Bing: тестируем новый поисковик Microsoft

Мировой рынок интернет-поиска уже достаточно давно де-факто поделен между Google и Yahoo!. Корпорация Microsoft давно пытается завоевать этот весьма соблазнительный в коммерческом плане рынок, но последнюю дюжину лет – без сколько-нибудь заметного успеха.

И вот – новая попытка. На прошедшей недавно конференции All Things Digital глава Microsoft Стив Баллмер лично представил публике амбициозную разработку корпорации – новый поисковик Bing.com (ранее он был известен под рабочим названием Kumo). Новинка, как считают в Microsoft, сможет стать серьезным конкурентом Google и Yahoo. Bing.com (пока он существует только в бета-версии) заменил собой поисковый сервис Live Search, который в свое время пришел на смену MSN Search. Сейчас MSN (www.msn.com) – новостной портал, а в качестве поисковика там используется именно Bing.
Впрочем, в свое время и Live Search, и MSN запускались столь же пафосно, но так и не сумели занять сколько-нибудь значимую долю рынка. Сегодня доля Live Search в мировом поиске – 8%, что смотрится весьма скромно в сравнении с 19% у Yahoo и 64% у Google. Так что Bing – это отчаянная и инновационная попытка Microsoft удержаться на почти потерянном рынке поиска.

Новый игрок на рынке

Пользователь Bing вряд ли почувствует какие-то революционные изменения по сравнению с прежними поисковиками софтверного гиганта. Сам Баллмер в своем выступлении назвал Bing.com «значительно переделанной и пересмотренной версией нынешнего Live Search». Однако раньше было объявлено, что движок Bing.com основан на другом алгоритме, а интерфейс нового поисковика имеет мало общего с внешним обликом Live Search.

В числе нововведений, о которых рассказал Баллмер, – категории поиска, каждая из которых имеет свой собственный набор опций. Система категорий должна помочь пользователям лучше конкретизировать исходный поисковый запрос. Другое новшество – «умение» Bing.com «вникать» в смысл пользовательского запроса и объединять релевантные результаты в группы, а также разграничивать ключевую и дополнительную информацию. Предусмотрены и дополнительные функции:
- Instant Answers дополняет страницу с результатами поиска различными полезными данными;
- Web Groups и Quick Tabs сортируют найденные данные и делают их выдачу более наглядной;
- Best Match анализирует полученную в результате поиска информацию и старается повысить ее релевантность.

Пока новый сервис имеет сравнительно небольшую поисковую базу. Сравнение числа найденных страниц показывает, что поисковик Microsoft по этому показателю уступает Google в несколько раз. Однако создатели Bing заявляют, что задача их продукта – вовсе не проиндексировать все на свете, а выдавать максимально точные результаты, помогающие пользователям в реальной жизни.

Пользователю доступны различные варианты направлений поиска. Если запрос можно трактовать по-разному, всплывают подсказки с кратким содержанием найденной страницы, автоматически определяется город, из которого делается запрос, а если ищется конкретный товар или услуга, предложения сортируются по цене и т.д. Между тем, все перечисленное вовсе не является каким-то новым словом в поиске. Остряки, наблюдающие за попытками Microsoft отвоевать свою долю поискового рынка у Google, уже предложили шутливую расшифровку названия Bing – But It's Not a Google («Но все-таки это не Google»).

И еще один важный момент: новый поисковик в ближайшее время наверняка будет интегрирован с браузером Internet Explorer, по умолчанию установленным на всех компьютерах с ОС Windows.

Реальная работа Bing

Сразу можно сказать, что качество поиска Bing никак не выше, чем у Google. Конечно, имеется много разных мелких «помощников пользователя» вроде конверсии мер длины, весов и валют, а также служба ответов на вопросы. А вот что реально помогает при поиске, так это всплывающие дополнительные выдержки из страниц без клика по ссылке в результатах. Bing во время первого доступа сканирует страницу и не только вычленяет из нее ключевые фразы, но и дает ссылки на разделы сайта.

Как и у других современных поисковиков, в Bing имеется поиск по изображениям, видеозаписям, новостям и локальный поиск. Кроме того, в поисковик интегрированы многочисленные сервисы, которые разработала не сама Microsoft, а купленные ею в разное время компании-стартапы.

К примеру, в апреле 2008-го Microsoft за $115 млн купила компанию Farecast, обобщающую и прогнозирующую цены на авиабилеты и гостиницы. Теперь Farecast легла в основу сервиса Bing Travel, который помогает путешественникам выбрать билет и отель подешевле.

А картографический сервис Live Search Maps теперь называется Bing Maps; карты для предприятий, которые прежде назывались Virtual Earth, также станут частью Bing, только корпоративной – Bing Maps for Enterprise. Впрочем, про то, как будет реализована корпоративная версия Bing, пока практически ничего не известно.

Отдельный и очень серьезный раздел Bing – Shopping. Маркетологи Microsoft считают, что пользователи Bing будут экономить на товарах и услугах, покупая их через поисковик, а затем получая часть денег обратно. Подобная программа действовала и в Live Search, хотя ее нельзя было назвать особо эффективной.

Итак, тестируем. Microsoft в своем духе – без красивого пейзажа на стартовой странице не обошлись. Приятно порадовала и достаточно гибкая система настроек поисковой машины – можно определить уровень безопасности, языки поиска и еще некоторые параметры.

Есть отдельный вход для зарегистрированных пользователей. С помощью единого идентификатора Windows Live ID можно открыть учетную запись cashback в службе bing, получать оповещения о новостях службы bing, добавлять коллекции карт в службу bing, а также получить полный доступ к Центру web- мастера bing и Центру разработчика bing.

Что касается непосредственно поиска, то он произвел в целом приятное впечатление. По слову «Минск» были получены вполне адекватные результаты – абсолютно никакого поискового мусора, четкое и осмысленное ранжирование результатов выдачи. Забавно, что и поисковый запрос «кракозяблы» не поставил Bing в тупик – он, оказывается, знает, что это такое. Более того, еще и картинки выдал! Я еще понимаю картинки по «Минску», но картинки по «кракозяблам» – это действительно впечатляет.

Кстати, выдача результатов по поиску картинок реализована даже лучше, чем в Google. К примеру, можно регулировать количество и размер уменьшенных изображений, выводимых на странице результатов. А при наведении на такое уменьшенное изображение курсора оно немного увеличивается; одновременно показывается название файла, адрес сайта, с которого взята картинка, и параметры изображения. Все выведенные картинки можно сортировать по размеру, макету, цвету, стилю и, что интересно, наличию людей. Причем сортировка действительно работает, пусть и с огрехами – затесавшийся в сортировку по лицам холодильник «Атлант» – это забавно!

Раскрутка Bing

Пока остается неизвестным, во сколько Microsoft обошлась разработка Bing и сколько времени все это заняло. Зато известно, что только на рекламную раскрутку проекта будет затрачено более сотни миллионов долларов. Рекламу пользователи будут видеть повсюду – в прессе, на радио, по телевидению и, конечно, в Интернете. Интересно, что рекламные объявления Bing уже обнаружились в рекламных сетях Google и Yahoo!, а также в контекстной рекламе Google. Согласитесь: есть в этом какая-то особая ирония.

В Microsoft понимают, что даже самый лучший поисковик далеко не сразу завоюет симпатии пользователей, привыкших пользоваться такими эффективными системами, как Google и Yahoo. Поэтому разработчики обращаются к тем пользователям, которым поиск помогает принимать решения, а не получать «сырую» информацию. По данным Microsoft, их потенциальными клиентами являются две трети посетителей поисковых систем – это, прежде всего, потребители, которые ищут в Сети информацию, помогающую делать покупки, поправлять здоровье, строить карьеру, управляться с домашними делами и т.д.

Локализации и их особенности

Bing был запущен сразу на нескольких десятках языков. Есть, разумеется, русский, а из языков других стран постсоветского пространства – украинский, литовский, латвийский и эстонский.

Между тем, при тестировании порой создавалось впечатление, что за пределами англоязычной зоны пока проиндексирован лишь некий минимум страниц. К примеру, на слово «километр» на странице выдачи по этому запросу само слово появляется только дважды. А при поиске по слову «Карлсон» первым номером демонстрируется турфирма под таким названием, а вовсе не известная детская книжка. В общем, в отличие от англоязычного варианта, над локализациями создателям Bing еще работать и работать…

Резюме

Сейчас аналитики признают: Bing – это огромный проект, который для другой IT-компании мог оказаться и вовсе неподъемным. Но колоссальные финансовые, людские и технологические ресурсы Microsoft позволили его реализовать. Однако, как и многие другие проекты Microsoft, Bing неповоротлив и при этом откровенно не доведен до конца (сделаем скидку на бета-версию). Но все же прежде чем делать окончательные выводы, подождем до конца года: посмотрим на статистику и изменения в финальном релизе сервиса.



Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2009 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета