Кухня геймдева от Intel
Во многих сферах кризис уже пройден, и сейчас решаются задачи уже практического толка. Например, вашему покорному слуге задали головоломку по восстановлению 3D-мира по последовательности 2D-изображений (кадров), что весьма весело. А в общем и целом, мир не стоит на месте, и, кстати, следует отметить, что у программистов из СНГ в области геймдева достаточно высокие рейтинги. Сегодня мы поговорим о политике Intel, одной из ведущих компьютерных компаний мира.
Итак, основной новостью последнего времени стало появление продукта (набора программных средств) для профилирования и отладки графических приложений Intel Graphics Performance Analyzers (Intel GPA) 2.0. Он предназначен для работы в паре с интегрированными графическими ускорителями Intel GMA X4500, являющихся графическим ядром чипсетов серий G4x и Q4x. То есть мы говорим о низком и среднем бюджетных диапазонах, а также решениях для ноутбуков, в которых производительность мультимедийных приложений и игр обычно является краеугольным камнем. Поэтому без специальных средств анализа и отладки разработчикам не обойтись. Intel GPA 2.0 включает инструментальный драйвер и два ключевых модуля:
. Intel System Analyzer — программа мониторинга реального времени параметров приложения, работающего под DirectX;
. Intel Frame Analyzer — анализ и отладка перехваченных фреймов (работа происходит с одним кадром).
Причем все делается в режиме удаленной отладки (хотя возможна локальная работа на одной машине), для чего используется связка приложения-агента Intel GPA Server, который устанавливается на машину с тестируемым приложением, и клиентские Intel System Analyzer и Intel Frame Analyzer, устанавливаемые на удаленную машину. Связь по TCP/IP. В принципе, такая схема стандартна, потому что важно, чтобы профайлер никак не мог вмешиваться, вернее, влиять на работу анализируемого приложения.
GPA 2.0 не требует какой-либо перекомпиляции или какого-либо инструментирования в самом графическом приложении, все делается "на лету" в момент запуска.
Мало того, поддерживается вариант совместного использования одного оборудования несколькими разработчиками.
Что измеряет и показывает Intel GPA System Analyzer?
В данном случае на метриках и графиках отслеживается FPS-приложения с отображением ключевых параметров DirectX, CPU или GPU. То есть можно увидеть баланс загрузки CPU ядер (эффективность распараллеливания), степень зависимости приложения от CPU или GPU, увидеть результаты и процессы при вызовах DirectX (количество вызовов рисования, количество изменений состояния DirectX, оценка количества блокировок индексных и вертексных буферов).
При этом стоит отметить наличие нескольких режимов или, говоря другими словами, вариантов упрощений для экспериментов над работающим приложением, среди которых: визуальная оценка сложности сцены и моделей (WireFrame), подмена шейдеров на простейший Simple Pixel Shader, визуализация перерисовки пикселей (Overdraw Visualization), отключение драйвера (Null Driver), упрощение текстур (2х2 Texture).
Приложение можно останавливать "на лету", концентрируя внимание на наиболее важных сценах, после чего ищется необходимый фрейм.
Что измеряет и показывает Intel GPA Frame Analyzer?
В данном случае большей частью подразумеваются исследование команд DirectX к GPU, по терминологии программы они называются Эргами (Erg). Большинство из них подразумевают функции рисования. В общем и целом, Intel Frame Analyzer показывает стоимость Эргов. Они отображаются в виде гистограммы, по которой можно определить временной вклад и стоимость каждого Эрга по отношению к фрейму. Есть и другой вариант отображения — в виде дерева, в рамках которого элементы фрейма сгруппированы по поверхностям вывода.
Есть и много других интересных возможностей, например, доступ к вершинным и пиксельным шейдерам на уровне исходных кодов и ассемблера с возможностью изменения состояния их отображения (переключение пиксельного шейдера на простой, отсечение всех пикселей после обработки пиксельным шейдером, замена текстур). Это в рамках продукта называется "проведением экспериментов". В любом случае, в рамках таких переключений можно наглядно убедиться, что, где, как и на что влияет. Набор отладочных средств Intel GPA Frame Analyzer также включает просмотр состояний DirectX (Render States), просмотр шейдеров и шейдерных констант, просмотр текстур, лог вызовов DirectX (API Log).
Где скачать?
Нужно зайти на сайт Intel по адресу www.intel.com/software/gpa и зарегистрироваться. Дистрибутив "весит" 324 Мб.
Другие новости
К сожалению, у нас об этом мало писали, но у Intel сейчас проходит конкурс среди девелоперов "Уровень 2009. Вызов Intel Visual Adrenaline Game Demo" ( сайт ). Вы еще можете в нем поучаствовать. Заявки принимаются с 23 марта 2009 г. по 1 июля 2009 г. по трем номинациям:
. Лучшая многопоточная игра.
. Лучшая игра для мобильных ПК.
. Лучшая игра с использованием интегрированной графики Intel.
Участники должны представлять краткие описания, скриншоты и\или видео своей демо-версии игры. Далее идет регистрация и при условии принятия лицензионных соглашений участникам выдаются:
. Intel C++ Compiler 11.0.
. Intel VTune Performance Analyzer 9.1.
. Intel Thread Checker 3.1.
. Intel Thread Profiler 3.1.
. Intel Threading Building Blocks 2.1.
. Intel Integrated Performance Primitives 6.0.
Лицензии на эти программы будут действительны до 14 сентября этого года. До 1 июля все участники должны загрузить подробные описания, скриншоты и видео своей игры на интернет-сайт конкурса. И так далее, подробности узнаете на вышеобозначенной интернет-странице.
Среди призов для первых мест: маркетинг игры со стороны Intel, игровой компьютер стоимостью до $4000, лицензионный софт Adobe Creative Suite 4 Production Premium, Autodesk Maya Complete 2009 и Cakewalk SONAR Producer, розничная цена которого составляет $4300, денежное вознаграждение и многое другое.
Оценка выставляется экспертами путем начисления баллов:
. Балл по выполнению требований категории (1-10).
. Геймплей (1-5).
. Оригинальность (1-5).
. Качество исполнения (1-5).
И завершающая новость…
Многие о ней уже знают. Havok Physics и Havok Animation теперь доступны для бесплатного скачивания. Подробности на www.havok.com.
Подытожим
Сейчас для разработчиков игр существует много возможностей реализации своих сил, есть уникальные варианты обучения всем современным технологиям. Не так давно мы писали о Microsoft XNA, а также программах Microsoft для студентов и компаний-стартапов, Intel в свою очередь предлагает варианты не хуже. И, вообще, чувствуется, что индустрия компьютерных и видеоигр набирает обороты, и как предсказывало множество бизнес- аналитиков, скоро станет одной из самых прибыльных отраслей в мире. Кстати, обратите внимание на систему оценок конкурса, где увидите, что геймплей и оригинальность оцениваются не меньше технического исполнения.
Кристофер christopher@tut.by
Итак, основной новостью последнего времени стало появление продукта (набора программных средств) для профилирования и отладки графических приложений Intel Graphics Performance Analyzers (Intel GPA) 2.0. Он предназначен для работы в паре с интегрированными графическими ускорителями Intel GMA X4500, являющихся графическим ядром чипсетов серий G4x и Q4x. То есть мы говорим о низком и среднем бюджетных диапазонах, а также решениях для ноутбуков, в которых производительность мультимедийных приложений и игр обычно является краеугольным камнем. Поэтому без специальных средств анализа и отладки разработчикам не обойтись. Intel GPA 2.0 включает инструментальный драйвер и два ключевых модуля:
. Intel System Analyzer — программа мониторинга реального времени параметров приложения, работающего под DirectX;
. Intel Frame Analyzer — анализ и отладка перехваченных фреймов (работа происходит с одним кадром).
Причем все делается в режиме удаленной отладки (хотя возможна локальная работа на одной машине), для чего используется связка приложения-агента Intel GPA Server, который устанавливается на машину с тестируемым приложением, и клиентские Intel System Analyzer и Intel Frame Analyzer, устанавливаемые на удаленную машину. Связь по TCP/IP. В принципе, такая схема стандартна, потому что важно, чтобы профайлер никак не мог вмешиваться, вернее, влиять на работу анализируемого приложения.
GPA 2.0 не требует какой-либо перекомпиляции или какого-либо инструментирования в самом графическом приложении, все делается "на лету" в момент запуска.
Мало того, поддерживается вариант совместного использования одного оборудования несколькими разработчиками.
Что измеряет и показывает Intel GPA System Analyzer?
В данном случае на метриках и графиках отслеживается FPS-приложения с отображением ключевых параметров DirectX, CPU или GPU. То есть можно увидеть баланс загрузки CPU ядер (эффективность распараллеливания), степень зависимости приложения от CPU или GPU, увидеть результаты и процессы при вызовах DirectX (количество вызовов рисования, количество изменений состояния DirectX, оценка количества блокировок индексных и вертексных буферов).
При этом стоит отметить наличие нескольких режимов или, говоря другими словами, вариантов упрощений для экспериментов над работающим приложением, среди которых: визуальная оценка сложности сцены и моделей (WireFrame), подмена шейдеров на простейший Simple Pixel Shader, визуализация перерисовки пикселей (Overdraw Visualization), отключение драйвера (Null Driver), упрощение текстур (2х2 Texture).
Приложение можно останавливать "на лету", концентрируя внимание на наиболее важных сценах, после чего ищется необходимый фрейм.
Что измеряет и показывает Intel GPA Frame Analyzer?
В данном случае большей частью подразумеваются исследование команд DirectX к GPU, по терминологии программы они называются Эргами (Erg). Большинство из них подразумевают функции рисования. В общем и целом, Intel Frame Analyzer показывает стоимость Эргов. Они отображаются в виде гистограммы, по которой можно определить временной вклад и стоимость каждого Эрга по отношению к фрейму. Есть и другой вариант отображения — в виде дерева, в рамках которого элементы фрейма сгруппированы по поверхностям вывода.
Есть и много других интересных возможностей, например, доступ к вершинным и пиксельным шейдерам на уровне исходных кодов и ассемблера с возможностью изменения состояния их отображения (переключение пиксельного шейдера на простой, отсечение всех пикселей после обработки пиксельным шейдером, замена текстур). Это в рамках продукта называется "проведением экспериментов". В любом случае, в рамках таких переключений можно наглядно убедиться, что, где, как и на что влияет. Набор отладочных средств Intel GPA Frame Analyzer также включает просмотр состояний DirectX (Render States), просмотр шейдеров и шейдерных констант, просмотр текстур, лог вызовов DirectX (API Log).
Где скачать?
Нужно зайти на сайт Intel по адресу www.intel.com/software/gpa и зарегистрироваться. Дистрибутив "весит" 324 Мб.
Другие новости
К сожалению, у нас об этом мало писали, но у Intel сейчас проходит конкурс среди девелоперов "Уровень 2009. Вызов Intel Visual Adrenaline Game Demo" ( сайт ). Вы еще можете в нем поучаствовать. Заявки принимаются с 23 марта 2009 г. по 1 июля 2009 г. по трем номинациям:
. Лучшая многопоточная игра.
. Лучшая игра для мобильных ПК.
. Лучшая игра с использованием интегрированной графики Intel.
Участники должны представлять краткие описания, скриншоты и\или видео своей демо-версии игры. Далее идет регистрация и при условии принятия лицензионных соглашений участникам выдаются:
. Intel C++ Compiler 11.0.
. Intel VTune Performance Analyzer 9.1.
. Intel Thread Checker 3.1.
. Intel Thread Profiler 3.1.
. Intel Threading Building Blocks 2.1.
. Intel Integrated Performance Primitives 6.0.
Лицензии на эти программы будут действительны до 14 сентября этого года. До 1 июля все участники должны загрузить подробные описания, скриншоты и видео своей игры на интернет-сайт конкурса. И так далее, подробности узнаете на вышеобозначенной интернет-странице.
Среди призов для первых мест: маркетинг игры со стороны Intel, игровой компьютер стоимостью до $4000, лицензионный софт Adobe Creative Suite 4 Production Premium, Autodesk Maya Complete 2009 и Cakewalk SONAR Producer, розничная цена которого составляет $4300, денежное вознаграждение и многое другое.
Оценка выставляется экспертами путем начисления баллов:
. Балл по выполнению требований категории (1-10).
. Геймплей (1-5).
. Оригинальность (1-5).
. Качество исполнения (1-5).
И завершающая новость…
Многие о ней уже знают. Havok Physics и Havok Animation теперь доступны для бесплатного скачивания. Подробности на www.havok.com.
Подытожим
Сейчас для разработчиков игр существует много возможностей реализации своих сил, есть уникальные варианты обучения всем современным технологиям. Не так давно мы писали о Microsoft XNA, а также программах Microsoft для студентов и компаний-стартапов, Intel в свою очередь предлагает варианты не хуже. И, вообще, чувствуется, что индустрия компьютерных и видеоигр набирает обороты, и как предсказывало множество бизнес- аналитиков, скоро станет одной из самых прибыльных отраслей в мире. Кстати, обратите внимание на систему оценок конкурса, где увидите, что геймплей и оригинальность оцениваются не меньше технического исполнения.
Кристофер christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2009 год в рубрике soft