Номинанты TEC Awards 2009

10 октября 2009 в Нью-Йорке состоится 25-я по счету ежегодная церемония награждений TEC Awards (Technical Excellence & Creativity Awards), в рамках которой по итогам прошедшего года отмечаются лучшие представители индустрии, а также звуковая техника и ПО. В голосовании уже участвуют не только читатели одного из самых популярных специализированных изданий MIX, как было раньше. В этом году любой может отдать свой голос, посетив интернет-страницу www.tecawards.org. Напомним также, что само мероприятие проходит совместно с одним из значимых профессиональных событий — осенним съездом сообщества звуковых инженеров (AES).

Итак, дата вполне юбилейная, причем и для нас, ведь мы начали отслеживать события на TEC Awards 10 лет назад, как только компьютерные технологии стали проникать в тогда еще закостенелую профессиональную общину избранных. Ведь оборудование стоило непомерных денег, а специалистов можно было пересчитать по пальцам.

Сейчас уже опубликован список номинантов на 25-ю церемонию, и с 3 августа началось голосование. Смотрим списки, и для начала приведем технические номинации.

Технические номинации

Довольно необычный список по сравнению с другими церемониями, впрочем, читайте сами…

. Аксессуары и дополнительное оборудование — наушники AKG K702, наушники Sennheiser HD800, усилитель Lab.gruppen PLM 14000, мастеринг-свитчер Manley Labs Backbone, разъем Neutrik convertCON XLR Connector, контроллер Novation Nocturn.

. Цифровые конверторы — Apogee Electronics Symphony 64 PCIe, Focusrite Saffire Pro 40, Millennia Media AD-R96/AD-D96, MOTU UltraLite Mk3, SSL MADI Extreme, TC Electronic Desktop Konnekt 6.

. Микрофонные предусилители — AEA RPQ Mic Pre with Curveshaper, Empirical Labs Model EL 9 Mike-E, Focusrite ISA One, Grace Design m101, Summit Audio ECS 410 Everest, Universal Audio 710 Twin-Finity.

. Записывающие устройства — Alesis ProTrack, Korg MR-2000S, Nagra VI, Sound Devices 788T, Tascam DR-100, Yamaha Pocketrak 2G.

. Концертные микрофоны — Astatic-CAD 930VPL Variable Pattern Boundary, DPA Microphones Model 4099, Earthworks Flexwand, Rode M1, Sennheiser E965, Telefunken M80.

. Студийные микрофоны — AKG C214, Brauner Valvet X, Holophone Portamic 5.1, Neumann TLM 67, Schoeps MK-22, Telefunken U48.

. Беспроводные (радио) системы — AKG DMS 700, Lectrosonics HM Plug-in Transmitter, Line 6 X2 XDR955, Mipro ACT 727, Shure URI-M Micro Bodypack, Sony DWT-B01/DWR-S01D Digital Wireless.

. Студийные мониторы — Adam Audio A5, Event Opal, Focal CMS65, Genelec 6010A/5040A, JBL LSR2300, M-Audio DSM2.

. Музыкальные инструменты — Arturia Origin Synth, Dave Smith Instruments Mopho, Moog Music The Moog Guitar, Nord Electro-3 73 Stage Piano/Organ, Spectrasonics Omnisphere, TC Electronic RH450 Bass Amp.

. Аппаратная обработка — Arsenal Audio by API ET-R24 Equalizer, Chameleon Labs 7802 Opto-Tube Compressor, Eventide Pitch Factor Harmonizer, SSL Logic E-Series X-Rack Modules, TC Electronic Power Core 6000, Universal Audio UAD-2 Quad.

. Программная обработка — Antares Audio Technologies Auto-Tune Evo, iZotope Ozone Mastering Suite, McDSP Retro Pack, TC Electronic LM5D for Pro Tools/HD, Universal Audio Moog Multimode, Waves Tony Maserati Collection.

. Рабочие станции — Bias Peak Pro XT6, Cakewalk SONAR V-Studio, Digidesign Pro Tools 8, MOTU Digital Performer 6, Steinberg Cubase 5, Studio Network Solutions Ellipse/Enterprise Fibre Channel HBA.

. Малые, вернее, небольшие :) микшерные консоли — Allen & Heath ZED R-16, Euphonix MC Control, PreSonus StudioLive 16.4.2, Roland M-48 Personal Mixer, Smart AV Tango, SSL Matrix.

Концертные акустические системы и микшеры, а также большие студийные микшеры приводить не будем, кто хочет узнать об этом, может зайти на сайт TEC Awards (www.tecawards.org).

Теперь прокомментируем некоторые моменты, которые могут оказаться актуальными и для нашего рынка. Итак, наушники AKG K702 и Sennheiser HD800 действительно сейчас считаются одними из самых лучших. K702 — это модифицированная версия популярной hi-end модели К701 с небольшими новациями, касающимися формы амбюшур, надежности. HD800 — практически абсолютно новая по концепции модель от Sennheiser, которая уже негласно называется «наушниками XXI века». И действительно, качество всех поражает, как, собственно, и характеристики, например, частотный диапазон — 10 Гц — 100 КГц. В продаже эти устройства появились весной этого года, цена высокая — около $1400, при этом как реклама идет фраза «ручная немецкая сборка». Скорость самого производства ограничена.

Цифровые конверторы… Технологическая линейка Focusrite Saffire Pro до сих пор остается одной из самых востребованных. Причем представители серии Saffire уверенно держатся в лидерах всевозможных рейтингов уже как минимум четыре года.

Также весьма предсказуемо можно увидеть портативный высококачественный Firewire-интерфейс MOTU UltraLite Mk3 — 24/192, 8 аналоговых входов/10 аналоговых выходов, SPDIF, MIDI I/O. В российских магазинах продается с конца лета прошлого года за чуть больше чем 30 тыс. рос. руб. Что касается Беларуси, неизвестно.

Студийные мониторы… Здесь одной из самых интересных позиций является M-Audio DSM2. Это средняя модель в линейке профессиональных цифровых мониторов DSM, цена на сайте USD 749.95, скорее всего, за штуку. В устройстве имеется ЦАП 24/192 и встроенный DSP, который отвечает за работу кроссовера и эквалайзера. Акустическая система двухполосная, общий частотный диапазон 42 Гц — 27 КГц. Мощность — 180 Ватт, при этом позиционируется как монитор ближнего поля. Вообще, DSM — это флагманская линейка студийных мониторов у M-Audio.

Микрофон AKG C-214 — это настоящая рабочая лошадка, причем очень неплохое решение от производителя. Долгое время AKG сохраняла статус производителя недорогих, но качественных многофункционалов. Можно вспомнить модели, которые равно хорошо подходили для записи голоса, инструментов, выездных сессий. Причем и стоили они не так дорого. С-214 стал славным продолжателем традиций, хотя цена достаточно высока (в российских магазинах примерно по 14 тыс. рос. руб.), но посмотрев на то, что эта модель позволяет сделать, приоритеты несколько меняются. Кстати, о ценах мы поговорим чуть позже. С-214 создавался как комплексная модель, в которой учтены все положительные нюансы серий С12 и С414, возможно, поэтому и номер этой серии неслучаен. Реализована специальная схемотехника. Напомним только, что С12 является топовой и практически самой дорогой моделью AKG, а 414-я серия — это как раз те многофункционалы, о которых шла речь. Для затравки скажем, что в С-214 имеется система защиты от искажений, вызываемых вибрациями и ветром, мембрана позолочена только с внешней стороны, обратная сторона, которая может соприкасаться с задним электродом, изолирована, таким образом, можно работать при высоком звуковом давлении. Вообще, плюсов много.

В разделе микрофонов удивило наличие портативного Holophone Portamic 5.1. Как вы понимаете, речь идет о записи 5.1. С одной стороны, для 5.1 хотелось бы иметь отдельную номинацию, потому как устройств выпускается достаточно много и они все востребованы. С другой — пока не совсем понятно взаимодействие HRTF и 5.1. Алгоритмы качественного преобразования имеются, только они не развиты. Почему на этом стоит заострить внимание? Дело в том, что 5.1 в таком случае можно заменить обычной микрофонной стереопарой (либо стереомикрофоном).

Музыкальные инструменты… Сейчас и у нас начинается любовь к продукции Dave Smith. Причем сам Дэйв когда-то занимался разработкой и выпуском только программных синтезаторов, вернее, одного. Если я правильно помню название того модуля, то это Revolution периода 97-98 гг., в котором было множество всевозможных ручек, а результат — не очень. Потом Дэйв решил, что ничего не заменит аналог и начал делать аналоговые синтезаторы. Идея была очень хорошо принята на фоне того, что все, кто раньше производил аналоговые синтезаторы, в новых моделях уже внедряли цифровую начинку. В этом году на TEC Awards номинируется Dave Smith Instruments Morpho, который во многом схематически повторяет Prophet’08 от этого же производителя, причем в прошлом году Prophet’08 выиграл номинацию. 100% аналоговый синтез с использованием фильтров фирмы Curtis.

На программном рынке конца 90-х среди конкурентов Дэйва Смита была компания Arturia. Она тогда разработала модульную студию синтеза Storm, а после занялась производством VST-инструментов, в основном эмулирующих аналоговые легенды прошлого (Moog, Roland и т.п.). Пару лет назад разработчики решили сделать аппаратное устройство, внутри которого находятся все эти программы. Получилось, правда, дорого, но музыкантам все понравилось. Если не ошибаюсь, впервые Arturia Origin Synth был номинирован один или два года назад на m.i.p.a. (церемония награждений Musikmesse).

Но конечно, наибольшие шансы на победу в разделе музыкальных инструментов у программы Spectrasonics Omnisphere. Это уникальный модуль, сочетающий в себе как синтез, так и сэмплерную информацию. Библиотека занимает порядка 42 Гб. Есть 8 независимых арпеджиаторов и вообще, описывать возможности Omnisphere — это как рассказывать голодному тонкости приготовления запеченной утки.

В разделе программной обработки все достаточно стандартно и ожидаемо, хотя о Waves Tony Maserati Collection мы еще не писали. Итак, кто такой Тони Мазерати? Это достаточно известный микс-инженер, работающий со стилями R&B, хип-хоп и поп. Можно сказать, представитель, или даже формирователь нью-йоркского звука в этих музыкальных направлениях. Начинал он еще в 80-х, самое известное для нашего слушателя имя, с которым он тогда работал — Whitney Houston. После, в 90-х было множество артистов, среди которых kd Lang, Mary J Blige, David Bowie, Usher, Puff Daddy, Notorious BIG, Jay-Z, R Kelly, Maxwell, Destiny's Child, Jennifer Lopez, Alicia Keys, Lil' Kim и Will Smith. В 2004 году он получил премию Grammy за работу над песней «Crazy In Love» (Beyonce). Также он был выдвинут на четыре номинации Grammy за работу над альбомом Elephunk группы Black Eyed Peas.

В марте 2007-го Тони дал интервью журналу «Sound On Sound», которое для многих стало настольным учебником. Там мастер поделился некоторыми своими секретами на примере одной из аранжировок:

. Баc из петли, образованной из фрагмента гитарного трека известной песни. Обработка: McDSP Filter Bank F2, Waves Renaissance Bass, TC Works Chorus/Delay.

. Барабаны были как живые, так и на базе сэмплов. Обработка: Waves Renaissance Equaliser, Digirack Expander/Gate II, TC Reverb One.
. Духовые и гитары обрабатывались Digirack D-Verb, Waves Renaissance Compressor, McDSP Filter Bank E6 (для гитар он убрал частоты ниже 48,4Гц и сделал узкий вырез в районе 229Гц).

. Вокал обрабатывался McDSP Filter Bank E6, Waves Renaissance Compressor, Renaissance EQ, L1 Ultramaximiser.

Напомню, что Мазерати — микс-инженер, обеспечивающий качественное сведение. Самым удивительноым для меня в его списке явилось использование L1 Ultramaximiser для обработки вокала. А список я привел для того, чтобы вы представляли себе, как получить нью-йоркский r’n’b звук.

Серия плагинов Waves Tony Maserati Collection разработана при участии микс-инженера и в принципе повторяет все его ключевые «фишки». В коллекцию входит шесть плагинов:

. Maserati GTi Guitar Toner — здесь вы получаете звучание гитар как у The Rapture, Rob Thomas и Bowie.

. Maserati VX1 Vocal Enhancer — получение звучания вокала как у Alicia Keys, Beyonce.

. Maserati DRM Drum Slammer — звучание ударных Black Eyed Peas, Usher и Christina Aguilera.

. Maserati HMX Harmonic Generator — яркая энергетика The Pussycat Dolls, Britney Spears, Mariah Carry.

. Maserati B72 Bass Phattener — массивный бас Notorious B.I.G., Jay-Z, и Mary J. Blige.

. Maserati ACG Acoustic Guitar Designer — обработка звучания акустических гитар Jason Mraz и kd Lang.

Как видите, эта коллекция является фаворитом в борьбе за победу в номинации лучшей программной обработки, и думается, что Waves Tony Maserati Collection потом появится во всех крупных рейтингах и номинациях. А на пользовательском рынке специалистов уже сейчас творится некое подобие бума в силу известных имен артистов и проектов.

Что касается моих ощущений после работы с модулями, есть хорошее рациональное зерно. Мне понравился голосовой энхансер, гармонайзер, «жирнитель» баса и модуль для обработки акустических гитар. Довольно интересно. Хотя, если честно, я не большой поклонник r’n’b, для меня что Timbaland, что шансон, что российско-белорусская эстрада — не слушаю:). Тем более что результаты, подобные работе плагинов коллекции, можно получить и другими путями, хотя бы воспользовавшись интервью Тони Мазерати как руководством к действию.

Вообще, политика Waves оправдывает себя. Первой ласточкой была коллекция SSL 4000, сделанная совместно со специалистами из культовой компании Solid State Logic, и она победила везде, где только можно. В прошлом году на TEC Awards первое место в разделе «лучшая программная обработка» выиграла Waves The API Collection — физическая эмуляция наиболее известных модулей от Automated Processes Incorporated. В этом они вообще подготовили настоящую бомбу. Молодцы.

В программной обработке также интересно наличие старых имен, а именно Antares и iZotope. Первая, по-моему, выпустила вечный модуль Auto-Tune, вторая уже набила оскомину со своим Ozone. Впрочем, в последнее время у iZotope дела идут достаточно хорошо. Самый интересный модуль — RX.
Рабочие станции… Для наших пользовательей актуальна тройка Cakewalk SONAR V-Studio, Digidesign Pro Tools 8, Steinberg Cubase 5, то есть эти продукты у нас распространены. Ничего больше добавить нельзя, разве что сказать о том, что в 2008-м победила Pro Tools 7.4.

Теперь стоит сказать о специфике именно этого списка технических номинатов TEC Awards. Чем же он так необычен? Фактически в нем отсутствуют бюджетные решения. То есть все достаточно дорого. При этом кризис сыграл довольно интересную шутку: разработчиков и производителей стало не намного меньше, но цены поползли вверх. Производство медиапродукции не может быть остановлено, и это все прекрасно понимают. А вот рост цен — любопытный признак.

Творческие номинации

Лично меня они радуют больше, потому как тут меньше r’n’b и много хороших имен (по моему скромному мнению). В частности, за лучшее звуковое обеспечение тура соревнуются Coldplay, Dave Matthews Band, Nine Inch Nails, Robert Plant & Alison Krauss, AC/DC (победитель прошлого года — The Police). Причем в прошлом году новый альбом Robert Plant & Alison Krauss также номинировался, но уже как лучший альбом, и выиграл. Вообще, альбомы Роберта Планта — это что-то невообразимое в плане звукового качества.

Идем далее. Из интересного:

. Лучший звук в кино — «Hellboy II: The Golden Army» (Universal Pictures), «Iron Man» (Paramount Pictures), «Slumdog Millionaire» (Fox Searchlight), «The Dark Knight» (Warner Bros. Pictures), «WALL-E» (Pixar). Победитель прошлого года — «Ультиматум Борна».

. Лучший звук в играх — «Dead Space» (Electronic Arts), «Gears of War 2» (Microsoft/Epic), «Killzone 2» (SCEA), «Little Big Planet» (Sony Computer Entertainment), «World of Warcraft: Wrath of the Lich King» (Blizzard). Победитель прошлого года — «Halo 3» (Microsoft Game Studios).

. Лучшая surround-запись — «Chris Botti in Boston»/Chris Botti (DVD), «Hit Man»/David Foster & Friends (BD), «If All Goes Wrong»/Smashing Pumpkins (DVD), «Legends Live at Montreux 1997» (BD), «Live at Wembley»/Foo Fighters (BD). Победитель прошлого года — «One Man Band»/James Taylor.

. Лучшая запись/сингл — Katy Perry “I Kissed a Girl”, Alicia Keys “No One”, David Byrne и Brian Eno “Strange Overtones”, Coldplay “Viva la Vida”, James Taylor “Witchita Lineman”. Победитель прошлого года — Foo Fighters “The Pretender”.

. Лучшая запись/альбом — James Taylor «Covers», David Byrne и Brian Eno «Everything That Happens Will Happen Today», Taylor Swift « Fearless», Saxophone Summit «Seraphic Light», Coldplay «Viva La Vida». Победитель прошлого года — Robert Plant & Alison Krauss «Raising Sand».

Хочется отметить, что это не чарты MTV, а TEC Awards, то есть большей частью выбор профессионалов и специалистов из области звукопроизводства.

В завершение

У нас почему-то привыкли отделять творчество как нечто эфемерное и малозначимое. На самом деле, музыка — это математика, звукорежиссура — физика. За каждым хорошо сделанным профессиональным продуктом стоит серьезное производство. Depeche Mode не нужно становиться заслуженными или народными артистами Великобритании, чтобы обеспечить себе старость, точно также как и большинству современных известных музыкантов было бы дико участвовать в каких-либо конкурсах молодых талантов даже на старте своей карьеры. Пахать, пахать и пахать… А также слушать и смотреть работы, номинирующиеся на TEC Awards в творческом разделе.

AKG K702
Sennheiser HD800
MOTU UltraLite Mk3
M-Audio DSM2. Вид спереди
M-Audio DSM2. Вид спереди
AKG C-214
Портативный Holophone Portamic 5.1
Dave Smith Instruments Morpho, который во многом схематически повторяет Prophet’08.
Dave Smith Instruments Morpho — 100% аналоговый синтез с использованием фильтров фирмы Curtis.
Синтез + сэмплер = Spectrasonics Omnisphere. 42 Гб сэмплов.
Maserati GTi Guitar Toner — здесь вы получаете звучание гитар как у The Rapture, Rob Thomas и Bowie
Maserati VX1 Vocal Enhancer — получение звучания вокала как у Alicia Keys, Beyonce
Maserati DRM Drum Slammer — звучание удартных Black Eyed Peas, Usher и Christina Aguilera
Maserati HMX Harmonic Generator — яркая энергетика The Pussycat Dolls, Britney Spears, Mariah Carry
Maserati B72 Bass Phattener — массивный бас Notorious B.I.G., Jay-Z, и Mary J. Blige
Maserati ACG Acoustic Guitar Designer — обработка звучания акустических гитар Jason Mraz и k.d. lang
iZotope Ozone4 внешне никак не изменился
Небольшой микшер SSL Matrix
Небольшой микшер Allen & Heath ZED R-16
Robert Plant & Alison Krauss в прошлом году получили приз TEC Awards за лучший альбом (кстати, за него же они взяли 5 Grammy). В этом году номинируются на лучший звук в туре. Простыми словами: если к вам в город приезжает с концертом Роберт Плант — обязательно идите.
James Taylor. В прошлом году TEC Awards за лучшую surround-запись, в этом номинируется на лучшую запись сингла и на лучший альбом.
Культовые личности David Byrne и Brian Eno — номинации на лучший сингл и альбом
Coldplay участвует сразу в трех номинациях

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2009 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета