InDesign. Макетирование

Прежде чем говорить о макетировании, напомню, что макетом в полиграфии называют некий свод правил, по которому осуществляется верстка (расположение страниц, размещение рисунков, подбор шрифтов и т.д.). Если издание единичное, то для него разрабатывается уникальный макет, который будет использован один раз, если издание подразумевает периодичность — то создатель макета должен учесть, что сохраняя общую концепцию, издание должно трансформироваться от номера к номеру.

Чтобы на выходе получить хороший оригинал–макет, а впоследствии качественно отпечатанное издание, над ним нужно поразмышлять, отделаться просто так нельзя, так как от этого много чего зависит. Обязательно нужно, устанавливая и намечая набор приемов оформления, учесть возможности полиграфического производства, где планируется издавать тираж. Так, например, дизайн издания подразумевает использование серии академических шрифтов, а типография не имеет в наличии этого набора, в результате возникает проблема. Хорошо, если есть возможность отпечатать материалы в другом месте. Если же такой возможности нет, то придется изменять макет, либо воспользоваться комбинированным вариантом печати (набор производится на одном предприятии, цветная печать — на другом, а переплетные работы на третьем), что является вариантом, но не самым удобным.

Оптимальный вариант — это создание эскиза, который покажет ориентировочный вид документа, а потом согласование с типографией. Реализовать это можно как на бумаге, так и в программе верстки.

Но прежде чем браться за карандаш и бумагу или открывать программу, нужно для себя ответить на несколько вопросов. Как только на них найдутся ответы, создание макета не будет казаться сложным. Такой подход называется издательская установка[1], которая может быть как пассивной[2], так и активной[3]. Эти две формы издательской установки самые крайние и в промежутке между этими крайними точками могут быть самые различные решения. Итак, примерные вопросы:

1. Общий объем текста;

2. Отношение объема текста к объему иллюстративного материала и степень привязанности текста к картинкам;

3. Создание иллюстративных рядов или подбор отдельных рисунков;

4. Состав текстов, насколько они однородны или содержание смешанное;

5. Насколько развернута рубрикация и какой принцип ее создания;

6. Порядок расположения материалов (может быть свободный, жесткий, поразворотный) в зависимости от характера чтения издания;

7. Серийное ли будет издание (в зависимости от этого будет разрабатываться стиль) и особенности серии.

Как только вопросы получат хотя бы примерные ответы, можно браться за создание эскиза. В том случае, если издание планируется многостраничным, оптимальный вариант — это создание макета на компьютере. Если же страниц немного, да и компьютерная грамотность прихрамывает — для начала вполне подойдет и бумага, а основы и тонкости создания макета с помощью компьютера мы рассмотрим дальше.

В качестве примера. Требуется создать восьмистраничную брошюру с размером одной полосы, равным A4 формату (или 210х297 мм). Для этого потребуются два листа чистой бумаги — кладем их один на другой и сгибаем посередине. Получилась книжечка — уменьшенный вариант будущего издания.
После этих манипуляций с бумагой берем в руки карандаш и обращаемся к заготовленной книжечке. Нужно набросать, как примерно будет располагаться материал и рисунки, где выходные данные, какая шапка и общий вид обложки, колонтитулы и т.д.

Немаловажным моментом является размер полей[4]. Выбор оптимального соотношения позволит достичь гармонии всего издания. Согласитесь, довольно неэстетично смотрится книга, журнал, газета, где поля очень маленькие и текст проходит почти по границе обрезки или, наоборот, поля большие и текст кажется сиротливым.

Конечно, ширина полей может быть абсолютно разной, при определении нужно учитывать и формат издания, и ширину текста, и наличие графических вставок, однако при всем при этом существуют некоторые правила, которые регламентируют эти параметры. Если речь идет об одной странице, на которой используется только текст, то в этом случае левое и правое поля должны быть достаточно узкими и иметь одинаковую ширину (ориентировочно 3 сантиметра). Верхнее поле рекомендуют делать шире левого и правого, а нижнее шире верхнего (например, 5 сантиметров для верхнего и 8 сантиметров для нижнего).

Рис. 1. Лист со стандартными полями

Но это общие правила. Если предстоит работа с книгой, то в этом случае правила несколько иные. Здесь главной задачей верстальщика является соблюдение симметрии. Представьте себе внешний вид разворота, который не может похвастаться симметрично расположенным материалом. Во-первых — затрудненное восприятие, да и с точки зрения красоты такой вариант никуда не годится. Во-вторых — это проблемы еще и технического плана, так как не нужно забывать о том, что часть внутреннего поля «забирается» на переплет. В итоге, если эти нюансы не учесть, текст книги может частично попасть в переплет, что сделает чтение такой книги просто невозможным.

Рис. 2. Варианты разворотов: правильный и ошибочный

Чтобы не допустить ошибки в расчете, можно воспользоваться общепринятым в полиграфии алгоритмом установки размеров полей: устанавливаем ширину части страницы, которая выделена для заполнения текстом (ширину набора), попутно определяя при варианте, когда колонок несколько, ширину интервалов между колонками. Находим разность между шириной набора и шириной листа. При этом обязательно нужно учесть, что некоторая часть страницы забирается под переплет. Итак, установили разницу. Эту разность нужно разделить на три равных части — одна часть пойдет на внутреннее поле, предназначенное для переплета, а две других величины на внешнее поле, которое будет обрезаться. Что же до определения верхней и нижней границ, то их обозначить еще проще — проводим от нижнего левого до верхнего правого угла страницы линию. Пересечения левой и правой границ с этой вертикалью определят верхнюю и нижнюю границы.

Рис. 3. Определение границ листа. Способ 1

Альтернативным вариантом является способ так называемых «девяти частей», когда половина разворота и горизонтально и вертикально делится линиями на девять равных частей.

Рис. 4. Определение границ листа. Способ 2

Потом, когда лист покрыт сеткой, проводим две диагонали: первая, как и в предыдущем варианте, через весь лист от нижнего левого угла до верхнего правого, а вторая через половину листа на разграфленной части из левого верхнего угла до нижнего правого. Пересечения диагоналей с сеткой и будут определяющими точками границ листа.

Предварительной подготовкой и существенной помощью при размещении материала на страницах издания, не важно какого, становится модульная сетка, которая еще называется шаблоном или трафаретом. Она представляет собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу на сегменты.

Рис. 5. Модульная сетка и готовый макет

Именно этот этап определяет внешний вид будущего издания, является своеобразным каркасом всего издания. Обычно дизайнер-верстальщик разрабатывает такую сетку сам, но иногда к этому процессу подключаются и художники, особенно если издание является художественным альбомом. Эта модульная сетка размещает в себе текст, заголовки, иллюстрации, задает места размещения колонцифр и т.д.

Поля определены, информация примерно разбросана по листу, теперь можно поговорить об украшениях, которыми может воспользоваться верстальщик, чтобы издание не было сухим и скучным.

Многие века оформление осуществлялось с использованием тем преимущественно религиозного содержания. Перелом наступил после промышленной революции во Франции, которая повлекла за собой стихийное развитие всех форм хозяйственной деятельности. Не обошла эволюция и полиграфическое производство — появилось огромное количество печатных изданий. Их оформление было преобладающе черно-белым. Цветностью издания стали щеголять только в XX веке, когда широкое распространение получили журналы, рекламные проспекты, плакаты и т.п. Большая конкуренция потребовала выделения среди массы подобных, это была начальная точка в развитии рекламного бизнеса. Полиграфия стала областью производства, которая выпускала не только функциональную, но еще и высокохудожественную продукцию, отвечающую высоким требованиям потребителей. Конечно, то, о чем будет сейчас рассказано — это далеко не полный список, есть и масса других — это самые популярные:

. Буквица[5] — это прием, когда первая прописная буква (наборная, рисованная или гравированная) текста издания или его структурной части увеличенного размера (до нескольких строк), представлена в виде изображения, часто включающего сложную орнаментально-декоративную или сюжетную композицию.

Рис. 6. Пример текста с буквицей

. Линейки — горизонтальные и вертикальные линии, использующиеся в издании для отделения макетов друг от друга и придающие полосе законченность. Также, для привлечения внимания читателя можно использовать прием подчеркивания заголовка, разделения текстового материала или самостоятельных частей полосы издания.

Рис. 7. Пример страницы, разделенной линейками

. Выпуск за обрез. Элемент макета, представляющий собой текст, рисунок или линию, которые выходят за границу полосы после ее обрезки.

Рис. 8. Выпуск за обрез

Подобные элементы могут стать очень эффективным средством дизайна.

. Выворотка[6] — текст, «вывернутый наизнанку», например белый текст на черном фоне.

Рис. 9. Выворотка

. Пуля[7] — в полиграфии так называется метка пункта в списке. Обычно представлена в виде кружочка, но вариантов может быть много: треугольник (залитый и полый), ромбик (залитый и полый), квадратик, стрелочка и масса различных других фигур.

Рис. 10. Различные варианты оформления меток в тексте

Символ в виде залитого квадратика или ромбика выглядит солиднее, чем кружок. Треугольник не так тяжел, как квадрат. Полый квадратик создает впечатление «дремлющей силы». Стрелки усиливают основное назначение метки и как бы говорят: «Смотри сюда!».

. Оборка[8] — тестовая выемка. В том случае, если в колонку вставляются рисунки или другой текст, то ее границы изменяются таким образом, что текст располагается вокруг вставки, как бы «обертывая» ее. Оборки могут быть прямоугольными, многоугольными или криволинейными. Это зависит только от замысла дизайнера.

Рис. 11. Текстовая оборка

. Рамка — это линия, которая ограничивает элементы страницы (текст, иллюстрацию и т.д.).

Рис. 12. Обрамленный текст

. Заставка – украшение с изображением сюжетно-тематического или орнаментального характера, помещаемое вверху начальной страницы издания или его структурной части.

. Концовка – украшение с изображением сюжетно-тематического или орнаментального характера, помещаемое на концевой странице издания или его структурной части.

. Виньетка – украшение в виде небольшого графического изображения сюжетно-тематического или орнаментального характера, помещаемое на переплете, обложке, на начальной и концевой полосе. Произошло из французского языка.

На этом перечисление «украшений» закончу, так как говорить можно много. Приемов масса, их нужно накапливать, внимательно присматриваясь к другим изданиям, создавая таким образом своеобразную базу.

Одно хочу сказать — при создании макета нужно обязательно помнить, что:

. тщательно проработанный план будущего документа убережет от большинства вероятных ошибок;

. проект должен давать четкое представление о характере создаваемого документа;

. не нужно стараться разместить на одной полосе печатного издания как можно больше текста, так как это делает страницу нечитаемой. Лучше разбавить ее иллюстрациями;

. один разворот (две полосы) не должен содержать (за исключением особых случаев) более трех специальных типографских эффектов.

На сегодня все.

Продолжение следует…


-----------------------
[1] Издательская установка на оформление отдельного издания или отдельной серии является «проекцией» основной издательской позиции на конкретное литературное произведение.

[2] Пассивная издательская установка — наиболее нейтральная в отношении «воспроизведения» рукописи автора. Оформление издания в этом случае ограничивается в основном задачей предоставления читателю возможности спокойного, по собственному выбору и в достаточной степени удобного прочтения текста произведения. Оформительские проблемы при этом сводятся к обеспечению удобочитаемости словесного изложения, т.е. сужаются и упрощаются. При такой установке основные параметры оформления (форматы, полосы набора, гарнитуры и пр.) рекомендуются ОСТ.

[3] Активная оформительская установка предполагает определенную проектную идею, более конкретную, чем замысел отдельного издания или целой серии, подтвержденную конкретной (конструктивной) формой (принципиальным макетом). Принципиальный макет может даже опережать наличие авторского текстового материала. Текст будет дописываться и заполнять макет согласно проектной идее одновременно с созданием наглядных иллюстративных материалов.

[4] Поля страницы – незапечатанные участки вокруг полосы на странице, размеры которых определяются разницей форматов полосы и издания, а также положением полосы. Каждая страница имеет четыре поля: верхнее (или головочное), нижнее, наружное (или переднее) и внутреннее (или корешковое).

[5] Буквица или инициал (многозначное слово) — крупная, часто выделенная цветом, орнаментированная или иным образом украшенная начальная буква раздела рукописной или печатной книги. Инициалы часто украшались миниатюрами, орнаментами и изображениями, обычно выполненными в технике гравюры.

Термин «инициал» в этом значении одно время хотел было уйти в устаревшие слова (так, «Малый энциклопедический словарь» издательства Брокгауз- Ефрон (Спб., т. 1, вып. 2, 1907) однозначно относил его к «старым рукописям и книгам»), но в связи с развитием издательского дела на базе компьютерной техники и с распространением англоязычной типографской терминологии вполне оживился и даже перестал быть узкопрофессиональным. Названия буквица и инициал синонимичны, но могут немного различаться стилистически: так, в латинской и греческой палеографии чаще говорят об инициалах, а в славянской кириллической и глаголической — о буквицах.

[6] Выворотка (инверсное начертание текста) — один из способов типографской печати черной или цветными красками, при котором запечатывается вся поверхность, кроме элементов текста. Выворотка является одним из частных случаев печати на цветной плашке, когда цвет плашки черный или цветной, а цвет букв – белый, т.е. фактически происходит обратная замена цвета заднего фона и текста.

Выворотка очень сильно влияет на удобочитаемость текста, поэтому чаще всего она используется для печати заголовков и выделения небольших фрагментов текста (желательно с выделением полужирным начертанием). Санитарно-гигиенические правила к полиграфическим изданиям допускают применение выворотки для текстов, где объем знаков на странице превышает 2000 знаков, кеглем не менее 12 пунктов (до 2000 знаков — 10 пунктов) при оптической плотности фона не менее, чем 0,4. Еще более строгие требования к использованию выворотки в изданиях для детей 11-14 лет: при объеме текста до 2000 знаков применяются рубленые или малоконтрастные шрифты кеглем не менее 12 пунктов и оптической плотности фона не менее 0,5; в полиграфических изданиях для детей до11 лет применение выворотки запрещено.

Довольно часто выворотка применяется в типографиях как прием оформления при печати рекламной полиграфической продукции.

[7] Пуля – черная точка, звездочка или другой символ, указывающий пункт в списке.

[8] Оборка – часть полосы набора, имеющая суженный формат, для заверстки сбоку иллюстрации или таблицы.




Мария Рыжкова


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2009 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета