Хаra Xtreme, или не Corel-ом единым… Часть 1

Практически для каждого вида работ, выполняемых на персональном компьютере, существует два типа инструментов. Громоздкие навороченные пакеты от именитого производителя и шустрые, компактные софтины от разработчиков рангом пониже.

Разумеется, софтверные гиганты стараются перекрыть все ниши на рынке, выпуская урезанные версии своих продуктов («Lite», «Home Edition» и т.д.). Однако, как показывает практика, для решения тривиальных задач лучше всего подходят не они, а именно программные инструменты от сторонних разработчиков.
Один из ярких примеров тому – векторный графический редактор Xara Xtreme.

Как правило, говоря «векторная графика», большинство пользователей, по крайней мере на постсоветском пространстве, подразумевают CorelDraw. Конечно, есть еще Adobe Illustrator (Кто сказал: «Freehand»? Выйти из зала!), есть части офисных пакетов для создания презентаций, есть даже бесплатные решения наподобие InkScape. Но для огромной армии дизайнеров и полиграфистов основным рабочим инструментом был и остается CorelDraw. Именно на его поле играет описываемая здесь программа.

Первая версия софтины увидела свет в 1994 году. Называлась она тогда XaraStudio. Но очень скоро компания Corel, находившаяся тогда в самом расцвете, сумела не только вовремя разглядеть талантливого конкурента, но и «лицензировать» опасный продукт, получив контроль над его распространением. Следующие версии программы «пошли в народ» уже с 1996 года под названием CorelXara.

При меньшем на порядок размере дистрибутива программа обладала завидным функционалом. В первую очередь, это было, конечно, продвинутое экранное сглаживание, сиречь anti-aliasing. Это сейчас такая фича – стандарт для любой программы верстки, а в середине девяностых гладкая и качественная картинка в рабочем окне поражала наповал.

Еще в CorelXara была масса функций, рядом с которыми актуальная на тот момент версия CorelDraw – 6.0, даже близко не лежала. Интерактивная панель свойств, прозрачность объектов, ступенчатое скелетирование векторных рисунков, плавное «перетекание» фигур одна в другую и т.д. Да что говорить, если CorelDraw в то время только-только научился открывать несколько документов одновременно, делать многоуровневые откаты и экспортировать большие растровые изображения – вещи, доступные предмету нашего обзора с самой первой версии. А к умению CorelXara качественно, без перекосов, размещать текст вдоль кривой «великий и могучий» приблизился только к версии двенадцатой!

Очень интересно был скомпонован дистрибутивный CD CorelXara. Помимо весьма удачной коллекции клипарта, он содержал целый видеокурс по работе с программой. Что значительно облегчало ее и без того не слишком трудное освоение.

Потом, конечно, Corel «догнал и перегнал» шустрого конкурента. Большинство удачных инноваций нашли свое место в новых версиях CorelDraw. Однако Xara не затерялась в безвестности. Компания сумела освободиться от опеки Corel, и уже в 2004 году редактор предстал в новом обличье.

Обновленный продукт получил название Xara X, трансформировавшееся со следующей версии в Xara Xtreme. Компания Xara Group Ltd. не устает совершенствовать свое детище, вот буквально недавно вышла пятая версия. Естественно, за прошедшее время программа несколько обросла «жирком» дополнительных функций, но суть ее сохранилась – это все та же шустрая, удобная и простая софтина, как и десять лет назад.

Разработчики Xara Xtreme умудрились пройти по лезвию ножа, сумев отобрать самые необходимые для пользователя функции и отсечь лишние «навороты». Даже имея солидный опыт работы в CorelDraw, не сразу отыщешь возможности, которых по-настоящему не хватает.

Очень грамотно была выбрана целевая ниша. Разработчики здраво рассудили, что тягаться на поле верстки полиграфических макетов с компанией Corel просто неразумно. Но и ориентироваться только на домашних пользователей и небольшие конторы – тоже весьма недальновидно. Поэтому, начиная со второй версии, тогда еще CorelXara, программа позиционируется как инструмент для веб-разработки.

Помимо экспорта растровых изображений с «заточкой» под WEB, в программу была добавлено простое и элегантное решение для создания анимаций. Конечно же, с возможностью экспорта в SWF и анимированный GIF. Конечно, рисовать полноценные мультфильмы в Xara Xtreme будет сложновато, но зрелищную презентацию можно сваять без особых проблем. А в последних версиях программы можно проектировать несложные веб-сайты целиком. Итак, область применения программы очерчена предельно конкретно – веб-графика, создание презентаций, утилитарный графический дизайн. Программа вообще является идеальным инструментом для начинающих дизайнеров. Фактически, это один из наилегчайших путей приобщиться к работе с векторной графикой. Сверстать красочное объявление, визитку, обложку CD/DVD, пригласительный билет или поздравительный адрес в Xara Xtreme — буквально пара пустяков. Во всяком случае, личные усилия автора этой статьи по внедрению этой программы, с обучением пользователей квалификации «чайник» дали самые положительные результаты.

Даже матерые «корелисты», поставив Xara Xtreme любопытства ради, чаще всего так и оставляют его на жестком диске. Никогда не знаешь, когда может пригодиться пара оригинальных функций.

После такого вступления самое время посмотреть на саму программу. Пробную версию ее можно загрузить с сайта разработчиков – www.xara.com. Впрочем, пользователи, которым знакомы магические слова «варез» и «торрент», скорее всего, выберут альтернативные варианты получения софтины. Дистрибутив Xara Xtreme по-прежнему невелик – последняя версия «весит» всего лишь около 70 мегабайт. И это с учетом того, что в комплект вошел полноценный растровый редактор.

Интерфейс программы сильно напоминает CorelDraw. Все та же панель основных операций, панель инструментов, панель свойств, панель заливок. Да и большая часть операций в Xara Xtreme имеет сходство c Corel-овскими. Если вы уже знакомы с этим замечательным пакетом, то переучиваться не придется, а если нет – полученные навыки, безусловно, пригодятся, когда вы все-таки решите освоить CorelDraw.

Конечно, есть и отличия.

Пользователи, работавшие с CorelDraw, несомненно, обнаружат несколько неудобных моментов. Если скопировать объект в буфер и тут же вставить, он будет помещен со смещением. Кроме того, панель свойств в Xara Xtreme жестко связана с конкретным инструментом. То есть для того, чтобы, например, сменить гарнитуру шрифта, нужно сперва активировать Text Tool. Впрочем, первый «недостаток» легко обходится при помощи комбинации клавиш Ctrl+Shift+V или команды Clone, а второй – просто некритичен.

До недавнего времени основным источником критики программы был тот факт, что документы Xara могут содержать только одну страницу. Вообще- то, многостраничные документы, в основном, используются при верстке полиграфических макетов, а для утилитарных целей можно создать и несколько документов в отдельной папке. И все же разработчики сочли нужным устранить этот недочет. Последняя версия Xara Xtreme, пусть и несколько «перректально», но позволяет создавать многостраничные документы. А список команд обогатился функцией «Repeat on all pages» – размножить объект на всех страницах.

Говоря о Xara Xtreme, нельзя не упомянуть такой инструмент, как галереи (Gallery). Цвета, дизайн линий, шрифты, клипарты собраны в подборки-палитры, откуда их очень удобно вставлять в проекты. И функции галерей этим не исчерпываются. Управление слоями и кадрами анимаций тоже производится с их помощью (Layer и Frame Gallery). Самая же интересная галерея – Bitmap Gallery. Туда последовательно помещаются все импортируемые в рабочие документы растровые картинки. Их можно перебрасывать между открытыми документами, клонировать, экспортировать, использовать в качестве фона или заливки и даже применять к ним эффекты. Даже если картинка удалена, в галерее она будет висеть до тех пор, пока вы не закроете документ, в который она была вставлена.

К слову, об эффектах. Кроме встроенной библиотеки, содержащей стандартный набор фильтров, предусмотрена возможность запуска плагинов PhotoShop (.8bf). Разумеется, поддерживаются далеко не все плагины, однако большинство популярных фильтров от сторонних разработчиков работают нормально.

Встроенная утилита Color Editor, помимо изменения цвета векторных объектов, позволяет превратить любую растровую картинку в тонированную. Аналогичная утилита – Xara Picture Editor — поможет легко и быстро откорректировать основные параметры оной картинки, а также обрезать ее. Неприметная панелька Feather Control Bar справа от иконок дает возможность одним движением мыши смазать границы как векторных, так и растровых объектов.

Еще со времен CorelXara в состав программы входит трассировщик — утилита для создания векторных изображений на основе растровых (Bitmap Tracer). Работает она весьма и весьма неплохо, однако надо сказать, что, как ни колдуй с настройками, создаваемые эскизы все равно перегружены артефактами и годятся для использования лишь в оформительских целях, как художественный прием. Для мало-мальски серьезной работы (например, создания логотипов или пиктограмм на основе сканированного изображения) растровые картинки все равно приходится обрисовывать вручную. Естественно, возможен и обратный процесс, растеризация. Щелкните правой кнопкой мыши по нужному объекту и выберите в контекстном меню команду «Create Bitmap Copy».

С импортом-экспортом данных у Xara Xtreme тоже все в порядке. Поддерживается более двух десятков растровых и векторных форматов, включая Corel CMX, что позволяет без проблем обмениваться изображениями с CorelDraw. При экспорте в растровый формат можно сразу сгенерировать тэг для HTML и поместить его в буфер обмена.

Не так давно в комплект Xara Xtreme вошел растровый графический редактор Xtreme Photo Designer. Функциональность его – на уровне бесплатных аналогов PhotoShop или даже чуть выше. Несмотря на то, что это продукт сторонних разработчиков, он может похвастаться теми же достоинствами, что и Xara Xtreme: очень грамотный подбор функций – все нужное на месте (от коррекции «красных глаз» до продвинутой ретуши), простой, незамороченный интерфейс, быстродействие, многоуровневый откат и, само собой, поддержка фильтров от Photoshop.

Перед тем как приступить к работе в Xara Xtreme, следует создать рабочий шаблон: выбрать в опциях (Utilites\Options) размер рабочего листа, единицу измерений, шаг линеек. Возможно, понадобится включить эти самые линейки (Windows\Bars\Rulers). Если требуется, можно сразу нанести какие-то элементы, изменить фон. И сохранить шаблон командой File/Save Template. Если нужно, чтобы шаблон открывался сразу при запуске программы, поставьте галочку в поле «Use as default template».

С клипартом для Xara Xtreme в стране напряженка. Конечно, порывшись в Сети, вы найдете подходящие коллекции. Например, на www.artsides.ru. И старый диск с клипартом для CorelXara, который, повозившись, можно приспособить для использования в последней версии программы, откопать тоже вполне реально. А вот новые клипарты или просто retail CD-версию Xara Xtreme сыскать крайне проблематично.

Если вы все же каким-то образом сумели раздобыть заветный диск, нужно настроить соответствующую галерею (Design Gallery/Disc designs). Для удобства можно переписать папку с клипартами на жесткий диск и указать путь к ним. То же касается и заливок.
Все, можно начинать творить.

Инструменты Xara Xtreme мы рассмотрим во второй части статьи.

Юзич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2009 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета