Xoro HXS 535 – акустическая система для бюджетного домашнего кинотеатра

Начать данный материал хотелось бы с прояснения вопроса о том, какой смысл каждый из пользователей вкладывает в расхожее словосочетание "домашний кинотеатр". Впрочем, ответ на этот вопрос будет столь же многообразным, сколь разнообразен человек в своей сущности. Ведь четкого определения данного понятия не существует. В идеале это должна быть затемненная комната, отделанная специальным, не допускающим акустических и оптических ревербераций, материалом, с большим экраном, проектором, проигрывающим устройством и приличной стоимости акустической системой 5.1 (или же 7.1).

Однако сколько найдется среди нас людей, имеющих возможность выделить для этих целей комнату и потратить весьма внушительную сумму денег на ее отделку и оборудование? Правильно – немного, а точнее – единицы. И дело здесь даже не всегда в деньгах, (благо, проблема в основном в комнате, на все остальное можно накопить), а скорее в личных пристрастиях. Ведь не все мы заядлые киноманы. Значит, кое-что из идеального комплекта можно упростить или и вовсе упразднить. Убираем комнату, с ней уходит отделка, экран и проектор можно заменить ЖК-телевизором, и единственное, что у нас остается неизменным по концепции, но меняется по стоимости – акустическая система 5.1.

Совсем недавно мы уже знакомились с комплектом колонок формата 5.1 производства компании MAS Elektronik AG, выступающей под торговой маркой Xoro. Речь шла о Xoro HXS 614. Напомним, что основными отличительными особенностями этой системы являются дорогой внешний вид, внушительные габариты и не менее внушительная суммарная мощность. Однако, далеко не всем нужна столь высокая мощность, да и переплачивать за ее
невостребованный диапазон захочет не каждый, хотя у Xoro очень демократичный подход к ценообразованию. Главное, что свободно использовать столь габаритные колонки позволит далеко не всякая жилплощадь. Впрочем, рассмотренный комплект HXS 614 – является верхним продуктом линейки акустики Xoro, и помимо него, в ряду есть еще две системы формата 5.1 – HXS 435 и HXS 535. Первая обладает наименьшей суммарной мощностью – 105 Вт, а вторая является некой промежуточной моделью между HXS 435 и рассмотренной ранее HXS 614. Именно с Xoro HXS 535 мы и предлагаем познакомиться в данном обзоре.

Технические характеристики

Каждый волен выбирать акустическую систему по-своему. Один человек первым делом смотрит на дизайн и внешний вид, другой хочет сразу послушать звучание, третий интересуется техническими подробностями, ну а кого-то более интересует цена. Тем не менее, наиболее логичным, на наш взгляд, началом знакомства с конкретным комплектом колонок, является ознакомление с техническими характеристиками, приведенными в нижеследующей таблице.

Что можно сказать, глядя на приведенные данные? Первое, что можно отметить, это значительно меньшую, чем у старшей модели, суммарную мощность комплекта – максимум HXS 535 составляет 170 Вт. Тем не менее, этого должно быть вполне достаточно для озвучивания комнаты площадью около 25-30 кв. метров. Соответствующим образом уменьшились габариты и вес системы, что во многих случаях будет плюсом, ведь никто не любит загромождать жилплощадь, пусть даже полезными вещами. Но не будем увлекаться разглядыванием сухих цифр – основные параметры мы уже отметили, лучше перейдем к непосредственному знакомству с самой системой.



ПроизводительСабвуферФронтТылЦентр
Мощность, Вт (RMS)552 x 252 x 2025
Дапазон воспроизводимых частот, Гц35 - 180100 - 20 000
Габариты (Д х Ш х Г), мм205 х 310 х 360161 х 152 х 261310 х 160 х 135
Чувствительность, дБ> 70
Вес, кг23 (комплект)

Упаковка и комплектация

Акустическая система упаковывается в адекватных размеров картонную коробку с цветной полиграфией. Комплект поставки включает в себя следующий набор предметов:

. набор акустических кабелей для подключения сателлитов;
. три сигнальных кабеля с парными RCA на обоих концах;
. пульт дистанционного управления с элементами питания;
. руководство по эксплуатации;
. запасной предохранитель плавкого типа.

В целом комплект вполне стандартен. Набор сигнальных кабелей предполагает подключение системы к DVD-плееру, хотя в последнее время сердцем домашнего кинотеатра часто является компьютер. Так что наличие еще тройки кабелей с разъемами 3.5 мм, мини-джек с одной стороны и 2 RCA с другой были бы явно не лишними.

Дизайн

Выглядит система достаточно эффектно, можно сказать, дороже, чем она стоит. Использование для построения корпусов колонок плит MDF с двумя цветами покрытия – одно с текстурой под светлое дерево, другое однотонное серое – является весьма удачным дизайнерским решением. Немаловажную роль в общей композиции играет и то, что диффузоры среднечастотных динамиков сателлитов окрашены в серебристый цвет, хорошо контрастирующий с черной резиной подвесов и колпачков. Не менее удачно и то, что ткань защитных рамок, слегка прозрачна и при достаточно ярком освещении, сквозь нее смутно просматриваются динамики. Целиком композицию можно отнести к стилю хайтек. Со снятой защитой диффузоров внешний вид Xoro HXS 535 приобретает несколько агрессивный оттенок.

Традиционно основой системы является сабвуфер. Весьма примечательно, что акустическое оформление данного элемента принадлежит к закрытому типу, то есть диффузор низкочастотного динамика развернут внутрь корпуса и единственным выходом звуковой волны является труба фазоинвертора. Такое решение встречается не часто и, как и все остальные конструкции, обладает своими достоинствами и недостатками. К достоинствам сабвуферов закрытого типа относят более ровную амплитудно-частотную характеристику (АЧХ )и возможность воспроизводить более глубокий бас, нежели это делают представители фазоинверторного исполнения. К недостаткам относится необходимость использования корпуса больших размеров. В противном случае, ввиду повышенной загруженности динамика звуковым давлением, что ограничивает его подвижность, бас получается менее глубоким и насыщенным.

Однако для домашних систем с не очень высокой мощностью предпочтительней именно акустическое оформление закрытого типа, так как его звучание меньше зависит от окружающих условий, что в основном обусловлено невысоким количеством резонансных частот. Забегая вперед, отметим, что при измерениях, характер АЧХ сабвуфера Xoro HXS 535 действительно почти не зависел от его расположения в помещении. Данное обстоятельство дает большую свободу в размещении этого наиболее громоздкого элемента системы, что в условиях жилого помещения немаловажно.

Часть корпуса сабвуфера отдана под усилитель звука, микросхемы которого охлаждаются довольно массивным радиатором, с оребрением, выведенным на тыльную сторону корпуса. Здесь же присутствует коммутационная панель и пружинные зажимы для подключения сателлитов. На панели имеются две группы входов – 6 RCA-разъемов служат для подключения системы к источнику сигнала формата 5.1, а еще пара отведена для источников стереозвука. Коммутация разъемов электронная, поэтому переключение с одной группы входов на другую может осуществляться с помощью пульта дистанционного управления.

Помимо ПДУ, системой можно управлять с помощью присутствующей на передней стенке сабвуфера панели, все элементы которой вписаны в окружность. Впрочем, содержащиеся на ней кнопки дублируют лишь самые необходимые функции – регулировку громкости, переключение между наборами входов и активацию режима ProLogic. Индикация работы различных режимов осуществляется с помощью светодиодов красного и зеленого свечения.

Что примечательно. На изображении системы, представленном на сайте производителя, панель управления оснащена монохромным ЖК-экраном с синей подсветкой. В нашем же экземпляре его не наблюдается. Помимо этого, там же заявлено о наличии встроенного цифрового АМ-FM-тюнера с памятью 15 частот для каждого диапазона, что без ЖК-экрана нормально реализовать невозможно. Соответственно, в тестируемой системе его тоже нет. Так или иначе, очень странно, что производитель допускает столь значительные различия в рамках одной модели, не удосужившись развести их хотя бы с помощью какого-нибудь буквенного суффикса. Контроль над всем функционалом системы, как и у большинства бытовых устройств, доступен только с ПДУ. Оформлен пульт довольно просто, но со своими функциями справляется хорошо, а большего от него и не требуется.

В зависимости от отведенной в общей системе роли, сателлиты значительно разнятся по конструкции. Так, колонки фронтального и тылового каналов на первый взгляд выглядят совершенно одинаково. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что элементы имеют разное акустическое оформление, используют разные среднечастотные динамические головки и отличаются по мощности.

Сателлиты, озвучивающие пару фронтальных звуковых каналов, имеют фазоиверторное исполнение, с портом на тыльной стороне корпуса, что необходимо учитывать при расстановке – колонки нужно размещать на некотором отдалении от стены, по крайней мере, не вплотную, иначе работа конструкции будет несколько нарушена. Колонки являются двухполосными, для воспроизведения среднего диапазона частот используются 4-дюймовые динамические головки с бумажными демпферами на резиновом подвесе. Номинальная мощность драйверов составляет 25 Вт. За воспроизведение высоких частот, отвечают рупорные твиттеры, с фазовыми колпачками. Драйверы имеют магнитное экранирование.

Сателлиты тыловых каналов, напротив, ориентированы для крепления на стене, для чего оснащены специальным кронштейном, и исполнены в герметичном корпусе. Среднечастотные динамики так же 4-дюймовые, но отличаются меньшей номинальной мощностью – 20 Вт, а магнитное экранирование отсутствует.
Колонка для воспроизведения центрального канала имеет горизонтальную ориентацию, что является обычной практикой, и оснащена двумя 4-дюймовыми драйверами и одним рупорным твиттером. Отметим, что, так же как и во фронтальных колонках, ее динамики имеют магнитное экранирование, но отличаются от них меньшей мощностью – 20 Вт и вдвое большим сопротивлением. Последнее условие позволило соединить головки параллельно и получить в итоге то же сопротивление, что и у фронтальных сателлитов. Причем подаются на колонку те же 25 Вт, что, по всей видимости, является особенностью конструкции усилителя. Акустическое оформление сателлита однообъемное фазоиверторное, с двумя портами. К встроенному в сабвуфер усилителю, все колонки системы подключаются с помощью пружинных зажимов под оголенный конец провод. Для данной системы использование такого типа соединения наиболее предпочтительно.

Тестирование

Объективное тестирование акустической системы Xoro HXS 535 заключалось в построении амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Для регистрации амплитуды звуковых колебаний при разных частотах использовался всенаправленный микрофон Behringer ECM8000, разработанный производителем специально для подобных целей. Источником и приемником сигнала выступала звуковая карта Creative X-FI Extreme Audio.

Как известно, идеальной АЧХ является прямая в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц (хотя подавляющее большинство людей воспринимает значительно более узкий диапазон частот), что не достижимо на практике. Поэтому при тестировании реальной акустической системы нас интересует именно
неравномерность АЧХ – чем она меньше, тем лучше. Ну, а заодно мы можем увидеть и реальный диапазон частот воспроизводимых системой. Собственно, взглянем на результат замеров.

5.png

Амплитудно-частотная характеристика Xoro HXS 535

Неравномерность амплитудно-частотной характеристики Xoro HXS 535 в основном рабочем диапазоне составляет +/- 4.5 дБ, что для системы данного ценового диапазона является очень хорошим результатом. Причем основной разброс приходится на зону работы сабвуфера, что, по всей видимости, обусловлено слишком малым объемом корпуса для акустической конструкции закрытого типа. Зато сателлиты, в своем основном рабочем диапазоне, демонстрируют прямо-таки несвойственную этому классу равномерность, правда, с ростом частоты заметна значительная потеря громкости. Последнее, по всей видимости, вызвано недостаточной мощностью твиттеров.

Собравшись анализировать диапазон воспроизводимых системой частот, отметим, что приемлемыми границами работы сабвуфера домашнего кинотеатра является 35-180 Гц. Судя по той же АЧХ, саб Xoro HXS 535 начинает играть где-то от 38 Гц и отыгрывает примерно до 200 Гц. Пик громкости наблюдается на отметке 50 Гц, после чего наблюдается незначительный провал, вызванный ростом звукового давления на диффузор динамика. Следующий небольшой провал после 200 Гц вызван тем, что сабвуфер в этом диапазоне уже не может работать эффективно, а сателлиты звук еще не подхватили. Другими словами, имеет место незначительный огрех в настройке кроссовера.

Субъективная оценка осуществлялась на основании впечатлений от просмотра нескольких динамичных фильмов и прослушивания музыкальных композиций различных жанров оцифрованных без сжатия с потерей качества.

Итак, фильмы комплект озвучивает весьма неплохо. В помещении общей площадью около 25 кв. метров мощности вполне хватает. На должном уровне находится и детальность. При максимальной громкости сабвуфер склонен к резонансам, но для комфортного просмотра такой громкости не требуется, напротив, ее хочется убавить. С воспроизведением музыки все несколько сложнее. Правда, здесь дело по большей части в принципиально меньшей приспособленности систем формата 5.1, нежели 2.0 и 2.1, к воспроизведению музыки вообще. В частности, при воспроизведении "живых"
инструментальных композиций не хватает детальности на высоких частотах (почему – видно на графике АЧХ). В свою очередь поп-музыка на системе звучит значительно лучше.

Заключение

Лучше всего акустическая система Xoro HXS 535 подходит для использования в составе домашнего кинотеатра начального уровня, размещенного в относительно небольшом помещении. В данном контексте комплект вполне способен обеспечить необходимую громкость и соответствующий уровень качества. Между тем, благодаря небольшим габаритам элементов и приятному дизайну, акустика хорошо впишется в интерьер практически любой комнаты. При этом стоимость системы, можно сказать, находится на грани "пластмассы" – ведь многие производители за те же 155 долларов предлагают комплекты с сателлитами в дешевых пластмассовых корпусах.

Александр Гуриненко

Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2009 год в рубрике hard