Профилактика вентиляторов – быстро и просто
Сегодняшний материал, наверное, мало для кого станет откровением. Речь пойдет о такой нехитрой минутной процедуре, как профилактика корпусных, процессорных и других вентиляторов, коих в обычном системном блоке насчитывается минимум два – на процессорном кулере и в блоке питания. Видеокарты, в большинстве своем, также оборудованы вентиляторами. Некоторые материнские платы оборудованы активным охлаждением чипсетов. И уже через 1-2 года эксплуатации первые симптомы износа вентиляторов дают о себе знать. Гудение, треск, перегрев, заклинивание либо затрудненный старт, особенно при использовании V/PWM управления скоростью вращения. Также нередко можно встретить комбинацию из подшипника скольжения и одного (или даже двух) подшипников качения. Как правило, боксовые вентиляторы оборудованы подшипниками качения (т.е. шариковыми подшипниками), а большинство вентиляторов в блоках питания – подшипниками скольжения (т.е. простыми втулками с уменьшенным трением). Корпусные вентиляторы, а также пропеллеры на видеокартах и чипсетах материнских плат зачастую выполнены на подшипниках скольжения, что позволяет существенно снизить их стоимость. Эти самые подшипники скольжения имеют нехорошее свойство терять смазку, одновременно набирая в нее металл. Учитывая особенность конструкции, просто долить масла под пробку будет недостаточно для нормальной работы изношенного подшипника, да и дело здесь не только в смазке. Если же вы столкнулись с описанными выше проблемами, но не имеете опыта сборки/разборки вентиляторов – эта статья именно для вас. Остальные могут просто прикинуть, насколько схожи наши подходы к профилактике.
Для проведения всех профилактических процедур нам понадобится канцелярский нож, одна обычная спичка, тонкая тканевая салфетка (для очистки мониторов, например), небольшая кисточка, не помешает любой пылесос и вязкая смазка.
Итак, приступим к разборке конструкции. С корпуса вентилятора первым делом необходимо удалить наклейку круглой формы. Эта наклейка приклеивается к корпусу с помощью клея, который приходит в негодность после попадания на него масла. Наклейку можно поддеть канцелярским ножиком и отложить в «надежное место». Тем же ножом приподнять резиновую защитную пробку. Теперь мы получили доступ к узлу фиксации, который состоит из плоской фторопластовой белой шайбы и резинового уплотняющего кольца. Фторопластовая шайба снимается легко, достаточно просто поддеть ее ножом, придерживая большим пальцем, чтобы не отскочила на пол. В былые времена в обязательном порядке на вал ротора устанавливалась специальная пружинная усиковая шайба, которая препятствовала поступательному перемещению вала. Все реже она встречается на современных дешевых вентиляторах. Малые габариты и исполнение из закаленной стали задают этой детали упругость и хрупкость. Процесс снятия шайбы с вала ротора зачастую заканчивается ее поломкой. Шайба при разведении ее усиков может лопнуть. Не могу сказать, что без нее работа вентилятора невозможна. Но, раз уж она была на месте – постарайтесь не сломать. Я бы советовал поэтапно вытянуть каждый усик из проточки и одеть на вал, а потом аккуратно скатить шайбу с вала. Будьте внимательны и осторожны! Конец вала ротора имеет коническую фаску. Если отпустить шайбу в момент прохождения фаски – отскочит на метр-два, и потом уже не найдете. Это еще обиднее, чем просто сломать. Еще и время на бесполезные поиски потратите. Все. Теперь ничто, кроме магнетизма, не мешает снять крыльчатку.
Крыльчатка внутри колпачка имеет стальное фиксирующее кольцо и резиновый магнит в виде толстой согнутой полоски. Первым делом необходимо удалить скопление пыли и излишки старой смазки из колпачка, также не мешает прочистить и лопасти. Салфеткой основательно протираем вал, чтобы нигде не осталось старой смазки. В разобранном состоянии вентилятор очень легко очистить, причем от кисточки или салфетки даже пылинки в самых укромных местах уже не скроются. Часто на лопасти попадает не только сухая пыль, но и жидкие вещества, что приводит к образованию грязевых пленок на оконечностях крыльчатки. На фотографии выше хорошо просматриваются коричневатые пятна именно такого происхождения. Кисточкой их не удалить. Зато влажная салфетка с легкостью решает такую проблему. Нельзя недооценивать вред от такого типа загрязнений – при скорости вращения в 1500 оборотов в минуту и выше из-за такого налета могут возникнуть биения, что (со временем) приведет к сильному трению и заклиниванию ротора. Также следует проверить положение фиксирующего кольца. Оно не должно свободно перемещаться внутри колпачка. При необходимости его следует утопить внутрь колпачка и закрепить клеем – достаточно одной-двух капель по контуру. Резиновый магнит довольно хрупкий. Лучше проделывать эту операцию руками, а не отверткой, которая может соскочить и отколоть часть магнита, что обязательно нарушит балансировку и приведет к небольшим по амплитуде биениям. На валу в месте его крепления к колпачку обычно присутствует резиновая прокладка, если она сильно изношена – ее можно перевернуть обратной стороной, срезав выступающие края, чтобы задать первоначальную плоскость.
Также у нас появляется доступ ко всем скрытым поверхностям рамки. Если снять статор – можно полностью очистить от грязи и пыли вообще все элементы конструкции. Но снимать и одевать статор на втулку нужно еще осторожнее, чем пружинную шайбу с вала. Здесь повреждения без паяльника и/или клея не исправить. В плату с электрической схемой запаяны выводные концы обмоток статора. Их можно попросту оторвать, обломав пластиковые крепления. Так что, если статор слишком туго сидит на втулке – лучше просто ограничиться удалением грязи кисточкой. Проверить посадку статора также не помешает. Очень часто от биений и вибрации статор поднимается вверх по втулке в направлении колпачка крыльчатки, которая начинает тереться узлом фиксации о неподвижную бронзовую втулку, что приводит к затрудненному старту и остановке ротора. Мало того, может раскрошиться усиковая шайба, а кусочки металла в подшипнике никогда не приводили ни к чему хорошему. Вал может так сильно заклинить, что вынуть его без последствий будет невозможно. Да и царапина на внутренней стороне неподвижной втулки сразу же даст о себе знать.
Если вы все же сняли статор – перед вами предстанет рамка, схожая с той, что изображена на фотографии ниже.
После удаления пыли и грязи, остатков старой смазки с поверхностей статора и самой рамки, приступим к очистке внутренней поверхности втулки. Для того чтобы надежно и качественно прочистить втулку, следует воткнуть в рабочее отверстие спичку, желательно через один слой тканевой салфетки. Спичка не повредит поверхность. Благодаря плотному контакту с рабочей поверхностью втулки вся старая смазка с накопленными в ней металлическими частицами будет удалена. Край салфетки можно вытолкнуть наружу и протащить ее целиком «на вылет».
Вот и закончилась стадия разборки и очистки, пришла очередь добавления новой смазки и сборки вентилятора. Со сборкой вопросов возникнуть не должно – просто провести сборку в обратном порядке. А вот к выбору смазки стоит подойти серьезно. Я умышленно не применяю слово «масло», потому как масло не обладает нужной вязкостью, а потому и не является подходящим вариантом. С ним, конечно, лучше, чем без него. Но я бы советовал использовать более густую смазку типа «Циатим» или что-нибудь аналогичное, например: «Эра», «Зимол», «Лита», «Литин», «Литол». Для
низконагруженных применений наилучшим выбором будет «Циатим-221», но при использовании такой смазки необходимо помнить о том, что она несовместима со смазками других типов. Смешение ее с другими смазками недопустимо. Вот почему важно хорошо очистить поверхности. Масло быстро вытекает, разбрызгивается на электрическую схему и лопасти, что приводит к образованию грязевых пленок на различных поверхностях вентилятора. А смазка «Циатим-221» термостойкая, обладает достаточной вязкостью и прочими эксплуатационными характеристиками, потому и применяется даже для подшипников качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10.000 оборотов в минуту. Работоспособна в интервале температур от -60 до +150 градусов по Цельсию. «Циатим» – кремнийорганическая жидкость, загущенная комплексным мылом. Содержит антиокислительную присадку. Иногда ее еще называют «силиконовой смазкой». Я, конечно, понимаю и такую логику, но силикон закачивают не в подшипники. А вот кремнийорганическая жидкость – это как-то грамотнее.
Нанести «Циатим» на трущиеся поверхности несложно. Чистой спичкой необходимо нанести на вал ротора тонкий слой смазки, еще немного добавить с двух сторон неподвижной втулки. Поставить ротор на свое место и провести несколько вращательно-поступательных движений, чтобы смазка распределилась по всей поверхности подшипника скольжения. Если же в конструкции вашего вентилятора присутствует и подшипник качения – разбирать его не стоит, достаточно просто обмакнуть его в смазку и удалить излишки. Вращение вала сделает остальную работу за вас. Да и долговечность шариковых подшипников в несколько раз больше. На этом профилактика вентилятора закончится, и его можно вернуть на место. E-mail для ваших вопросов – q@sa-sec.org.
P.S. Надеюсь, я не упустил ничего, что может помешать вам самостоятельно решить проблемы со своими старыми добрыми вентиляторами, и они прослужат вам еще не один год. Тем меньше мусора за нами останется, тем меньше нового пластика пойдет в производство, тем меньше белых медведей утонут на растаявших льдинах. Вот какое важное значение будет у десяти минут, потраченных вами на профилактику…
Андрей Байков
Для проведения всех профилактических процедур нам понадобится канцелярский нож, одна обычная спичка, тонкая тканевая салфетка (для очистки мониторов, например), небольшая кисточка, не помешает любой пылесос и вязкая смазка.
Итак, приступим к разборке конструкции. С корпуса вентилятора первым делом необходимо удалить наклейку круглой формы. Эта наклейка приклеивается к корпусу с помощью клея, который приходит в негодность после попадания на него масла. Наклейку можно поддеть канцелярским ножиком и отложить в «надежное место». Тем же ножом приподнять резиновую защитную пробку. Теперь мы получили доступ к узлу фиксации, который состоит из плоской фторопластовой белой шайбы и резинового уплотняющего кольца. Фторопластовая шайба снимается легко, достаточно просто поддеть ее ножом, придерживая большим пальцем, чтобы не отскочила на пол. В былые времена в обязательном порядке на вал ротора устанавливалась специальная пружинная усиковая шайба, которая препятствовала поступательному перемещению вала. Все реже она встречается на современных дешевых вентиляторах. Малые габариты и исполнение из закаленной стали задают этой детали упругость и хрупкость. Процесс снятия шайбы с вала ротора зачастую заканчивается ее поломкой. Шайба при разведении ее усиков может лопнуть. Не могу сказать, что без нее работа вентилятора невозможна. Но, раз уж она была на месте – постарайтесь не сломать. Я бы советовал поэтапно вытянуть каждый усик из проточки и одеть на вал, а потом аккуратно скатить шайбу с вала. Будьте внимательны и осторожны! Конец вала ротора имеет коническую фаску. Если отпустить шайбу в момент прохождения фаски – отскочит на метр-два, и потом уже не найдете. Это еще обиднее, чем просто сломать. Еще и время на бесполезные поиски потратите. Все. Теперь ничто, кроме магнетизма, не мешает снять крыльчатку.
Крыльчатка внутри колпачка имеет стальное фиксирующее кольцо и резиновый магнит в виде толстой согнутой полоски. Первым делом необходимо удалить скопление пыли и излишки старой смазки из колпачка, также не мешает прочистить и лопасти. Салфеткой основательно протираем вал, чтобы нигде не осталось старой смазки. В разобранном состоянии вентилятор очень легко очистить, причем от кисточки или салфетки даже пылинки в самых укромных местах уже не скроются. Часто на лопасти попадает не только сухая пыль, но и жидкие вещества, что приводит к образованию грязевых пленок на оконечностях крыльчатки. На фотографии выше хорошо просматриваются коричневатые пятна именно такого происхождения. Кисточкой их не удалить. Зато влажная салфетка с легкостью решает такую проблему. Нельзя недооценивать вред от такого типа загрязнений – при скорости вращения в 1500 оборотов в минуту и выше из-за такого налета могут возникнуть биения, что (со временем) приведет к сильному трению и заклиниванию ротора. Также следует проверить положение фиксирующего кольца. Оно не должно свободно перемещаться внутри колпачка. При необходимости его следует утопить внутрь колпачка и закрепить клеем – достаточно одной-двух капель по контуру. Резиновый магнит довольно хрупкий. Лучше проделывать эту операцию руками, а не отверткой, которая может соскочить и отколоть часть магнита, что обязательно нарушит балансировку и приведет к небольшим по амплитуде биениям. На валу в месте его крепления к колпачку обычно присутствует резиновая прокладка, если она сильно изношена – ее можно перевернуть обратной стороной, срезав выступающие края, чтобы задать первоначальную плоскость.
Также у нас появляется доступ ко всем скрытым поверхностям рамки. Если снять статор – можно полностью очистить от грязи и пыли вообще все элементы конструкции. Но снимать и одевать статор на втулку нужно еще осторожнее, чем пружинную шайбу с вала. Здесь повреждения без паяльника и/или клея не исправить. В плату с электрической схемой запаяны выводные концы обмоток статора. Их можно попросту оторвать, обломав пластиковые крепления. Так что, если статор слишком туго сидит на втулке – лучше просто ограничиться удалением грязи кисточкой. Проверить посадку статора также не помешает. Очень часто от биений и вибрации статор поднимается вверх по втулке в направлении колпачка крыльчатки, которая начинает тереться узлом фиксации о неподвижную бронзовую втулку, что приводит к затрудненному старту и остановке ротора. Мало того, может раскрошиться усиковая шайба, а кусочки металла в подшипнике никогда не приводили ни к чему хорошему. Вал может так сильно заклинить, что вынуть его без последствий будет невозможно. Да и царапина на внутренней стороне неподвижной втулки сразу же даст о себе знать.
Если вы все же сняли статор – перед вами предстанет рамка, схожая с той, что изображена на фотографии ниже.
После удаления пыли и грязи, остатков старой смазки с поверхностей статора и самой рамки, приступим к очистке внутренней поверхности втулки. Для того чтобы надежно и качественно прочистить втулку, следует воткнуть в рабочее отверстие спичку, желательно через один слой тканевой салфетки. Спичка не повредит поверхность. Благодаря плотному контакту с рабочей поверхностью втулки вся старая смазка с накопленными в ней металлическими частицами будет удалена. Край салфетки можно вытолкнуть наружу и протащить ее целиком «на вылет».
Вот и закончилась стадия разборки и очистки, пришла очередь добавления новой смазки и сборки вентилятора. Со сборкой вопросов возникнуть не должно – просто провести сборку в обратном порядке. А вот к выбору смазки стоит подойти серьезно. Я умышленно не применяю слово «масло», потому как масло не обладает нужной вязкостью, а потому и не является подходящим вариантом. С ним, конечно, лучше, чем без него. Но я бы советовал использовать более густую смазку типа «Циатим» или что-нибудь аналогичное, например: «Эра», «Зимол», «Лита», «Литин», «Литол». Для
низконагруженных применений наилучшим выбором будет «Циатим-221», но при использовании такой смазки необходимо помнить о том, что она несовместима со смазками других типов. Смешение ее с другими смазками недопустимо. Вот почему важно хорошо очистить поверхности. Масло быстро вытекает, разбрызгивается на электрическую схему и лопасти, что приводит к образованию грязевых пленок на различных поверхностях вентилятора. А смазка «Циатим-221» термостойкая, обладает достаточной вязкостью и прочими эксплуатационными характеристиками, потому и применяется даже для подшипников качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10.000 оборотов в минуту. Работоспособна в интервале температур от -60 до +150 градусов по Цельсию. «Циатим» – кремнийорганическая жидкость, загущенная комплексным мылом. Содержит антиокислительную присадку. Иногда ее еще называют «силиконовой смазкой». Я, конечно, понимаю и такую логику, но силикон закачивают не в подшипники. А вот кремнийорганическая жидкость – это как-то грамотнее.
Нанести «Циатим» на трущиеся поверхности несложно. Чистой спичкой необходимо нанести на вал ротора тонкий слой смазки, еще немного добавить с двух сторон неподвижной втулки. Поставить ротор на свое место и провести несколько вращательно-поступательных движений, чтобы смазка распределилась по всей поверхности подшипника скольжения. Если же в конструкции вашего вентилятора присутствует и подшипник качения – разбирать его не стоит, достаточно просто обмакнуть его в смазку и удалить излишки. Вращение вала сделает остальную работу за вас. Да и долговечность шариковых подшипников в несколько раз больше. На этом профилактика вентилятора закончится, и его можно вернуть на место. E-mail для ваших вопросов – q@sa-sec.org.
P.S. Надеюсь, я не упустил ничего, что может помешать вам самостоятельно решить проблемы со своими старыми добрыми вентиляторами, и они прослужат вам еще не один год. Тем меньше мусора за нами останется, тем меньше нового пластика пойдет в производство, тем меньше белых медведей утонут на растаявших льдинах. Вот какое важное значение будет у десяти минут, потраченных вами на профилактику…
Андрей Байков
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2009 год в рубрике hard