IT-индустрия: маршрут возрождения

Лето понемногу заканчивается, и вся мировая IT-индустрия уже как бы сгруппировалась перед прыжком. Сам прыжок должен произойти осенью-зимой – большинство участников компьютерного и телекоммуникационного рынка рассчитывают, что именно в это время мировая экономика начнет реально выходить из кризиса. К счастью, признаки этого уже есть. Спрос на IT-продукты и услуги начал потихоньку расти.

Тенденции

Мировой спрос на процессоры во II квартале нынешнего года вырос на 10% по сравнению с показателем первого квартала. Такие данные приводит аналитическая компания IDC. При этом доходы производителей от продаж процессоров за квартал выросли на 8%. Но по сравнению с показателем II квартала 2008 года спрос на чипы упал на те же 8%, а доход производителей от их продажи – на 15%.

Поставки процессоров Intel во II квартале этого года выросли на 12,5% по сравнению с первым кварталом. Продажи чипов Atom за это же время увеличились на 34%. А вот AMD смогла увеличить свои квартальные продажи лишь на два процента.

Представители IDC подчеркивают, что говорить о росте спроса на персональные компьютеры пока рано. Увеличение спроса на процессоры, по их мнению, во многом связано с тем, что у производителей ПК закончились складские запасы чипов. С другой стороны, это означает, что производство не сворачивалось, а значит, спрос на «персоналки» все-таки не упал слишком низко.

Производители

У Acer появился шанс обойти Hewlett-Packard и занять лидирующую позицию в потребительском секторе рынка ноутбуков в III квартале этого года. Во II квартале HP удалось поставить розничным продавцам 4,86 млн ноутбуков, а Acer – 4,75 млн ноутбуков. Более того, разница в долях в рамках потребительского сектора составила лишь 0,5%. При этом, по сообщениям индустриальных источников, HP снижает объемы производства, а Acer, наоборот, увеличивает. Все это позволяет аналитикам прогнозировать следующее развитие ситуации: в III квартале Acer наконец удастся обойти HP в рамках потребительского сектора с точки зрения объема поставок ноутбуков. Правда, в корпоративном секторе позиции HP по-прежнему сильны.

Прибыль Cisco Systems в IV финансовом квартале, который завершился 25 июля, упала на 18% и составила $8,5 млрд. При этом чистый доход компании снизился до $1,1 млрд или 0,19 доллара на акцию. Однако как заявил глава компании, Cisco в рамках упомянутого квартала отметила позитивные знаки, которые могут свидетельствовать о начале восстановления в мировой экономике и бизнеса компании. «Велики шансы, что в будущем, оглядываясь назад, мы будем считать переломным моментом именно четвертый квартал», – говорят в Cisco.

Компания Sony Ericsson в ближайшее время может выйти на зарождающийся рынок так называемых смартбуков – мини-компьютеров, представляющих собой нечто среднее между традиционными смартфонами и нетбуками. Правда, конкретной информации о планах Sony Ericsson пока не слишком много. Как сообщают интернет-издания со ссылкой на данные, полученные из тайваньских источников, свой первый смартбук шведско-японский производитель мобильных телефонов может представить до конца нынешнего года.

В основу мини-компьютера Sony Ericsson, по всей видимости, ляжет аппаратная платформа на базе ARM-процессора: это может быть либо Qualcomm Snapdragon, либо nVidia Tegra. Смартбук получит модуль для работы в сотовых сетях, а диагональ дисплея не превысит 12 дюймов.

Добавлю, что на конец года выпуск смартбуков запланировали и многие другие компании. В их число входят Acer, Foxconn Electronics, Pegatron Technology, Compal Electronics, Inventec Appliances и Mobinnova. Возможность выхода на рынок смартбуков рассматривает также Hewlett-Packard.

Интернет-бизнес

Во II квартале этого года американцы потратили на онлайн-покупки $30,2 млрд, что на 1% меньше расходов за аналогичный период прошлого года. За всю историю исследований comScore это лишь второй случай, когда электронная коммерция в США показала отрицательную динамику. Впервые расходы на покупки через Интернет снизились на 3% в IV квартале 2008 года, после чего по итогам первого квартала 2009 года показатель активности интернет- покупателей достиг уровня прошлого года.

Снижение объемов рынка электронной торговли во II квартале председатель правления ComScore Джан Фульгони объясняет возросшим количеством безработных, повышением цен на нефть, а также стремлением населения к тотальному сокращению расходов. По мнению Фульгони, для повышения покупательской способности населения понадобится еще некоторое время.

С другой стороны, во II квартале аналитики ComScore отметили увеличение спроса на такие продуктовые сегменты, как «игрушки и хобби», «книги и журналы», а также «видеоигры, игровые консоли и аксессуары».

Компания Publicis Groupe SA согласилась на приобретение Razorfish, агентства интернет-рекламы, до сих пор принадлежащего корпорации Microsoft. Сумма сделки составит около $530 млн. Razorfish присоединилось к Microsoft в 2007 году в рамках поглощения компании Aquantive за $6 млрд. В рамках этой сделки софтверный гигант завладел также рекламным агентством Atlas и сетью онлайн-рекламы DrivePM.

Ожидается, что за приобретение Razorfish французская рекламная компания Publicis Groupe заплатит наличными и собственными акциями. Также в рамках сделки компании (Publicis Groupe и Microsoft) заключат некий «стратегический альянс». Впрочем, как раз по поводу этого альянса пока обнародовано ничтожно мало конкретной информации.

Мобильные телефоны

В то время как высокотехнологичные смартфоны, камерофоны и коммуникаторы по известным причинам остаются лишь пределом мечтаний большинства потребителей, лидерами продаж на мировых рынках становятся бюджетные телефоны с базовым набором возможностей. Таковы результаты недавнего исследования, проведенного компанией Juniper Research.

По прогнозам аналитиков, к 2014 году продажи телефонов нижнего ценового диапазона достигнут 700 млн штук, что составит более половины всего мирового рынка. Для сравнения: объем продаж смартфонов к этому времени составит 360 млн штук. Тяжелее всего придется Sony Ericsson и Motorola, так как продажи устройств среднего уровня в ближайшие пять лет сократятся на 40%. Основными рынками для продаж дешевых телефонов станут развивающиеся страны. В одной только Индии, по мнению аналитиков, в 2014 году будут покупать каждый четвертый выпущенный в мире бюджетный телефон.

По ожиданиям специалистов Juniper Research, 80% всех продаж мобильных телефонов будет приходиться на долю смартфонов и бюджетных телефонов: рост этих секторов рынка составит миллиард штук в год. В этой ситуации хорошие перспективы появятся также у продукции Nokia, Apple и RIM.

Кадры

Майк Зафировски, президент и исполнительный директор Nortel Networks, обанкротившегося канадского поставщика телекоммуникационного оборудования, оставит руководящий пост в течение ближайших недель. До появления в ноябре 2005 года в Nortel Майк Зафировски занимал пост президента и операционного директора Motorola. Топ-менеджер надеялся полностью изменить бизнес-модель компании, приведя с собой команду бывших руководителей General Electric и IBM. Однако в январе нынешнего года Nortel объявила о банкротстве и сейчас распродает активы, чтобы рассчитаться с кредиторами.

Недавно Nortel получила разрешение американских и канадских судов на продажу своего бизнеса корпоративных продуктов компании Avaya за $475 млн либо на аукционе. В конце июля Ericsson выиграла войну предложений за беспроводной бизнес Nortel, обязавшись заплатить $1,13 млрд за подразделение по выпуску CDMA-оборудования и разработке LTE-технологий. На это подразделение также претендовали Nokia Siemens Networks, предлагавшая $650 млн, и инвестиционная компания MatlinPatterson, которая была готова заплатить $725 млн. Любопытно, что Research in Motion, потратившая за два года на скупку патентов более $1 млрд, не смогла участвовать в аукционе, так как Nortel отстранила эту компанию в ходе торгов.

К концу августа Nortel надеется найти покупателей для еще одного своего крупного подразделения – Metro Ethernet, занимающегося разработкой решений для организации интернет-сетей уровня города.

Инновации

Сенсорный планшет Apple принесет компании более $1 млрд выручки лишь по итогам 2010 года, то есть за первые 12 месяцев существования продукта. Такой прогноз дают аналитики Piper Jaffray, уверенные в успехе будущего гаджета. По мнению аналитиков, в первый год компания сможет реализовать около 2 млн устройств, стоимость которых составит около $600 за штуку. Таким образом, планшет принесет «яблочной компании» $1,2 млрд дополнительной выручки. На первоначальном этапе устройство будет пользоваться спросом у сравнительно небольшого круга потребителей, однако даже в этом случае спрос на него будет более высоким, чем на Apple TV. Напомню, что за первый год этот нишевый продукт разошелся в количестве 1,2 млн экземпляров.

По данным консалтинговой компании Piper Jaffray, планшет будет представлен в начале 2010-го, а не в этом году, как сообщали некоторые источники ранее. То, что планшет будет представлен и поступит в продажу в будущем году, утверждает и собственный источник AppleInsider.

Представители Piper Jaffray, в частности, рассказали журналистам: «На позапрошлой неделе мы беседовали с азиатскими поставщиками, которые получили заказы на изготовление деталей для будущего планшета Apple с сенсорным экраном. Поставщики утверждают, что исполнение заказов намечено на конец 2009 календарного года. Это говорит о том, что устройство, скорее всего, поступит в продажу в начале 2010 года».

Планшет будет позиционироваться как промежуточный продукт между iPod touch и наиболее дешевым MacBook. Это не будет нетбук, которого все так долго ждали от Apple, устройство не будет называться нетбуком и не будет сравниваться с ними. Основными покупателями нового гаджета, по мнению аналитика Piper Jaffray Джина Манстера, будут люди, которым необходим удобный и недорогой компьютер для web-серфинга и работы с электронной почтой. «Мы полагаем, что стоимость планшета составит примерно 50-70% от стоимости 1000-долларового MacBook'a и что это устройство предложит отличные возможности для своей целевой группы потребителей. Устройство составит конкуренцию нетбукам, хотя нетбуком являться не будет. На нем можно будет смотреть фильмы, играть в игры и читать электронные книги».

Уже известно, что планшет будет работать под управлением модифицированной версии iPhone OS, а его пользователи получат доступ к App Store. «Нет смысла отказываться от интеграции App Store в устройство. В настоящий момент мы являемся свидетелями отличной связки iPhone+App Store, и не использовать App Store в новом устройстве просто бессмысленно», – утверждают эксперты. Большой экран откроет новые возможности, которые отсутствуют в iPhone. Появится полноценная реализация многозадачности, которой нет в смартфоне.

По правде говоря, слухи о возможном появлении планшета Apple ходят уже несколько лет. В последнее время они звучат довольно противоречиво. По данным одних источников, в новом планшете будет стоять 10-дюймовый экран и Apple якобы уже заказала такие экраны у Wintek. По сообщению же аналитической компании Kaufman Bros, Apple пока еще не решила, какую именно диагональ использовать, и рассматривает экраны с диагональю от 4 до 12 дюймов. Согласно китайским СМИ, производство планшета начнется уже в сентябре нынешнего года, им будет заниматься Foxconn.

К слову, ранее в ассортименте Apple уже был подобный продукт, но в конце 90-х она отказалась от его производства. Работа над новым планшетом шла не менее четырех лет.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета