Звук-2009

Помню, году эдак в 2001-м я пришел в студию, купив на тот момент новый альбом Майкла Джексона (по-моему, "Invisible"), включил его и стал внимательно слушать. Руководитель музыкального коллектива (попсового и девчачьего:), я работал и с таким) тогда упрекнул: "что ты слушаешь эти "чмоки-стуки", лучше музыку делай!". Конечно, понимание слова "музыка" у нас тогда отличалось, но я сказал, что через пять лет все аранжировки станут подобными тем, что есть в этом альбоме. Это и произошло. Альбом стал хорошим индикатором, да и вообще, чтобы ни говорили о Джексоне, очень многое в его творчестве является эталонным для современного производства.
А сегодняшний разговор у нас будет достаточно интересным…

Хотя многим он может показаться обобщающим, но на самом деле, очень часто то, что считаешь априори известным, для многих оказывается открытием. Поэтому двигаться будем с постепенной расстановкой целей. Напомним, что в рамках этой серии материалов мы рассматриваем звукопроизводство образца 2009 года во всех его сегментах и проявлениях.

В последнее время появилась весьма интересная тенденция — всплеск попсы. В принципе, все достаточно легко объяснимо, потому как кризис, музыкантам нужно кормить себя, и мало кто сейчас решится на концептуальные по своей новизне проекты и эксперименты. Это нормально. Другой спектр специалистов и вовсе не имеет уникальных идей, плывет по течению, выпуская "вторяки", т.е. повторения в стиле, аранжировке какой-либо мировой музыкальной новинки, не говоря уже о прямых заимствованиях. Это тоже нормально. Вернее, не нормально, но естественно. Вместе со всплеском попсовой продукции начал происходить еще один параллельный процесс — очень многим людям стало необходимо обучение компьютерным технологиям и приобретение профессиональных навыков в этой, не побоимся сказать, производственной сфере. Даже уместно сравнение с небольшим бумом. Вообще, такую тенденцию следует назвать положительной, она может быть связана и с потенциальным появлением базиса для некой школы современной музыки, например, какая есть в Швеции. А эта страна с небольшим количеством населения в последние десятилетия выдает много звезд мирового масштаба, например, Yello, Abba, Europe, Army of lovers, Ace of Base, Vacuum и так далее. Можно сказать, уникум, хотя то же самое применимо и к Германии, проекты которой также многочисленны, достаточно вспомнить Boney M, Scorpions, Modern Talking, Snap и т.п., не говоря уже о таком интереснейшем явлении, как Rammstein (у немцев хорошая школа тяжелого рока, достаточно вспомнить UDO, то есть все наследственно и подразумевает базис).

Чтобы выйти на такой уровень, необходимо сосредоточить усилия и на выпуск качественного контента, который бы нашел отклик в массах. Я часто привожу пример с работой композитора Дитера Болена из Modern Talking. В одном из интервью, комментируя распад группы, он признался, что это была работа на износ, поскольку из 80 написанных песен для альбома выбиралась только одна. А теперь представьте, если бы такой Дитер Болен работал сейчас на нашем, местном рынке музыки, да еще прекрасно владел компьютером, так, чтобы долго не заниматься аранжировками… Из 80 песен он бы выпускал 80, плюс множество ремиксов на них. Скажете, не так? Не поверю. Даже, более того, он бы создал 5-10 групп или исполнителей, а дальнейшую схему раскрутки вы уже себе представляете, примеры приводить не будем. Естественно, в таком варианте шансы выпуска продукции мирового уровня становятся минимальными.

Вообще, в сложившейся у нас ситуации нет ничего плохого, это становление рынка. Когда он насытится низкопробным "мылом", видимо, в нем еще есть потребность, люди начнут обращать внимание на что-то более стоящее, а производители станут ввязываться в конкуренцию с импортируемой продукцией. Причем можно действовать и конструктивно, сотрудничая с зарубежными партнерами (музыкантами, композиторами, аранжировщиками, промоутерами, паблишерами, агентами и т.д.), в этом нет ничего нового. Например, качественные телевизоры сейчас выпускают при условии наличия зарубежных комплектующих, а в музыке мы пользуемся зарубежным программным обеспечением.
Многие из тех, кто следит за публикациями в КГ, знают: основная масса разработчиков профессионального аудиософта сосредоточена в США и Германии. Причем, есть еще знаменитые шведы (Propellerhead Software, Wallander Instruments), итальянцы (IK Multimedia), англичане, но их продукция больше увязана на аппаратном обеспечении (Focusrite) и платформе Apple. В общем, мы видим практически зеркальное отображение ситуации в шоу-бизнесе, но уже в рамках географии разработок ПО. То есть в этих странах был высокий уровень производства и творчества, что создало необходимость в выпуске средств, позволяющих их улучшить и автоматизировать.

Несколько слов о профессиях

Часто складывается ситуация, когда молодой человек испытывает потребность в музыкальном творчестве и рассчитывает связать свое будущее с деятельностью в его рамках. Но на этом этапе нужно буквально определиться с тем, в каком направлении он хочет пойти, а именно, звукорежиссура или программирование/аранжировка. После, конечно, эти грани стираются, но изначально нужно с чего-то стартовать.

Один из культуристов, который занимался вместе с Арнольдом Шварценеггером, рассказывал, как тот работал. Например, видя, как Арнольд старательно и динамично выполняет один подход, он сказал, чтобы тот поберегся, ведь впереди еще несколько сетов, на что Шварценеггер сказал: "Нет, впереди у меня завершение только этого подхода". Переводя на наше обсуждение, это обозначает, что есть глобальная цель, например, научиться самостоятельно конструировать синтезаторы и изобретать новые звуки, а с другой… к ней ведут множество целей-шагов, каждый из которых нужно выполнить качественно. Например, разобраться в структуре MIDI, внутреннем строении генераторов, фильтров, эффект-процессоров, рассмотреть уже используемые схемы и варианты подключений, изучить виды синтеза и так далее. В определенные моменты в рамках изучаемой темы необходимо абстрагироваться от всего остального, как говаривал Шерлок Холмс: "Моя голова — не чердак, чтобы заполнять ее разным хламом".

Данная иллюстрация визуально и достаточно емко отображает взаимодействие профессий. То есть, двигаться к совершенству в той или иной области нужно через специализацию звукоинженера, где вы ознакомитесь с основными техническими навыками коммутаций и структурой звуковых трактов. Микс-инженер и мастеринг-инженер являются подспециализациями звукорежиссуры.

Звуковые-технические

Итак, в звуковых профессиях есть основная цепочка уровня специалистов — звукооператор, звукоинженер, звукорежиссер. Звукооператор обычно выполняет простейшие функции, например, двигает фейдеры на микшере и так далее. Звукоинженер является уже техническим специалистом, который может самостоятельно выполнять коммутацию согласно проекту или схеме подключения. Звукорежиссер является руководителем всего этого, естественно, он может выполнять функции двух предыдущих, но в сферу его деятельности входит множество дополнительных элементов, таких, как расчет звуковых трактов, использование систем управления, доскональное знание оборудования и всех технологических процессов. То есть, по существу, он должен понимать, как что работает и при определенной необходимости создавать что-то самостоятельно. Это относится и к сочетаемости с англоязычным названием этой профессии — sound producer, то есть продюсер звука.

В этой же (звуковой) нише есть и другие узкие специализации, например, микс-инженер (специалист, отвечающий за сведение фонограммы и выпуск финального микса), мастринг-инженер (специалист, отвечающий за мастеринг финального микса, то есть его окончательную подготовку) и инженер- акустик (специалист, отвечающий за настройку звучания студий, различных помещений и так далее). Естественно, звукорежиссер высокой квалификации должен знать специфику и этих направлений деятельности.
Мы сейчас назвали шесть основных звуковых профессий, главная из которых — звукорежиссура.

Творческие-технические

Почему мы произнесли "программирование/аранжировка", подразумевая объединение. Дело в том, что в определенное время в западной терминологии музыкантов-клавишников стали называть programmer. Эти специалисты, возможно, и не знают С++, но их программирование заключается в работе с синтезом. То есть они владеют звуковыми модулями, ПО, программными конструкторами. Кстати, если реальные программисты ухмыльнулись, то это зря, поскольку современная работа с синтезом подразумевает ничто иное, как высокоуровневое программирование, какой можно встретить в Visual Studio, Delphi и тому подобном. Это такая же серьезная наука. Причем, если изначально обычный программист должен хорошо знать математику, логику и какой- либо язык, то в данном случае мы имеем ту же математику и логику, но с условием владения каким-либо музыкальным инструментом, основами теории музыки и так далее.

Аранжировщик — весьма схожая профессия, хотя в данном случае упор делается на творчество, создание и воплощение концепции музыкального произведения с учетом всех инструментов и так далее. Соответственно, пишутся музыкальные партии, подбираются тембры. Сама специализация довольно схожа с профессией оркестратора и композитора. Но поскольку в современных условиях мы говорим о компьютерном варианте и о насущной музыкальной продукции, то все связано в единую область — программирование/аранжировка. Причем, что самое интересное, сейчас начал происходить интересный отток. Классическая симфоническая музыка пользуется очень большим спросом, это касается игр и кино. Поэтому новое поколение специалистов, уже привыкшее все делать на компьютерах, начинает на их базе создавать сложные музыкальные произведения с использованием сэмплерных библиотек, и даже более того, иногда их (этих специалистов) можно встретить и при записи живых оркестров и хоров. То есть то, что не удалось реализовать компьютерными средствами, делается стандартными методами. Причем все это проходит на фоне минимализмов в музыкальной продукции модных стилей.

Обобщаем

Читатель мог уже заметить наличие слова "технические" в обоих указанных направлениях. Это так, поскольку навыки звукоинженера являются необходимыми для старта в любом случае. Ведь мы говорим о современных технологиях.

Конечно, приветствуется наличие двух образований — музыкального и технического. Хотя есть множество примеров, когда обходятся без одного из них, или без обоих, приобретая все необходимые знания в процессе достижения главной цели. То есть важно не столько образование, сколько желание. Вообще, творчество — это весьма субъективная величина. Например, биолог, физик, графический дизайнер, инженер-электрик. Кого мы описали? Группу Queen (Роджер Тейлор, Брайан Мэй, Фредди Меркьюри, Джон Дикон). Поэтому требовать какую-либо узкую специализацию в этом деле проблематично, да и не нужно. Лично я встречал много людей, вообще не имеющих музыкального образования, но они выпускали очень весомую продукцию, кою большинству музыкантов никогда не создать. Например, в юности у меня был приятель, который в 15 лет сам разрабатывал и паял гитарные "примочки", снабжая ими множество музыкантов. Естественно, эти навыки он получил, поставив перед собой определенную цель.

Все профессии смешаны. Что касается звуковой индустрии, то самым главным на первом этапе является выбор первоначального направления движения, то есть определение точки входа. Затем именно под эти задачи выбирается софт, литература и т.п.

К чему стоит готовиться? Мы уже об этом говорили. Пятиминутные продукты скоро пресытят рынок, поэтому нужно делать упор на качество и уникальность.

***

Не так давно пришел вопрос от читателя, который тут будет кстати: "Кристофер, я знаю, что вы работали на радио. Как туда попасть? Очень интересная работа, наверное…". На самом деле, на радио ничего нового в профессиональном плане я для себя не приобрел, за исключением констатации факта в трудовой, что являюсь звукорежиссером высшей категории. Требования бывают разные, причем набирают звукооператоров (которых часто называют звукорежиссерами) и звукорежиссеров. В первом случае опыт не так важен, и с этого начинающим можно стартовать. В рамках применяемой терминологии существует два принципиальных отличия в деятельности, а именно, линейный и нелинейный монтаж. Линейный подразумевает сопровождение прямого эфира, то есть, работу с плей-листами и микшером в эфирной студии (иногда это делают ди-джеи самостоятельно, а иногда со звукооператором). Нелинейный монтаж касается создания записных программ, упаковки для них и для радио (перебивки, джинглы, подложки и т.п.), рекламных роликов. Для этого нужно знать мультитрековый софт, чаще всего это Sony Vegas, уметь работать со звуковым редактором (Sound Forge или WaveLab), эффект-процессорами и устройствами обработки. При этом есть своя специфика, которая выражается в специальном сведении и быстром мастеринге. Также стоит отметить, что далеко не все включают в штат аранжировщиков или композиторов, поэтому многое в плане музыкальных дел ляжет на ваши плечи. Помимо этого иногда профессия подразумевает и настройку эфирного звукового тракта, то есть компрессоров и так далее. Что это может вам дать? Если нет каких-либо навыков, то вы их получите. Насчет интересности… на любителя. Музыки много. Обычно встречается хороший, динамичный и интересный коллектив, это плюс, а в плане зарплаты все зависит от места. Как туда попасть? Во-первых, можно с помощью резюме, а во- вторых, как известно, на нашей планете с каждым человеком можно познакомиться через пять:). То есть ищите знакомых, так вернее.

Лично я отошел от такой работы только в силу своей личной специфики, то есть все, что давалось из работы на день, я делал за полчаса-час. Остальное время предполагалось тратить впустую, скучать в лени, а это труднее всего. Хотя начинающие специалисты действительно корпят сутками.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2009 год в рубрике мультимедиа

©1997-2022 Компьютерная газета