Впечатляющая статистика Рунета
На фоне кризиса интернет-инфраструктура на постсоветском пространстве демонстрирует весьма впечатляющие темпы роста – на зависть всем другим секторам IT-индустрии. Как говорят психологи, значительная часть россиян и жителей других стран СНГ убегает в виртуальное пространство от реальных проблем. Статистика и коммерческие успехи интернет-компаний это подтверждают.
По данным, которые приводит Фонд «Общественное мнение», в марте 2009 года 23% (21,5 млн человек) жителей российских городов старше 12 лет выходили в Интернет ежедневно, 35% (31,9 млн) – раз в неделю, 40% (37,4 млн) – раз в месяц. Число интернет-пользователей, которые выходят в Сеть только из офиса и не имеют такой возможности дома, сократилось за полгода с 23% до 19%. Одновременно на 5% (до 56%) увеличилось количество подключений к широкополосным каналам.
Наиболее велика популярность новостных ресурсов – 63% опрошенных посещают их как минимум раз в месяц. На втором месте (48%) оказались поисковые системы. По оценке специалистов компании «Яндекс», Топ-10 самых популярных поисковых запросов в целом изменяется крайне медленно, но в 2008 году в Рунете впервые произошло серьезное изменение за несколько лет: запрос «порно» уступил запросам «одноклассники» и «в контакте». 47% российских пользователей скачивают из Сети аудиофайлы, 42% – видео. 79% рунетчиков используют Сеть для общения (e-mail пользуются 53%, социальными сетями – 43%). Также 79% опрошенных называют Интернет основным источником информации, тогда как телевидение – 76%. То есть впервые на постсоветском пространстве Сеть как источник информации опередила «говорящий ящик».
Уже (или «еще только») 16% россиян имеют опыт совершения покупок в интернет-магазинах; еще 18% до сих пор этой услугой не пользовались, но готовы попробовать в ближайшее время. С точки зрения маркетологов, каждый интернет-пользователь является потенциальным потребителем. Быстро увеличиваясь, интернет-аудитория стран СНГ меняется качественно, что, в свою очередь, привлекает в Интернет представителей самых разных направлений бизнеса.
Все более актуальным становится Рунет, в частности, для бизнеса, который делается на малолетних потребителях. Эксперты аналитического центра «Ruметрика» подсчитали, что в России около 8-10 млн интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. При этом около 75% юных интернетчиков выходят в Сеть полностью самостоятельно, без какого-либо присмотра со стороны взрослых. Способствует этому, в частности, широкое распространение интернет- кафе, а также повсеместное проникновение ШПД в учебные заведения (обойти ограничительные системы для юных талантов обычно не составляет большого труда).
«Детская» аудитория Рунета стала целевой и для разного рода недобросовестных дельцов: 39% детей хотя бы раз посещали порносайты, 19% наблюдали сцены насилия, 16% интересовались азартными играми, 14% – наркотическими веществами, 11% – экстремизмом и/или национализмом.
При этом, вопреки распространенному суждению о тотальной «испорченности» Интернета, 48% детской аудитории Рунета ни разу не сталкивались с ресурсами нежелательного содержания, 25% использует специальные настройки подключения и 12% – отдельную детскую учетную запись. То есть легальный ориентированный на детей бизнес вполне способен существовать и развиваться в Рунете. Более того, ряду производителей «детско- ориентированной» продукции просто необходимо это делать, так как в оффлайне продажи их товаров и услуг катастрофически падают.
Безусловно, взрослая аудитория гораздо шире и более свободна в принятии финансовых решений, то есть более интересна для бизнеса. В частности, по оценкам аналитиков «Ruметрики», около 30% автомобилей в РФ продаются с помощью Интернета – то есть с использованием приемов интернет-маркетинга. К середине апреля в рейтинге «Рамблер ТОП-100» было зарегистрировано около 10 тыс. сайтов автомобильной тематики (год назад – порядка 8 тысяч). Их посещаемость доходит до 316 тыс. в сутки (в некоторых случаях за год она выросла в 2-3 раза). При этом, по оценкам аналитиков, самыми популярными сайтами по автотематике являются крупные порталы «все-в-одном», объединяющие информационные, коммуникативные, рекламные и торговые площадки.
Теперь о том, что касается половых и возрастных характеристик аудитории Рунета. По данным «Ruметрики», самые востребованные интернет-темы среди женщин – взаимоотношения полов (32,1%), здоровье (24,2%), косметика (22,3%), похудение (18,5%) и мода (17,1%). Тем не менее, пока лишь около 2% активных сайтов Рунета четко ориентированы на женскую аудиторию, хотя их количество с октября 2008-го выросло более чем на 35%.
При этом в марте нынешнего года число пользователей, ежесуточно посещавших русскоязычные сайты дамской тематики, составило 1,3 млн. Согласно данным «Рамблер ТОП100», наиболее популярными оказались крупные тематические порталы и следующие вплотную за ними по функциональности, количеству сервисов и набору освещаемых тем женские СМИ.
Если говорить о возрасте, то «обитатели» Рунета пока еще достаточно молоды. По оценке президента Ассоциации «Интернет и бизнес» Алексея Беляева, ежедневно пользуются Интернетом 90% москвичей в возрасте от 14 до 30 лет. В других крупных городах России и столицах стран СНГ активная аудитория в возрасте от 14 до 30 лет превышает 70%. То есть значительное большинство самых активных потенциальных потребителей «попалось в сеть».
По информации, приводимой Беляевым, объем российского интернет-рынка в минувшем году составил около $1,5 млрд. Наибольшую долю доходов принесла контекстная реклама – $350 млн (23%). Медийная реклама, в свою очередь, «заработала» лишь немногим меньше – $300 млн (21%); платные сервисы принесли $220 млн (15% доходов), поисковая оптимизация – $200 млн (14%), продажа цифрового контента – около $190 млн (13%), разработка и поддержка сайтов – $160 (11%), сервисы по поиску работы – $40 млн (3%). По разным оценкам, через Интернет было продано товаров в России на $2,5- $3 млрд, а во всем СНГ – на $4-$4,5 млрд.
Эксперты считают, что в условиях кризиса россияне будут покупать еще больше товаров и услуг через Интернет, поскольку так получается заметно дешевле. К примеру, вице-президент компании Mail.Ru Анна Артамонова говорит: «Мы не видим оттока. Наоборот, видим приток покупателей. У нас, в принципе, и так интернет-торговля росла год от года на 60-70%. В этом году мы, конечно, не прогнозируем такого смелого роста. Но, как минимум, 30%-ный прирост мы ожидаем со всей уверенностью».
Денис Лавникевич
По данным, которые приводит Фонд «Общественное мнение», в марте 2009 года 23% (21,5 млн человек) жителей российских городов старше 12 лет выходили в Интернет ежедневно, 35% (31,9 млн) – раз в неделю, 40% (37,4 млн) – раз в месяц. Число интернет-пользователей, которые выходят в Сеть только из офиса и не имеют такой возможности дома, сократилось за полгода с 23% до 19%. Одновременно на 5% (до 56%) увеличилось количество подключений к широкополосным каналам.
Наиболее велика популярность новостных ресурсов – 63% опрошенных посещают их как минимум раз в месяц. На втором месте (48%) оказались поисковые системы. По оценке специалистов компании «Яндекс», Топ-10 самых популярных поисковых запросов в целом изменяется крайне медленно, но в 2008 году в Рунете впервые произошло серьезное изменение за несколько лет: запрос «порно» уступил запросам «одноклассники» и «в контакте». 47% российских пользователей скачивают из Сети аудиофайлы, 42% – видео. 79% рунетчиков используют Сеть для общения (e-mail пользуются 53%, социальными сетями – 43%). Также 79% опрошенных называют Интернет основным источником информации, тогда как телевидение – 76%. То есть впервые на постсоветском пространстве Сеть как источник информации опередила «говорящий ящик».
Уже (или «еще только») 16% россиян имеют опыт совершения покупок в интернет-магазинах; еще 18% до сих пор этой услугой не пользовались, но готовы попробовать в ближайшее время. С точки зрения маркетологов, каждый интернет-пользователь является потенциальным потребителем. Быстро увеличиваясь, интернет-аудитория стран СНГ меняется качественно, что, в свою очередь, привлекает в Интернет представителей самых разных направлений бизнеса.
Все более актуальным становится Рунет, в частности, для бизнеса, который делается на малолетних потребителях. Эксперты аналитического центра «Ruметрика» подсчитали, что в России около 8-10 млн интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. При этом около 75% юных интернетчиков выходят в Сеть полностью самостоятельно, без какого-либо присмотра со стороны взрослых. Способствует этому, в частности, широкое распространение интернет- кафе, а также повсеместное проникновение ШПД в учебные заведения (обойти ограничительные системы для юных талантов обычно не составляет большого труда).
«Детская» аудитория Рунета стала целевой и для разного рода недобросовестных дельцов: 39% детей хотя бы раз посещали порносайты, 19% наблюдали сцены насилия, 16% интересовались азартными играми, 14% – наркотическими веществами, 11% – экстремизмом и/или национализмом.
При этом, вопреки распространенному суждению о тотальной «испорченности» Интернета, 48% детской аудитории Рунета ни разу не сталкивались с ресурсами нежелательного содержания, 25% использует специальные настройки подключения и 12% – отдельную детскую учетную запись. То есть легальный ориентированный на детей бизнес вполне способен существовать и развиваться в Рунете. Более того, ряду производителей «детско- ориентированной» продукции просто необходимо это делать, так как в оффлайне продажи их товаров и услуг катастрофически падают.
Безусловно, взрослая аудитория гораздо шире и более свободна в принятии финансовых решений, то есть более интересна для бизнеса. В частности, по оценкам аналитиков «Ruметрики», около 30% автомобилей в РФ продаются с помощью Интернета – то есть с использованием приемов интернет-маркетинга. К середине апреля в рейтинге «Рамблер ТОП-100» было зарегистрировано около 10 тыс. сайтов автомобильной тематики (год назад – порядка 8 тысяч). Их посещаемость доходит до 316 тыс. в сутки (в некоторых случаях за год она выросла в 2-3 раза). При этом, по оценкам аналитиков, самыми популярными сайтами по автотематике являются крупные порталы «все-в-одном», объединяющие информационные, коммуникативные, рекламные и торговые площадки.
Теперь о том, что касается половых и возрастных характеристик аудитории Рунета. По данным «Ruметрики», самые востребованные интернет-темы среди женщин – взаимоотношения полов (32,1%), здоровье (24,2%), косметика (22,3%), похудение (18,5%) и мода (17,1%). Тем не менее, пока лишь около 2% активных сайтов Рунета четко ориентированы на женскую аудиторию, хотя их количество с октября 2008-го выросло более чем на 35%.
При этом в марте нынешнего года число пользователей, ежесуточно посещавших русскоязычные сайты дамской тематики, составило 1,3 млн. Согласно данным «Рамблер ТОП100», наиболее популярными оказались крупные тематические порталы и следующие вплотную за ними по функциональности, количеству сервисов и набору освещаемых тем женские СМИ.
Если говорить о возрасте, то «обитатели» Рунета пока еще достаточно молоды. По оценке президента Ассоциации «Интернет и бизнес» Алексея Беляева, ежедневно пользуются Интернетом 90% москвичей в возрасте от 14 до 30 лет. В других крупных городах России и столицах стран СНГ активная аудитория в возрасте от 14 до 30 лет превышает 70%. То есть значительное большинство самых активных потенциальных потребителей «попалось в сеть».
По информации, приводимой Беляевым, объем российского интернет-рынка в минувшем году составил около $1,5 млрд. Наибольшую долю доходов принесла контекстная реклама – $350 млн (23%). Медийная реклама, в свою очередь, «заработала» лишь немногим меньше – $300 млн (21%); платные сервисы принесли $220 млн (15% доходов), поисковая оптимизация – $200 млн (14%), продажа цифрового контента – около $190 млн (13%), разработка и поддержка сайтов – $160 (11%), сервисы по поиску работы – $40 млн (3%). По разным оценкам, через Интернет было продано товаров в России на $2,5- $3 млрд, а во всем СНГ – на $4-$4,5 млрд.
Эксперты считают, что в условиях кризиса россияне будут покупать еще больше товаров и услуг через Интернет, поскольку так получается заметно дешевле. К примеру, вице-президент компании Mail.Ru Анна Артамонова говорит: «Мы не видим оттока. Наоборот, видим приток покупателей. У нас, в принципе, и так интернет-торговля росла год от года на 60-70%. В этом году мы, конечно, не прогнозируем такого смелого роста. Но, как минимум, 30%-ный прирост мы ожидаем со всей уверенностью».
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2009 год в рубрике бизнес