InDesign. Иллюстративный материал
Иллюстрации — это важнейший элемент в оформлении какого бы то ни было издания: художественного или научного. Сколь аккуратно ни была бы выполнена верстка текста и математики, некачественно воспроизведенные иллюстрации, если они есть, способны испортить впечатление о любой блестящей работе. Поэтому для того, чтобы дизайнер-верстальщик не допускал ошибок при подготовке иллюстративного материала, существуют специализированные технические правила, нарушение которых довольно резко снижает качество издания.
Итак, первое и самое главное правило гласит: иллюстративный материал всего издания должен быть подготовлен по единому образцу. Нарушение этого единства приведет к неизбежному снижению качества всего издания.
Сама по себе иллюстрация как категория дизайна может быть двух видов: информационная графика и редакционная иллюстрация.
1. Информационная графика (инфографика).
Категория графических объектов, призванная визуально отображать информацию о каких-либо комплексных статистических или научных данных (диаграммы, графики, карты и т.п.). Распространена в газетах, журналах, научных публикациях, презентациях и годовых отчетах. Главное отличие от обычной графики – точность (относится и к масштабу, и к пропорциям, и к однородности единиц измерения). При создании графика или диаграммы, в которых сравнивается количество, необходимо убедиться в том, что соотношение иллюстрируется четко.
Информационная графика возникла синтетически из альянса графики и статистики. В качестве примера приведу историю, случившуюся в 90-х годах XIX столетия в Лондоне. Правительство Великобритании было потрясено резкой волной смертей. Врачи причину установить не смогли, так как никаких видимых предпосылок не нашлось. В исследование включились самые разные специалисты. В итоге после тщательного анализа и сравнения возрастов, занятий, происхождения, привычек и мест, где люди жили, ученые нашли ниточку. Выяснилось, что дома всех умерших были расположены в пределе двух кварталов от доков и стояли преимущественно на болотистой почве, а все пострадавшие использовали для питья и прочих хозяйственных нужд воду, которая была загрязнена отходами, сбрасываемыми в Темзу. В этом случае только карта, в которую втыкались булавки, отмечавшие места проживания людей, помогла определить реальную причину. По-другому в то время уловить связь бы не получилось.
Сегодня мы уже и не представляем жизни без использования инфографики. Ко всему прочему, этот вид иллюстративного материала очень существенно сокращает время восприятия информации: слишком ограниченное время для тщательного изучения прессы отведено у современного человека, а информационные графики извлекают информацию, содержащуюся в статье или рассказе, сжимают, резюмируют и представляют ее таким образом, что вместо минут или часов для того, чтобы охватить ее, требуются считанные секунды. Они облегчают усвоение информации и понимание взаимоотношений между представленными данными.
2. Редакционная графика (редакционная иллюстрация).
Так называемая редакционная иллюстрация отличается от информационной. Ее функция - зачастую не уточнять, а украшать издание. Такая иллюстрация работает для усиления воздействия информации на читателя и для создания визуального образа того, о чем повествуется. Диапазон этого вида графики довольно широк – это и книжные обложки, и сопроводительные рисунки, и различные календари, постеры и т.д. Огромный плюс для людей, работающих в этом направлении, то, что нет очень жесткой необходимости соблюдать точность в передаче данных, и остается гораздо больше возможностей для творчества.
Существуют следующие разновидности редакционной иллюстрации:
. Техническая графика.
Зачастую узкоспециализированная, представляющая собой графики, диаграммы, схемы, чертежи, карты. Диапазон сложности – от самых простейших, выражающихся несколькими прямыми линиями, до сложнейших детальных чертежей. Подготовка технического иллюстратора не заканчивается общим развитием и поверхностным представлением о предмете. Именно поэтому знания и умения типографского дизайнера зачастую здесь неприменимы, и заказчик готовит подобные разработки сам.
. Книжные обложки.
Вы спросите, с какой стати им отводят особое место? Все просто. Книга не может обойтись без обложки, и чем интереснее эта обложка, чем точнее она отражает, о чем это издание, тем больший спрос на такую книгу. Возникла потребность в идеях.
В последние десятилетия очень активно стала развиваться сфера графического дизайна. Стало доступно освоение принципов работы в графических программах. Что называется, было бы желание. Люди, имеющие художественные навыки, получили возможность расширить диапазон своей деятельности и предложить свои работы уже не в рукотворном варианте, а в электронном.
Постепенно эта разновидность редакционной иллюстрации стала собственной ветвью графики, появилось разделение на стили. В качестве примера: в графике художественных книг, чаще всего используются образы людей, научная фантастика фигурирует схемами, алгоритмами, сферами и т.д. Направления активно развиваются.
. Иллюстрации в СМИ.
Информационная нагрузка иллюстраций, располагающихся в периодических изданиях – усиление воздействия текста, своеобразное приглашение. Читатель, увидев картинку, должен захотеть ознакомиться со статьей. Ко всему прочему, иллюстративный материал визуально очерчивает тематику статьи, или, на крайний случай, дает повод задуматься, о чем в ней может быть написано. Во всех СМИ к рисункам предъявляются разные требования: одним требуется «клубничка», другие предпочитаю ханжеские пуританские иллюстрации; одни хотят видеть на страницах издания легкость, незамкнутость линий, другие – по-восточному насыщенные деталями и эмоциями рисунки. В любом случае, весь графический материал, независимо от предпочтений конкретного издания, должен обладать позитивным настроем, быть «светлым» и не «грузить» читателя тяжеловесностью.
Но, каким бы стилем ни была оформлена обложка или внутренние иллюстрации, для того, чтобы их разместили, нужно соблюсти ряд требований.
Итак, откуда же берутся иллюстрации, которые в дальнейшем попадают в издание?
. Первый вариант – это фотографии. С распространением цифровой фотографии получить фотоснимок довольно неплохого качества, не имея профессиональных навыков, стало очень просто и легко (не имею в виду профессиональные издания с очень высоким качеством иллюстраций).
. Второй источник – это сканирование. Здесь потребуются базовые знания по работе с графическими редакторами, впрочем, как и в предыдущем варианте, так как нередко фотоснимки или отсканированные иллюстрации требуют вмешательства.
. Третий источник – фотобанки в Интернете. Существует несколько разновидностей фотокопилок: платные и бесплатные. Приобретя фотоснимок в серьезном фотобанке, можно быть уверенным в том, что авторские права не нарушаются и можно использовать эту иллюстрацию в своих целях. Бесплатные сервисы по скачиванию рисунков не гарантируют этого и можно попасть в неприятную ситуацию.
. Четвертый вариант – это снятие копий с экрана. Наиболее распространенный вариант иллюстрирования в литературе обучающей направленности.
Если три первых варианта понятны, то на последнем я немного задержусь и объясню принципы.
Итак, для того, чтобы копия экрана соответствовала редакционным требованиям, нужно выполнить следующие действия, при этом придерживаясь единожды выбранного варианта на протяжении всей книги или же другого издания:
. Установить разрешающую способность экрана минимум 800600 при качестве графического отображения True Color (на крайний случай High Color);
. Отменить эффект сглаживания экранных шрифтов. В Windows XP это можно осуществить, если зайти «по адресу»: Мой компьютер Панель управления Экран Эффекты.
. Определить в окне Свойства Экран (вкладка Оформление) принципы оформления. В качестве примера: Заголовок активного окна – значения Цвет и Цвет2 равны: К-48, З-52, С-48; Заголовок неактивного окна — К-200, З-200, С-200; Рельефные объекты — К-240, З-236, С-240; Шрифт — обязательно черный; Рабочий стол — белый; Рабочая область приложения — К-236, З-236, С-236; Выделенный пункт меню — К-48, З-52, С-48.
В Панели задач, Панели быстрого запуска и System tray нужно оставить только значки тех программ, которые нужны для работы над конкретным изданием, а с рабочего стола удалить все лишние ярлыки.
Чтобы снять копию экрана, на клавиатуре следует нажать клавишу Print Screen (PrtSc), а если требуется копия только активного окна, то для этой операции потребуется комбинация клавиш Alt + Print Screen (PrtSc).
После этих действий, нужно запустить любой графический редактор, поддерживающий работу с растровой графикой (наиболее популярен Adobe Photoshop) и вставить этот рисунок, который получился, в новое окно с разрешением не менее трехсот dpi. Для этого можно воспользоваться двумя способами: либо создать новое окно (File New) и определить все критерии, либо в меню Edit выбрать команду Paste as new image, которая позволит создать новый рисунок из буфера обмена. Очень нежелательно менять геометрические размеры и разрешение полученных скриншотов (снимков окна), так как это снизит качество.
Независимо от того, каким образом получен файл, его нужно сохранить на жестком диске компьютера. Здесь есть некоторые рекомендации, так как не все форматы графических файлов подходят для дальнейшего заверстывания их в оригинал-макет. Но об этом в следующей статье.
Продолжение следует…
Мария Рыжкова
Итак, первое и самое главное правило гласит: иллюстративный материал всего издания должен быть подготовлен по единому образцу. Нарушение этого единства приведет к неизбежному снижению качества всего издания.
Сама по себе иллюстрация как категория дизайна может быть двух видов: информационная графика и редакционная иллюстрация.
1. Информационная графика (инфографика).
Категория графических объектов, призванная визуально отображать информацию о каких-либо комплексных статистических или научных данных (диаграммы, графики, карты и т.п.). Распространена в газетах, журналах, научных публикациях, презентациях и годовых отчетах. Главное отличие от обычной графики – точность (относится и к масштабу, и к пропорциям, и к однородности единиц измерения). При создании графика или диаграммы, в которых сравнивается количество, необходимо убедиться в том, что соотношение иллюстрируется четко.
Информационная графика возникла синтетически из альянса графики и статистики. В качестве примера приведу историю, случившуюся в 90-х годах XIX столетия в Лондоне. Правительство Великобритании было потрясено резкой волной смертей. Врачи причину установить не смогли, так как никаких видимых предпосылок не нашлось. В исследование включились самые разные специалисты. В итоге после тщательного анализа и сравнения возрастов, занятий, происхождения, привычек и мест, где люди жили, ученые нашли ниточку. Выяснилось, что дома всех умерших были расположены в пределе двух кварталов от доков и стояли преимущественно на болотистой почве, а все пострадавшие использовали для питья и прочих хозяйственных нужд воду, которая была загрязнена отходами, сбрасываемыми в Темзу. В этом случае только карта, в которую втыкались булавки, отмечавшие места проживания людей, помогла определить реальную причину. По-другому в то время уловить связь бы не получилось.
Сегодня мы уже и не представляем жизни без использования инфографики. Ко всему прочему, этот вид иллюстративного материала очень существенно сокращает время восприятия информации: слишком ограниченное время для тщательного изучения прессы отведено у современного человека, а информационные графики извлекают информацию, содержащуюся в статье или рассказе, сжимают, резюмируют и представляют ее таким образом, что вместо минут или часов для того, чтобы охватить ее, требуются считанные секунды. Они облегчают усвоение информации и понимание взаимоотношений между представленными данными.
2. Редакционная графика (редакционная иллюстрация).
Так называемая редакционная иллюстрация отличается от информационной. Ее функция - зачастую не уточнять, а украшать издание. Такая иллюстрация работает для усиления воздействия информации на читателя и для создания визуального образа того, о чем повествуется. Диапазон этого вида графики довольно широк – это и книжные обложки, и сопроводительные рисунки, и различные календари, постеры и т.д. Огромный плюс для людей, работающих в этом направлении, то, что нет очень жесткой необходимости соблюдать точность в передаче данных, и остается гораздо больше возможностей для творчества.
Существуют следующие разновидности редакционной иллюстрации:
. Техническая графика.
Зачастую узкоспециализированная, представляющая собой графики, диаграммы, схемы, чертежи, карты. Диапазон сложности – от самых простейших, выражающихся несколькими прямыми линиями, до сложнейших детальных чертежей. Подготовка технического иллюстратора не заканчивается общим развитием и поверхностным представлением о предмете. Именно поэтому знания и умения типографского дизайнера зачастую здесь неприменимы, и заказчик готовит подобные разработки сам.
. Книжные обложки.
Вы спросите, с какой стати им отводят особое место? Все просто. Книга не может обойтись без обложки, и чем интереснее эта обложка, чем точнее она отражает, о чем это издание, тем больший спрос на такую книгу. Возникла потребность в идеях.
В последние десятилетия очень активно стала развиваться сфера графического дизайна. Стало доступно освоение принципов работы в графических программах. Что называется, было бы желание. Люди, имеющие художественные навыки, получили возможность расширить диапазон своей деятельности и предложить свои работы уже не в рукотворном варианте, а в электронном.
Постепенно эта разновидность редакционной иллюстрации стала собственной ветвью графики, появилось разделение на стили. В качестве примера: в графике художественных книг, чаще всего используются образы людей, научная фантастика фигурирует схемами, алгоритмами, сферами и т.д. Направления активно развиваются.
. Иллюстрации в СМИ.
Информационная нагрузка иллюстраций, располагающихся в периодических изданиях – усиление воздействия текста, своеобразное приглашение. Читатель, увидев картинку, должен захотеть ознакомиться со статьей. Ко всему прочему, иллюстративный материал визуально очерчивает тематику статьи, или, на крайний случай, дает повод задуматься, о чем в ней может быть написано. Во всех СМИ к рисункам предъявляются разные требования: одним требуется «клубничка», другие предпочитаю ханжеские пуританские иллюстрации; одни хотят видеть на страницах издания легкость, незамкнутость линий, другие – по-восточному насыщенные деталями и эмоциями рисунки. В любом случае, весь графический материал, независимо от предпочтений конкретного издания, должен обладать позитивным настроем, быть «светлым» и не «грузить» читателя тяжеловесностью.
Но, каким бы стилем ни была оформлена обложка или внутренние иллюстрации, для того, чтобы их разместили, нужно соблюсти ряд требований.
Итак, откуда же берутся иллюстрации, которые в дальнейшем попадают в издание?
. Первый вариант – это фотографии. С распространением цифровой фотографии получить фотоснимок довольно неплохого качества, не имея профессиональных навыков, стало очень просто и легко (не имею в виду профессиональные издания с очень высоким качеством иллюстраций).
. Второй источник – это сканирование. Здесь потребуются базовые знания по работе с графическими редакторами, впрочем, как и в предыдущем варианте, так как нередко фотоснимки или отсканированные иллюстрации требуют вмешательства.
. Третий источник – фотобанки в Интернете. Существует несколько разновидностей фотокопилок: платные и бесплатные. Приобретя фотоснимок в серьезном фотобанке, можно быть уверенным в том, что авторские права не нарушаются и можно использовать эту иллюстрацию в своих целях. Бесплатные сервисы по скачиванию рисунков не гарантируют этого и можно попасть в неприятную ситуацию.
. Четвертый вариант – это снятие копий с экрана. Наиболее распространенный вариант иллюстрирования в литературе обучающей направленности.
Если три первых варианта понятны, то на последнем я немного задержусь и объясню принципы.
Итак, для того, чтобы копия экрана соответствовала редакционным требованиям, нужно выполнить следующие действия, при этом придерживаясь единожды выбранного варианта на протяжении всей книги или же другого издания:
. Установить разрешающую способность экрана минимум 800600 при качестве графического отображения True Color (на крайний случай High Color);
. Отменить эффект сглаживания экранных шрифтов. В Windows XP это можно осуществить, если зайти «по адресу»: Мой компьютер Панель управления Экран Эффекты.
. Определить в окне Свойства Экран (вкладка Оформление) принципы оформления. В качестве примера: Заголовок активного окна – значения Цвет и Цвет2 равны: К-48, З-52, С-48; Заголовок неактивного окна — К-200, З-200, С-200; Рельефные объекты — К-240, З-236, С-240; Шрифт — обязательно черный; Рабочий стол — белый; Рабочая область приложения — К-236, З-236, С-236; Выделенный пункт меню — К-48, З-52, С-48.
В Панели задач, Панели быстрого запуска и System tray нужно оставить только значки тех программ, которые нужны для работы над конкретным изданием, а с рабочего стола удалить все лишние ярлыки.
Чтобы снять копию экрана, на клавиатуре следует нажать клавишу Print Screen (PrtSc), а если требуется копия только активного окна, то для этой операции потребуется комбинация клавиш Alt + Print Screen (PrtSc).
После этих действий, нужно запустить любой графический редактор, поддерживающий работу с растровой графикой (наиболее популярен Adobe Photoshop) и вставить этот рисунок, который получился, в новое окно с разрешением не менее трехсот dpi. Для этого можно воспользоваться двумя способами: либо создать новое окно (File New) и определить все критерии, либо в меню Edit выбрать команду Paste as new image, которая позволит создать новый рисунок из буфера обмена. Очень нежелательно менять геометрические размеры и разрешение полученных скриншотов (снимков окна), так как это снизит качество.
Независимо от того, каким образом получен файл, его нужно сохранить на жестком диске компьютера. Здесь есть некоторые рекомендации, так как не все форматы графических файлов подходят для дальнейшего заверстывания их в оригинал-макет. Но об этом в следующей статье.
Продолжение следует…
Мария Рыжкова
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2009 год в рубрике soft