Жизнь онлайн
Когда факты перестают вписываться в существующие представления, наступает время для нового представления о мире и новых теорий. И главная проблема не в том, чтобы придумать новую теорию, - это как раз не сложно, - а в том, чтобы заметить, что наше представление об окружающем мире и сам окружающий мир больше не адекватны друг другу...
Intro
Привычка вести дневник существовала на протяжении многих столетий, но за редким исключением это было сугубо личным занятием, чаще всего - романтическим, и, казалось бы, со временем должно было бы потерять свою популярность. Однако в конце 90-х годов увлечение дневниками совершенно неожиданно получило новое дыхание в форме онлайновых дневников - блогов и превратилось в одну из наиболее заметных составляющих современной Сети. Увы, типичные представления о блогах, сложившиеся на территории СНГ, чаще всего ассоциируются со своеобразным контентом большинства дневников с их характерными стилевыми и лингвистическими особенностями. Приходится признать, что в большинстве случаев блоги низкопробны. Тем не менее, это принципиально новое средство массовой информации. Сегодня вести собственный блог может любой желающий. Для этого не надо быть программистом или системным администратором - достаточно зарегистрироваться на любом из блог-порталов и получить в свое распоряжение все необходимые инструменты. Блог-портал - это комьюнити из нескольких сот і более пользователей. Все устроено так, что блоггеры постоянно взаимодействуют друг с другом: оставляют комментарии, добавляют ссылки к себе на страницы, дружат своими блогами и т.п. Содержимое блога обычно индексируется поисковиком и доступно наравне с другими ресурсами при выполнении поисковых запросов.
Что такое RSS?
Существование блог-комьюнити просто невозможно представить без RSS. В разных версиях эта аббревиатура имела разные расшифровки:
Rich Site Summary (RSS 0.9x) - обогащённая сводка сайта;
RDF Site Summary (RSS 0.9 и 1.0) - сводка сайта с применением инфраструктуры описания ресурсов;
Really Simple Syndication (RSS 2.x) - очень простое приобретение информации.
В настоящее время под RSS понимают последнее определение. Идея создания этой технологии восходит еще к "буму дот-комов". Тогда электронные СМИ стремились предложить своим читателям максимально персонализированную информацию и в идеале планировали создать индивидуальную газету для каждого человека. Этим идеям, однако, не суждено было сбыться из-за большого количества проблем с переносом контента и в конце концов авторских прав. Необходимо было выполнять многочисленные операции "копировать-вставить", поскольку универсального способа "выдирать" информацию не было. Стоимость такого копирования материала хоть и была довольно низкой, но все равно оставалась ненулевой, а подписчики за редким исключением не были согласны на еженедельную электронную газету за 10$ вместо почти бесплатной бумажной. Зато с RSS это вполне реализуемо. Сегодня существует некоторое количество сайтов, работающих подобным образом, но их уже практически вытеснили блоггеры со своими онлайн-дневниками. Достаточно встроить синдикацию RSS ленты в свой блог (это позволяют большинство блог-движков) и создать friend-ленту. Она может быть и намного шире, чем просто объединение друзей. Итак, RSS был создан для того, чтобы собирать информацию с разных источников и компилировать ее в единый информационный блок. Особенность в том, что заходить на сайт-источник при сборе не нужно - все происходит автоматически благодаря стандартизации и применению кросс-платформенного формата XML. Сбором информации занимается клиентская часть - RSS-агрегатор. Это может быть программа на компьютере пользователя или скрипт на веб-сервере.
Пример RSS-ленты (специально для тех, кто захочет написать свой агрегатор :)):
Liftoff News
>сайт
Liftoff to Space Exploration.
en-us
Tue, 10 Jun 2003 04:00:00 GMT
Tue, 10 Jun 2003 09:41:01 GMT
>сайт
Weblog Editor 2.0
editor@example.com
webmaster@example.com
Star City
>сайт
How do Americans get ready to work with Russians aboard the
International Space Station? They take a crash course in culture, language
and protocol at Russia's Star City.
Tue, 03 Jun 2003 09:39:21 GMT
>сайт
Как видно из примера, создавать и парсить RSS совсем не сложно. Если хотите попробовать себя в веб-разработке, можно начать с RSS-агрегатора.
Самое интересное, что благодаря RSS авторы фактически потеряли контроль над своим контентом. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны. Предположим, что вы - владелец крупного сайта по компьютерным технологиям и хотите заработать на рекламе. Для этого вам нужно привлечь как можно большее количество посетителей, а, как известно, самый верный способ для этого - заставить их постоянно читать ваши новости. Вы можете взять на работу студента, и за определенную плату он будет публиковать вам на сайт свежие материалы, а можете воспользоваться синдикацией RSS-каналов от других компьютерных сайтов, и получать свежие новости бесплатно. И возникает интересная ситуация: поскольку ваш сайт крупный, у вас много посетителей, и вы зарабатываете на показе рекламы неплохие деньги. Теперь допустим, что ваш друг - владелец еще более крупного новостного портала. Он получает синдикат с вашей RSS-ленты и добавляет себе информацию в раздел компьютерных новостей. При этом у него таких новостных разделов больше, посетителей тоже больше, и за показы новостей с нашего первоисточника он получит еще больше денег. Теперь предположим, что владелец нашего первоисточника (того сайта, с которого вы брали контент в самом начале) тоже хочет заработать на рекламе. Любой рекламодатель сразу спросит его о количестве читателей, на что тот ему покажет лишь счетчики посещения своего сайта непосредственно. Т.к. они не высоки, то платить ему будут не много, но ведь его информация используется еще на двух крупных информационных порталах. Конечно, все авторские права соблюдены, RSS хранит информацию о первоисточнике, но как тогда посчитать реальное количество своих читателей? Ответ - никак. RSS тут очень похож на радиовещание. Информация отделяется от автора и доходит до получателя в автономном режиме. Однако для того, чтобы все-таки привлечь посетителей на сайт, вы можете встраивать в RSS-ленту только заголовки новостей и небольшую часть статьи, а в конце размещать ссылку на свою страницу со счетчиком. Как видите, RSS заставила нас пересмотреть свои взгляды на понятие собственности контента. Силу и мощь этой технологии показывает тот факт, что RSS-агрегатор уже встроен в Microsoft Office 2007, равно как и возможность сохранять документы в большинство блогов напрямую.
Почему блоги так популярны?
Блоги фактически подтверждают, что истории свойственно повторяться. Когда-то Интернет был средой исключительно для профессионалов, однако буквально за пять лет он превратился в массовое скопление людей, далеких от технологий. Появилось огромное количество интернет-магазинов, новостных сайтов, наконец, домашних страниц и сайтов про домашнюю собачку Жучку. Так и с блогами - если раньше журналистами могли стать только специально подготовленные люди, то теперь каждый сам себе журналист. Никакой редакторской правки или цензуры теперь нет. Абсолютная свобода! Как известно, в любом классическом бумажном издании существуют несколько отделов, занимающихся полиграфией, рекламой, бухгалтерией, дилерской сетью и пр. Особенно важным является отдел, который занимается содержанием. От него зависит, пройдет ли материал в печать или нет, и какие для этого изменения в него должен внести автор. Кроме того, у каждого издания есть и свое определенное "литературное лицо", которое также поддерживается этим отделом. Однако теперь он воздействует на сообщество авторов значительно меньше. Сегодня стоимость полиграфических услуг довольно низкая, и любой инвестор может наладить выпуск собственной газеты или журнала, поэтому зачастую теперь не издательства выбирают авторов, а авторы - издательства. Речь, конечно, идет о тех авторах, которые способны создать качественный профессиональный контент. Непрофессионалы все чаще используют блоги. Ценой за такое свободное распространение информации является высокий информационный шум. Вести блог может любой желающий, поэтому наравне с глубокими аналитическими статьями по операционным системам в блогах можно найти и убедительные доказательства того, что Майкл Джексон жив.
Большую роль в популярности блогов сыграл и тот факт, что для его ведения совсем не надо обладать техническими знаниями. При этом в блог-движках нет никаких новых технологий - просто очень удачно собрано вместе все для того, чтобы с интерфейсом разобрался любой пользователь блога. Как вы понимаете, в процессе создания домашней страницы все же приходилось изучать какие-то основы хотя бы html-разметки, но на чистом html дизайна толком не построишь, а на современном блоге огромное количество скинов и возможностей редактировать внешний вид. Поэтому блоги навсегда вытеснили домашние страницы.
Действительно ли блоги являются пятой властью?
Наряду с законодательной, исполнительной и судебной обычно выделяют четвертую власть - СМИ. Станет ли блоггинг или вообще электронные СМИ дополнительной, пятой властью? О том, насколько это непредсказуемая и, возможно, даже опасная вещь, можно судить по нескольким примерам.
Пример 1. Дневник обычного московского милиционера из метро стал очень популярным несмотря на то, что он никогда не раскручивал его и вообще вел для себя. Содержание этого дневника в основном состоит из описания действий сотрудников милиции, их проколов и оплошностей, недостатков системы и пр. Известно, что этот человек уволился с работы по собственному желанию, однако почти все блоггеры уверены, что это не так.
Пример 2. Во время презентации новых компьютеров Apple с процессорами Intel блоггеры вели онлайн-трансляцию на своих дневниках, подключаясь к Интернету по Wi-Fi. Из-за многочисленных RSS-синдикаций на новостных сайтах информация о новых Mac появилась еще до того, как обычные журналисты вернулись домой. В результате многие их репортажи стали ненужными, поскольку люди уже получили необходимую информацию.
Пример 3. Во время выборов блоги использовались штабом Джорджа Буша, чтобы опровергнуть слухи о его нерадивой службе в армии.
Пример 4. В Китае блогосфера контролируется наиболее жестко. За политические заметки можно получить наказание вплоть до смертной казни.
Пример 5. Родившася на одном из самых известных блого-порталов - LiveJournal - фраза "Превед медвед" переросла в целое явление в русском языке, которое сейчас изучается в филологических институтах.
Пример 6. Сейчас практически любая крупная компания имеет свой корпоративный блог, на который выкладывается информация о текущих разработках и проектах. Но вместе с этим сотрудники таких компаний имеют свои личные блоги, на которых иногда размещается инсайдерская информация. Если вы читаете о том, как будет выглядеть новый BMW, значит кто-то из сотрудников уже успел запостить у себя на блоге новые фото.
Пример 7. Особенной популярностью пользуются блоги проституток. Бывало, что они издавались на бумаге и по ним даже снимались фильмы.
Продолжать можно еще долго. Примеров, показывающих, насколько сильным может быть воздействие информации, множество. Однако на сегодня это воздействие пока такое же неуправляемое, как и термоядерный синтез. Модный ныне WEB 2.0 с его социальными сетями и групповым разумом только запутывает ситуацию. Что ж, разобраться во всем поможет время.
Outro
Тем, кто хочет попробовать себя в роли блоггера, можно посоветовать начать с LiveJournal.com. Если вы хотите иметь полностью независимый блог, то вам понадобиться веб-хостинг с поддержкой PHP и MySQL, куда нужно будет установить один из блог-движков. Автор долгое время использовал простой движок Nucleus CMS. К сожалению, сейчас его разработка проходит крайне медленно. Могу порекомендовать также Wordpress (см. КГ № 27). Де-факто сейчас он стал у нас практически стандартом.
Краткая хронология развития блогосферы.
1994 год. Студент Джастин Холл впервые начал вести дневник в Интернете.
17 Декабря 1997 года. Рождение термина. Джорн Бэргер, создатель и редактор интернет-дневника Robot Wisdom, впервые использовал слово weblog. Оно было образовано из фразы logging the web (можно перевести как "веду дневник в Сети"), где глагол превратился в существительное. На основе слова blog был образован и новый глагол to blog, означающий "совершать действия, направленные на ведение интернет-дневника".
Ноябрь 2000 года. Начало политизации блогов. Число блогов достигло нескольких тысяч.
Сентябрь 2001 года. Блоггеры впервые превратились в источник информации для "больших" средств массовой информации. Нью-йоркские авторы интернет-дневников вели репортаж с места события о теракте 11 сентября 2001 года: публиковали фотографии, рассказы очевидцев, слухи, описывали события, свидетелями которых стали и пр. Некоторые исследователи ныне считают 11 сентября датой возникновения политических блогов - именно после этого события к сообщениям авторов интернет-дневников стали относится серьезно. Ряд факультетов журналистики американских университетов начал изучения феномена блогов.
2002 год. Первая война блогов. После вторжения в Ирак многие американские военнослужащие создали свои дневники, в которых описывали перипетии военных действий. Аналогичные блоги создавали и иракцы (самым популярным из них, вероятно, стал блог Salam Paks). Военные блоги стали весьма популярными среди людей, интересующихся ходом боевых действий.
2004 год. Первый конфликт между традиционными СМИ и блогами. Телекомпания CBS выпустила в эфир программу, в которой были продемонстрированы архивные документы, согласно которым президент Джордж Буш был нерадивым военнослужащим, избежавшим отправки во Вьетнам лишь благодаря протекции. Эта передача вышла в разгар избирательной кампании. Блоггеры - сторонники Буша - убедительно доказали, что использованные CBS документы являются фальшивкой. CBS принесла свои извинения.
2005 год. Бизнес-журнал Fortune опубликовал имена восьми блоггеров, мнение которых мировое бизнес-сообщество не может игнорировать. Количество блогов составляет от 2.4 до 4.1 млн.
2006 год. Ряд крупных компаний - например, Sun Microsystems и Microsoft - заявили, что положительно относятся к тому, что их сотрудники создают блоги. Китай начал активно преследовать авторов блогов, которые публикуют материалы, противоречащие генеральной линии Коммунистической Партии Китая (компании, предоставляющие услуги по созданию интернет-дневников, заставляют закрывать "вредные" блоги).
2007 год. Армия США выпустила специальную инструкцию для военнослужащих, которые ведут персональные интернет-дневники. Инструкций такого рода в мире еще не появлялось. В ней обращается особое внимание на размещение фотографий и иных изображений, которые содержат "критическую или чувствительную информацию". Например, запрещено вывешивать фотографии, сделанные во время проведения операций; фотографии взрывных устройств (обнаруженных или взрывающихся); изображения пленных, убитых и раненых; изображения систем охраны и пр.
Алексей Голованов, AlekseyGolovanov@mail.ru
Intro
Привычка вести дневник существовала на протяжении многих столетий, но за редким исключением это было сугубо личным занятием, чаще всего - романтическим, и, казалось бы, со временем должно было бы потерять свою популярность. Однако в конце 90-х годов увлечение дневниками совершенно неожиданно получило новое дыхание в форме онлайновых дневников - блогов и превратилось в одну из наиболее заметных составляющих современной Сети. Увы, типичные представления о блогах, сложившиеся на территории СНГ, чаще всего ассоциируются со своеобразным контентом большинства дневников с их характерными стилевыми и лингвистическими особенностями. Приходится признать, что в большинстве случаев блоги низкопробны. Тем не менее, это принципиально новое средство массовой информации. Сегодня вести собственный блог может любой желающий. Для этого не надо быть программистом или системным администратором - достаточно зарегистрироваться на любом из блог-порталов и получить в свое распоряжение все необходимые инструменты. Блог-портал - это комьюнити из нескольких сот і более пользователей. Все устроено так, что блоггеры постоянно взаимодействуют друг с другом: оставляют комментарии, добавляют ссылки к себе на страницы, дружат своими блогами и т.п. Содержимое блога обычно индексируется поисковиком и доступно наравне с другими ресурсами при выполнении поисковых запросов.
Что такое RSS?
Существование блог-комьюнити просто невозможно представить без RSS. В разных версиях эта аббревиатура имела разные расшифровки:
Rich Site Summary (RSS 0.9x) - обогащённая сводка сайта;
RDF Site Summary (RSS 0.9 и 1.0) - сводка сайта с применением инфраструктуры описания ресурсов;
Really Simple Syndication (RSS 2.x) - очень простое приобретение информации.
В настоящее время под RSS понимают последнее определение. Идея создания этой технологии восходит еще к "буму дот-комов". Тогда электронные СМИ стремились предложить своим читателям максимально персонализированную информацию и в идеале планировали создать индивидуальную газету для каждого человека. Этим идеям, однако, не суждено было сбыться из-за большого количества проблем с переносом контента и в конце концов авторских прав. Необходимо было выполнять многочисленные операции "копировать-вставить", поскольку универсального способа "выдирать" информацию не было. Стоимость такого копирования материала хоть и была довольно низкой, но все равно оставалась ненулевой, а подписчики за редким исключением не были согласны на еженедельную электронную газету за 10$ вместо почти бесплатной бумажной. Зато с RSS это вполне реализуемо. Сегодня существует некоторое количество сайтов, работающих подобным образом, но их уже практически вытеснили блоггеры со своими онлайн-дневниками. Достаточно встроить синдикацию RSS ленты в свой блог (это позволяют большинство блог-движков) и создать friend-ленту. Она может быть и намного шире, чем просто объединение друзей. Итак, RSS был создан для того, чтобы собирать информацию с разных источников и компилировать ее в единый информационный блок. Особенность в том, что заходить на сайт-источник при сборе не нужно - все происходит автоматически благодаря стандартизации и применению кросс-платформенного формата XML. Сбором информации занимается клиентская часть - RSS-агрегатор. Это может быть программа на компьютере пользователя или скрипт на веб-сервере.
Пример RSS-ленты (специально для тех, кто захочет написать свой агрегатор :)):
>сайт
>сайт
International Space Station? They take a crash course in culture, language
and protocol at Russia's Star City.
Как видно из примера, создавать и парсить RSS совсем не сложно. Если хотите попробовать себя в веб-разработке, можно начать с RSS-агрегатора.
Самое интересное, что благодаря RSS авторы фактически потеряли контроль над своим контентом. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны. Предположим, что вы - владелец крупного сайта по компьютерным технологиям и хотите заработать на рекламе. Для этого вам нужно привлечь как можно большее количество посетителей, а, как известно, самый верный способ для этого - заставить их постоянно читать ваши новости. Вы можете взять на работу студента, и за определенную плату он будет публиковать вам на сайт свежие материалы, а можете воспользоваться синдикацией RSS-каналов от других компьютерных сайтов, и получать свежие новости бесплатно. И возникает интересная ситуация: поскольку ваш сайт крупный, у вас много посетителей, и вы зарабатываете на показе рекламы неплохие деньги. Теперь допустим, что ваш друг - владелец еще более крупного новостного портала. Он получает синдикат с вашей RSS-ленты и добавляет себе информацию в раздел компьютерных новостей. При этом у него таких новостных разделов больше, посетителей тоже больше, и за показы новостей с нашего первоисточника он получит еще больше денег. Теперь предположим, что владелец нашего первоисточника (того сайта, с которого вы брали контент в самом начале) тоже хочет заработать на рекламе. Любой рекламодатель сразу спросит его о количестве читателей, на что тот ему покажет лишь счетчики посещения своего сайта непосредственно. Т.к. они не высоки, то платить ему будут не много, но ведь его информация используется еще на двух крупных информационных порталах. Конечно, все авторские права соблюдены, RSS хранит информацию о первоисточнике, но как тогда посчитать реальное количество своих читателей? Ответ - никак. RSS тут очень похож на радиовещание. Информация отделяется от автора и доходит до получателя в автономном режиме. Однако для того, чтобы все-таки привлечь посетителей на сайт, вы можете встраивать в RSS-ленту только заголовки новостей и небольшую часть статьи, а в конце размещать ссылку на свою страницу со счетчиком. Как видите, RSS заставила нас пересмотреть свои взгляды на понятие собственности контента. Силу и мощь этой технологии показывает тот факт, что RSS-агрегатор уже встроен в Microsoft Office 2007, равно как и возможность сохранять документы в большинство блогов напрямую.
Почему блоги так популярны?
Блоги фактически подтверждают, что истории свойственно повторяться. Когда-то Интернет был средой исключительно для профессионалов, однако буквально за пять лет он превратился в массовое скопление людей, далеких от технологий. Появилось огромное количество интернет-магазинов, новостных сайтов, наконец, домашних страниц и сайтов про домашнюю собачку Жучку. Так и с блогами - если раньше журналистами могли стать только специально подготовленные люди, то теперь каждый сам себе журналист. Никакой редакторской правки или цензуры теперь нет. Абсолютная свобода! Как известно, в любом классическом бумажном издании существуют несколько отделов, занимающихся полиграфией, рекламой, бухгалтерией, дилерской сетью и пр. Особенно важным является отдел, который занимается содержанием. От него зависит, пройдет ли материал в печать или нет, и какие для этого изменения в него должен внести автор. Кроме того, у каждого издания есть и свое определенное "литературное лицо", которое также поддерживается этим отделом. Однако теперь он воздействует на сообщество авторов значительно меньше. Сегодня стоимость полиграфических услуг довольно низкая, и любой инвестор может наладить выпуск собственной газеты или журнала, поэтому зачастую теперь не издательства выбирают авторов, а авторы - издательства. Речь, конечно, идет о тех авторах, которые способны создать качественный профессиональный контент. Непрофессионалы все чаще используют блоги. Ценой за такое свободное распространение информации является высокий информационный шум. Вести блог может любой желающий, поэтому наравне с глубокими аналитическими статьями по операционным системам в блогах можно найти и убедительные доказательства того, что Майкл Джексон жив.
Большую роль в популярности блогов сыграл и тот факт, что для его ведения совсем не надо обладать техническими знаниями. При этом в блог-движках нет никаких новых технологий - просто очень удачно собрано вместе все для того, чтобы с интерфейсом разобрался любой пользователь блога. Как вы понимаете, в процессе создания домашней страницы все же приходилось изучать какие-то основы хотя бы html-разметки, но на чистом html дизайна толком не построишь, а на современном блоге огромное количество скинов и возможностей редактировать внешний вид. Поэтому блоги навсегда вытеснили домашние страницы.
Действительно ли блоги являются пятой властью?
Наряду с законодательной, исполнительной и судебной обычно выделяют четвертую власть - СМИ. Станет ли блоггинг или вообще электронные СМИ дополнительной, пятой властью? О том, насколько это непредсказуемая и, возможно, даже опасная вещь, можно судить по нескольким примерам.
Пример 1. Дневник обычного московского милиционера из метро стал очень популярным несмотря на то, что он никогда не раскручивал его и вообще вел для себя. Содержание этого дневника в основном состоит из описания действий сотрудников милиции, их проколов и оплошностей, недостатков системы и пр. Известно, что этот человек уволился с работы по собственному желанию, однако почти все блоггеры уверены, что это не так.
Пример 2. Во время презентации новых компьютеров Apple с процессорами Intel блоггеры вели онлайн-трансляцию на своих дневниках, подключаясь к Интернету по Wi-Fi. Из-за многочисленных RSS-синдикаций на новостных сайтах информация о новых Mac появилась еще до того, как обычные журналисты вернулись домой. В результате многие их репортажи стали ненужными, поскольку люди уже получили необходимую информацию.
Пример 3. Во время выборов блоги использовались штабом Джорджа Буша, чтобы опровергнуть слухи о его нерадивой службе в армии.
Пример 4. В Китае блогосфера контролируется наиболее жестко. За политические заметки можно получить наказание вплоть до смертной казни.
Пример 5. Родившася на одном из самых известных блого-порталов - LiveJournal - фраза "Превед медвед" переросла в целое явление в русском языке, которое сейчас изучается в филологических институтах.
Пример 6. Сейчас практически любая крупная компания имеет свой корпоративный блог, на который выкладывается информация о текущих разработках и проектах. Но вместе с этим сотрудники таких компаний имеют свои личные блоги, на которых иногда размещается инсайдерская информация. Если вы читаете о том, как будет выглядеть новый BMW, значит кто-то из сотрудников уже успел запостить у себя на блоге новые фото.
Пример 7. Особенной популярностью пользуются блоги проституток. Бывало, что они издавались на бумаге и по ним даже снимались фильмы.
Продолжать можно еще долго. Примеров, показывающих, насколько сильным может быть воздействие информации, множество. Однако на сегодня это воздействие пока такое же неуправляемое, как и термоядерный синтез. Модный ныне WEB 2.0 с его социальными сетями и групповым разумом только запутывает ситуацию. Что ж, разобраться во всем поможет время.
Outro
Тем, кто хочет попробовать себя в роли блоггера, можно посоветовать начать с LiveJournal.com. Если вы хотите иметь полностью независимый блог, то вам понадобиться веб-хостинг с поддержкой PHP и MySQL, куда нужно будет установить один из блог-движков. Автор долгое время использовал простой движок Nucleus CMS. К сожалению, сейчас его разработка проходит крайне медленно. Могу порекомендовать также Wordpress (см. КГ № 27). Де-факто сейчас он стал у нас практически стандартом.
Краткая хронология развития блогосферы.
1994 год. Студент Джастин Холл впервые начал вести дневник в Интернете.
17 Декабря 1997 года. Рождение термина. Джорн Бэргер, создатель и редактор интернет-дневника Robot Wisdom, впервые использовал слово weblog. Оно было образовано из фразы logging the web (можно перевести как "веду дневник в Сети"), где глагол превратился в существительное. На основе слова blog был образован и новый глагол to blog, означающий "совершать действия, направленные на ведение интернет-дневника".
Ноябрь 2000 года. Начало политизации блогов. Число блогов достигло нескольких тысяч.
Сентябрь 2001 года. Блоггеры впервые превратились в источник информации для "больших" средств массовой информации. Нью-йоркские авторы интернет-дневников вели репортаж с места события о теракте 11 сентября 2001 года: публиковали фотографии, рассказы очевидцев, слухи, описывали события, свидетелями которых стали и пр. Некоторые исследователи ныне считают 11 сентября датой возникновения политических блогов - именно после этого события к сообщениям авторов интернет-дневников стали относится серьезно. Ряд факультетов журналистики американских университетов начал изучения феномена блогов.
2002 год. Первая война блогов. После вторжения в Ирак многие американские военнослужащие создали свои дневники, в которых описывали перипетии военных действий. Аналогичные блоги создавали и иракцы (самым популярным из них, вероятно, стал блог Salam Paks). Военные блоги стали весьма популярными среди людей, интересующихся ходом боевых действий.
2004 год. Первый конфликт между традиционными СМИ и блогами. Телекомпания CBS выпустила в эфир программу, в которой были продемонстрированы архивные документы, согласно которым президент Джордж Буш был нерадивым военнослужащим, избежавшим отправки во Вьетнам лишь благодаря протекции. Эта передача вышла в разгар избирательной кампании. Блоггеры - сторонники Буша - убедительно доказали, что использованные CBS документы являются фальшивкой. CBS принесла свои извинения.
2005 год. Бизнес-журнал Fortune опубликовал имена восьми блоггеров, мнение которых мировое бизнес-сообщество не может игнорировать. Количество блогов составляет от 2.4 до 4.1 млн.
2006 год. Ряд крупных компаний - например, Sun Microsystems и Microsoft - заявили, что положительно относятся к тому, что их сотрудники создают блоги. Китай начал активно преследовать авторов блогов, которые публикуют материалы, противоречащие генеральной линии Коммунистической Партии Китая (компании, предоставляющие услуги по созданию интернет-дневников, заставляют закрывать "вредные" блоги).
2007 год. Армия США выпустила специальную инструкцию для военнослужащих, которые ведут персональные интернет-дневники. Инструкций такого рода в мире еще не появлялось. В ней обращается особое внимание на размещение фотографий и иных изображений, которые содержат "критическую или чувствительную информацию". Например, запрещено вывешивать фотографии, сделанные во время проведения операций; фотографии взрывных устройств (обнаруженных или взрывающихся); изображения пленных, убитых и раненых; изображения систем охраны и пр.
Алексей Голованов, AlekseyGolovanov@mail.ru
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2009 год в рубрике интернет