Размышления о Web 3.0: мысли вслух
Сегодня много шума поднято вокруг Web 2.0. Об этом говорят практически все. В обсуждениях принимают живое участие даже те, кто слабо понимает, о чем, собственно, идет речь. На просторах бывшего СССР такой популярности нового поколения Всемирной паутины поспособствовали широко известные odnoklassniki.ru и vkontakte.ru – социальные сети, которые затянули в пучину Мировой сети даже домохозяек, доселе считавших самым умным устройством микроволновую печь.
Люди по сути своей нетерпеливы, поэтому не успели мы насладиться интерактивными прелестями Web 2.0, как уже зашла речь о Web 3.0 – следующем поколении Всемирной паутины.
Однозначного толкования понятия веба 3-го поколения пока не существует, ибо бытует мнение, что разделение на поколения будет осуществляться исходя из новизны аппаратного обеспечения. По мнению создателей пользовательских беспроводных сетей WIP, Web 3.0 – это сети, в которых клиенты могут самостоятельно объединять собственные каналы связи и создавать новые беспроводные сети. Однако в серии данных статей будем исходить из того, что под Web 3.0 понимается следующая ступень развития логической структуры, интерфейсов и принципов работы веб-ресурсов. Кроме всего прочего, актуальной проблемой является создание новой экономической модели, так как монетизация в концепции Web 2.0 является одним из слабых мест. Итак, задумаемся над необходимостью появления третьего поколения Всемирной паутины…
Долгое время пользователи Интернета и не подозревали, что пользуются Web 1.0. Ведь этот термин появился в связи с появлением второго поколения Сети. Чем же отличаются первое и второе поколения друг от друга? Ответ не так очевиден, как кажется на первый взгляд. Ведь разница между поколениями Веба – это расплывчатое и нечеткое понятие, так же как «утонченный», «изящный», «красивый». Но все же ряд конкретных интернет- ресурсов принято относить именно к категории Web 2.0. Прежде всего, это социальные сети и блоги. Оба типа проектов отличаются тем, что позволяют пользователям самим наполнять веб-сайт текстовыми и мультимедийными материалами. Хотя, если вспомнить интернет-сервисы, подобные narod.ru, где любой пользователь мог зарегистрироваться и создать свой веб-ресурс, то можно прийти к выводу, что проекты Web 2.0 существовали уже очень давно. Разница лишь в сложности помещения своего контента в Сеть, а также в «раскрученности» бренда, под которым нам преподносится услуга в Интернете.
На сегодняшний день Интернет не является достоверным источником информации, таким как книги на бумажных носителях. Кроме того, бумажные СМИ, особенно глянцевые журналы, отличаются большей проработкой и качеством публикуемого материала. То же самое можно сказать и о телевизионных каналах. В чем же проблема сегодняшнего Интернета? Проблема в легкой доступности к изданию в Сети. Если для написания статьи в журнале автор должен иметь необходимую квалификацию, кроме того, перед выходом в свет статья будет отредактирована рядом профессионалов, то в Интернете свой материал можно размещать «не долго думая». К сожалению, положение дел в современной Сети показывает, что особой активностью в публикации собственных материалов отличаются люди, мягко говоря, не совсем адекватно воспринимающие действительность. Более того, избыточность информации давно составляет десятки тысяч процентов, так как основная масса информации предоставлена в виде: «Превед красафчегг.», «Вот это гребет меня сигодня» или «Перезагрузи свои мозги, лузер.». По сути дела, такой материал не несет полезной информации, а только портит настроение и оскорбляет воззрения, религиозные взгляды, расовую принадлежность пользователей и т.п.
С этой точки зрения Web 2.0 только усугубил ситуацию. Если раньше для создания своего веб-сайта было необходимо обратиться к профессионалам или выучить HTML и научиться размещать странички на хостинге, то теперь можно, вообще не умея пользоваться компьютером, загружать во Всемирную сеть свои «блестящие измышления». Эта мрачная картина еще больше усугубляется так называемым SEO (оптимизацией для поисковых движков). Теперь любой человек, который скачал из Интернета бесплатное пособие по «раскрутке в инете», может сделать так, что понятие «Земля» будет заменено на название одноименного похоронного бюро, а животное «суслик» превратится в 10.000 ссылок с унизительными фотографиями школьника-изгоя по кличке «Суслик».
Отсутствие цензуры в Сети породило не только демократию и плюрализм мнений, а дала возможность запрещенным в печати и телеэфире потокам информации стать легкодоступными, в том числе и для лиц, не достигшим совершеннолетия. Если есть желание посмотреть порнографическое видео, где бабушка вступает в половые отношения с внуком либо девушки в качестве любовников используют собачек или даже пони, то добро пожаловать в Интернет.
Еще одной «изюминкой» современной Глобальной сети является наличие там вредоносных программ или вирусов. Для того чтобы повредить работоспособность операционной системы, теперь не обязательно запускать какую-то программу с непонятным названием, а достаточно зайти на веб- сайт, и java-script или другое активное содержимое интерактивной страницы успешно заразит компьютер пользователя.
Каким же образом «вылечить» современную Сеть? Панацеи, как и от любого зла, конечно же, не существует. Однако новое, как правило, это хорошо забытое старое. Каким образом в печатные СМИ и на телеканалы ограничивается попадание нежелательной информации? Существует цензура. На постсоветском пространстве слово «цензура» приобрело негативный оттенок, однако на самом деле она не так уж плоха. Давайте представим ситуацию, когда учитель в первом классе предложит ученикам выбрать между изучением наук на уроках и объеданием мороженым и бесконтрольными играми. Что же выберут первоклассники? Нетрудно догадаться. Однако же это не является тем путем, который будет полезен этим детям. Похожая ситуация произошла во Всемирной сети. Пользователи предоставлены «сами себе», поэтому низменные мотивы и погоня за быстрым заработком вытеснили конструктивные и полезные составляющие информационного потока.
По скромному мнению автора статьи, именно Web 3.0 и может явиться спасительным «вектором», «палочкой-выручалочкой» в ситуации, которая сложилась на сегодняшний день. Главным инструментом третьего поколения должен являться механизм отделения достоверного материала, созданного профессионалами и представляющего собой срез знаний, которые приобрело человечество за тысячелетия своего существования, от материала случайного, вредного и деструктивного. Поиск информации должен осуществляться не согласно тому, какую информацию хотят нам торжественно представить SEO-шники, а согласно релевантности. Кроме описательного характера, важна также оценочная составляющая поиска (об этом речь пойдет в одной и последующих статей цикла).
Напоследок резюме вышесказанного:
- технология Web 2.0, наряду с преимуществами, только усугубила проблемы недостоверности информации и неадекватности поисковых механизмов, которые были присущи первому поколению Web;
- Web 3.0 – направление развития Всемирной сети, которое позволит приблизиться к решению проблем Web 2.0.
P.S. Данная статья, кроме описания вопроса, имеет также позитивные и негативные оценки некоторых аспектов. Очевидно, что данные оценки не абсолют, а лишь отношение автора к данным вопросам. Эмоциональная составляющая в статье всего лишь придает ей «пикантности», а вовсе не претендует на место общепринятых стандартов мышления.
Денис Шутько
Люди по сути своей нетерпеливы, поэтому не успели мы насладиться интерактивными прелестями Web 2.0, как уже зашла речь о Web 3.0 – следующем поколении Всемирной паутины.
Однозначного толкования понятия веба 3-го поколения пока не существует, ибо бытует мнение, что разделение на поколения будет осуществляться исходя из новизны аппаратного обеспечения. По мнению создателей пользовательских беспроводных сетей WIP, Web 3.0 – это сети, в которых клиенты могут самостоятельно объединять собственные каналы связи и создавать новые беспроводные сети. Однако в серии данных статей будем исходить из того, что под Web 3.0 понимается следующая ступень развития логической структуры, интерфейсов и принципов работы веб-ресурсов. Кроме всего прочего, актуальной проблемой является создание новой экономической модели, так как монетизация в концепции Web 2.0 является одним из слабых мест. Итак, задумаемся над необходимостью появления третьего поколения Всемирной паутины…
Долгое время пользователи Интернета и не подозревали, что пользуются Web 1.0. Ведь этот термин появился в связи с появлением второго поколения Сети. Чем же отличаются первое и второе поколения друг от друга? Ответ не так очевиден, как кажется на первый взгляд. Ведь разница между поколениями Веба – это расплывчатое и нечеткое понятие, так же как «утонченный», «изящный», «красивый». Но все же ряд конкретных интернет- ресурсов принято относить именно к категории Web 2.0. Прежде всего, это социальные сети и блоги. Оба типа проектов отличаются тем, что позволяют пользователям самим наполнять веб-сайт текстовыми и мультимедийными материалами. Хотя, если вспомнить интернет-сервисы, подобные narod.ru, где любой пользователь мог зарегистрироваться и создать свой веб-ресурс, то можно прийти к выводу, что проекты Web 2.0 существовали уже очень давно. Разница лишь в сложности помещения своего контента в Сеть, а также в «раскрученности» бренда, под которым нам преподносится услуга в Интернете.
На сегодняшний день Интернет не является достоверным источником информации, таким как книги на бумажных носителях. Кроме того, бумажные СМИ, особенно глянцевые журналы, отличаются большей проработкой и качеством публикуемого материала. То же самое можно сказать и о телевизионных каналах. В чем же проблема сегодняшнего Интернета? Проблема в легкой доступности к изданию в Сети. Если для написания статьи в журнале автор должен иметь необходимую квалификацию, кроме того, перед выходом в свет статья будет отредактирована рядом профессионалов, то в Интернете свой материал можно размещать «не долго думая». К сожалению, положение дел в современной Сети показывает, что особой активностью в публикации собственных материалов отличаются люди, мягко говоря, не совсем адекватно воспринимающие действительность. Более того, избыточность информации давно составляет десятки тысяч процентов, так как основная масса информации предоставлена в виде: «Превед красафчегг.», «Вот это гребет меня сигодня» или «Перезагрузи свои мозги, лузер.». По сути дела, такой материал не несет полезной информации, а только портит настроение и оскорбляет воззрения, религиозные взгляды, расовую принадлежность пользователей и т.п.
С этой точки зрения Web 2.0 только усугубил ситуацию. Если раньше для создания своего веб-сайта было необходимо обратиться к профессионалам или выучить HTML и научиться размещать странички на хостинге, то теперь можно, вообще не умея пользоваться компьютером, загружать во Всемирную сеть свои «блестящие измышления». Эта мрачная картина еще больше усугубляется так называемым SEO (оптимизацией для поисковых движков). Теперь любой человек, который скачал из Интернета бесплатное пособие по «раскрутке в инете», может сделать так, что понятие «Земля» будет заменено на название одноименного похоронного бюро, а животное «суслик» превратится в 10.000 ссылок с унизительными фотографиями школьника-изгоя по кличке «Суслик».
Отсутствие цензуры в Сети породило не только демократию и плюрализм мнений, а дала возможность запрещенным в печати и телеэфире потокам информации стать легкодоступными, в том числе и для лиц, не достигшим совершеннолетия. Если есть желание посмотреть порнографическое видео, где бабушка вступает в половые отношения с внуком либо девушки в качестве любовников используют собачек или даже пони, то добро пожаловать в Интернет.
Еще одной «изюминкой» современной Глобальной сети является наличие там вредоносных программ или вирусов. Для того чтобы повредить работоспособность операционной системы, теперь не обязательно запускать какую-то программу с непонятным названием, а достаточно зайти на веб- сайт, и java-script или другое активное содержимое интерактивной страницы успешно заразит компьютер пользователя.
Каким же образом «вылечить» современную Сеть? Панацеи, как и от любого зла, конечно же, не существует. Однако новое, как правило, это хорошо забытое старое. Каким образом в печатные СМИ и на телеканалы ограничивается попадание нежелательной информации? Существует цензура. На постсоветском пространстве слово «цензура» приобрело негативный оттенок, однако на самом деле она не так уж плоха. Давайте представим ситуацию, когда учитель в первом классе предложит ученикам выбрать между изучением наук на уроках и объеданием мороженым и бесконтрольными играми. Что же выберут первоклассники? Нетрудно догадаться. Однако же это не является тем путем, который будет полезен этим детям. Похожая ситуация произошла во Всемирной сети. Пользователи предоставлены «сами себе», поэтому низменные мотивы и погоня за быстрым заработком вытеснили конструктивные и полезные составляющие информационного потока.
По скромному мнению автора статьи, именно Web 3.0 и может явиться спасительным «вектором», «палочкой-выручалочкой» в ситуации, которая сложилась на сегодняшний день. Главным инструментом третьего поколения должен являться механизм отделения достоверного материала, созданного профессионалами и представляющего собой срез знаний, которые приобрело человечество за тысячелетия своего существования, от материала случайного, вредного и деструктивного. Поиск информации должен осуществляться не согласно тому, какую информацию хотят нам торжественно представить SEO-шники, а согласно релевантности. Кроме описательного характера, важна также оценочная составляющая поиска (об этом речь пойдет в одной и последующих статей цикла).
Напоследок резюме вышесказанного:
- технология Web 2.0, наряду с преимуществами, только усугубила проблемы недостоверности информации и неадекватности поисковых механизмов, которые были присущи первому поколению Web;
- Web 3.0 – направление развития Всемирной сети, которое позволит приблизиться к решению проблем Web 2.0.
P.S. Данная статья, кроме описания вопроса, имеет также позитивные и негативные оценки некоторых аспектов. Очевидно, что данные оценки не абсолют, а лишь отношение автора к данным вопросам. Эмоциональная составляющая в статье всего лишь придает ей «пикантности», а вовсе не претендует на место общепринятых стандартов мышления.
Денис Шутько
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2009 год в рубрике интернет