такими параметрами: в меню Mode (Выбор) выбираем из двух вариантов один CMYK (цветной) или Grayscale (оттенки серого). Потом в меню File (Файл) Save As (Сохранить как) определяем формат. В нашем случае это TIFF. Программа предлагает определить степень сжатия — отказываемся, выбирая None. Нажимаем OK.

Некоторые издательства предпочитают использовать LZW-компрессию, однако ряд программ старых версий не работают с такими файлами, именно поэтому предпочтительно все-таки использовать несжатые исходники.

Иногда бывает такая ситуация, когда простой картинки недостаточно и обязательно нужны уточнения, пояснения, чтобы верно «прочитать» иллюстрацию. Обычно эти сноски требуются в учебной литературе: различных самоучителях, учебниках, наглядном материале и т.д. Сделать эти пояснения очень просто. Можно пойти двумя путями: воспользоваться «услугами» векторного редактора, например Adobe Illustrator или Corel Draw, или внести пометки напрямую в программе верстки. Отмечу, что аккуратнее получится в редакторе, но такой вариант не всегда возможен.

Надписи бывают двух типов:

. Словесные обозначения деталей изображения.

Этот тип надписей рекомендован в научно–популярных изданиях, на картах, чертежах и т.п. и предназначен для самых широких кругов читателей, в том числе и малоподготовленных. В этом случае задача читателя лишь соотнести написанное и нарисованное. Это под силу даже детям младшего школьного возраста, так как словесная надпись с сопроводительной стрелочкой делает изображение понятным сразу, тем самым делая издание более привлекательным.

При таком варианте оформления не принято заменять условными обозначениями названия городов, рек, гор и других географических объектов на картах в любых изданиях. Их пишут прописью рядом с объектами. Условие — лаконичность, так как перегруженность текстовым материалом снижает наглядность и глушит картинку, которая здесь все-таки основная.

. Словесные обозначения некоторых особенностей изображения.

Используется такие обозначения обычно в научных трудах по физике, химии и т.п., так как особенностями изображения можно назвать направление движения, название среды, место входа или выхода жидкостей, газа, определение рычагов управления, места различных присоединений в схемах и т.д. (например: вход-выход; газ, раствор, щелочь; громкость, заземление). Если таких надписей немного, то изображение не теряется под текстом. В том случае, если подобных указаний много, то это очень усложняет работу.

В том случае, если избежать этого невозможно, рекомендовано применять систему сокращений и условных знаков.

Рассказывать о системе сокращений в этой статье нет смысла, так как это очень долго, да и статья не направлена на то, чтобы это объяснить, а вот на системе условных знаков я остановлюсь более подробно.

Всего видов условных обозначений несколько и самыми распространенными являются:

. Арабские цифры.
Ими обычно обозначают детали изображения, значение (название) которых расшифровывается в сноске или непосредственно в тексте.

. Римские цифры.
Ими традиционно обозначают части изделий. Расшифровка идет чуть ниже. А если частей немного — то прямо на рисунке.

. Прописные буквы латинского алфавита.
Ими обозначают точки геометрических фигур, узлы изделий, вершины углов, электроизмерительные приборы и т. п.

. Прописные буквы русского или латинского алфавита с арабскими цифрами.
Ими обозначают элементы электрических схем. Число таких обозначений уменьшают, используя стандартные графические обозначения.

. Строчные буквы латинского и греческого алфавитов.
Первыми обозначают отрезки геометрических фигур, вторыми — углы на этих фигурах.

Цифры, обозначающие части изделий, должны находиться за пределами изображения (соединение с элементом рисунка происходит с помощью линий-выносок и стрелочек на них. Впрочем, стрелочки — это лишь элемент декора и никакой иной нагрузки они не несут, так как направление им показывать не нужно). Обозначения желательно размещать по порядку (по нарастанию порядковых номеров), а не вразнобой, так как это осложнит восприятие. Также рекомендовано располагать сноски слева направо сверху или снизу вытянутого в длину изображения.

Если иллюстрация расположена вертикально, то, соответственно, меняется и расположение уточнений: по вертикали сверху вниз слева или справа.
Как вариант размещения — пояснения могут располагаться по воображаемой окружности или овалу по направлению движения часовой стрелки.
Благодаря порядку в обозначениях читателю будет легко находить любую деталь, расположенную на иллюстрации. В противном случае бессистемность приведет к путанице и ошибкам, хорошо, если не серьезным, да и существенно осложнит поиск нужного, особенно если номеров много.

Чтобы обозначенное выносками изображение выглядело эстетично, нужно придерживаться общепризнанных требований к их оформлению:

. линии должны быть тонкими и сплошными;
. линии не должны пересекаться между собой, то есть быть параллельными, так как это пересечение может лишить сноску однозначности и привести к путанице;
. линии не должны быть параллельны линиям штриховки, так как это также может ввести в заблуждение;
. линии максимально не должны пересекаться с изображением.

Что касается подписей к иллюстрациям, то об этом поговорим чуть позже, в процессе работы над созданием оригинал-макета на практике.
Продолжение следует…

Графические форматы, активно использующиеся в полиграфическом искусстве:

. TIFF или TIF (Tagged Image File Format)
– наиболее применяемый растрированный формат для импорта изображений в графические программы и программы верстки, а также для обмена данными между различными компьютерными платформами. Создан фирмами Aldus и Microsoft. В цветовых моделях RGB и CMYK формат TIFF поддерживает до 16,7 млн оттенков 64 бит), и каждая программа редактирования графики поддерживает этот формат. Существует несколько вариантов TIFF. Для обеспечения 100% совместимости рекомендуется использовать несжатые файлы TIFF.

. EPS (Encapsulated PostScript) – формат, данные в котором записываются в соответствии со стандартом DSС (Document Structuring Conventions), основанный на языке описания полос PostScript и имеющий такие же области применения, как и предыдущий формат TIFF. Создан разработчиками компании Adobe в качестве выходного формата для печати графических изображений (послужил базой для создания более ранних версий формата Adobe Illustrator с расширением .ai). Этот формат поддерживается большинством программ верстки и графического редактирования. Он единственный общепринятый формат данных с большими возможностями и неконфликтной позицией по отношению к графическим редакторам различного уровня, именно поэтому активно используется в профессиональной полиграфии. Изображение, записанное в EPS-формате, может быть сохранено в разных цветовых пространствах (Grayscale, RGB, CMYK, Lab, Multi-channel) и разными методами (ASCII-данные (текстовые данные), Binary (двоичные данные) и JPEG с различной степенью сжатия).

За счет того, что EPS является форматом метафайлов, в нем совместно с данными об изображении в растровом виде могут сохраняться и векторные данные, и комбинации этих данных с возможностью дальнейшего редактирования в программе верстки.

Adobe Illustrator EPS «Родной» формат файла для пакета Adobe Illustrator. Версии документов обратно совместимы, т.е. в пакете более новой версии всегда можно открыть документ, созданный в более старом пакете, но не наоборот.

При сохранении файлов в данном формате можно указать версию пакета, в котором предполагается его открытие (по умолчанию — текущая версия или последняя версия сохранения). Кроме того, в состав выходного файла можно включить использованные шрифты документа, и все помещенные растровые объекты и указать, нужно ли включать в состав сохраняемого файла их полную копию, или просто оставить ссылки. При попытке сохранения EPS со связанными растровыми файлами Adobe Illustrator выдает соответствующее предупреждение. В этом случае размеры файла могут быть весьма значительными. Также указывается уровень поколения генерируемого PostScript - кода (Level 1,2 или 3). Формат файла хорошо совместим во всех пакетах фирмы Adobe, и считается стандартом де-факто для сохранения векторных и/или растровых объектов.

Adobe Photoshop EPS Формат, предназначенный для хранения растровой графики в цветовых моделях Lab, CMYK, RGB, Indexed Color, Duotone, Grayscale или Bitmap (не поддерживаются альфа-каналы) и генерируемый пакетом Adobe Photoshop. При сохранении растровых данных в этом формате возможно задание методов компрессии - ASCII/Binary, если данные не сжимаются, и JPEG (Minimum, Medium, Maximum quality), если сжатие данных происходит. Некоторые издательства отказываются принимать файлы в данном формате, если использовано сжатие JPEG. В любом случае, если оно и используется, то уровень качества должен быть переключен в Maximum. Не рекомендуется хранить промежуточные рабочие копии файлов в этом формате с использованием компрессии, так как при каждой перезаписи с компрессией JPEG будут проявляться незначительные, но накладывающиеся потери качества (так называемые артефакты) в виде кубической структуры или характерных «грязных» точек в местах контрастных переходов цветов. Этот формат хорош для хранения окончательных результатов работы, если несжатая графика занимает много места. Еще одним преимуществом этого формата является то, что он достаточно быстро обрабатывается растровым процессором, так как представляет собой готовый код PostScript (если используется компрессия или несоответствующая цветовая модель, то время обработки увеличивается).

Другие, наиболее популярные, графические форматы:

. WMF (Windows MetaFile)
– достаточно простой универсальный формат векторных графических данных для Windows–приложений., созданный Microsoft в качестве ответа компании Apple Macintosh (на этой платформе аналогичную роль играет формат PICT). Имеет довольно скромные возможности. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery (все клипарты MS Office, которых даже в версии 97 года свыше 17 тысяч, сохранены именно в нем). WMF довольно удобный формат, так как его «понимают» все без исключения программы–просмотрщики, разработанные для Windows–платформы, а также различают некоторые программы для Macintosh. Это позволяет совершать операции с файлами, ничуть не заботясь о том, что где-то что-то не откроется. Однако, даже при большом желании, формат не позволит поработать с цветами, разделить их, так как в нем нет поддержки поименованных цветов, которые требуются для цветоделения.

Очень рекомендуется использовать формат Windows Metafile для переноса простых рисунков, например диаграмм, созданных по данным электронной таблицы.

. JPEG, JPG (Joint Photographic Experts Group) — формат для хранения растровых данных в цветовых моделях Grayscale, CMYK, RGB. Поддерживает сохранение информации о геометрических размерах изображения. Не поддерживает альфа-каналы. Также позволяет сохранять в изображении данные обтравочных контуров, которые используются для удаления нежелательного фона из изображения, при помещении его в верстку. Изображения в этом формате сжимаются по специальному алгоритму, который позволяет уменьшать размер выходного файла в 3, 5 и более раз. Однако сжатие данных по этому алгоритму добавляет в изображение искажения, которые являются необратимыми и при многократном повторном сохранении данных в этом формате заметно ухудшают качество изображения. При сохранении данных существует компромисс между размером выходного файла и его качеством. В принципе, используется в верстке, но гораздо реже, чем EPS и TIFF и только в качестве исключения.

При сохранении файлов в формате JPEG всегда стоит выбирать максимальный уровень качества и не хранить в этом виде рабочие или промежуточные файлы. Искажения, добавляемые компрессией JPEG, проявляются в виде кубической структуры или характерных «грязных» точек в местах контрастных переходов цветов. Особенно это заметно при детальном рассмотрении с разделением по цветовым каналам.

Формат аппаратно независим, полностью поддерживается как на РС, так и на платформе Macintosh, однако он относительно нов и не понимается старыми программами (до 1995 года). Ко всему, JPEG не поддерживает индексированные палитры цветов. Первоначально в спецификациях формата не было и CMYK, Adobe добавила поддержку цветоделения, однако CMYK JPEG во многих программах делает проблемы. Лучшим решением является использование JPEG-сжатия в Photoshop EPS-файлах.

Оптимальная сфера использования — сжатие растровых картинок фотографического качества, так как в них больше полутоновых переходов. Однако нежелательно сохранять со JPEG-сжатием изображения, где важны все нюансы цветопередачи (репродукции), так как во время сжатия происходит отбрасывание цветовой информации. В JPEG'е следует сохранять только конечный вариант работы, потому что каждое пересохранение приводит ко все новым потерям (отбрасыванию) данных и превращения исходного изображения с кашу.

В сфере логотипов и схем JPEG это не лучший вариант — среди однотонных заливок при сжатии тут же появляются нежелательные помехи.

. GIF (Graphic Image Format) — 8-битный формат для хранения растровых данных. В полиграфии используется относительно редко, но широко применяется для других нужд (например, в Web), так как поддерживает прозрачность. Еще одной важной особенностью формата является возможность программирования палитры, что частично компенсирует низкую разрядность (8 бит) изображения. Путем программирования палитры изображения, можно получить в рамках этой картинки до 256 цветов из 16,7 миллионов возможных (как в 24-битных изображениях).

GIF-формат хранит изображения в цветовой модели RGB, заданной как индексированные цвета (Indexed color в Photoshop). При сохранении файла используется не ухудшающая качество выходного изображения RLE или LZW–подобная компрессия. Последней важной особенностью этого формата является возможность создания анимированных последовательностей, с помощью которого обычно реализуется анимация на веб-страницах. Формат применим для хранения нефотографических изображений: логотипов, скриншотов, кнопок и других объектов, содержащих области одинакового цвета.
. PSD (Photoshop Document) — родной формат для хранения данных программы Adobe Photoshop. Хранит графическую информацию в самых различных форматах и цветовых моделях, сохраняет информацию о разрешении и габаритных размерах изображения, а также может хранить альфа-каналы, маски и обтравочные контуры. Можно задавать произвольные цветовые модели (Duotone, Triotone, Quadrotone...). Хранит прозрачность и слои, а также векторные данные (Shape в новых версиях пакета). Структура данных в этом формате подразумевает безусловную компрессию по алгоритму, подобному LZW (без потерь качества). Сохранение и открытие файла в этом формате происходит несколько дольше, чем открытие несжатого аналога, и требуется больше памяти. Также формат хранит мета-информацию о примененных эффектах и стилях, которые могут неправильно трактоваться, если попытаться открыть файл с новым «динамическим» фильтром в старой версии пакета. Формат файла считается одним из стандартных форматов и используется всеми продуктами линейки Adobe, но не является кросс-платформенным или полностью переносимым и универсальным. Обычно в этом формате хранят данные растровой графики в послойном варианте, а в печать отдают непосредственно склеенный вариант в виде одного слоя в нужной цветовой модели (файл в формате TIFF или Photoshop EPS / DCS).

. RAW (Raw Data) — файл, представляющий собой просто массив байт, причем заголовочная информация в них, как правило, не указана, поэтому такие данные можно интерпретировать как угодно. В этом формате некоторые специализированные программы принимают графические данные, кроме того, этот формат на выходе формируют некоторые цифровые камеры. Этот формат иногда используется в отладочных целях, а также в случае, если файл издания был поврежден и приходится восстанавливать данные из простого массива байт.

. CDR (CorelDRAW Document) — формат, имеющий в недавнем прошлом неважную репутацию. Известный своей низкой устойчивостью, плохой совместимостью файлов, искажением цветовых характеристик внедряемых битовых карт. Но несмотря на это формат имеет множество поклонников, так как при всех недоработках, пользоваться CorelDRAW чрезвычайно удобно. Именно этим объясняется такое поклонение любителей Corel. Многие программы, предназначенные детям для РС (например: FreeHand, Illustrator, PageMaker), могут импортировать файлы CorelDRAW.

В седьмой версии многие основные проблемы были решены. Ее, 8-ю и 9-ю версии CorelDRAW можно без натяжек назвать профессиональными. В файлах этих версий применяется компрессия для векторов и растра отдельно, могут внедряться шрифты, файлы CorelDRAW имеют огромное рабочее поле 45х45 метров (этот параметр важен для наружной рекламы); начиная с 4-й версии поддерживается многостраничность, начиная с 7-й — технология OPI.
Итак. Файлы формата CorelDRAW можно применять для переноса/передачи работ на PC, но нежелательно импортировать в программы верстки. На Макинтош файлы CorelDRAW for Windows открывают версия CorelDRAW для Макинтош и Adobe Illustrator 8.

PostScript — язык описания страниц (язык управления лазерными принтерами) фирмы Adobe. Был создан в 80-х годах для реализации принципа WYSIWYG (What You See is What You Get). Файлы этого формата фактически представляют собой программу с командами на выполнение для выводного устройства. Они имеют расширение .ps или, реже, .prn и получаются с помощью функции Print to file графических программ при использовании драйвера PostScript-принтера. Такие файлы содержат в себе сам документ (только то, что располагалось на страницах), все связанные файлы (как растровые, так и векторные), использованные шрифты, а также другую информацию: цветоделение, дополнительные платы, полутоновой растр для каждой платы, линиатуру растра и другие данные для выводного устройства. Если файл закрыт правильно, абсолютно неважно, на какой платформе он создавался и какие были использованы шрифты: True Type или Adobe Type 1.

В настоящее время используется версия PostScript Level 2, разработанная в 1990 г. Данная версия значительно расширила возможности языка при печати сложных шрифтов, сжатии данных, передаче цвета между различными платформами и устройствами вывода информации. Спецификации PostScript лицензированы практически всеми производителями принтеров, фотонаборных автоматов и других периферийных устройств, а также разработчиками программного обеспечения для издательских систем и подготовки документов.

LZW (от нем. Lempel-Ziv-Welch) — метод сжатия графических файлов, разработанный в 1978 году израильтянами Лемпелом и Зивом, и доработан позднее в США. Сжимает данные путем поиска одинаковых последовательностей (они называются фразы) во всем файле. Выявленные последовательности сохраняются в таблице, им присваиваются более короткие маркеры (ключи). Так, если в изображении имеются наборы из розового, оранжевого и зеленого пикселей, повторяющиеся 50 раз, LZW выявляет это, присваивает данному набору отдельное число (например, 7) и затем сохраняет эти данные 50 раз в виде числа 7. Метод LZW лучше действует на участках однородных, свободных от шума цветов и при сжатии произвольных графических данных, но процесс кодирования и распаковки происходит медленнее.

Мария Рыжкова


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2009 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета