IT-индустрия: между Enter и Esc

Большинство представителей крупных компаний со всего мира считают, что пик кризиса либо пройден, либо будет достигнут в ближайшие несколько месяцев, свидетельствуют данные опроса Ernst & Young. Корпорации по-прежнему заняты адаптацией к реалиям экономического спада, однако уже сейчас они готовят стратегии посткризисного развития.
Что касается времени начала восстановления экономики, мнения топ-менеджеров разделились: четверть из них полагают, что худшее уже позади, 42% считают, что мировая экономика подает признаки жизни или начнет подавать их до конца 2009 года. В то же время, как отмечается в докладе, «значительное меньшинство» опрошенных ждут этого не раньше второй половины 2010 года. Но давайте будем оптимистами.

Производители

Компания Freescale Semiconductor – производитель обширной номенклатуры IT-продуктов в самых разных рыночных сегментах – сейчас весьма часто сталкивается с необходимостью решать очень разносторонние проблемы. Некоторые перспективы Freescale на ближайшее будущее обозначил Стив Вейнрайт, вице-президент по сбыту и маркетингу, генеральный менеджер по странам EMEA.

По словам Вейнрайта, Freescale не намерена отходить от упора на промышленную составляющую, несмотря на то, что многие компании полупроводниковой индустрии рассматривают отказ от собственных заводов как один из основных способов снижения расходов в условиях кризиса. Вместе с тем, Freescale все же планирует закрыть несколько своих производств, но объясняет это необходимостью отказа от линий со 150-мм подложками в пользу 200-мм, более эффективных экономически. Компания не намерена отказываться и от размещения заказов у сторонних производителей, поскольку считает невозможным и нецелесообразным выпускать исключительно своими силами широчайший спектр продуктов, от мультиядерных 32-бит RISC-процессоров до традиционных аналоговых чипов, и MEMS-продуктов, которые, в свою очередь, тоже делятся на несколько разновидностей.

Компания по-прежнему намерена выделять значительные средства на исследования и разработки, говорит Вейнрайт. В прошлом году на финансирование данного направления было выделено около миллиарда долларов, и в этом году запланирован аналогичный бюджет. Это тем более внушительные затраты, если учесть, что Freescale решила выйти из бизнеса мобильной связи. По словам Стива Вейнрайта, данное решение было связано с отсутствием новых разработок в том объеме, который бы обеспечивал необходимый компании прогресс. Высвободившиеся таким образом средства Freescale планирует потратить на развитие направлений, которые считает для себя основными – автомобильную электронику, решения для сетевого оборудования, промышленные приложения и потребительскую электронику.

Компания Western Digital объявила о начале поставок своих первых твердотельных дисков на основе флеш-памяти (SSD), объединенных под общим названием SiliconDrive III. Накопители SiliconDrive III доступны в форм-факторах 2,5 и 1,8 дюйма. При этом 2,5-дюймовые диски предлагаются в модификациях с интерфейсами SATA и РАТА, а 1,8-дюймовые модели оснащаются только интерфейсом SATA. Заявленные скорости чтения и записи данных достигают, соответственно, 100 и 80 Мб/с в случае с SATA-версиями и 85 и 60 Мб/с для PATA-вариантов.

Новые накопители выполнены с применением технологий фирмы SiliconSystems, которую Western Digital приобрела в марте нынешнего года. В дисках используется система PowerArmor, предотвращающая порчу и потерю данных в результате неправильного отключения питания, средства мониторинга SiSMART и пр.

Накопители в формфакторе 2,5 дюйма имеют емкость от 30 до 120 Гб; 1,8-дюймовые диски предлагаются в версиях объемом от 30 до 60 Гб. Об ориентировочной стоимости устройств серии SiliconDrive III и сроках их появления на рынке пока не сообщается.

Софт

В 2008 году объем мирового рынка ПО, по данным Gartner, составил $7,3 млрд, увеличившись на 4,2% относительно 2007 года, когда доходы от продаж ПО достигали $7 млрд. В 2008 году наибольший рост рынка программного обеспечения, достигший 12,1%, был зафиксирован в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Достаточно динамичное развитие софтверного рынка также наблюдалось в странах восточной Европы (9,8%), а также на Ближнем Востоке и в Африке, которые продемонстрировали рост на 7,9%. Для сравнения: объем рынка ПО в Восточной Европе увеличился на 6%, а в Северной Америке – всего на 1,6%.

Среди ключевых факторов, положительно повлиявших на рост софтверного рынка в мире, аналитики Gartner выделяют сдерживание цен и появление новых поколений программных продуктов. Как отмечают эксперты, разработчики стали уделять еще большее внимание качеству ПО, в частности безопасности своих продуктов. На рынке стало появляться больше приложений, ориентированных на SOA, а уже существующие продукты дополнились возможностями для SaaS и «облачных вычислений».

Доходы производителей ПО в мире во всех сегментах (млн долл.):


Производитель Доход в 2008 г. Доля рынка в 2008 г. (%) Доход в 2007 г. Доля рынка в 2007 г. (%)
IBM198827,11842,6026,19
Microsoft1069,514,6998,214,19
HP81711,1694,59,87
CA803,110,9802,811,41
Compuware520,77,1508,67,23
Другие2136,4529,22189,9331,11
Всего7334,81007036,6100


Как видно из таблицы, по уровню доходов и мирового присутствия тройке лидеров – IBM, Microsoft и HP – удалось обогнать средние показатели рынка, во многом благодаря приобретениям небольших и средних компаний, занимающихся разработкой ПО. Как отмечают эксперты, среди ведущих производителей наибольший рост бизнеса (на 17,6%.) продемонстрировал HP.

Несмотря на то, что экономический кризис спровоцировал снижение уровня инвестиций в ПО, софтверный рынок сумел сохранить свои позиции. Дальнейшее увеличение объемов рынка ПО, по прогнозам Gartner, можно ожидать уже в III квартале 2009 года.

Николай Прянишников, в 2008 году сменивший должность исполнительного вице-президента «Вымпелкома» на президента Microsoft Russia, объявил о реструктуризации российского представительства софтверного гиганта. В частности, директоры по регионам и по работе с телекоммуникационными компаниями станут подчиняться ему напрямую. Телекоммуникационные компании могут серьезно помочь Microsoft в продвижении ее продуктов, считает Прянишников. Например, подключая клиента к Интернету, оператор может установить на его компьютер ПО и брать плату за его использование в рамках абонплаты. «За небольшие деньги, к примеру $2 в месяц, абонент мог бы получать новейшую версию Microsoft Office, а оператор и Microsoft – делить доходы», – говорит Прянишников. В ближайшее время он обещает предложить сотрудничество нескольким операторам.

Продвигать Office через нестандартные каналы Microsoft уже пыталась: с конца 2008 года пакет в России можно приобрести через терминалы системы моментальных платежей (ОСМП). За полгода продано несколько тысяч контрактов, говорит гендиректор ОСМП Владимир Лопатин, а цена – 1500 рублей – почти вдвое ниже, чем в магазинах. Продается дистрибутив, Microsoft не тратится ни на выпуск коробочного продукта, ни на продвижение. «Вымпелкому» интересна дистрибуция ПО, говорит его пресс-секретарь Ксения Корнеева; подконтрольная ему «Корбина» успешно продает антивирус Dr.Web. «Акадо-столица», по словам ее представителя Дмитрия Захарова, за год установила Dr.Web на десятки тысяч ПК (клиенты платят за него 59 руб. в месяц). Абонент приобретает лицензионное ПО, оплачивая его в рассрочку, а премия, которую берет оператор, сопоставима с розничной наценкой, замечает Захаров. С конца 2007-го Dr.Web договорилась о внедрении антивируса со 100 провайдерами в России и еще пяти странах, говорит ее PR-менеджер Кирилл Леонов. Услугой пользуются сотни тысяч абонентов.

Интернет

В декабре 2008-го и январе 2009 года специалисты Gartner провели исследование, в котором приняли участие 3988 человек старше 18 лет, проживающие в США и Великобритании. Исследование касалось вопросов, связанных с онлайновыми банковскими услугами и онлайновыми платежами. Так, 47% респондентов из США и 30% респондентов из Великобритании отметили, что пользовались онлайновыми банковскими услугами в предыдущем месяце. Кроме того, исследование показало, что чуть больше половины состоятельных потребителей (доход от $30.000) в обеих странах также пользуются онлайновыми услугами банков. Иная ситуация у потребителей с низкими доходами: услугами онлайн-банкинга в этой группе пользуются лишь 35% американцев и 17% жителей Великобритании. В качестве причины такого положения вещей называется отсутствие доступа в Интернет, а не отсутствие интереса к онлайновым банковским услугам.

«В последние годы онлайн-банкинг больше интересовал молодых клиентов, но сегодня уже становится ясно, что ситуация с тем, кто пользуется онлайновыми банковскими услугами, и с тем, что потребители от них ожидают, меняется», – объясняет Дэвид Шехр из Gartner.

Объем рынка внутриигровой рекламы в онлайновых играх лишь в 2014 году превысит миллиард долларов, пишет Gamasutra со ссылкой на прогноз аналитиков Citigroup. Пока на такую рекламу приходится только $600 млн в год. Это означает, что за пять лет этот сегмент отрасли вырастет всего на 66%. Тем не менее, внутриигровая реклама будет полезной для рекламодателей, так как привлекает больше внимания, чем баннерная, хотя и обходится чуть дороже.

Локомотивом роста должны стать онлайновые многопользовательские игры с их многомиллионной аудиторией и качеством самой аудитории. Средний возраст геймера оценивается аналитиками в 35 лет, причем 40% из них – женщины. Это предоставляет рекламодателю широкие возможности по демографической выборке потребителей.

Весь рынок онлайновой рекламы в США оценивается более чем в $20 млрд. Таким образом, сейчас на долю внутриигровой рекламы приходятся единицы процентов общих расходов.

Телекоммуникации

На глобальном рынке телекоммуникационных услуг начался застой. Об этом свидетельствует исследование, проведенное компанией TeleGeography. Двадцатка крупнейших мировых провайдеров выручила за первые три месяца 2009 года $251 млрд прибыли, что всего на 3% превышает суммарный доход за аналогичный период прошлого года. При этом рост был во многом обусловлен слияниями и поглощениями компаний. Лишь Китай и Индия показали 48%-й рост рынков телекоммуникаций, тогда как в Европе отмечалось замедление, причиной которого аналитики TeleGeography называют рецессию. Доходы десяти ведущих продавцов телекоммуникационных технологий в первом квартале в сумме составили $59 млрд, снизившись на 5% в сравнении с прошлым годом. Лучший естественный рост показали операторы China Mobile, Vodafone и Amйrica Mуvil.

Отмечается снижение популярности беспроводной связи: в первые три месяца 2009-го прирост числа абонентов составил 153 млн, что на 10 млн меньше показателя на конец прошлого года. Армия пользователей широкополосных сетей в I квартале увеличилась на 14 млн человек, как и в конце прошлого года. При этом в Китае наблюдался 30%-й прирост количества абонентов, а США стали единственной страной, которой удалось увеличить число подписчиков более чем на миллион человек.

Продавцы телекоммуникационного оборудования, в частности компании Nokia, Cisco, Motorola, Alcatel-Lucent и Nortel, понесли в I квартале текущего года крупнейшие убытки, связанные с уменьшением расходов на приобретение их продукции сразу у трех категорий клиентов: частных покупателей, провайдеров и организаций. По прогнозам TeleGeography, рост рынка телекоммуникационных услуг, который обычно составлял около 6% в год, в ближайшие пять лет упадет до 3%.

Мобильное

Некоторые тайваньские компании, выпускающие смартфоны, намерены сконцентрировать свои усилия на разработке мультимедийных мобильных телефонов. Сейчас эти компании разрабатывают смартфоны на платформах Windows Mobile или Google Android. Однако расходы на создание таких аппаратов слишком высоки: мультимедийные телефоны обходятся производителям в три-четыре раза дешевле, чем смартфоны. При этом объем рынка мультимедийных телефонов значительно больше.

В среднем мультимедийный мобильный телефон состоит из 300-400 деталей. Для производства смартфона необходимо более тысячи компонентов. Производители уверены, что вскоре различия между мультимедийными телефонами и смартфонами сведутся к минимуму. Одна из причин этого – развитие сенсорных интерфейсов для управления аппаратом без стилуса.

Руководитель мобильного подразделения LG заявил, что компания планирует в этом году, несмотря на экономический кризис, сохранить свою долю рынка, а к 2012 году стать вторым по величине производителем мобильных телефонов в мире. Причем в этой ситуации основной упор планируется сделать на смартфоны, так как их продажи возросли на 28%. В этом году LG представит около 80 мобильных телефонов, из которых 12 будет относиться к премиум-классу. А в июле производитель собирается открыть свой собственный онлайновый магазин приложений для мобильных телефонов. В 2010 году компания Acer намерена поставить 2-2,5 млн смартфонов. При этом производитель рассчитывает, что в 2012-2014 годах объемы поставок «умных» телефонов под брендом Acer вырастут до 20 млн штук. Это позволит тайваньской компании получить 6-7% рынка и стать одним из пяти ведущих производителей смартфонов.

По словам Аймара де Ленкесена, главы направления смартфонов в Acer, потенциал рынка «умных» телефонов пока не исчерпан. На данный момент из 4 млрд мобильников, имеющихся в мире, только 300 млн являются смартфонами. В Acer полагают, что в ближайшие пять лет спрос на смартфоны будет ежегодно расти на 15%.

Накануне этого заявления Acer официально представила на тайваньском рынке четыре смартфона серии Tempo – F900, M900, X960 и DX-900. Еще шесть новых мобильников Acer планирует выпустить во втором полугодии. Кроме того, компания интересуется китайским рынком, для которого будут выпущены смартфоны, способные работать в сетях TD-SCDMA.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета