Звуковой next gen
В обзоре: Michael Klingbeil SPEAR, ProjectX1, Sonic Charge Synplant, Music Notation For MS Word, поведение Prosoniq, IK Multimedia T-RackS3.
Альтернатива есть всегда. Читая удручающие прогнозы аналитиков, с одной стороны, и глядя, с другой стороны, на ситуацию в целом, невольно можно было задаться вопросом… Каким? В период 2005-2007 гг. рынок бесплатных VST-плагинов был просто переполнен поделками, произведенными в SynthEdit или SynthMaker. А ведь точно так же, как программист начинает изучение того или иного языка с написания программы "Hello, world!", звукоинженер (аранжировщик/программист) начинает свой путь с создания аддитивного или субтрактивного синтезатора. Так вот, эта волна разработок была очень большой. Например, вряд ли кто сейчас станет искать аддитивный синтезатор в каталогах с бесплатными VST-инструментами, потому как там все захламлено.
И куда делась вся эта масса начинающих сегодня? Оказывается, развитие есть, только далеко не каждый пошел дальше, то есть изучил язык программирования, звуковые алгоритмы и их математическую реализацию, начал писать софт.
Можно сказать о том, что next gen есть… какой он? Технически, конечно, не очень силен, зато силен творчески. "Если бы молодость знала, если бы старость могла":))). Впрочем, как "старость"? Петер Неубакер в почтенном возрасте всколыхнул индустрию своим Melodyne, то есть тут мы будем говорить о молодости идей, и достаточно часто в next gen разработках можно встретить уже известные имена.
SPEAR
Практически совсем недавно в звуковых редакторах появилось сонограммное отображение звуковой волны. То есть, оно, конечно, было давным-давно в Cool Edit (ныне Adobe Audition), но в WaveLab появилось только в сравнительно недавней шестой версии, а этот редактор диктует моду. Посему все более-менее известные программы стали внедрять сонограммное представление звуковой волны.
Для тех, кто незнаком с этим понятием, можно разъяснить: сонограмма — по существу, трехмерный график, две оси которого (частота и время) показаны явно, а третья ось — амплитуда — отображена интенсивностью цвета либо просто специальной цветовой палитрой.
От самого сонограммного отображения как такового в большинстве программ толку практически нет — красивая информативная картинка, не более того. То есть, ничего существенно редактировать вы не можете.
Ситуацию развила программа SPEAR, созданная Майклом Клибейлом (Michael Klingbeil) на движке PortAudio Portable Real-Time Audio Library. Одним из соавторов этого движка является небезызвестный нашему постоянному читателю Ross Bencina, некогда написавший программу AudioMulch, предопределившую развитие нового направления звукового ПО — виртуальные студии.
SPEAR — это сонограммное отображение, но достаточно хитрое. Если вы внимательно посмотрите на любую сонограмму, то увидите, что амплитудные всплески на определенных частотах сливаются в линии и так далее, то есть, по существу, их можно считать отдельными блоками. Специальный метод обработки McAulay-Quatieri позволяет эти блоки отделять друг от друга и, следовательно, тут возможно два направления развития:
1. Любую сложную волну (или аудиофайл) можно представлять как совокупность сонограммных блоков/фрагментов и сохранять ее в таком виде. Кстати, тема достаточно веселая, потому как это может использоваться и в алгоритмах lossy-компрессии для аудиофайлов.
2. Блоки можно обрабатывать отдельно от всего остального…
Второй пункт -> следовательно, выделив определенную полоску, вернее, гармонику, звучащую в процессе времени и явно присутствующую в сигнале, вы можете подправить ее по частоте, времени и амплитуде, а также, что возможно в ПО уже следующего поколения, обработать.
Когда вы открываете обычный wav-файл в программе SPEAR, то видите этот уникальный упрощенный сонограммный вид, то есть линиями отображены наиболее значимые амплитудные всплески. Их можно корректировать, менять и так далее.
Например, не так давно я записывал "по дружбе" достаточно неопытных музыкантов. У гитариста дребезжала струна, которая вообще не должна была звучать, и это всех раздражало, но ничего поделать он со своей манерой игры не мог. Я сделал просто, открыл его трек в SPEAR, нашел частоту этой струны (линию) и просто УДАЛИЛ ЕЕ. Эффект, конечно, всех поразил, гитара зазвучала так, как нужно, а меня скромно посчитали волшебником:). В SPEAR есть еще несколько приятных моментов, например, можно воспроизводить трек на разных скоростях с сохранением тона, можно транспонировать все по частоте и так далее.
Внимание начинающим
По существу, на примере SPEAR вы можете доподлинно увидеть, как работает Celemony Melodyne, а также множество известных алгоритмов тайм-стретча и питч-шифтинга. В основе всего этого лежит базовый алгоритм McAulay-Quatieri. Я, конечно, мог бы в этот обзор включить анонс некоторых новых программ, которые полноценно повторяют возможности Melodyne (например, VisualVox polyphonic), а с начала этого года таких заявлений появилось сразу несколько (по ценам от $25 до $50). Но гораздо больше вы узнаете, рассмотрев SPEAR, тем более, что это практическое обнародование алгоритма McAulay-Quatieri. И, кстати, программистам это будет также на заметку.
Вообще, очень рекомендую всем скачать SPEAR и поэкспериментировать в ней. А для практики вы можете применять ее для:
. коррекции/видоизменения гармонического наполнения;
. коррекции по времени;
. создания нового гармонического наполнения.
Скачивается по адресу: www.klingbeil.com/spear. Бесплатна.
Кстати, здесь вы можете поэкспериментировать с удалением вокала из готовой композиции. Напомню только, что SPEAR работает в моно-режиме.
ProjectX1
Любой музыкант, работающий с техно (электронной музыкой), вам скажет, что наиболее скудный набор в синтезе представляют собой басы как инструменты. Только ленивый не использует перкашн орган (он же Hammond), клоны TB-303 и так далее. Но этого мало, хочется чего-то нового, вкусного. ProjectX1 ( сайт ) частично восполняет некоторые пробелы, то есть какие-никакие, а новые звучания для бас- инструмента там накрутить можно. Причем не совсем понятно, но, скорее всего, этот синтезатор собирался в конструкторе типа SynthEdit или SynthMaker.
Почему стоит выделить эту программу в рамках нашего обзора? Есть дефицит, есть его восполнение. Программа ProjectX1 не является бесплатной, как об этом часто пишут, а требует дотаций, то бишь пожертвований. То есть, заплатите разработчикам "хоть что-то", и получите полностью работоспособный модуль с дополнительным количеством пресетов. Сами же вы пресеты создавать можете только наполовину, поскольку часть интерфейса закрывает окно с просьбой Donate и адресом, куда обратиться.
Ну что же, здесь мы видим очевидные грабли, на которые наступали и разработчики предыдущих поколений, то есть подразумевается раскрутка по типу сарафанного радио и дотации. На моей памяти ни один проект из такой схемы не вырос.
Хотя по звучанию, вернее, тому, что дает урезанная версия, можно поставить положительную оценку. Да, такого не встретишь в Vanguard и других популярных продуктах.
Sonic Charge Synplant
А вот здесь прекраснейшее решение в области дизайна, сделанного в биологической тематике. То есть, ноты представлены в рамках замкнутого круга, управление Velocity для каждой из них делается указателем мыши, которым вы выращиваете растение. Другие настройки также интересны, а когда вы перейдете в экран настроек всего и вся, то захватит дух — все представлено в виде анимированной структуры ДНК.
Очень красиво. Программа бесплатна, скачивается с www.soniccharge.com. Конечно, замечательно было бы на базе такой красивой идеи дизайна сделать обучающую программу. Это одна из самых интересных находок в области GUI.
Music Notation For MS Word
На улице студентов музыкальных учебных заведений тоже свой праздник. Компания Music Notation Software выпустила продукт Music Notation For MS Word – нотный редактор и редактор партитур для MS Word. Тут есть практически все от программ нотации, включая возможности записи табулатур и возможности воспроизведения результатов.
Music Notation Software довольно слабо у нас известна, хотя у этой компании есть достаточно интересное семейство программ профессиональной нотации MagicScore. У нас, как вы знаете, больше любят Finale и чуть меньше — Sibelius.
В общем, с Music Notation For MS Word ситуация может измениться. Все подробности на www.musicnotationformsword.com
Комментарии по Prosoniq
Не так давно появилась новость о том, что компания Prosoniq сворачивает разработки для РС платформы, ориентируясь только на Mac OS. Многие аналитики дали соответствующие комментарии, большинство из которых свелось к тому, что платформа Мас'ов более прибыльна. Так то оно так. Но… Тут стоит вспомнить события четырех-пятилетней давности, когда Стефан Бернси (один из ведущих разработчиков этой компании, создатель известного алгоритма MPEX) расстался с Prosoniq. Он тогда открыл свою фирму OSX Tools, которая ориентирована только на Mac'и. Ситуация схожа, не так ли? Но мало того, MPEX (на тот момент MPEX2) использовался в ряде сторонней продукции, например, в программах Steinberg, таких как WaveLab. Там весь питч/стретч сделан на этом алгоритме. Кстати, мы выше рассмотрели SPEAR и метод обработки McAulay-Quatieri, так вот, MPEX, Melodyne и т.п. — это одного поля ягоды, потому как используется идентичная алгоритмическая начинка.
После ухода Бернси из Prosoniq новой версии MPEX не выпускалось, хотя в обновлениях продуктов Steinberg появился новый алгоритм Dirac для того же питча/стретча. А программы Steinberg выпускаются и для РС, и для Мас. Ясно, что здесь (в варианте Dirac) без Бернси не обошлось. То есть, все эти уходы/приходы/отказы от платформ обычно ни к чему существенному не приводят.
Потому как если бы у Prosoniq сейчас было что-нибудь уникальное, имеющее коммерческий потенциал, их бы не интересовали вопросы отказа от чего- либо. Из всех технологий у них интересны только две — RayVerb и MPEX (реализованная в программе TimeFactory). Но этим технологиям как минимум по пять лет…
IK Multimedia T-RackS3
Итальянская IK Multimedia была next gen'ом в конце 90-х, когда после выпуска дэнсмейкера они создали уникальную программу T-RackS. Именно она помогла раскрутиться компании до уровня мирового бренда. После IK Multimedia сделала несколько новаторских вещей, таких как AmpliTube, Ampeg, SampleTank, каждая из которых была не менее яркой в момент своего появления, но переплюнуть успех T-RackS так и не удалось.
И вот итальянцы с начала этого года продвигают третью версию "тираннозавра". Многие читатели спрашивают, что она собой представляет и как результаты? ОК.
T-RackS3 — это набор из 10 программных модулей, каждый из которых может работать как отдельный плагин. То есть по существу мы говорим о Bundle, то бишь коллекции.
. Эмуляция аналогового компрессора/лимитера Fairchild 670 — Vintage Tube Compressor/Limiter model 670.
. "Ламповый" эквалайзер — Vintage Tube Program Equalizer.
. Opto Compressor.
. Multi-algorithm Brickwall Limiter.
. Linear Phase Equalizer.
. Classic T-RackS Compressor.
. Classic T-RackS Multi-band Limiter.
. Classic T-RackS Clipper.
. Classic T-RackS Equalizer.
. Metering Suite.
Каждый из этих плагинов по отдельности продается по $99.99. Как мы видим, сам "предыдущий" T-RackS3 разбит на четыре отдельных плагина, остальное является дополнением. По звуку можно сказать следующее.
Наиболее интересным является вариант model 670. При его создании для полноценной эмуляции использовались специальные технологии IK Multimedia — DSM (Dynamic Saturation Modeling) и SCC (Sonic Character Cloning). То, что такие есть у компании, сомневаться не приходится, потому как в индустрии, касающейся профессиональной эмуляции аналоговых устройств обработки, без ноу-хау не обойтись. То есть подобные технологии есть и у Waves, и у Focusrite, и т.п. Эмуляция у IK Multimedia удалась на славу, и действительно, на сегодня model 670 является одним из лучших программных компрессоров/лимитеров.
Практически все модули работают в T-RackS'ском стиле — всего несколько ручек и явно слышимый результат изменения. В этом, кстати, IK Multimedia нужно отдать должное, поскольку пользователю не дается множество слабо понятных параметров, как это сейчас модно, а на управление выносится только самое необходимое.
Пройдясь по пресетам, вы можете ощутить всю мощь разработки, впрочем… T-RackS остался T-RackS'ом. Плагины хорошо подходят как для сопровождения процесса сведения, так и для мастеринга.
Продукцию IK Multimedia нельзя назвать next gen'ом в рамках 2009 года, потому как эта компания торгует, говоря образно, "горячими пирожками", то есть продукцией в самых модных направлениях. Ничего новаторского они сейчас не делают, хотя если бы были идеи и возможности, то делали бы наверняка. Это тот кризис жанра, о котором мы говорили в конце прошлого года.
В завершение
Вспоминается фраза из кинофильма "Курьер": "Я каждый день смотрю телевизор и могу сказать, что у нас замечательная молодежь". Впрочем, next gen- продукция и возраст ее создателей — вещи абсолютно не взаимосвязанные. Главное, что есть идеи.
Кристофер christopher@tut.by
Альтернатива есть всегда. Читая удручающие прогнозы аналитиков, с одной стороны, и глядя, с другой стороны, на ситуацию в целом, невольно можно было задаться вопросом… Каким? В период 2005-2007 гг. рынок бесплатных VST-плагинов был просто переполнен поделками, произведенными в SynthEdit или SynthMaker. А ведь точно так же, как программист начинает изучение того или иного языка с написания программы "Hello, world!", звукоинженер (аранжировщик/программист) начинает свой путь с создания аддитивного или субтрактивного синтезатора. Так вот, эта волна разработок была очень большой. Например, вряд ли кто сейчас станет искать аддитивный синтезатор в каталогах с бесплатными VST-инструментами, потому как там все захламлено.
И куда делась вся эта масса начинающих сегодня? Оказывается, развитие есть, только далеко не каждый пошел дальше, то есть изучил язык программирования, звуковые алгоритмы и их математическую реализацию, начал писать софт.
Можно сказать о том, что next gen есть… какой он? Технически, конечно, не очень силен, зато силен творчески. "Если бы молодость знала, если бы старость могла":))). Впрочем, как "старость"? Петер Неубакер в почтенном возрасте всколыхнул индустрию своим Melodyne, то есть тут мы будем говорить о молодости идей, и достаточно часто в next gen разработках можно встретить уже известные имена.
SPEAR
Практически совсем недавно в звуковых редакторах появилось сонограммное отображение звуковой волны. То есть, оно, конечно, было давным-давно в Cool Edit (ныне Adobe Audition), но в WaveLab появилось только в сравнительно недавней шестой версии, а этот редактор диктует моду. Посему все более-менее известные программы стали внедрять сонограммное представление звуковой волны.
Для тех, кто незнаком с этим понятием, можно разъяснить: сонограмма — по существу, трехмерный график, две оси которого (частота и время) показаны явно, а третья ось — амплитуда — отображена интенсивностью цвета либо просто специальной цветовой палитрой.
От самого сонограммного отображения как такового в большинстве программ толку практически нет — красивая информативная картинка, не более того. То есть, ничего существенно редактировать вы не можете.
Ситуацию развила программа SPEAR, созданная Майклом Клибейлом (Michael Klingbeil) на движке PortAudio Portable Real-Time Audio Library. Одним из соавторов этого движка является небезызвестный нашему постоянному читателю Ross Bencina, некогда написавший программу AudioMulch, предопределившую развитие нового направления звукового ПО — виртуальные студии.
SPEAR — это сонограммное отображение, но достаточно хитрое. Если вы внимательно посмотрите на любую сонограмму, то увидите, что амплитудные всплески на определенных частотах сливаются в линии и так далее, то есть, по существу, их можно считать отдельными блоками. Специальный метод обработки McAulay-Quatieri позволяет эти блоки отделять друг от друга и, следовательно, тут возможно два направления развития:
1. Любую сложную волну (или аудиофайл) можно представлять как совокупность сонограммных блоков/фрагментов и сохранять ее в таком виде. Кстати, тема достаточно веселая, потому как это может использоваться и в алгоритмах lossy-компрессии для аудиофайлов.
2. Блоки можно обрабатывать отдельно от всего остального…
Второй пункт -> следовательно, выделив определенную полоску, вернее, гармонику, звучащую в процессе времени и явно присутствующую в сигнале, вы можете подправить ее по частоте, времени и амплитуде, а также, что возможно в ПО уже следующего поколения, обработать.
Когда вы открываете обычный wav-файл в программе SPEAR, то видите этот уникальный упрощенный сонограммный вид, то есть линиями отображены наиболее значимые амплитудные всплески. Их можно корректировать, менять и так далее.
Например, не так давно я записывал "по дружбе" достаточно неопытных музыкантов. У гитариста дребезжала струна, которая вообще не должна была звучать, и это всех раздражало, но ничего поделать он со своей манерой игры не мог. Я сделал просто, открыл его трек в SPEAR, нашел частоту этой струны (линию) и просто УДАЛИЛ ЕЕ. Эффект, конечно, всех поразил, гитара зазвучала так, как нужно, а меня скромно посчитали волшебником:). В SPEAR есть еще несколько приятных моментов, например, можно воспроизводить трек на разных скоростях с сохранением тона, можно транспонировать все по частоте и так далее.
Внимание начинающим
По существу, на примере SPEAR вы можете доподлинно увидеть, как работает Celemony Melodyne, а также множество известных алгоритмов тайм-стретча и питч-шифтинга. В основе всего этого лежит базовый алгоритм McAulay-Quatieri. Я, конечно, мог бы в этот обзор включить анонс некоторых новых программ, которые полноценно повторяют возможности Melodyne (например, VisualVox polyphonic), а с начала этого года таких заявлений появилось сразу несколько (по ценам от $25 до $50). Но гораздо больше вы узнаете, рассмотрев SPEAR, тем более, что это практическое обнародование алгоритма McAulay-Quatieri. И, кстати, программистам это будет также на заметку.
Вообще, очень рекомендую всем скачать SPEAR и поэкспериментировать в ней. А для практики вы можете применять ее для:
. коррекции/видоизменения гармонического наполнения;
. коррекции по времени;
. создания нового гармонического наполнения.
Скачивается по адресу: www.klingbeil.com/spear. Бесплатна.
Кстати, здесь вы можете поэкспериментировать с удалением вокала из готовой композиции. Напомню только, что SPEAR работает в моно-режиме.
ProjectX1
Любой музыкант, работающий с техно (электронной музыкой), вам скажет, что наиболее скудный набор в синтезе представляют собой басы как инструменты. Только ленивый не использует перкашн орган (он же Hammond), клоны TB-303 и так далее. Но этого мало, хочется чего-то нового, вкусного. ProjectX1 ( сайт ) частично восполняет некоторые пробелы, то есть какие-никакие, а новые звучания для бас- инструмента там накрутить можно. Причем не совсем понятно, но, скорее всего, этот синтезатор собирался в конструкторе типа SynthEdit или SynthMaker.
Почему стоит выделить эту программу в рамках нашего обзора? Есть дефицит, есть его восполнение. Программа ProjectX1 не является бесплатной, как об этом часто пишут, а требует дотаций, то бишь пожертвований. То есть, заплатите разработчикам "хоть что-то", и получите полностью работоспособный модуль с дополнительным количеством пресетов. Сами же вы пресеты создавать можете только наполовину, поскольку часть интерфейса закрывает окно с просьбой Donate и адресом, куда обратиться.
Ну что же, здесь мы видим очевидные грабли, на которые наступали и разработчики предыдущих поколений, то есть подразумевается раскрутка по типу сарафанного радио и дотации. На моей памяти ни один проект из такой схемы не вырос.
Хотя по звучанию, вернее, тому, что дает урезанная версия, можно поставить положительную оценку. Да, такого не встретишь в Vanguard и других популярных продуктах.
Sonic Charge Synplant
А вот здесь прекраснейшее решение в области дизайна, сделанного в биологической тематике. То есть, ноты представлены в рамках замкнутого круга, управление Velocity для каждой из них делается указателем мыши, которым вы выращиваете растение. Другие настройки также интересны, а когда вы перейдете в экран настроек всего и вся, то захватит дух — все представлено в виде анимированной структуры ДНК.
Очень красиво. Программа бесплатна, скачивается с www.soniccharge.com. Конечно, замечательно было бы на базе такой красивой идеи дизайна сделать обучающую программу. Это одна из самых интересных находок в области GUI.
Music Notation For MS Word
На улице студентов музыкальных учебных заведений тоже свой праздник. Компания Music Notation Software выпустила продукт Music Notation For MS Word – нотный редактор и редактор партитур для MS Word. Тут есть практически все от программ нотации, включая возможности записи табулатур и возможности воспроизведения результатов.
Music Notation Software довольно слабо у нас известна, хотя у этой компании есть достаточно интересное семейство программ профессиональной нотации MagicScore. У нас, как вы знаете, больше любят Finale и чуть меньше — Sibelius.
В общем, с Music Notation For MS Word ситуация может измениться. Все подробности на www.musicnotationformsword.com
Комментарии по Prosoniq
Не так давно появилась новость о том, что компания Prosoniq сворачивает разработки для РС платформы, ориентируясь только на Mac OS. Многие аналитики дали соответствующие комментарии, большинство из которых свелось к тому, что платформа Мас'ов более прибыльна. Так то оно так. Но… Тут стоит вспомнить события четырех-пятилетней давности, когда Стефан Бернси (один из ведущих разработчиков этой компании, создатель известного алгоритма MPEX) расстался с Prosoniq. Он тогда открыл свою фирму OSX Tools, которая ориентирована только на Mac'и. Ситуация схожа, не так ли? Но мало того, MPEX (на тот момент MPEX2) использовался в ряде сторонней продукции, например, в программах Steinberg, таких как WaveLab. Там весь питч/стретч сделан на этом алгоритме. Кстати, мы выше рассмотрели SPEAR и метод обработки McAulay-Quatieri, так вот, MPEX, Melodyne и т.п. — это одного поля ягоды, потому как используется идентичная алгоритмическая начинка.
После ухода Бернси из Prosoniq новой версии MPEX не выпускалось, хотя в обновлениях продуктов Steinberg появился новый алгоритм Dirac для того же питча/стретча. А программы Steinberg выпускаются и для РС, и для Мас. Ясно, что здесь (в варианте Dirac) без Бернси не обошлось. То есть, все эти уходы/приходы/отказы от платформ обычно ни к чему существенному не приводят.
Потому как если бы у Prosoniq сейчас было что-нибудь уникальное, имеющее коммерческий потенциал, их бы не интересовали вопросы отказа от чего- либо. Из всех технологий у них интересны только две — RayVerb и MPEX (реализованная в программе TimeFactory). Но этим технологиям как минимум по пять лет…
IK Multimedia T-RackS3
Итальянская IK Multimedia была next gen'ом в конце 90-х, когда после выпуска дэнсмейкера они создали уникальную программу T-RackS. Именно она помогла раскрутиться компании до уровня мирового бренда. После IK Multimedia сделала несколько новаторских вещей, таких как AmpliTube, Ampeg, SampleTank, каждая из которых была не менее яркой в момент своего появления, но переплюнуть успех T-RackS так и не удалось.
И вот итальянцы с начала этого года продвигают третью версию "тираннозавра". Многие читатели спрашивают, что она собой представляет и как результаты? ОК.
T-RackS3 — это набор из 10 программных модулей, каждый из которых может работать как отдельный плагин. То есть по существу мы говорим о Bundle, то бишь коллекции.
. Эмуляция аналогового компрессора/лимитера Fairchild 670 — Vintage Tube Compressor/Limiter model 670.
. "Ламповый" эквалайзер — Vintage Tube Program Equalizer.
. Opto Compressor.
. Multi-algorithm Brickwall Limiter.
. Linear Phase Equalizer.
. Classic T-RackS Compressor.
. Classic T-RackS Multi-band Limiter.
. Classic T-RackS Clipper.
. Classic T-RackS Equalizer.
. Metering Suite.
Каждый из этих плагинов по отдельности продается по $99.99. Как мы видим, сам "предыдущий" T-RackS3 разбит на четыре отдельных плагина, остальное является дополнением. По звуку можно сказать следующее.
Наиболее интересным является вариант model 670. При его создании для полноценной эмуляции использовались специальные технологии IK Multimedia — DSM (Dynamic Saturation Modeling) и SCC (Sonic Character Cloning). То, что такие есть у компании, сомневаться не приходится, потому как в индустрии, касающейся профессиональной эмуляции аналоговых устройств обработки, без ноу-хау не обойтись. То есть подобные технологии есть и у Waves, и у Focusrite, и т.п. Эмуляция у IK Multimedia удалась на славу, и действительно, на сегодня model 670 является одним из лучших программных компрессоров/лимитеров.
Практически все модули работают в T-RackS'ском стиле — всего несколько ручек и явно слышимый результат изменения. В этом, кстати, IK Multimedia нужно отдать должное, поскольку пользователю не дается множество слабо понятных параметров, как это сейчас модно, а на управление выносится только самое необходимое.
Пройдясь по пресетам, вы можете ощутить всю мощь разработки, впрочем… T-RackS остался T-RackS'ом. Плагины хорошо подходят как для сопровождения процесса сведения, так и для мастеринга.
Продукцию IK Multimedia нельзя назвать next gen'ом в рамках 2009 года, потому как эта компания торгует, говоря образно, "горячими пирожками", то есть продукцией в самых модных направлениях. Ничего новаторского они сейчас не делают, хотя если бы были идеи и возможности, то делали бы наверняка. Это тот кризис жанра, о котором мы говорили в конце прошлого года.
В завершение
Вспоминается фраза из кинофильма "Курьер": "Я каждый день смотрю телевизор и могу сказать, что у нас замечательная молодежь". Впрочем, next gen- продукция и возраст ее создателей — вещи абсолютно не взаимосвязанные. Главное, что есть идеи.
Кристофер christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2009 год в рубрике мультимедиа