Приключения Yahoo: второй сезон сериала

В прошлом номере газеты мы вкратце сообщили о том, что интернет-компания Yahoo! в лице ее исполнительного директора Кэрол Бартц возобновляет переговоры на тему объединительной сделки с Microsoft на рынке интернет-поиска. Однако все в этой истории очень непросто – и мы решили более обстоятельно разобраться в том, что же на самом деле происходит.

Убыточное существование

Мировые СМИ поспешили сообщить: Кэрол Бартц, исполнительный директор Yahoo, на конференции D: All Things Digital заявила, что «Компания Yahoo! готова к объединению с Microsoft на рынке интернет-поиска, если сторонам удастся прийти к соглашению по поводу условий такой сделки». Но на самом деле, когда Кэрол Бартц стала исполнительным директором, она сама выступила с инициативой продать поисковый бизнес Yahoo! любой IT- компании, которая согласится его купить. То есть Microsoft на самом деле вовсе не является единственным претендентом на главную ценность Yahoo! – поисковый сервис.

Когда начался экономический кризис, доходы от интернет-рекламы упали и Yahoo! принялась закрывать один свой проект за другим. В частности, 30 марта этого года был закрыт сервис размещения файлов Yahoo Briefcase. Сервис работал более 10 лет и предоставлял пользователям дисковое пространство в 30 Мб. Проект был одним из первых сервисов хранения файлов в Сети, он представлял собой типичный ресурс эпохи Web 1.0. В прошлом году компания Yahoo! закрыла свой сервис Yahoo!Foto (на тот момент крупнейший в мире) – тогда пользователям сервиса было предложено мигрировать на приобретенный незадолго до того сервис фотохостинга Flickr. Однако тогда компания закрывала утративший популярность сервис в пользу своего же более современного аналога. В этот раз Yahoo! отказалась от своего сервиса хранения файлов, не предоставив пользователям ничего взамен. А в январе Yahoo! решила закрыть европейскую часть сервиса контекстной рекламы Content Match, позволяющего web-мастерам делить рекламную выручку с корпорацией. Yahoo! объяснила свое решение нежеланием инвестировать в данный проект. Вместо этого корпорация сконцентрируется на поисковой и медийной рекламе. Американская версия сервиса, впрочем, продолжает работу.

А еще год назад Yahoo! закрыла свой онлайновый аукционный сервис для Северной Америки. Сервисы интернет-аукционов Yahoo! в США и Канаде, запущенные девять лет назад, были закрыты в июне 2008-го. Впрочем, прекращение торгов в Северной Америке, где компании принадлежала незначительная доля рынка, никак не отразилась на онлайновых аукционах Yahoo в Гонконге, Сингапуре и на Тайване – они работают как прежде. Закрыт был и сайт Yahoo Brand Universe, запущенный около трех лет назад. Изначально он планировался как аггрегатор информации с социальных сайтов, сайта вопросов и ответов, сайтов Flickr и Delicious об определенных торговых марках.

Ну и, наконец, была закрыта служба Yahoo Plus. Сервис обеспечивал повышенную безопасность с помощью брандмауэра, давал возможность контроля родителей над серфингом детей, обеспечивал доступ к почтовому ящику объемом 2 Гб, хранилищу файлов 100 Мб, дополнительному видеоконтенту и интернет-радио. Стоила услуга $5,95 в месяц, однако оказалась убыточной.

А вот одна из последних новостей на эту тему. 13 июля нынешнего года Yahoo! закроет свою блогерскую социальную сеть Yahoo! 360. Администрация Yahoo! попросила всех пользователей Yahoo! 360 перенести содержание своих дневников на другие аккаунты до 12 июля. После этой даты вся информация, содержащаяся в блогах, будет удалена. Однако не всем пользователям Yahoo! 360 придется искать новую площадку для ведения блога. Например, для вьетнамских блогеров, среди которых этот сервис оказался очень популярен, создан портал Yahoo! 360Plus, который заменит им Yahoo! 360.

Блогерская социальная сеть Yahoo! 360 была запущена в 2005 году. С тех пор она постоянно находилась в стадии бета-тестирования. В 2007 году поддержка этого проекта прекратилась. А еще летом 2008 года компания Yahoo! закрыла социальную сеть Yahoo!Mash. Она была запущена в 2007 году, однако не оправдала надежд своих создателей.
Напомню, что автор большинства нововведений Кэрол Бартц (прежде возглавлявшая компанию Autodesk) стала исполнительным директором Yahoo! в январе нынешнего года. На этом посту она сменила одного из основателей компании Джерри Янга. Вскоре после своего прихода Бартц начала проводить масштабную реорганизацию в компании, стараясь сделать работу Yahoo! более эффективной.

В первом квартале 2009-го прибыль Yahoo! составила $118 млн, а доходы упали на 13% по сравнению с прошлым годом – до $1,58 млрд. В своем выступлении СЕО Yahoo! подчеркнула, что считает такие финансовые показатели достаточно удачными в свете экономического кризиса и затрат на реорганизацию. Однако оптимизм оптимизмом, но за последнее полугодие капитализация интернет-компании уменьшилась вдвое: биржевая стоимость Yahoo! сегодня не превышает $21 млрд.

Недавно, правда, стало известно, что Yahoo рассматривает возможности приобретения ряда компаний-стартапов, которые позволят ей занять более значимое положение на рынке социальных сетей и усилить свою линейку продуктов. Об этом 20 мая заявил Ари Балог, технический директор Yahoo: «Сейчас хорошее время для приобретений. Я могу гарантировать, что мы сделаем некоторые покупки в ближайшее время, а также запустим собственные новые проекты». Назвать конкретные цели для приобретения он, впрочем, отказался.

Союз с Microsoft?

Чтобы провалившаяся в прошлом году сделка Yahoo! и Microsoft все же состоялась, софтверный гигант должен предложить интернет-компании выгодные финансовые условия и мощные технологии. На прямой вопрос, существует ли вероятность полной продажи Yahoo! компании Microsoft, Бартц ответила: «Для этого им потребуется огромная куча денег». Стив Баллмер, также присутствовавший на конференции, в свою очередь заявил, что его компания все еще заинтересована в сделке по покупке поисковой системы, так как она может помочь в конкуренции с Google. В то же время Барц, говоря о возобновлении консультаций с Microsoft, назвала их «весьма непродолжительными».

Впрочем, Кэрол Бартц не преминула заметить, что Yahoo! все еще владеет очень популярными продуктами, в числе которых – сервис электронной почты, интернет-пейджер и стартовая страница сайта Yahoo!, что очень важно для роста компании в будущем. Цитата: «Мы постараемся сохранить свою долю в 20% поискового рынка, но это не является ключевым условием нашего успеха. Yahoo – это место, куда люди приходят, чтобы получить информацию, и не только через поиск, но и через замечательный контент».

Судя по всему, сейчас деньги и ресурсы важнее для Yahoo!, чем его поисковик для той же Microsoft. Если софтверный гигант и намерен купить Yahоо!, то только с большой скидкой. Исходя из сегодняшней капитализации, цена акции Yahoo! – $15 за штуку.

Microsoft: «мы и сами можем»

Повторюсь: нужна ли сейчас корпорации Microsoft поисковая система Yahoo! – большой вопрос. С одной стороны, ее наличие – это гарантированная пользовательская аудитория (а значит, возможность заработать на продаже рекламы). С другой – Microsoft уже потратила немалые средства на собственный проект. На той же конференции All Things Digital глава Microsoft Стив Баллмер лично представил публике одну из самых амбициозных разработок корпорации в последнее время – совершенно новый поисковик Bing.com (прежде он был известен под рабочим названием Kumo).

Новинка, как считают в Microsoft, сможет стать серьезным конкурентом Google и Yahoo. Bing.com должен сменить на рынке поисковик Live Search, в свое время столь же пафосно запущенный, но так и не сумевший занять сколько-нибудь значимую долю рынка. Сегодня доля Live Search в мировом поиске – 8%, что очень скромно по сравнению с 19% у Yahoo и 64% у Google.

Сам Баллмер в своем выступлении назвал Bing.com «значительно переделанной и пересмотренной версией нынешнего Live Search». Между тем, движок Bing.com работает по другому алгоритму, да и интерфейс нового поисковика имеет мало общего с Live Search.

В числе нововведений, о которых рассказал Баллмер, – понятие категорий поиска, каждая из которых обладает своим набором опций. По идее, категории должны позволить пользователям еще более конкретизировать исходные условия поиска. Другая инновация – умение Bing.com «вникать» в смысл пользовательского запроса и объединять в группы наиболее релевантные результаты, а также разграничивать ключевую и дополнительную информацию. Впрочем, как все это будет работать в реальности, пока сказать сложно. Предусмотрены и многочисленные дополнительные функции. В любом случае, в Microsoft теперь очень и очень подумают, стоит ли им тратить деньги на покупку поиска Yahoo!, или пойти ва-банк и вложить эти средства в Bing. Впрочем, не исключен и другой вариант. Возможно, именно целью сбить цену на Yahoo! объясняется запуск Microsoft рекламной кампании поисковика Bing, на которую планируется потратить не менее $100 млн. Если это так, то сделка с Yahoo! может состояться уже в III квартале этого года.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2009 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета