"Бегун" снова продается
В прошлом году летом в Рунете много шуму наделала сделка, в ходе которой компания Rambler продавала интернет-корпорации Google 100% системы контекстной рекламы "Бегун" за $140 млн, предварительно докупив еще 49,9% этой компании у ее второго акционера – инвесткомпании "Финам". Но сделка в конце концов так и не состоялась, так как осенью ее по формальным причинам заблокировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). А близкий к акционерам Rambler источник не раз рассказывал журналистам, что против перехода "Бегуна" под контроль Google выступил лично российский премьер Владимир Путин.
И вот теперь "Бегун" снова выставлен на продажу – менеджмент Rambler готов продать принадлежащие компании 50,1% "Бегуна". Показательно, что система контекстной рекламы продается несмотря на то, что обеспечила Rambler в 2008 году треть выручки.
Справка "КГ":
Rambler Media – интернет-холдинг. Акционеры: "Проф-медиа" (54,8%), около 30% торгуется на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи. Финансовые показатели за 2008 год: выручка – $110 млн, чистая прибыль – $3,3 млн, капитализация на 21 апреля – $88,8 млн. Прибыль по итогам 2008- го оказалась в 1,7 раза меньше, чем годом ранее. Rambler впервые стал прибыльным еще в 2007 году, но лишь благодаря продаже холдингу "Проф- медиа" телеканала Rambler TV.
Прошлогодняя продажа "Бегуна" подразумевала более широкое партнерство с компанией Google, которая, по договоренности, должна была установить свой поисковый движок на ресурсы Rambler, а также помогла бы более эффективно монетизировать поиск. У Rambler есть собственный поисковый сервис – один из старейших в Рунете, – но он стремительно теряет свою долю рынка. По данным Liveinternet, сейчас на компанию приходится 4,6% русскоязычных поисковых запросов, тогда как годом ранее – 12,8%. За два года Rambler опустился со второго после "Яндекса" места на четвертое, пропустив вперед Google (22%) и поиск Mail.ru (10%). Однако на недавней конференции с аналитиками финансовый директор Rambler Никита Сергиенко признал, что в кризис доходы от контекстной рекламы "стабильнее", чем от медийной. В 2008-м выручка Rambler от контекстной рекламы выросла на 89% до $47 млн (из них $32 млн принес "Бегун"), от медийной – только на 49,5%, до $49,5 млн.
Теперь специалисты не исключают появления новых "партнерств", включающих продажу "Бегуна". Но о конкретных сделках говорить пока рано. Судьбу "Бегуна" будет решать новая команда, поясняет близкий к Rambler источник. Действительно, в конце марта гендиректором Rambler стала бывший директор по венчурным проектам компании "Вымпелком" Ольга Турищева.
Некоторые менеджеры интернет-компаний говорят, что предложение о покупке "Бегуна" в прошлом году делал "Яндекс", причем крупнейший поисковик Рунета предлагал за "Бегун" больше $140 млн. Теперь же "Бегуном" интересуется Digital Sky Technologies (DST), контролирующая Mail.ru. Но сейчас переговоры не ведутся, утверждают представители "Яндекса" и DST. "Установленная на Mail.ru система контекстной рекламы "Яндекс.Директ" нас вполне устраивает", объясняет близкий к DST источник.
Между тем, "Бегун" продолжает занимать новые рынки и сейчас нацелился… на Китай. Сегодня Китай обладает самой большой и самой быстрорастущей интернет-аудиторией в мире. По данным исследования World Metrix, проведенного в декабре 2008 года компанией comScore, в стране насчитывается 180 млн пользователей Сети старше 15 лет – это около 18% всей мировой интернет-аудитории. Принимая во внимание колоссальный потенциал этого рынка, "Бегун" принял решение активизировать развитие китайского направления в бизнесе компании.
В марте нынешнего года "Бегун" начал адаптировать свои технологии для китайского рынка, добавив модуль китайской морфологии и усовершенствовав анализ содержания страниц – как для классического, так и упрощенного языкового написания. В ближайшее время пользователям "Бегуна" станет доступен геотаргетинг по крупным городам и провинциям Китая. Компания также налаживает связи с крупнейшими локальными социальными сетями с целью получения обезличенных анонимных данных пользователей для социо-демографического таргетинга.
В апреле "Бегун" отправил в Пекин команду топ-менеджеров, которые сейчас занимаются переговорами с китайскими партнерами, выстраиванием системы прямых продаж и созданием службы поддержки. Изучая опыт западных коллег, компания не исключает возможности создания международной службы поддержки, которая будет обслуживать всех пользователей сервиса из Китая.
Как говорят в администрации "Бегуна", "Компания осознает все сложности разворачивания бизнеса в Китае. От наших топ-менеджеров потребуется не только освоить специфику местного рынка, но и погрузиться в китайскую культуру, изучить ее историю и язык".
Денис Лавникевич
И вот теперь "Бегун" снова выставлен на продажу – менеджмент Rambler готов продать принадлежащие компании 50,1% "Бегуна". Показательно, что система контекстной рекламы продается несмотря на то, что обеспечила Rambler в 2008 году треть выручки.
Справка "КГ":
Rambler Media – интернет-холдинг. Акционеры: "Проф-медиа" (54,8%), около 30% торгуется на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи. Финансовые показатели за 2008 год: выручка – $110 млн, чистая прибыль – $3,3 млн, капитализация на 21 апреля – $88,8 млн. Прибыль по итогам 2008- го оказалась в 1,7 раза меньше, чем годом ранее. Rambler впервые стал прибыльным еще в 2007 году, но лишь благодаря продаже холдингу "Проф- медиа" телеканала Rambler TV.
Прошлогодняя продажа "Бегуна" подразумевала более широкое партнерство с компанией Google, которая, по договоренности, должна была установить свой поисковый движок на ресурсы Rambler, а также помогла бы более эффективно монетизировать поиск. У Rambler есть собственный поисковый сервис – один из старейших в Рунете, – но он стремительно теряет свою долю рынка. По данным Liveinternet, сейчас на компанию приходится 4,6% русскоязычных поисковых запросов, тогда как годом ранее – 12,8%. За два года Rambler опустился со второго после "Яндекса" места на четвертое, пропустив вперед Google (22%) и поиск Mail.ru (10%). Однако на недавней конференции с аналитиками финансовый директор Rambler Никита Сергиенко признал, что в кризис доходы от контекстной рекламы "стабильнее", чем от медийной. В 2008-м выручка Rambler от контекстной рекламы выросла на 89% до $47 млн (из них $32 млн принес "Бегун"), от медийной – только на 49,5%, до $49,5 млн.
Теперь специалисты не исключают появления новых "партнерств", включающих продажу "Бегуна". Но о конкретных сделках говорить пока рано. Судьбу "Бегуна" будет решать новая команда, поясняет близкий к Rambler источник. Действительно, в конце марта гендиректором Rambler стала бывший директор по венчурным проектам компании "Вымпелком" Ольга Турищева.
Некоторые менеджеры интернет-компаний говорят, что предложение о покупке "Бегуна" в прошлом году делал "Яндекс", причем крупнейший поисковик Рунета предлагал за "Бегун" больше $140 млн. Теперь же "Бегуном" интересуется Digital Sky Technologies (DST), контролирующая Mail.ru. Но сейчас переговоры не ведутся, утверждают представители "Яндекса" и DST. "Установленная на Mail.ru система контекстной рекламы "Яндекс.Директ" нас вполне устраивает", объясняет близкий к DST источник.
Между тем, "Бегун" продолжает занимать новые рынки и сейчас нацелился… на Китай. Сегодня Китай обладает самой большой и самой быстрорастущей интернет-аудиторией в мире. По данным исследования World Metrix, проведенного в декабре 2008 года компанией comScore, в стране насчитывается 180 млн пользователей Сети старше 15 лет – это около 18% всей мировой интернет-аудитории. Принимая во внимание колоссальный потенциал этого рынка, "Бегун" принял решение активизировать развитие китайского направления в бизнесе компании.
В марте нынешнего года "Бегун" начал адаптировать свои технологии для китайского рынка, добавив модуль китайской морфологии и усовершенствовав анализ содержания страниц – как для классического, так и упрощенного языкового написания. В ближайшее время пользователям "Бегуна" станет доступен геотаргетинг по крупным городам и провинциям Китая. Компания также налаживает связи с крупнейшими локальными социальными сетями с целью получения обезличенных анонимных данных пользователей для социо-демографического таргетинга.
В апреле "Бегун" отправил в Пекин команду топ-менеджеров, которые сейчас занимаются переговорами с китайскими партнерами, выстраиванием системы прямых продаж и созданием службы поддержки. Изучая опыт западных коллег, компания не исключает возможности создания международной службы поддержки, которая будет обслуживать всех пользователей сервиса из Китая.
Как говорят в администрации "Бегуна", "Компания осознает все сложности разворачивания бизнеса в Китае. От наших топ-менеджеров потребуется не только освоить специфику местного рынка, но и погрузиться в китайскую культуру, изучить ее историю и язык".
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2009 год в рубрике интернет