IT-индустрия: вверх и вниз одновременно

От аналитиков все чаще доводится слышать о том, что "конец кризиса уже виден" и что "IT-бизнес скоро возобновит свой рост". Однако пока кризис остается главной повесткой дня. При этом одни IT-компании продолжают нести значительные убытки, другие, наоборот, демонстрируют рост, а третьи пока просто топчутся на месте.

Неудачи и успехи Alcatel-Lucent


Европейский производитель телекоммуникационного оборудования Alcatel-Lucent сообщил о значительном снижении чистой прибыли в I квартале. Компания утверждает, что из-за экономического спада многие крупные заказчики сокращают объемы покупаемого оборудования или вовсе отказываются от него.

Чистый убыток Alcatel-Lucent в I квартале составил 402 млн евро против 181 млн евро годом ранее. Аналитики говорят, что компания уже 10-й квартал подряд работает в отрицательной зоне и конца убыткам пока не видно. Биржевые специалисты ожидали от Alcatel-Lucent убытков в размере 271 млн евро. Выручка компании снизилась от прошлогодних показателей на 6,9% –до 3,6 млрд евро.

"2009 год – это переходный год. Наши планы пока остаются без изменений и мы продолжаем движение к ранее объявленным целям", – говорит глава компании Бен Фервайен. Напомню, ранее он сообщал, что компания проведет программу реструктуризации, в результате чего будет сэкономлено около 2 млрд евро, но без работы останутся больше 1000 человек.

Всего с момента слияния Alcatel и Lucent объединенная компания потеряла около 8 млрд евро. Рыночная доля Alcatel-Lucent сократилась с 18 до 4,5 млрд евро, а конкуренты в лице Ericsson и Huawei прочно удерживают свою долю: их ценные бумаги с начала года прибавили без малого по 30%. Alcatel-Lucent прогнозирует, что в 2009 году в целом по рынку продажи телеком-оборудования сократятся на 8-12% без учета курсов колебания валют. Тем не менее, освоение новых рынков продолжается. Недавно Alcatel-Lucent подписала рамочные соглашения с компаниями China Mobile и China Telecom на общую сумму в $1,7 млрд. В январе этого года китайские операторы получили лицензии на развертывание 3G-сетей. По условиям соглашения с China Mobile на сумму $1 млрд, компания Alcatel-Lucent предоставит этому оператору свои решения GSM/EDGE, а также оборудование для беспроводных сетей TD-SCDMA, оптические, радиорелейные и IP-системы, сервисные IP-маршрутизаторы, платформы приложений и сопутствующие услуги.

По условиям аналогичного соглашения с China Telecom на сумму $700 млн, Alcatel-Lucent поставит сетевое оборудование 3G CDMA/EV-DO, платформы приложений, платформы для оптического и IP-транспорта, сервисные IP-маршрутизаторы и услуги технической поддержки для развертывания широкополосной беспроводной сети 3G.
Решения Alcatel-Lucent позволят компаниям China Mobile и China Telecom расширить емкость и повысить производительность своих сетей, а также предоставлять пользователям более широкий ассортимент услуг.

Все, что связано с Apple

Федеральная торговая комиссия США начала расследование в отношении Google и Apple. Чиновники намерены узнать, не нарушают ли топ-менеджеры, входящие одновременно в советы директоров обеих компаний, антимонопольное законодательство. Речь идет об Эрике Шмидте, гендиректоре Google, заседающем также в совете директоров Apple, и о гендиректоре корпорации Genentech Артуре Левинсоне, который также совмещает оба членства в Google и Apple.

Антитрестовский закон Клейтона, принятый в 1914 году, запрещает менеджерам входить в советы директоров компаний в том случае, если это приведет к ослаблению конкуренции между ними. Издание отмечает, что хотя запрет и существует, применяется он довольно редко. Стороны пока не комментируют информацию о расследовании.

В настоящее время компании действуют в разных отраслях – Google специализируется на поиске и контекстной рекламе, а Apple – на продаже электронных устройств, музыки, фильмов и ПО. Тем не менее, Google и Apple сотрудничают по ряду направлений, особенно в областях, которые касаются развития мобильных продуктов. Пока неизвестно, к какому именно сегменту рынка чиновники попытаются применить закон Клейтона. В ближайшие месяцы подешевеют самые продаваемые компьютеры Apple: 13-дюймовый ноутбук MacBook и десктоп iMac с той же диагональю. Однако конкретные цифры и сроки пока не называются.

Проблема пересмотра ценовой политики стала особенно актуальной после нескольких нападок со стороны конкурентов. Так, компания Microsoft использовала экономический кризис для критики неоправданно жесткой ценовой политики линейки Macintosh с помощью телерекламы.

Тем временем замедление темпов продаж в последнем квартале послужило причиной увольнения 1600 сотрудников Apple, занятых в розничной торговле. Но Apple, несмотря на это, по-прежнему занимает верхние строчки покупательских рейтингов и в сегменте ПК (здесь в лидерах Macintosh), и на рынке смартфонов (iPhone).

Ну а последней новостью стало то, что компания Apple намерена купить микроблогерский сервис Twitter за $700 млн. Сейчас Apple и Twitter находятся на стадии переговоров. Если они завершатся успехом, то о покупке Twitter будет объявлено в начале июня на конференции Worldwide Developers Conference, ежегодно проводимой Apple. Представители Apple и Twitter пока никак не комментируют эту информацию.

Отмечу, что это не первое сообщение о возможной продаже сервиса Twitter. Так, в начале апреля появилась информация, что этот ресурс намерена купить компания Google. Она якобы была готова заплатить за Twitter около $250 млн. А в ноябре прошлого года стало известно, что социальная сеть Facebook не смогла купить Twitter, за который предлагала полмиллиарда долларов. Большую часть этой суммы предполагалось выплатить акциями Facebook. Кстати, пока Twitter все еще остается убыточным.

Производители

Компания AMD в I квартале 2009 года заняла 20,9% рынка процессоров – таковы данные компании Mercury Research. В последнем квартале 2008 года на долю AMD приходилось 17% этого рынка. Рыночная доля Intel в I квартале 2009 года составила 78,2%. В последнем квартале 2008 года Intel контролировала 82,1% рынка процессоров. Представители Mercury Research подчеркивают, что AMD увеличила рыночную долю на падающем рынке. Достичь этого удалось во многом благодаря наличию больших складских запасов уже готовых процессоров. Не исключено, что в дальнейшем доля AMD вновь сократится.

Intel в ближайшее время запустит рекламную кампанию, подчеркивающую инновационную роль корпорации в отрасли. Слоганом кампании, которая пройдет в Интернете, прессе, на радио и телевидении, станет "Sponsors of Tomorrow" ("Спонсоры завтрашнего дня"). Бюджет новой кампании не раскрывается. За 2008 год Intel, по данным TNS Media, потратила на рекламу $59,4 млн.

Кампания, которая должна обратить внимание потребителей на технические достижения Intel, разработана небольшим агентством Venables Bell & Partners. Именно оно с января стало ведущим агентством Intel, сменив McCann Erickson Worldwide. Самой популярной у Intel пока остается рекламная кампания со слоганом "Intel Inside" ("Intel внутри"). Она была запущена в 90-х годах прошлого века.

Fujitsu Microelectronics и Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC) заключили партнерское соглашение по выпуску нового поколения интегральных микросхем, изготовленных по современному 40-нм техпроцессу. Результатом соглашения станет резкое расширения ассортимента полупроводниковых устройств Fujitsu, непосредственным производителем которых станет тайваньская компания.

Для достижения поставленных целей обе стороны предоставят свои ресурсы: от Fujitsu это интеллектуальная собственность, техническая поддержка клиентов, особенно в Японии; от TSMC – технология изготовления полупроводниковых устройств и производственные мощности. Но это не станет единственной совместной работой двух компаний – сообщается о начале переговоров по заключению совместного сотрудничества для разработки технологического процесса по изготовлению 28-нм микросхем. Как и в случае 40-нм устройств, производителем следующего поколения микрочипов станет TSMC, а вся работа с покупателями будет возложена на плечи Fujitsu Microelectronics.

К концу мая компания Seagate может закрыть пару своих заводов в США. По словам Аарона Рейкерса, аналитика Stifel Nikolaus, Seagate стремится завершить II квартал с операционными расходами ниже $300 млн. Рейкерс полагает, что эта цель будет достигнута путем закрытия одного или двух заводов на территории США. Одним из последствий такого шага станет увольнение от 800 до 1000 сотрудников компании.

Рейкерс также отмечает, что Seagate удалось догнать Western Digital и других конкурентов по плотности записи на дисках малого форм-фактора. По мнению аналитика, компания добилась уровня 320 Гб на пластину. Поставки 2,5-дюймовых дисков от Seagate объемом 320 и 640 Гб могут начаться в конце 2009-го – самом начале 2010 года. Также во второй половине нынешнего года производитель может вывести на рынок бюджетные 2,5-дюймовые HDD для нетбуков.

Топ-менеджеры Nokia высоко оценивают шансы своей компании на успешный выход на рынок ноутбуков. Однако первые реальные шаги финская компания начала делать только в последнее время. В частности, начаты переговоры с известной компанией EliteGroup по поводу контракта на выпуск первых ноутбуков Nokia. Впрочем, Nokia планирует вести переговоры с разными потенциальными партнерами на протяжении следующего квартала. Таким образом, первые финские ноутбуки появятся в продаже не раньше осени.

Интернет-бизнес

Интернет-магазины переходят от традиционной рекламы к менее дорогостоящим методам маркетинга: публикациям в социальных сетях Facebook и Twitter и рассылкам по электронной почте. Исследование, проведенное фирмой Forrester Research по заказу Shop.org (интернет-подразделения Национальной федерации розничной торговли США), позволило установить, что торговцы уверены в лучшей приспособленности электронной коммерции к экономическому кризису в сравнении с обычными магазинами и торговлей по каталогу. В опросе приняли участие 117 интернет-магазинов. Исследование проводилось с 18 февраля по 1 апреля.

Большинство компаний, занимающихся е-коммерцией, сообщили аналитикам, что они сокращают штат и отказываются от привычных и дорогих маркетинговых стратегий, к примеру, от оплаты услуг поисковых систем. В ближайшие месяцы компании собираются инвестировать средства в другие проекты. Одно из самых популярных направлений последнего времени – маркетинг в социальных сетях и блогах (социальный медиамаркетинг). Множество электронных и "офлайновых" магазинов – от Wal-Mart Stores до General Mills – поощряют блогеров тестировать товары и писать о них на своих сайтах. К этой стратегии чаще прибегают самые быстрорастущие интернет-магазины: из 20 компаний, финансовые показатели которых превосходят ожидания аналитиков, 12 вкладывают деньги в работу с социальными сетями и блогами. Из тех, кто собирается снизить издержки, только 24% сделают это за счет сокращения работы с социальными сетями и блогами.

Почти 90% опрошенных поставили на первое место в списке наиболее приоритетных маркетинговых методик электронную рассылку. Три четверти респондентов пообещали, что это будет целевая рассылка: клиент получит спам с рекламой товаров, похожих на те, которыми он когда-то интересовался.

В начале года Forrester Research предсказала, что в 2009 году объем рынка электронной коммерции в США вырастет на 11% и составит $56,1 млрд. В 2008 году рынок вырос на 13%. В 2010 году, прогнозирует Forrester, будет снова достигнут 13%-ный рост, который затем начнет замедляться: 10% в 2001 году, 9% в 2012-м и 8% в 2013-м.

Игровая индустрия

Чистые убытки издательства Electronic Arts за прошедший финансовый год, который завершился 31 марта, составили почти $1,09 млрд. Это более чем в два раза превышает потери EA за предыдущие 12 месяцев. В прошлом финансовом году убытки компании составили лишь $454 млн. Сообщается также, что выручка EA выросла на 15%. За год издательство заработало $4,21 млрд. Годом ранее компания получила выручку в $3,7 млрд.

В IV квартале финансового года доходы от продаж остановились на отметке в $860 млн. Это на 24% меньше, чем издательство заработало за аналогичный отрезок времени в прошлом году – тогда доходы от продаж составили $1,13 млрд. При этом компании удалось вдвое сократить чистые убытки по сравнению с последним кварталом предыдущего финансового года – с $94 млн до $42 млн.

Руководители Electronic Arts отметили, что в прошедшем финансовом году 31 игра издательства разошлась тиражом в миллион или более копий. Годом ранее было всего 27 таких проектов. Известно, что EA продала свыше пяти миллионов копий FIFA 09, Madden NFL 09 и Need for Speed Undercover, а также более двух миллионов копий Spore. Также известно, что к настоящему моменту реализовано 1,4 млн копий ужастика Dead Space, который вышел на PlayStation 3, Xbox 360 и PC в октябре прошлого года. Также сообщается, что из всех проектов, который выпускаются в рамках программы EA Partners, игры из серии Rock Band принесли наибольший доход.

В наступившем финансовом году Electronic Arts рассчитывает заработать от $3,7 до $3,85 млрд. Также руководство надеется, что убытки издательства к 31 марта 2010 года составят от $274 до $469 млн.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета