Всеобщая мобилизация телевидения
Мы привыкли говорить об эволюции в масштабах тысяч, а то и миллионов лет. Однако столь значительный временной отрезок актуален лишь в применении к эволюции человечества в целом. Природа славно потрудилась, и теперь вершина ее творения – человек – сам стал двигателем иных эволюций, проходящих со скоростью, потрясающей его же разум.
Еще в середине 60-х годов прошлого века идеи фантастов о миниатюрных устройствах, позволяющих передавать изображение и звук на расстоянии, вызывали у читателей двоякие чувства – с одной стороны, восхищение мечтой далекого будущего, а с другой – разочарование - «мы этого не застанем». Не тут-то было… Цифровая революция позволила человеку войти в новое тысячелетие, гордо держа в своей руке не просто мобильный телефон, а мультиустройство-мечту: и средство связи, и фотоаппарат, и плеер, и компьютер, и даже… телевизор.
«Голубой экран», столь прочно вошедший в жизнь человека, долгое время держал его на коротком поводке: смотреть дома, подстраиваться под программу передач, согласовывать выбор программы с пристрастиями домочадцев. Эра всеобщей мобилизации, вступив в свои права, сделала телевизор мобильным, упаковав его в телефон.
Первой революционное движение по традиции развернула Азия, за ней в бой вступили США и Европа. Однако с момента долгожданного прорыва – начала вещания ТВ на мобильные телефоны - не угасают споры и среди экспертов, и среди пользователей: какая технология мобильного телевидения наиболее перспективна и что вообще следует понимать под мобильным ТВ?
Путь первый. Трансляция эфирных и кабельных каналов. Некоторые специалисты утверждают, что настоящее мобильное ТВ – это все то же привычное для всех эфирное телевидение, только технологически меняющее свой путь и приходящее зрителю на экран мобильного телефона. В этом случае важно отработать лишь способ доставки. Справедливости ради отметим, что и здесь полным ходом идет война стандартов. Nokia и Sony Ericsson делают ставку на DVB-H. Для просмотра телепрограмм в этом формате необходим специальный телефон, оснащенный ТВ-тюнером. Кроме этого, мобильный оператор должен установить на своих вышках дополнительное оборудование, которое зачастую оказывается неоправданно дорогим. Российские операторы также работают над внедрением данной технологии. Дальнейшее движение по пути вещательного телевидения логично приводит к необходимости адаптации предлагаемого контента для просмотра на телефоне: картинка с преимущественно крупными планами, а по содержанию лидируют спортивные, музыкальные, и новостные каналы.
Другие свои надежды связывают с 3G. Эти сети не разрабатывались специально для передачи потокового видео, но тем не менее этот стандарт нашел применение у сотовых операторов для передачи вещательного телевидения и дает хороший эффект при использовании другой модели мобильного ТВ, о которой рассказано ниже.
Путь второй. Потоковое видео и видеосервисы. Если с потоковым видео все понятно – это трансляция телеканалов в мобильные телефоны, которая не требует дополнительного оборудования и закачки просматриваемого видео в телефон, то видеосервисы – отдельная тема, которая требует пояснения. Видеосервисы – это целая индустрия, в которую включены специалисты, отсматривающие многие мегабайты информации, выделяющие самое интересное и актуальное, разбивающие контент по разделам (новости, клипы, приколы, трейлеры и т.д.) и предоставляющие для потребления пользователям готовый рафинированный продукт. И пользователю уже нет необходимости отсматривать, скажем, весь выпуск новостей ради того, чтобы увидеть в конце передачи прогноз погоды, или, например, просматривать музыкальный канал в надежде увидеть любимый клип. Концепция такого мобильного ТВ не только меняет представление о способе доставки сигнала, но и психологию ТВ-зрителя. Исследования рынков и данные различных тестовых систем по всему миру подтверждают тот факт, что пользователи ожидают получения возможности доступа к телевизионному контенту всегда и всюду. Благодаря видеосервисам телевидение становится в полном смысле интерактивным и персонализированным: пользователь услуги самостоятельно формирует свою программу просмотра в удобное время и в соответствии с личными интересами.
Вопреки опасениям и возражениям скептиков, мобильные операторы и медиакомпании уверены, что мобильное телевидение будет успешным проектом, потому что мобильное телевидение представляет удачный и удобный симбиоз традиционного ТВ и мобильной связи. Опросы показывают, что потенциал у мобильного сервиса очень большой: около 50% абонентов в возрасте до 34 лет сообщают, что, так или иначе, заинтересованы в нем. И поэтому операторы во всех странах в дополнение к традиционным голосовым сервисам активно начинают развивать мобильные услуги нового поколения. Так, уже в 2008 году в мире действовали более 170 сетей мобильного ТВ.
В России первым свою модель мобильного ТВ в июле 2004 года запустила компания «Мегафон». Абоненты получили возможность с помощью технологий GPRS или EDGE принимать на экран сотового телефона прямую трансляцию телепрограмм, а также просматривать архивные записи и музыкальные клипы, собранные на WAP-сайте оператора. На сегодняшний день месячная стоимость услуги составляет порядка 8 долларов США.
В Украине первое мобильное ТВ было представлено в 2005 году сотовым оператором «Aстелит», работающим под брендом life:). Технологически также используются каналы GPRS и EDGE.
В Беларуси попытка представить свою модель мобильного телевидения была предпринята оператором связи VELCOM весной 2006 года с момента начала тестирования технологии 3G. Однако услуга не была запущена в коммерческую эксплуатацию.
В декабре 2008 года другой крупнейший белорусский оператор МТС совместно с интернет-телевидением ITV.BY дал возможность своим абонентам присоединиться к многомиллионной армии мобильных зрителей. За полгода коммерческой эксплуатации услуга ежемесячно показывает двукратный прирост числа пользователей.
Трансляция мобильного ТВ идет через сотовые сети уровня 2,5G, используя для транспорта протоколы GPRS/EDGE. Чтобы воспользоваться этой услугой, достаточно иметь телефон, поддерживающий потоковое воспроизведение видео и протоколы GPRS/EDGE. Практически все телефоны, выпущенные после 2006 года, соответствуют этим требованиям.
Предлагаемый контент представляет собой смесь из вещательных и адаптированных каналов (видеосервисов). Пользователь может подписаться на любой из предлагаемых пакетов: информационно-развлекательный пакет wap.itv.by и спортивный пакет «Белорусский футбол» bf.itv.by. Есть возможность и выборочного просмотра.
Дальнейшее развитие мобильного ТВ в Беларуси сдерживает ожидание мобильными операторами запуска сетей нового поколения (3G). Все застыли в ожидании «низкого старта».
Какая из моделей в новых условиях станет более успешной, а скорее всего, на наш взгляд, следует говорить о взаимной интеграции – покажет время. Пока же понятно, что мы имеем дело с новой эволюцией уже в масштабах тысяч или миллионов человек. И всеобщая мобилизация телевидения в Беларуси уже объявлена.
Инна Хозеева, главный редактор портала ITV.BY
Еще в середине 60-х годов прошлого века идеи фантастов о миниатюрных устройствах, позволяющих передавать изображение и звук на расстоянии, вызывали у читателей двоякие чувства – с одной стороны, восхищение мечтой далекого будущего, а с другой – разочарование - «мы этого не застанем». Не тут-то было… Цифровая революция позволила человеку войти в новое тысячелетие, гордо держа в своей руке не просто мобильный телефон, а мультиустройство-мечту: и средство связи, и фотоаппарат, и плеер, и компьютер, и даже… телевизор.
«Голубой экран», столь прочно вошедший в жизнь человека, долгое время держал его на коротком поводке: смотреть дома, подстраиваться под программу передач, согласовывать выбор программы с пристрастиями домочадцев. Эра всеобщей мобилизации, вступив в свои права, сделала телевизор мобильным, упаковав его в телефон.
Первой революционное движение по традиции развернула Азия, за ней в бой вступили США и Европа. Однако с момента долгожданного прорыва – начала вещания ТВ на мобильные телефоны - не угасают споры и среди экспертов, и среди пользователей: какая технология мобильного телевидения наиболее перспективна и что вообще следует понимать под мобильным ТВ?
Путь первый. Трансляция эфирных и кабельных каналов. Некоторые специалисты утверждают, что настоящее мобильное ТВ – это все то же привычное для всех эфирное телевидение, только технологически меняющее свой путь и приходящее зрителю на экран мобильного телефона. В этом случае важно отработать лишь способ доставки. Справедливости ради отметим, что и здесь полным ходом идет война стандартов. Nokia и Sony Ericsson делают ставку на DVB-H. Для просмотра телепрограмм в этом формате необходим специальный телефон, оснащенный ТВ-тюнером. Кроме этого, мобильный оператор должен установить на своих вышках дополнительное оборудование, которое зачастую оказывается неоправданно дорогим. Российские операторы также работают над внедрением данной технологии. Дальнейшее движение по пути вещательного телевидения логично приводит к необходимости адаптации предлагаемого контента для просмотра на телефоне: картинка с преимущественно крупными планами, а по содержанию лидируют спортивные, музыкальные, и новостные каналы.
Другие свои надежды связывают с 3G. Эти сети не разрабатывались специально для передачи потокового видео, но тем не менее этот стандарт нашел применение у сотовых операторов для передачи вещательного телевидения и дает хороший эффект при использовании другой модели мобильного ТВ, о которой рассказано ниже.
Путь второй. Потоковое видео и видеосервисы. Если с потоковым видео все понятно – это трансляция телеканалов в мобильные телефоны, которая не требует дополнительного оборудования и закачки просматриваемого видео в телефон, то видеосервисы – отдельная тема, которая требует пояснения. Видеосервисы – это целая индустрия, в которую включены специалисты, отсматривающие многие мегабайты информации, выделяющие самое интересное и актуальное, разбивающие контент по разделам (новости, клипы, приколы, трейлеры и т.д.) и предоставляющие для потребления пользователям готовый рафинированный продукт. И пользователю уже нет необходимости отсматривать, скажем, весь выпуск новостей ради того, чтобы увидеть в конце передачи прогноз погоды, или, например, просматривать музыкальный канал в надежде увидеть любимый клип. Концепция такого мобильного ТВ не только меняет представление о способе доставки сигнала, но и психологию ТВ-зрителя. Исследования рынков и данные различных тестовых систем по всему миру подтверждают тот факт, что пользователи ожидают получения возможности доступа к телевизионному контенту всегда и всюду. Благодаря видеосервисам телевидение становится в полном смысле интерактивным и персонализированным: пользователь услуги самостоятельно формирует свою программу просмотра в удобное время и в соответствии с личными интересами.
Вопреки опасениям и возражениям скептиков, мобильные операторы и медиакомпании уверены, что мобильное телевидение будет успешным проектом, потому что мобильное телевидение представляет удачный и удобный симбиоз традиционного ТВ и мобильной связи. Опросы показывают, что потенциал у мобильного сервиса очень большой: около 50% абонентов в возрасте до 34 лет сообщают, что, так или иначе, заинтересованы в нем. И поэтому операторы во всех странах в дополнение к традиционным голосовым сервисам активно начинают развивать мобильные услуги нового поколения. Так, уже в 2008 году в мире действовали более 170 сетей мобильного ТВ.
В России первым свою модель мобильного ТВ в июле 2004 года запустила компания «Мегафон». Абоненты получили возможность с помощью технологий GPRS или EDGE принимать на экран сотового телефона прямую трансляцию телепрограмм, а также просматривать архивные записи и музыкальные клипы, собранные на WAP-сайте оператора. На сегодняшний день месячная стоимость услуги составляет порядка 8 долларов США.
В Украине первое мобильное ТВ было представлено в 2005 году сотовым оператором «Aстелит», работающим под брендом life:). Технологически также используются каналы GPRS и EDGE.
В Беларуси попытка представить свою модель мобильного телевидения была предпринята оператором связи VELCOM весной 2006 года с момента начала тестирования технологии 3G. Однако услуга не была запущена в коммерческую эксплуатацию.
В декабре 2008 года другой крупнейший белорусский оператор МТС совместно с интернет-телевидением ITV.BY дал возможность своим абонентам присоединиться к многомиллионной армии мобильных зрителей. За полгода коммерческой эксплуатации услуга ежемесячно показывает двукратный прирост числа пользователей.
Трансляция мобильного ТВ идет через сотовые сети уровня 2,5G, используя для транспорта протоколы GPRS/EDGE. Чтобы воспользоваться этой услугой, достаточно иметь телефон, поддерживающий потоковое воспроизведение видео и протоколы GPRS/EDGE. Практически все телефоны, выпущенные после 2006 года, соответствуют этим требованиям.
Предлагаемый контент представляет собой смесь из вещательных и адаптированных каналов (видеосервисов). Пользователь может подписаться на любой из предлагаемых пакетов: информационно-развлекательный пакет wap.itv.by и спортивный пакет «Белорусский футбол» bf.itv.by. Есть возможность и выборочного просмотра.
Дальнейшее развитие мобильного ТВ в Беларуси сдерживает ожидание мобильными операторами запуска сетей нового поколения (3G). Все застыли в ожидании «низкого старта».
Какая из моделей в новых условиях станет более успешной, а скорее всего, на наш взгляд, следует говорить о взаимной интеграции – покажет время. Пока же понятно, что мы имеем дело с новой эволюцией уже в масштабах тысяч или миллионов человек. И всеобщая мобилизация телевидения в Беларуси уже объявлена.
Инна Хозеева, главный редактор портала ITV.BY
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2009 год в рубрике mobile