InDesign. Основы создания оригинал–макета

Немного рассказав об истоках современной полиграфии, продолжу разговор о том, как получить готовую продукцию.

Итак, издательский бизнес держится на "трех китах" — авторах, редакторах-корректорах, верстальщиках-дизайнерах, так как даже самая умная машина не выполняет задачи так, как это может сделать талантливый человек. Полиграфическая продукция является лицом, своеобразной визитной карточкой фирмы. В том случае, если каждое звено этой цепочки является профессионалом, то процветание фирмы практически неоспоримо. Конечно, вы можете возразить, что, мол, в современном мире конкуренция "топит" и профессионалов, но я вам отвечу — если менеджер может, не стыдясь, предлагать продукцию фирмы, а реклама не будет вводить в заблуждение покупателя, то очень высока вероятность, что фирма не "утонет".

Сегодняшние издатели уже почти не помнят того времени, когда в полиграфическом производстве не использовалась компьютерная техника. Машины раздвинули горизонты возможностей мастеров, но технология и этапы подготовки публикации почти не изменились и их последовательность такая:

1. подготовка дизайн-макета (как правило, делается заранее);
2. подготовка текста автором;
3. правка текста редактором;
4. подготовка иллюстраций дизайнером;
5. верстка;
6. читка редактором и внесение правки в распечатку;
7. внесение правки в электронную версию;
8. проверка публикации на наличие шрифтов и иллюстраций;
9. подготовка к печати (спуск полос);
10. пробный вывод оригинал–макета[1].

Определение формата

Формат[2] издания, пожалуй, самый главный пункт в создании печатной продукции. Он устанавливается издательством и зависит от того, какой тип издания планируется выпускать, учитывая его назначение. Ко всему, нужно также учитывать и производственную мощность предприятия, на котором будет изготавливаться тираж. На сегодняшний день – этот вопрос не так кардинален, так как возможности современных типографий позволяют воплотить самые невероятные проекты.

От чего же зависит выбор формата издания? Разберемся подробнее.

Содержание. Несомненно, влияет, но не всегда прямо. Чаще процесс выбора обусловлен структурой издания в целом, на которую влияет и содержание, и тип. Например, издание, содержащее множество табличных данных, формул и подобных элементов потребует большего формата, чем, например, то, в котором будет в основном текст, изредка перемежающийся иллюстрациями, или туристический путеводитель, который чем меньше по размеру, тем удобнее.

Большое значение для выбора формата имеет объем издания. Издания большого объема имеют тенденцию иметь большой формат, однако не всегда. Если увеличение размера нежелательно или нет технологической возможности это воплотить, то используется вариант разбивки на тома. Чаще всего малыми форматами выпускаются справочники, предусматривающие портативность. Что же касается различных юбилейных вариантов издательской продукции, то обычно здесь с размерами не скупятся.

Выбор формата определяет также отношение сторон или пропорциональность. Определяется этот параметр в зависимости от типа издания: так, удлиненным форматам отдается предпочтение в изданиях, которые ориентированы на быстрое чтение. Информация просматривается с максимальной скоростью и с минимальным перелистыванием страниц. Этому способствует короткая строка. Форматы расширенные идеально подходят для изданий с большим количеством иллюстраций.

Чтобы книга выглядела гармонично, нужно, чтобы формат полосы был геометрически подобен формату издания, а каждому формату издания соответствовал один или несколько близких друг другу форматов полосы. Три основных формата полосы набора:

. экономичный (наибольший; с очень узкими полями) — предназначен для книг, рассчитанных на короткий срок использования, а также для изданий, в которых необходимо представлять материал максимально сжато, например, для словарей и справочников;

. нормальный (средний) предназначен для значительной части изданий художественной и научной литературы, а также учебников, журналов и газет;
. улучшенный (наименьший) — предназначен для книг, рассчитанных на долгий срок использования, например, собраний сочинений, а также для подарочных изданий.

Выражается формат издания и в формате печатной бумаги. В разных странах в разное время были приняты в качестве стандартных различные форматы. Традиционно на постсоветском пространстве форматы бумаги измерялись в сантиметрах и долях листа (например: 60х90 см и 1/16 доля, а сокращенно 60х90/16) или альтернативно, в формате обрезанного с трех сторон издания (измеряется в миллиметрах), например 143х215 мм. Однако Европа принесла новое определение, которое очень органично прижилось в том числе и в отечественной полиграфии. В настоящее время доминируют две системы: международный стандарт (A4 и сопутствующие) и североамериканская.

Рис. 1. Серия А: соотношение размеров

Итак, международный стандарт бумаги — ISO (исторически сложилось, что в Германии этот формат называется DIN[3], но фактически не отличается), так называемый стандарт А, принятый Международной Организацией Стандартизации и взятый за основу во всех станах мира, за исключением Северной Америки и Канады. Он основан на метрической системе мер (исчисления производятся исходя из того, что формат бумажного листа равен 1 м2).
Принцип определения такой: все форматы бумажного ряда — это производное от основного, самого глобального формата A0 (1189х841 мм), то есть они имеют одно и то же отношение сторон, равное квадратному корню из двух (примерно 1:1,4142). Если разрезать лист бумаги A0 поперек длинной стороны, то получается два листа формата A1. Повторение операции по разрезанию бумаги дает листы A2, A3, A4, A5, A6. Самый маленький — это A6 (почтовая карточка), а самые популярные — А3 (преобладающее большинство — газетная полоса), A4 (офисная бумага) и А5 — блокноты, брошюры и т.д.

Рис. 2. Серия B: соотношение размеров

Нестандартными считаются форматы нот, различных атласов, документов, книжек-игрушек, наглядных пособий, буклетов, отдельных заказных изданий, различного рода экспериментальные издания. Также в категорию уникальных попадают альбомы и печатные издания по искусству. Именно поэтому, помимо серии А, были созданы серии бумаги и для таких "нестандартных" изданий. Они получили названия серии B и С.

Серия B менее распространена, площадь таких листов является средним геометрическим двух последующих листов серии А. Эта бумага не используется в офисных печатно-копировальных процессах, ее предназначение — конверты, паспорта, постеры и т.д. Чтобы стало понятнее: лист размером B1 находится между А0 и А1 и его площадь равна 0,71 м2. То есть методом несложных вычислений получается размер листа 1000х414 мм вместо привычных 1189х841 мм или 841х594.

Что же касается серии С, то бумага этого формата используется только для конвертов и определяется стандартом ISO 269. Площадь листов серии C равна среднему геометрическому листов серий A и B с тем же номером.

Рис. 3. Серия С: соотношение размеров

Например, площадь C4 — это среднее геометрическое от площади листов A4 и B4, при этом С4 немного больше A4, а B4 немного больше С4. Практический смысл этого в том, что лист A4 можно вложить в конверт C4, а конверт C4 можно вложить в плотный конверт B4.

Немного ранее упоминалось о том, что единственными странами, которые не приняли единую систему расчета размера листа бумаги, были Канада и северные регионы Соединенных Штатов Америки. Их форматы имеют название ANSI, который был определен Американским национальным институтом стандартов.

Самые употребительные — это стандарты Letter, Legal и Ledger он же Tabloid.

Рис. 4. Североамериканский и канадский стандарт ANSI

Таким образом, после всех определений и взвешиваний, дизайнер-верстальщик останавливается на варианте формата издания, который наиболее точно отвечает запросам, в котором увязываются условия оптимального использования площади печатного листа и удобочитаемость.

Продолжение следует…

-----------------------
[1] Оригинал-макет издания – это текстовый или графический материал, предназначенный для воспроизведения его средствами полиграфического производства в виде печатного издания. Для этой цели оригинал, вычитанный корректором, проверенный и подписанный редактором и утвержденный главным редактором, передается издательством на полиграфическое предприятие.

[2] Формат — 1) (в полиграфии) размеры листов полиграфических материалов, готовых продуктов или полуфабрикатов, например, оригинала, фотопленки, печатной бумаги, набранного текста, газеты; 2) (в издательских системах): а) способ расположения или представления данных; б) соответствие между битами данных и изменением намагниченности поверхности носителя.

Формат издания — это размер готового печатного изделия. Обозначается форматом печатной бумаги и долей листа, например, - 60х90/16.

Формат листа — размер листа, выраженный в сантиметрах или миллиметрах.

Формат полосы набора — размеры текстовой полосы набора. Обозначается двумя цифрами: первая — длина полной строки, вторая — высота полосы. Выражается в единицах типографской системы мер.

Формат строки набора — длина строки в полосе издания, выраженная в единицах типографской системы мер.

Общепринятые форматы бумаги:

Форматы серии AФорматы серии BФорматы серии C
в ммв дюймахв ммв дюймахв ммв дюймах
0841 х 118933,1 х 46,81000 х 141439,4 х 55,7917 х 129736,1 х 51,1
1594 х 84123,4 х 33,1707 х 100027,8 х 39,4648 х 91725,5 х 36,1
2420 х 59416,5 х 23,4500 х 70719,7 х 27,8458 х 64818,0 х 25,5
3297 х 42011,7 х 16,5353 х 50013,9 х 19,7324 х 45812,8 х 18,0
4210 х 2978,3 х 11,7250 х 3539,8 х 13,9229 х 3249,0 х 12,8
5148 х 2105,8 х 8,3176 х 2506,9 х 9,8162 х 2296,4 х 9,0
6105 х 1484,1 х 5,8125 х 1764,9 х 6,9114 х 1624,5 х 6,4
774 х 1052,9 х 4,188 х 1253,5 х 4,981 х 1143,2 х 4,5
852 х 742,0 х 2,962 х 882,4 х 3,557 х 812,2 х 3,2
937 х 521,5 х 2,044 х 621,7 х 2,440 х 571,6 х 2,2
1026 х 371,0 х 1,531 х 441,2 х 1,728 х 401,1 х 1,6


[3] Соотношения для размеров бумажного листа было замечено в 1768 году немецким ученым Георгом Лихтенбергом (Georg Lichtenberg). В начале XX века Вальтер Порстманн (Dr. Walter Porstmann) распространил эту идею на систему различных форматов бумаги. Система Порстманна была представлена в Германии в 1922 году в виде стандарта DIN 476, заменив разнообразный набор форматов, использовавшихся в то время. К 1975 году так много стран использовали германский стандарт, что он был выпущен в виде стандарта ISO, а также принят в качестве официального формата ООН. С 1977 года формат A4 — стандартный формат писем в 88 из 148 стран.

Мария Рыжкова


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2009 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета