Тестирование программы GPS/ГЛОНАСС навигации АВТОСПУТНИК
GPS-навигатор сегодня становится, да что там становится — стал, привычным оборудованием многих автомобилей. И если в хорошо знакомом городе его полезность можно поставить под сомнение, то в незнакомом навигатор может сослужить вам хорошую службу.
Но если западнее нашей страны проблем с навигацией и картами для навигаторов нет, в России с этим тоже относительный порядок, то карты Беларуси надо еще поискать. Практически все пользуются ПО «Навител» либо Garmin, т.к. реальной альтернативы в нашей стране им практически не существовало. Но время идет, и другие разработчики программ для GPS-навигаторов стремятся расширить аудиторию пользователей путем выпуска карт соседних стран. Один из таких разработчиков — проект АВТОСПУТНИК, который недавно для своей навигационной программы выпустил карту Беларуси, вернее сказать, Минска и Минской области. Мы не могли упустить возможность попробовать данное ПО в деле и сегодня вам о нем расскажем.
Установка и первый запуск
Процесс установки ничем не отличается от установки какого-либо другого софта на устройства под управлением Windows Mobile. После установки запускаем программу, соглашаемся с лицензионным соглашением, ставим флаг, чтобы больше лицензионное соглашение нам не показывали, и вводим лицензионный ключ, любезно предоставленный разработчиками. После чего узнаем, что ни одной карты не установлено. Не то чтобы карты Минска, а вообще ни одной. Скачиваем карту, и тут нас снова поджидает сюрприз – ее также нужно регистрировать. Вводим полученный ключ и попадаем в окно с изображением центра столицы.
На этом процесс установки можно считать законченным, переходим непосредственно к работе с программой.
Особенности программы
Прежде чем приступить к работе с программой, отметим некоторые ее ключевые особенности:
. выбор стратегии маршрута;
. промежуточные точки маршрута (на выбор пользователя);
. запись трека (траектории перемещения) и отображение на навигаторе;
. онлайн-передача треков с навигатора по мобильному Интернету на сервер в личный кабинет;
. подключение к сервису "Пробки по каналам мобильного Интернета" (GPRS, 3G, EDGE, Wi-Fi и т.п.);
. прием данных о пробках и свободных улицах от бесплатного сервиса Яндекс.Пробки;
. отображение пробок на навигационной карте;
. обновление информации о дорожной ситуации в режиме онлайн с заданным интервалом (от 2 минут до 1 часа);
. автоматические маршруты в объезд пробок;
. настройка чувствительности маршрута к пробкам (больше – меньше);
. поддержка работы по распространенным каналам мобильного Интернета (GPRS, 3G, EDGE, Wi-Fi и т.п.);
. учет ПДД при построении маршрута;
. неограниченное число закладок (пользовательских POI);
. актуальные точки размещения камер, радаров, постов ДПС, включая передвижные, "лежачих полицейских", ж/д переездов, опасных поворотов и прочих мест повышенного внимания и контроля скорости;
. автонастройка GPS и ГЛОНАСС-приемников.
Другие представленные на сайте производителя возможности, в общем-то, типичны для навигационного ПО и в отдельном представлении, на наш взгляд, не нуждаются.
Системные требования
Системные требования выглядят так:
В работе
В работе программа довольно проста. В ее окне внизу можно увидеть качественно прорисованные кнопки записи трека, т.е. вашего маршрута, далее кнопка меню, нарисованная в виде приборной панели автомобиля, за ней следует кнопка, нажатие на которую приводит к выбору места назначения, а следом располагается кнопка начала движения.
Чуть выше кнопки записи трека располагается информация о количестве спутников, с которых в данный момент принимается информация. Нажатие на нее позволяет просматривать и другую информацию, такую, как заряд батареи навигатора, текущее время, скорость движения, расстояние до конечной точки и предполагаемое время до прибытия на нее – с каждым новым кликом информация меняется.
На правом краю экрана располагаются кнопки масштабирования, а над ними - иконка, нажатие на которую включает либо отключает звук.
Заглянем в меню. Его содержимое представлено в виде матрицы 2х4 и содержится на трех страницах, переключение между которыми происходит при помощи нажатия на значок "Далее" в нижнем правом углу.
Перейдем в первый раздел, именуемый "Панель настроек". Здесь имеются настройки GPS, опции работы при движении, такие, как отображение вашей позиции, масштаба, а также привязки текущего местонахождения к дорожной сети и довольно полезная функция эмуляции сигнала спутников в туннелях. В пункте "Маршрут" можно настроить перепрокладку заново при уходе с него, а также возможность учитывать пробки и запреты. Здесь же имеются история маршрута и возможность изменения его стратегии.
Подраздел "Общие" содержит в себе настройки языка интерфейса, профилей, соединений, подсветки, питания, звука, форматов скриншотов (поддерживаются JPEG и BMP) и настройки ориентации экрана, при этом альбомная — имеется как для правши, так и для левши.
В меню пробки можно настроить соединения с информационными каналами, передающими информацию о пробках, однако для карты Минска такого сервиса не нашлось – будем надеяться, что вскоре Яндекс.Пробки появятся и в нашей столице, хотя лучше бы в нем не было необходимости вообще – с этим, вероятно, все согласятся.
"Онлайн-сервисы". Здесь присутствует возможность записывать и передавать на сервер АВТОСПУТНИК OnLine (online.Autosputnik.com) GPS-треки, а также загружать точки интереса (POI) прямо на навигационное устройство. В пункте "Элементы управления" присутствует возможность включить верхнюю панель в основном экране, а также настроить прозрачность экранных кнопок и аппаратные кнопки тем, у кого они имеются. После включения верхней панели основной экран выглядит так, как на скриншоте ниже.
POI. Здесь присутствуют настройки точек интереса, например, поиск АЗС или звуковые оповещения о приближении к "спящему полицейскому". В настройках карты можно выбрать используемую карту и отображаемые на ней объекты.
Последним в панели настроек является пункт под названием "Инфо". Из него можно получить информацию о ПДД и штрафах, помощь относительно работы с программой и узнать о ней самой. Первые три пункта по непонятным причинам оказались неработоспособны – сослались на отсутствие файла помощи, а вот версию программы – это 3.2.7 сборка 24118 — узнать удалось.
Возвращаемся в меню и отправляемся в раздел "План маршрута". Здесь все предельно просто и понятно – выбираем начальную и конечную точки, а также остановки в пути. Выбирать можно как по адресу, так и по координате или POI. Жмем кнопку "Проложить маршрут", выбираем, как поедем: кратчайшим путем, по основным магистралям или оптимальным, – готово.
Раздел меню "Поиск объектов" практически не отличается от меню выбора начальной точки маршрута.
В отдельном пункте меню можно добавить на карту запрет – делается это при движении по маршруту, а в соседнем пункте можно отметить позицию и определить ее как соответствующую «точку интереса» (POI) — от "лежачего полицейского" до музея.
Далее нам предлагают вернуться на карту – нижняя левая кнопка, а соседняя, как мы уже упоминали, перелистывает страницу с разделами меню. Смотрим, что дальше.
А дальше можно посмотреть сохраненные треки, закладки, выбрать стратегию маршрута, удалить маршрут, сделать снимок экрана, вернее, карты, а также отобразить весь маршрут.
Ниже нам снова предлагают вернуться к карте либо переместиться далее. Перемещаемся и видим возможность включения режима "День/ночь". Понятно, что при его включении цвет карты будет изменяться в зависимости от времени суток. Далее переключается режим "2D/3D", то есть двухмерное или трехмерное отображение карты при движении.
Следующим пунктом на этой странице следует эмуляция выбранного вами маршрута, при которой на экране отображается виртуальное движение по заданному маршруту со всеми отдаваемыми голосовыми командами. Голосовые команды как раз настраиваются в следующем разделе "Звук". Здесь его можно отключить, настроить громкость и выбрать голос, который будет вас сопровождать в пути. Имеется по два мужских и женских голоса, говорящих на русском, и по одному — на английском языке. Огорчает только то, что при выборе отсутствует возможность предварительного прослушивания. Далее следуют пункт настройки "Пробок", а также "Справка, ПДД, штрафы" – их мы уже видели в панели настроек.
Вернемся к карте и посмотрим, что за пункты меню находятся в верхней панели, которую мы недавно включили. Здесь присутствуют все та же панель настроек, поиск объектов, выбор места назначения, удаление маршрута, весьма полезная возможность расчета обратного маршрута и кнопка выхода из программы.
В целом перемещаться по меню и заниматься конфигурацией программы навигации весьма просто – здесь все логично и понятно. Только нужно запомнить один момент – здесь практически нигде нет подтверждения выбранного действия: по сути, его подтверждает нажатие кнопки "Назад", которую вы нажмете в любом случае. А удаление маршрута при нажатии на соответствующую кнопку в меню происходит вообще без всякого запроса. Хотя в пути все это даже удобнее – не нужно совершать лишних действий, которые неизбежно отвлекают внимание от дороги.
Такими же соображениями руководствовались разработчики и при разработке алгоритма действия кнопки "Назад" в разделах меню. Ее нажатие всегда возвращает не к матрице разделов меню, а к основному экрану – вероятно, стоило бы в таком случае прописать две кнопки: одну – возврата к меню, вторую – возврата непосредственно к карте.
Что понравилось, так это возможность указать практически на любой объект на карте и сделать его начальной или конечной точкой маршрута, добавить в закладки, посмотреть, какой из точек интереса он является. Точки интереса также обозначены на карте.
На самой карте, кстати, присутствуют ошибки: например, объезд перекрытого участка пр-та Дзержинского имеется, но ул. Семашко продлена в этой версии карты до ул. Дружба (это, по сути, такая небольшая деревенька в городе с соответствующей дорогой), а продление пр-та Любимова вообще отсутствует. В последнем бесплатном обновлении карты, вышедшем после тестирования программы, эти неточности устранены.
Трехмерный режим карты при движении по маршруту реализован неплохо.
Впрочем, пора прекратить придирки и отправиться в путь. Выбираем начальную и конечную точки, выбираем вариант прокладки маршрута и можем ехать. Жмем на кнопку начала движения в правом нижнем углу экрана, и выбранный голос сообщает, куда ехать и через сколько нужно свернуть.
Заблаговременные комментарии сопровождают во время всего пути, предупреждая о том, что через энное количество метров нам предстоит, например, повернуть. Сигнал во время поездки не теряется, с 5-7 спутников принимается постоянно.
К сожалению, не удалось проверить, как работает сервис оповещения о пробках, поскольку для нашей страны он пока недоступен.
На сегодня пользователям GPS-программы АВТОСПУТНИК доступны подробные и точные карты Беларуси и дополнительные – России, Украины, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Казахстана, Армении, Узбекистана.
Выводы
АВТОСПУТНИК – весьма неплохая альтернатива ПО "Навител" или Garmin. Даже несмотря на небольшие недочеты, данное навигационное программное обеспечение нам понравилось. Интерфейс можно назвать удобным и интуитивно понятным, карту – качественно проработанной. Также приятно, что имеются интересные дополнительные возможности, функциональность и качество работы с которыми проверить, к сожалению, не удалось. Но надо полагать, что и с ними все хорошо. Кроме того, разработчики постоянно совершенствуют свое ПО, устраняя возможные недочеты, дополняя его новыми возможностями, что делает его с каждой новой версией все более удобным. Ближайшее обновление белорусской карты для АВТОСПУТНИКа выйдет в мае – начале июня 2009 года и покроет всю территорию республики, существенно пополнится список POI (точек интереса). Возможно, и некоторые наши замечания также будут учтены в следующих версиях.
Андрей Ахрем
Но если западнее нашей страны проблем с навигацией и картами для навигаторов нет, в России с этим тоже относительный порядок, то карты Беларуси надо еще поискать. Практически все пользуются ПО «Навител» либо Garmin, т.к. реальной альтернативы в нашей стране им практически не существовало. Но время идет, и другие разработчики программ для GPS-навигаторов стремятся расширить аудиторию пользователей путем выпуска карт соседних стран. Один из таких разработчиков — проект АВТОСПУТНИК, который недавно для своей навигационной программы выпустил карту Беларуси, вернее сказать, Минска и Минской области. Мы не могли упустить возможность попробовать данное ПО в деле и сегодня вам о нем расскажем.
Установка и первый запуск
Процесс установки ничем не отличается от установки какого-либо другого софта на устройства под управлением Windows Mobile. После установки запускаем программу, соглашаемся с лицензионным соглашением, ставим флаг, чтобы больше лицензионное соглашение нам не показывали, и вводим лицензионный ключ, любезно предоставленный разработчиками. После чего узнаем, что ни одной карты не установлено. Не то чтобы карты Минска, а вообще ни одной. Скачиваем карту, и тут нас снова поджидает сюрприз – ее также нужно регистрировать. Вводим полученный ключ и попадаем в окно с изображением центра столицы.
На этом процесс установки можно считать законченным, переходим непосредственно к работе с программой.
Особенности программы
Прежде чем приступить к работе с программой, отметим некоторые ее ключевые особенности:
. выбор стратегии маршрута;
. промежуточные точки маршрута (на выбор пользователя);
. запись трека (траектории перемещения) и отображение на навигаторе;
. онлайн-передача треков с навигатора по мобильному Интернету на сервер в личный кабинет;
. подключение к сервису "Пробки по каналам мобильного Интернета" (GPRS, 3G, EDGE, Wi-Fi и т.п.);
. прием данных о пробках и свободных улицах от бесплатного сервиса Яндекс.Пробки;
. отображение пробок на навигационной карте;
. обновление информации о дорожной ситуации в режиме онлайн с заданным интервалом (от 2 минут до 1 часа);
. автоматические маршруты в объезд пробок;
. настройка чувствительности маршрута к пробкам (больше – меньше);
. поддержка работы по распространенным каналам мобильного Интернета (GPRS, 3G, EDGE, Wi-Fi и т.п.);
. учет ПДД при построении маршрута;
. неограниченное число закладок (пользовательских POI);
. актуальные точки размещения камер, радаров, постов ДПС, включая передвижные, "лежачих полицейских", ж/д переездов, опасных поворотов и прочих мест повышенного внимания и контроля скорости;
. автонастройка GPS и ГЛОНАСС-приемников.
Другие представленные на сайте производителя возможности, в общем-то, типичны для навигационного ПО и в отдельном представлении, на наш взгляд, не нуждаются.
Системные требования
Системные требования выглядят так:
Процессор | ARM, StrongARM, xScale или совместимый |
Частота процессора | от 250 МГц, рекомендовано от 520 МГц (для VGA- экранов) |
Платформа | Windows Mobile 2003 SE / 5.0 / 6.0 / 6.1 (рекомендовано не ниже 5.0); Windows CE 4.2 (.NET) / 5.0 (рекомендовано не ниже 5.0) |
Внутренняя память (storage memory) или карта памяти | Свободно от 30 MB |
Оперативная память (program memory) | Свободно от 20 MB (рекомендовано от 25 MB) |
GPS и / или ГЛОНАСС-приемник | Встроенный или внешний. Формат обмена данными NMEA 0183 |
Коммуникации (опционально) | GPRS, Bluetooth (Remote Connection), COM-порт др. для сервисов "Пробки" и "АВТОСПУТНИК OnLine" |
В работе
В работе программа довольно проста. В ее окне внизу можно увидеть качественно прорисованные кнопки записи трека, т.е. вашего маршрута, далее кнопка меню, нарисованная в виде приборной панели автомобиля, за ней следует кнопка, нажатие на которую приводит к выбору места назначения, а следом располагается кнопка начала движения.
Чуть выше кнопки записи трека располагается информация о количестве спутников, с которых в данный момент принимается информация. Нажатие на нее позволяет просматривать и другую информацию, такую, как заряд батареи навигатора, текущее время, скорость движения, расстояние до конечной точки и предполагаемое время до прибытия на нее – с каждым новым кликом информация меняется.
На правом краю экрана располагаются кнопки масштабирования, а над ними - иконка, нажатие на которую включает либо отключает звук.
Заглянем в меню. Его содержимое представлено в виде матрицы 2х4 и содержится на трех страницах, переключение между которыми происходит при помощи нажатия на значок "Далее" в нижнем правом углу.
Перейдем в первый раздел, именуемый "Панель настроек". Здесь имеются настройки GPS, опции работы при движении, такие, как отображение вашей позиции, масштаба, а также привязки текущего местонахождения к дорожной сети и довольно полезная функция эмуляции сигнала спутников в туннелях. В пункте "Маршрут" можно настроить перепрокладку заново при уходе с него, а также возможность учитывать пробки и запреты. Здесь же имеются история маршрута и возможность изменения его стратегии.
Подраздел "Общие" содержит в себе настройки языка интерфейса, профилей, соединений, подсветки, питания, звука, форматов скриншотов (поддерживаются JPEG и BMP) и настройки ориентации экрана, при этом альбомная — имеется как для правши, так и для левши.
В меню пробки можно настроить соединения с информационными каналами, передающими информацию о пробках, однако для карты Минска такого сервиса не нашлось – будем надеяться, что вскоре Яндекс.Пробки появятся и в нашей столице, хотя лучше бы в нем не было необходимости вообще – с этим, вероятно, все согласятся.
"Онлайн-сервисы". Здесь присутствует возможность записывать и передавать на сервер АВТОСПУТНИК OnLine (online.Autosputnik.com) GPS-треки, а также загружать точки интереса (POI) прямо на навигационное устройство. В пункте "Элементы управления" присутствует возможность включить верхнюю панель в основном экране, а также настроить прозрачность экранных кнопок и аппаратные кнопки тем, у кого они имеются. После включения верхней панели основной экран выглядит так, как на скриншоте ниже.
POI. Здесь присутствуют настройки точек интереса, например, поиск АЗС или звуковые оповещения о приближении к "спящему полицейскому". В настройках карты можно выбрать используемую карту и отображаемые на ней объекты.
Последним в панели настроек является пункт под названием "Инфо". Из него можно получить информацию о ПДД и штрафах, помощь относительно работы с программой и узнать о ней самой. Первые три пункта по непонятным причинам оказались неработоспособны – сослались на отсутствие файла помощи, а вот версию программы – это 3.2.7 сборка 24118 — узнать удалось.
Возвращаемся в меню и отправляемся в раздел "План маршрута". Здесь все предельно просто и понятно – выбираем начальную и конечную точки, а также остановки в пути. Выбирать можно как по адресу, так и по координате или POI. Жмем кнопку "Проложить маршрут", выбираем, как поедем: кратчайшим путем, по основным магистралям или оптимальным, – готово.
Раздел меню "Поиск объектов" практически не отличается от меню выбора начальной точки маршрута.
В отдельном пункте меню можно добавить на карту запрет – делается это при движении по маршруту, а в соседнем пункте можно отметить позицию и определить ее как соответствующую «точку интереса» (POI) — от "лежачего полицейского" до музея.
Далее нам предлагают вернуться на карту – нижняя левая кнопка, а соседняя, как мы уже упоминали, перелистывает страницу с разделами меню. Смотрим, что дальше.
А дальше можно посмотреть сохраненные треки, закладки, выбрать стратегию маршрута, удалить маршрут, сделать снимок экрана, вернее, карты, а также отобразить весь маршрут.
Ниже нам снова предлагают вернуться к карте либо переместиться далее. Перемещаемся и видим возможность включения режима "День/ночь". Понятно, что при его включении цвет карты будет изменяться в зависимости от времени суток. Далее переключается режим "2D/3D", то есть двухмерное или трехмерное отображение карты при движении.
Следующим пунктом на этой странице следует эмуляция выбранного вами маршрута, при которой на экране отображается виртуальное движение по заданному маршруту со всеми отдаваемыми голосовыми командами. Голосовые команды как раз настраиваются в следующем разделе "Звук". Здесь его можно отключить, настроить громкость и выбрать голос, который будет вас сопровождать в пути. Имеется по два мужских и женских голоса, говорящих на русском, и по одному — на английском языке. Огорчает только то, что при выборе отсутствует возможность предварительного прослушивания. Далее следуют пункт настройки "Пробок", а также "Справка, ПДД, штрафы" – их мы уже видели в панели настроек.
Вернемся к карте и посмотрим, что за пункты меню находятся в верхней панели, которую мы недавно включили. Здесь присутствуют все та же панель настроек, поиск объектов, выбор места назначения, удаление маршрута, весьма полезная возможность расчета обратного маршрута и кнопка выхода из программы.
В целом перемещаться по меню и заниматься конфигурацией программы навигации весьма просто – здесь все логично и понятно. Только нужно запомнить один момент – здесь практически нигде нет подтверждения выбранного действия: по сути, его подтверждает нажатие кнопки "Назад", которую вы нажмете в любом случае. А удаление маршрута при нажатии на соответствующую кнопку в меню происходит вообще без всякого запроса. Хотя в пути все это даже удобнее – не нужно совершать лишних действий, которые неизбежно отвлекают внимание от дороги.
Такими же соображениями руководствовались разработчики и при разработке алгоритма действия кнопки "Назад" в разделах меню. Ее нажатие всегда возвращает не к матрице разделов меню, а к основному экрану – вероятно, стоило бы в таком случае прописать две кнопки: одну – возврата к меню, вторую – возврата непосредственно к карте.
Что понравилось, так это возможность указать практически на любой объект на карте и сделать его начальной или конечной точкой маршрута, добавить в закладки, посмотреть, какой из точек интереса он является. Точки интереса также обозначены на карте.
На самой карте, кстати, присутствуют ошибки: например, объезд перекрытого участка пр-та Дзержинского имеется, но ул. Семашко продлена в этой версии карты до ул. Дружба (это, по сути, такая небольшая деревенька в городе с соответствующей дорогой), а продление пр-та Любимова вообще отсутствует. В последнем бесплатном обновлении карты, вышедшем после тестирования программы, эти неточности устранены.
Трехмерный режим карты при движении по маршруту реализован неплохо.
Впрочем, пора прекратить придирки и отправиться в путь. Выбираем начальную и конечную точки, выбираем вариант прокладки маршрута и можем ехать. Жмем на кнопку начала движения в правом нижнем углу экрана, и выбранный голос сообщает, куда ехать и через сколько нужно свернуть.
Заблаговременные комментарии сопровождают во время всего пути, предупреждая о том, что через энное количество метров нам предстоит, например, повернуть. Сигнал во время поездки не теряется, с 5-7 спутников принимается постоянно.
К сожалению, не удалось проверить, как работает сервис оповещения о пробках, поскольку для нашей страны он пока недоступен.
На сегодня пользователям GPS-программы АВТОСПУТНИК доступны подробные и точные карты Беларуси и дополнительные – России, Украины, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Казахстана, Армении, Узбекистана.
Выводы
АВТОСПУТНИК – весьма неплохая альтернатива ПО "Навител" или Garmin. Даже несмотря на небольшие недочеты, данное навигационное программное обеспечение нам понравилось. Интерфейс можно назвать удобным и интуитивно понятным, карту – качественно проработанной. Также приятно, что имеются интересные дополнительные возможности, функциональность и качество работы с которыми проверить, к сожалению, не удалось. Но надо полагать, что и с ними все хорошо. Кроме того, разработчики постоянно совершенствуют свое ПО, устраняя возможные недочеты, дополняя его новыми возможностями, что делает его с каждой новой версией все более удобным. Ближайшее обновление белорусской карты для АВТОСПУТНИКа выйдет в мае – начале июня 2009 года и покроет всю территорию республики, существенно пополнится список POI (точек интереса). Возможно, и некоторые наши замечания также будут учтены в следующих версиях.
Андрей Ахрем
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2009 год в рубрике mobile