Звук-2009

Сегодня, обсуждая звуковое производство образца 2009 года, позволим себе дать несколько рекомендаций, которые могут принять к сведению как начинающие, так и уже достаточно опытные специалисты.

Первое, на что хочется обратить внимание обычных программистов и местных разработчиков, — практическое отсутствие хорошего ПО для начального уровня. То есть по существу, детям, кроме как несколько дэнсмейкеров, нечего и предложить, хотя в этой нише можно придумать очень многое, и присутствует явный спрос во всем мире. Поэтому есть творческое предложение для активных читателей. Попробуйте придумать игровую программу либо игру, обучающую музыке или звуковым технологиям. То есть интересен сюжет, сценарий и т.п. Есть ресурсы для реализации и продвижения, идея за вами.
Теперь перейдем к обсуждению насущных вопросов, итак…

…№1

Допустим, вы работаете в каком-либо мультитреке, который вам очень нравится, при этом используете различные эффект-процессоры, виртуальные инструменты, сам файл-проект композиции включает как аудио, так и MIDI-треки. И все кажется достаточно стабильным, например, песни можно сохранять в файлы проектов для данного мультитрека и складировать их резервные копии.

На самом деле, как показывает практика, этот вариант плох. Во-первых, программы меняются, рынок всегда турбулентен, некоторые разработчики уходят в небытие, а другие так обновляют свою продукцию, что открыв в более современной версии файл проекта старой, вы получите нечто странное. Мало того, мы сейчас, так или иначе, стоим на пороге массового внедрения Vista (кстати, те, кто в ней уже работают, могут доказать, что много софта там глючит или отказывается устанавливаться) либо же чего-то Linux-подобного. В общем, как нужно все делать?

По завершении проекта необходимо себя обезопасить сразу с множества сторон. Например, сохранить MIDI-часть в виде отдельного MIDI-файла. Также: . сохранить файл проекта в виде отдельных дорожек (wav-треков), куда входят аудиотреки с обработкой, MIDI, воспроизведенные инструментами VST или DXi в виде аудиотреков;
. сохранить все настройки плагинов и инструментов в виде файлов пресетов с указанием названия программ, к которым они подходят;
. сохранить аудиотреки и MIDI, сыгранные инструментами в виде звуковых треков, но без обработок плагинами;
. кратко описать используемые инструменты, плагины и настройки их параметров в текстовом файле. Сюда же вписываются дополнительные данные, например, по балансу и т.п.;
. сохранить/скопировать финальный микс "минус один" в wav;
. сохранить/скопировать финальный микс в wav;
. сохранить/скопировать конечную версию продукта.

Таким образом, представим, что мы сделали композицию, она уже готова. При этом создаем каталог с ее названием, а после делаем внутренние папки: MIDI, Мультитрек-wav, Пресеты, Мультитрек-wav без обработок; а в корне его храним текстовый файл и три wav с финальными версиями. В еще одной папке нужно сохранить файл проекта со всем, что там имеется.

Да, сам процесс занимает много времени (полчаса-час), но он выгоден. Например, не так давно я искал музыкальный материал для компьютерной игры, которую делают мои знакомые, и нужен был очень тяжелый рок. Нашел хорошую группу, взял ее записи, но саму песню нужно было несколько урезать, добавить чуть-чуть больше музыкальной части и т.п., в общем, локализовать новую версию композиции согласно требованиям. И тут появились серьезнейшие проблемы. Потрековой версии у группы не было. Начали переписывать наново — абсолютно другое настроение в музыке, то есть потерялось именно то, за счет чего она привлекла внимание. Это произошло во многом и потому, что в составе играют другие музыканты на других инструментах и примочках, у вокалиста подсел голос. Причем, когда песня записывалась в первый раз, было очень много звуковых экспериментов, искались тембры, настраивались эффект-процессоры, а сейчас для этого нужно опять выделять время. В результате, тот час, который не был когда-то уделен созданию потрековой резервной копии, вырос в целую проблему, пошли дополнительные траты и так далее. Хотя дали бы потрековый вариант, получили бы деньги и все…

Помимо этого, в таких ситуациях просто невозможно делать ремиксы, потому как не из чего. Правда, есть чисто ди-джейские методы, когда оперируют кусками, вырезанными из готовой композиции, но такие ремиксы далеко не всегда оказываются интересными.

Причем резервной копии композиции, о которой идет речь, не делалось и по другой причине — коллектив малоизвестный, далекий от глобальных ротаций и мирового шоу-бизнеса. Ребята подумали: "станем популярными, потом перепишем заново", вот и столкнулись.

Есть и другой аспект, например, творческий. Когда я активно работал с аранжировками и музыкальными проектами, то записал очень много материала и сделал большое количество аранжировок, одна часть из которых послужила основной платформой для создания ключевых композиций, а вторая — в качестве идейных и музыкальных доноров. Оттуда могли изыматься сыгранные партии инструментов, ритмические и мелодические рисунки и т.п. Это нормальный творческий процесс, в результате которого выбиралось лучшее. На этом вопросе все.

…№2

Для "технарей", которые хотят продуктивно обучиться основам теории музыки, нотной грамоте, созданию аранжировки на начальном уровне хорошим подспорьем окажется программа Soundtrek Jammer Professional (www.soundtrek.com).

Создав в ней новый "пустой" проект, вы устанавливаете такие параметры композиции, как темп, размер, а также потактово записываете аккордовую сетку (гармонию). Например, введите какой-нибудь стандартный квадрат на 4/4: Em/A/G/C. Другой вариант — у вас есть уже записанная мелодия в MIDI- виде, тогда загружаете ее.

Затем вам необходимо вызвать модуль Style Builder, в котором вы вводите "виртуальных музыкантов" — ударные, бас, мелодические и гармонические инструменты, указываете стиль, и их партии начинают автоматически генерироваться. Вы же в данном случае выбираете, что вам подходит лучше всего. При этом есть режим предпрослушивания, где вы можете услышать игру аккомпанемента в том или ином музыкальном стиле. На самом деле это очень эффективная программа по автоматизации аранжировки, при этом не усложненная по сравнению со схожими прототипами как, например, Band-in-Box. Тут же (в этом же окне Style Builder) вы выбираете и сбивки, причем они распространяются для всех инструментов. По завершении данной операции ваши аккорды (гармоническая сетка) начинают звучать в уже аранжированном виде со сбивками и всем причитающимся. Выбранный стиль применим только для определенного количества тактов, которое изначально вы обозначили в Band Style. Таким же образом можно создавать множество различных частей, таких как, например: intro, проигрыш, куплет, припев, проигрыш, куплет, припев, соло, outro. Для каждого из них можно загрузить свои вариации стилей, сбивки и так далее, сохраняя или изменяя состав музыкантов. В одной аранжировке можно сделать так, что каждый из них играет в своем стиле, что иногда может оказаться интересным.

После загрузки автоаккомпанемента каждую из партий можно поправить указателем мыши в модуле Piano Roll либо на нотном стане, если в этом есть необходимость.
Следующим этапом идет тембровка аранжировки, для чего вам необходимо экспортировать результаты работы из SoundTrek в MIDI-файл, после чего открыть его в вашей любимой мультитрековой программе или секвенсоре, поддерживающей VSTi, и использовать качественные инструменты.

…№3

Опытным музыкантам, желающим максимально быстро освоить компьютерные технологии, помимо предложенных в предыдущих материалах Sequel2, Tunafish (в качестве VST-хоста для начинающих), Tracktion, Live, Massive и Absynth, а также Jammer Professional, о котором написано выше, имеет смысл обратить внимание на Korg Legacy Collection, которая включает в себя два синтезатора — M1 и Wavestation. Почему? Дело в том, что опытные музыканты (слово "опытные" подчеркнем), которые не совсем близко знакомы с компьютерными технологиями … их достаточно сильно отпугивает модульная система представления рабочих станций синтеза. Нужно что-то более понятное, похожее на аппаратные устройства. Именно такой реализацией Korg Legacy Collection и является, по существу, это повторение нескольких реальных прототипов данного производителя. Но уже есть и чисто программные элементы, после обучения которым переход на массовый компьютерный софт окажется не таким проблематичным. После освоения M1 и Wavestation, вы можете смело перейти к изучению Native Instruments Absynth (интерфейсы структурно подобны), а после дорога открыта. Многие читатели сейчас подумают: что за проблема, причем у опытных музыкантов, и причем с компьютерами в 2009 году?

На самом деле проблема есть, и она более глобальна, чем кажется на первый взгляд. Это демонстрируют высокие продажи дорогих аппаратных инструментов-синтезаторов, внутри которых структурно находится тот же РС с программным обеспечением. Они понятны очень многим. То есть софтом пользуются большей частью компьютерщики, а не музыканты:). Скажем так.

Также и гитаристам, которые не могут справиться с освоением Guitar Rig (хотя, казалось бы, что там трудного), рекомендуется начать с ПО Line6 GearBox. Кстати, Guitar Rig им может после и не понадобиться, звук-то Line6'вский. GearBox — это попытка данной компании прийти на программный рынок гитарной обработки, где стали царствовать Native Instruments и IK Multimedia. Результаты получились не очень эффектными, основным спросом до сих пор пользуются аппаратные устройства Line6, внутри которых все те же программные алгоритмы.

***

И самый полезный софт для начинающих и продолжающих, как показала практика, — англо-русские словари и переводчики (ABYY Lingvo, Prompt). Очень многие боятся звуковых программ только потому, что "там по-английски написано". Далее развивать тривиальную цепочку умозаключений не станем.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2009 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета