Обзор топовой видеокарты Point Of View GeForce GTX 285 1024 МВ на основе чипа GT200b 55 нм
Как известно, компании NVIDIA производство графических чипов GT200 обходилось с весьма существенными издержками, поскольку технология 65 нм не позволяла "экономить" кремний и выпускать компактные чипы (с малой площадью) и соответствующей степенью годности. Масло в огонь также подливали сложность PCB видеокарты, высокое энергопотребление, а также "горячий нрав" видеокарт на базе GT200, что прямым образом влияло на количество продаж и популярность таких графических решений. Конечно же, такое положение дел NVIDIA не устраивало.
Вскоре увидел свет GPU GT200b, который, по сути, представляет собой ни что иное, как GT200, только выполненный по более тонкому технологическому процессу 55 нм. Производителю это позволит снизить себестоимость производства графических процессоров и, соответственно, всей платы в целом. Для пользователя одним махом решаются проблемы с высоким энергопотреблением видеокарты и ценой (появляется возможность приобретения продукта с лучшими характеристиками за меньшую стоимость). Кроме того, более тонкий техпроцесс позволит освоить увеличение рабочей частоты исполнительных блоков GPU, да к тому же улучшить разгонный потенциал в целом.
Наконец, улучшенные эксплуатационные характеристики GT200b позволили компании освоить двухчипового "монстра" GeForce GTX 295 – нынешнего флагмана NVIDIA.
Одновременно с новой ревизией чипа NVIDIA применила для GeForce GTX 285/260 упрощенный дизайн печатной платы, более дешевый, чем у GeForce GTX 280/260 (GT200).
В итоге калифорнийскому бренду производство новых графических ускорителей обходится в разы дешевле, что должно положительно отразиться на финансовом положении компании. Кроме того, с постепенной отладкой производства GPU по технологии 55 нм в скором времени стоит рассчитывать и на снижение цен соответствующих графических плат.
Сегодня в нашей лаборатории видеокарта Point Of View GeForce GTX 285 1024 МВ, являющаяся типичным представителем семейства видеокарт на базе GPU GT200b. Традиционно наше знакомство с новым чипом начнем с теории, а потом - к практике.
Чип GT200b – технические характеристики и графические решения на его базе
Как мы уже говорили, чип новой ревизии будет использоваться в трех графических высокопроизводительных Hi-End-решениях, таких как: NVIDIA GeForce GTX 295, NVIDIA GeForce GTX 285 и GeForce GTX 260. Старшая одночиповая плата GTX 285, как и ее предшественница (GTX 280), в стандартном исполнении несет на своем борту 1 GB видеопамяти GDDR3, а GTX 260 (для которой и маркировка осталась неизменной) является урезанной версией того же GT200b с 896 МВ.
Сердце видеоадаптера GeForce GTX 285 - это ядро, состоящее из 1.4 миллиарда (!!!) транзисторов с площадью кристалла 460 кв. мм (против 576 кв. мм у GT200).
Новый GPU позволил уменьшить "аппетит" видеокарты в 3D-режиме с 236 до 183 Вт, что, соответственно, упростило систему питания платы и снизило требования к блоку питания всего ПК. А если использовать связку из двух-трех видеокарт, то здесь энергоэффективность более чем весомая.
*На момент подготовки материала рыночная стоимость в Беларуси.
Рекомендованные розничные цены на видеокарты, произведенные на основе 55 нм чипа GT200b, выглядят следующим образом:
- NVIDIA GeForce GTX $285-350;
- NVIDIA GeForce GTX 260 Core $216-300.
Как стало известно, в обозримом будущем компания NVIDIA планирует продолжить свою ценовую войну против своего злейшего конкурента AMD. По слухам, "зеленые" готовят очередное снижение "прайсов" на позиции GeForce GTX 285 и GeForce GTX 260 Core 216 – до уровня $300 и $200 соответственно.
Это станет реальным и вполне логичным шагом не только за счет отладки производства 55 нм, но и одновременно с выпуском еще более упрощенной печатной платы видеокарты.
Производитель уменьшил число слоев PCB (с 10 до 8), упростил систему питания, применил более дешевую упаковку транзисторов (LFPAK вместо DPAK), что в целом позволит еще немного сэкономить на производстве GeForce GTX 285 и GeForce GTX 260 Core 216, ведь это особенно актуально в условиях мирового экономического кризиса.
Какое дальнейшее развитие получит вся эта история и как динамично будет меняться цена на представленные решения, покажет время. Будем вместе следить за событиями.
Что же касается конкурентов из лагеря "красных" (AMD), то в данном случае прямым противником GeForce GTX 285 является Radeon HD 4850 X2, поскольку они соответствуют одной ценовой категории.
Битва HD 4850 X2 и GeForce GTX 280 оказалась явно не в пользу последнего, и сейчас исправить ситуацию попытается GeForce GTX 285. Насколько это получится и каковы будут результаты, мы обязательно сегодня проверим, а сейчас двигаемся дальше - пора поближе познакомиться с гостем.
Видеокарта Point Of View GeForce GTX 285 1024 MB
Комплектация, дизайн PCB и конструкция системы охлаждения
Видеокарта поставляется в увесистом боксе небольших размеров с удобной пластмассовой ручкой для переноса.
Оформление лицевой части коробки на сей раз отличается от традиционного вида, к которому мы уже привыкли по видеокартам Point Of View GeForce GTX 280/ GeForce 9800 GTX/ GeForce 9600 GT/ GeForce 9500 GT. В частности, исчез "мутировавший чебурашка", который стал в последнее время фирменной, а главное, широко узнаваемой особенностью оформления продукции данного производителя.
Внутри коробки по отсекам уложен следующий комплект:
. руководство по быстрой установке;
. CD с драйверами и утилитами;
. переходник DVI-I на D-SUB;
. переходник DVI-I на HDMI;
. специальный переходник питания 2х Molex на 6-пиновый PCI Express;
. аудиокабель для передачи звука на разъем HDMI.
Скупо и без лишних эмоций. Бонусы отсутствуют, кабели и переходники S-Video тоже. Комплект для такого класса видеокарт совсем уж непривычный. Разве что только и остается рассчитывать на низкую стоимость.
Итак, перед нами референсная GeForce GTX 285. Стратегия производства этих плат вполне традиционна - они изготавливаются не партнерами под надзором NVIDIA, а покупаются у нее в виде уже готовых решений, а вендорам остается лишь только ставить свои опознавательные знаки на плате в виде лейблов, наклеек и прочей атрибутики.
Детальный анализ внешнего вида видеокарты показал, что перед нами дизайн платы, имеющий существенные отличия от таковой GeForce GTX 280. В первую очередь отметим отсутствие на оборотной стороне охлаждающей крышки, поскольку все микросхемы памяти перекочевали на лицевую сторону. Второе - изменилась конфигурация дополнительных разъемов питания на два шестиконтактных, в то время как GeForce GTX 280 использовал один шестиконтактный и один восьмиконтактный разъем.
Никуда не исчез всем знакомый коннектор, предназначенный для передачи звука от аудиокарты посредством специального кабеля на разъем HDMI. Остались без изменений внешние разъемы видеокарты - 2х DVI (Dual-Link) и TV-выход.
Теперь поговорим о "начинке". Для этого демонтируем систему охлаждения и внимательно исследуем PCB видеокарты.
Длина печатной платы составляет 270 мм, что полностью соответствует типичной GTX 280, а вот ширина стала больше за счет характерной "ступеньки" в правой части, где разведена система питания и разъемы дополнительной подпитки видеокарты.
В отличие от старого варианта, теперь конденсаторы, силовые транзисторы и катушки расположены строгими рядами. Появились также пустые посадочные места – явно предусмотрен запас для более быстрых вариантов видеокарт на этом же чипе.
Несмотря на это, упаковка GT200b стала компактнее благодаря переходу на более тонкий техпроцесс, свободного места под крышкой для контроллера видеовыходов так и не осталось, поэтому хорошо знакомая микросхема NVIO никуда не исчезла и находится на своем привычном месте.
GPU в нашем случае имеет маркировку G200-350-B3 и выпущен на 45-й неделе 2008 года на Тайване. Он работает на частотах, соответствующих эталонной GTX 285 - 648 МГц. Видеопамять типа GDDR3 SDRAM с общим объемом 1024 MB расположена на лицевой стороне видеокарты и набрана с помощью 16 микросхем по 64 MB каждая. Производитель чипов – компания Hynix. Они рассчитаны на максимальные частоты 1300 (2600) МГц при номинальном напряжении 2.05 В. Для GeForce GTX 285 заводские значения - 1242 (2484) МГц.
Далее рассмотрим систему охлаждения GPU.
Кулер имеет традиционное двухэтажное оформление. По своему принципу работы он идентичен GTX 280 - воздух продувается турбиной через ребра системы охлаждения, накрытые пластиковым кожухом.
От медного основания кулера идут тепловые трубки, призванные равномерно распределять тепло по всему алюминиевому радиатору. На торце видеокарты, ниже выходов, располагаются вентиляционные отверстия для вывода горячего воздуха за пределы корпуса.
Алюминиевый каркас имеет специальные выступы для обеспечения местного контакта чипов памяти и некоторых элементов питания для их активного охлаждения, при этом используется термоинтерфейс в виде прокладок, пропитанных специальным веществом. К слову сказать, контактных площадок значительно поубавилось, элементы питания (кроме двух катушек) охлаждаются лишь за счет обдува вентилятором сквозь широкие прорези в основании радиатора.
Радиальный вентилятор подсоединяется к плате посредством четырехконтактного разъема, поэтому обороты лопастей турбины могут изменяться в зависимости от температуры GPU.
В целом видеокарта GTX 285 получилась заметно проще, чем ее предшественница, что косвенно подтверждает твердые намерения NVIDIA значительно уменьшить издержки и понизить конечную стоимость видеокарты.
На этом знакомство с внешностью Point Of View GeForce GTX 285 1024 MB закончим и переходим к анализу эксплуатационных качеств продукта.
Температурный режим, разгон, уровень энергопотребления исследуемых плат
Для мониторинга тепловых показателей ускорителя воспользуемся утилитой RivaTuner 2.22. Для большей наглядности все данные сведем в
соответствующую таблицу:
*Измерено с помощью цифрового термометра Mastech MS-6501.
В 2D-режиме вентилятор вращается на весьма низких оборотах, в результате чего шума работы ускорителя практически не слышно (менее 30 дБ). При работе с 3D-играми турбина показала достаточно тихую работу. За весь период тестирования частоты не превысили планку в 2000 об/мин, а единственный шум, создаваемый в процессе работы системы охлаждения, напоминал размеренный шелест воздуха, продуваемый вентилятором (36 дБ с расстояния в 1 м). В целом видеокарту можно охарактеризовать как умеренно тихую, в большинстве системных блоков она гармонично впишется в "акустический фон" и не будет докучать пользователю.
Разгонные показатели Point Of View GeForce GTX 285 1024 MB:
*Измерено с помощью цифрового градусника Mastech MS-6501.
Результаты разгона, как и у предшественницы GTX 280, не являются выдающимися, что и неудивительно, учитывая высокую сложность и колоссальное количество транзисторов, упакованных под крышку GT200b.
Конфигурация тестового стенда, список тестовых приложений и настроек
Конфигурация тестового стенда:
В тестировании, помимо Point Of View GeForce GTX 285 1024 MB, также принимали участие:
. NVIDIA GeForce GTX 280 600/2400 МГц;
. NVIDIA GeForce GTX 260 576/2000 МГц (216 SP);
. AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц.
Во время тестирования использовались следующие настройки драйверов:
Для GeForce 181.22:
. texture filtering - high quality;
. vertical sync – off;
. anisotropic optimization – off;
. anisotropic sample optimization – off;
. transparency antialiasing – off.
Для AMD Catalyst 9.1:
. Catalyst A.I – standard;
. mipmap detail level - high quality;
. wait for vertical refresh – off;
. adaptive antialiasing – off;
. temporal antialiasing - off ;
. high quality anisotropic filtering – off.
Все остальные настройки – по умолчанию.
Анализ производительности проводился в разрешениях 1280х1024, 1650х1080 и 1920х1200 пикселей.
Замеры FPS осуществлялись встроенными в игры бенчмарками, а при их отсутствии - утилитой FRAPS на специально подобранных, простых для повторения сценах. По возможности наш тестовый инструментарий исключает ручные замеры во избежание спорных моментов касательно результатов тестов, в иных случаях методика тестирования будет "прозрачна" и описана подробно.
В качестве тестовых приложений использовались следующие приложения и настройки:
Выводы
Усилия со стороны NVIDIA по оптимизации и доводке до ума чипа GT200b не прошли даром. Графический процессор благодаря новому технологическому процессу прибавил в скорости, меньше прожорлив и не так сильно греется в отличие от своего предшественника. PCB видеокарты упростилось, а значит, она стала дешевле обходиться производителю, что в свою очередь дает возможность дальнейшего снижения цены на продукт.
Теперь пару слов о конкуренции GeForce GTX 285 и Radeon HD 4850 X2. Как показали тесты, в подавляющем большинстве приложений HD 4850 X2 уверенно одерживает победу, за исключением лишь тех мест, где multi-GPU связка не работает корректно. Напомним вам еще раз, что основная проблема многочиповых конфигураций — это приложения, которые не оптимизированы для технологий SLI/CrossFire, в результате чего видеоадаптер будет быстрым не во всех приложениях. Помимо этого, корректная работа во многом зависит от качества исполнения драйверов.
В целом у каждого ускорителя имеются как свои недостатки, так и достоинства, взвесив которые, дать однозначный ответ по выбору того или иного продукта пока затруднительно. Посему конечный выбор только за вами, дорогие читатели.
Плата типичного референсного исполнения. Жаль, но комплект поставки POV GeForce GTX 285 очень скромный, поэтому конечному потребителю продукт будет интересен только лишь адекватной ценой.
Достоинства:
. самая мощная одночиповая видеокарта на рынке (на момент написания материала);
. приемлемая эффективность и шум системы охлаждения (с учетом очень горячего нрава GT200b).
Недостатки:
. скудный комплект поставки;
. низкий разгонный потенциал;
. большие масса и габаритные размеры видеокарты.
Дмитрий Трамбицкий
Вскоре увидел свет GPU GT200b, который, по сути, представляет собой ни что иное, как GT200, только выполненный по более тонкому технологическому процессу 55 нм. Производителю это позволит снизить себестоимость производства графических процессоров и, соответственно, всей платы в целом. Для пользователя одним махом решаются проблемы с высоким энергопотреблением видеокарты и ценой (появляется возможность приобретения продукта с лучшими характеристиками за меньшую стоимость). Кроме того, более тонкий техпроцесс позволит освоить увеличение рабочей частоты исполнительных блоков GPU, да к тому же улучшить разгонный потенциал в целом.
Наконец, улучшенные эксплуатационные характеристики GT200b позволили компании освоить двухчипового "монстра" GeForce GTX 295 – нынешнего флагмана NVIDIA.
Одновременно с новой ревизией чипа NVIDIA применила для GeForce GTX 285/260 упрощенный дизайн печатной платы, более дешевый, чем у GeForce GTX 280/260 (GT200).
В итоге калифорнийскому бренду производство новых графических ускорителей обходится в разы дешевле, что должно положительно отразиться на финансовом положении компании. Кроме того, с постепенной отладкой производства GPU по технологии 55 нм в скором времени стоит рассчитывать и на снижение цен соответствующих графических плат.
Сегодня в нашей лаборатории видеокарта Point Of View GeForce GTX 285 1024 МВ, являющаяся типичным представителем семейства видеокарт на базе GPU GT200b. Традиционно наше знакомство с новым чипом начнем с теории, а потом - к практике.
Чип GT200b – технические характеристики и графические решения на его базе
Как мы уже говорили, чип новой ревизии будет использоваться в трех графических высокопроизводительных Hi-End-решениях, таких как: NVIDIA GeForce GTX 295, NVIDIA GeForce GTX 285 и GeForce GTX 260. Старшая одночиповая плата GTX 285, как и ее предшественница (GTX 280), в стандартном исполнении несет на своем борту 1 GB видеопамяти GDDR3, а GTX 260 (для которой и маркировка осталась неизменной) является урезанной версией того же GT200b с 896 МВ.
Сердце видеоадаптера GeForce GTX 285 - это ядро, состоящее из 1.4 миллиарда (!!!) транзисторов с площадью кристалла 460 кв. мм (против 576 кв. мм у GT200).
Новый GPU позволил уменьшить "аппетит" видеокарты в 3D-режиме с 236 до 183 Вт, что, соответственно, упростило систему питания платы и снизило требования к блоку питания всего ПК. А если использовать связку из двух-трех видеокарт, то здесь энергоэффективность более чем весомая.
Видеокарта | NVIDIA GeForce GTX 280 | NVIDIA GeForce GTX 285 | NVIDIA GeForce GTX 260 | AMD Radeon HD 4850 X2 | AMD Radeon HD 4870 X2 | AMD Radeon HD 4870 |
Кодовое название чипа | GT200 | GT200b | GT200b | 2хRV770 | 2хRV770 | RV770 |
Техпроцесс | 65 нм | 55 нм | 55 нм | 55 нм | 55 нм | 55 нм |
Количество транзисторов | 1.4 млрд | 1.4 млрд | 1.4 млрд | 2х956 млн | 2х956 млн | 956 млн |
Тактовые частоты чипа, МГц | 600 | 648 | 576 | 2х625 | 2х750 | 750 |
Тактовые частоты шейдерного домена, МГц | 1300 | 1476 | 1240 | 2х625 | 2х750 | 750 |
Эффективная частота памяти, МГц | 2200 | 2484 | 2000 | 2х2000 | 2х3600 | 3600 |
Максимальная пропускная способность памяти, GB/s | 141.7 | 159 | 111.9 | 2х64 | 2х115 | 115 |
Объем и тип используемой памяти | 1024 МB GDDR3 | 1024 МB GDDR3 | 896 МB GDDR3 | 2х1024 МВ GDDR3 | 2х1024 МВ GDDR5 | 512 МВ/ 1 GB GDDR5 |
Количество универсальных процессоров | 240 | 240 | 216 | 2х800 | 2х800 | 800 |
TMU (текстурные блоки) | 80 | 80 | 72 | 2х40 | 2х40 | 40 |
ROP (пикс/такт) | 32 | 32 | 28 | 2х16 | 2х16 | 16 |
Филлрейт, теоретический (Mpix) | 19300 | 20700 | 16100 | 2х10000 | 2х12000 | 12000 |
Тексельрейт, теоретический (Mtexels) | 48200 | 51800 | 41400 | 2х25000 | 2х30000 | 30000 |
Полноэкранное сглаживание | MSAA 2х, 4х, 8х | MSAA 2х, 4х, 8х | MSAA 2х, 4х, 8х | MSAA 2х, 4х, 8х | MSAA 2х, 4х, 8х | MSAA 2х, 4х, 8х |
CSAA 2x-16x | CSAA 2x-16x | CSAA 2x-16x | и CFAA до 24x | и CFAA до 24x | и CFAA до 24x | |
Анизотропная фильтрация (AF) | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х |
Ширина шины памяти, бит | 512 | 512 | 448 | 2х256 | 2х256 | 256 |
Интерфейс | PCI-E х16 v2.0 | PCI-E х16 v2.0 | PCI-E х16 v2.0 | PCI-E х16 v2.0 | PCI-E х16 v2.0 | PCI-E х16 v2.0 |
Версия DirectX | 10 | 10 | 10 | 10.1 | 10.1 | 10.1 |
Версия вершинных шейдеров | 4 | 4 | 4 | 4.1 | 4.1 | 4.1 |
Версия пиксельных шейдеров | 4 | 4 | 4 | 4.1 | 4.1 | 4.1 |
Разъемы | TV-Out | TV-Out | TV-Out | TV-Out | TV-Out | TV-Out |
2 x DVI Dual Link | 2 x DVI Dual Link | 2 x DVI Dual Link | 2 x DVI Dual Link | 2 x DVI Dual Link | 2 x DVI Dual Link | |
HDTV | HDTV | HDTV | HDTV | HDTV | HDTV | |
Ориентировочная стоимость* | $446 | $440 | $330 | $440 | $520 | $250 |
*На момент подготовки материала рыночная стоимость в Беларуси.
Рекомендованные розничные цены на видеокарты, произведенные на основе 55 нм чипа GT200b, выглядят следующим образом:
- NVIDIA GeForce GTX $285-350;
- NVIDIA GeForce GTX 260 Core $216-300.
Как стало известно, в обозримом будущем компания NVIDIA планирует продолжить свою ценовую войну против своего злейшего конкурента AMD. По слухам, "зеленые" готовят очередное снижение "прайсов" на позиции GeForce GTX 285 и GeForce GTX 260 Core 216 – до уровня $300 и $200 соответственно.
Это станет реальным и вполне логичным шагом не только за счет отладки производства 55 нм, но и одновременно с выпуском еще более упрощенной печатной платы видеокарты.
Производитель уменьшил число слоев PCB (с 10 до 8), упростил систему питания, применил более дешевую упаковку транзисторов (LFPAK вместо DPAK), что в целом позволит еще немного сэкономить на производстве GeForce GTX 285 и GeForce GTX 260 Core 216, ведь это особенно актуально в условиях мирового экономического кризиса.
Какое дальнейшее развитие получит вся эта история и как динамично будет меняться цена на представленные решения, покажет время. Будем вместе следить за событиями.
Что же касается конкурентов из лагеря "красных" (AMD), то в данном случае прямым противником GeForce GTX 285 является Radeon HD 4850 X2, поскольку они соответствуют одной ценовой категории.
Битва HD 4850 X2 и GeForce GTX 280 оказалась явно не в пользу последнего, и сейчас исправить ситуацию попытается GeForce GTX 285. Насколько это получится и каковы будут результаты, мы обязательно сегодня проверим, а сейчас двигаемся дальше - пора поближе познакомиться с гостем.
Видеокарта Point Of View GeForce GTX 285 1024 MB
Комплектация, дизайн PCB и конструкция системы охлаждения
Видеокарта поставляется в увесистом боксе небольших размеров с удобной пластмассовой ручкой для переноса.
Оформление лицевой части коробки на сей раз отличается от традиционного вида, к которому мы уже привыкли по видеокартам Point Of View GeForce GTX 280/ GeForce 9800 GTX/ GeForce 9600 GT/ GeForce 9500 GT. В частности, исчез "мутировавший чебурашка", который стал в последнее время фирменной, а главное, широко узнаваемой особенностью оформления продукции данного производителя.
Внутри коробки по отсекам уложен следующий комплект:
. руководство по быстрой установке;
. CD с драйверами и утилитами;
. переходник DVI-I на D-SUB;
. переходник DVI-I на HDMI;
. специальный переходник питания 2х Molex на 6-пиновый PCI Express;
. аудиокабель для передачи звука на разъем HDMI.
Скупо и без лишних эмоций. Бонусы отсутствуют, кабели и переходники S-Video тоже. Комплект для такого класса видеокарт совсем уж непривычный. Разве что только и остается рассчитывать на низкую стоимость.
Итак, перед нами референсная GeForce GTX 285. Стратегия производства этих плат вполне традиционна - они изготавливаются не партнерами под надзором NVIDIA, а покупаются у нее в виде уже готовых решений, а вендорам остается лишь только ставить свои опознавательные знаки на плате в виде лейблов, наклеек и прочей атрибутики.
Детальный анализ внешнего вида видеокарты показал, что перед нами дизайн платы, имеющий существенные отличия от таковой GeForce GTX 280. В первую очередь отметим отсутствие на оборотной стороне охлаждающей крышки, поскольку все микросхемы памяти перекочевали на лицевую сторону. Второе - изменилась конфигурация дополнительных разъемов питания на два шестиконтактных, в то время как GeForce GTX 280 использовал один шестиконтактный и один восьмиконтактный разъем.
Никуда не исчез всем знакомый коннектор, предназначенный для передачи звука от аудиокарты посредством специального кабеля на разъем HDMI. Остались без изменений внешние разъемы видеокарты - 2х DVI (Dual-Link) и TV-выход.
Теперь поговорим о "начинке". Для этого демонтируем систему охлаждения и внимательно исследуем PCB видеокарты.
Длина печатной платы составляет 270 мм, что полностью соответствует типичной GTX 280, а вот ширина стала больше за счет характерной "ступеньки" в правой части, где разведена система питания и разъемы дополнительной подпитки видеокарты.
В отличие от старого варианта, теперь конденсаторы, силовые транзисторы и катушки расположены строгими рядами. Появились также пустые посадочные места – явно предусмотрен запас для более быстрых вариантов видеокарт на этом же чипе.
Несмотря на это, упаковка GT200b стала компактнее благодаря переходу на более тонкий техпроцесс, свободного места под крышкой для контроллера видеовыходов так и не осталось, поэтому хорошо знакомая микросхема NVIO никуда не исчезла и находится на своем привычном месте.
GPU в нашем случае имеет маркировку G200-350-B3 и выпущен на 45-й неделе 2008 года на Тайване. Он работает на частотах, соответствующих эталонной GTX 285 - 648 МГц. Видеопамять типа GDDR3 SDRAM с общим объемом 1024 MB расположена на лицевой стороне видеокарты и набрана с помощью 16 микросхем по 64 MB каждая. Производитель чипов – компания Hynix. Они рассчитаны на максимальные частоты 1300 (2600) МГц при номинальном напряжении 2.05 В. Для GeForce GTX 285 заводские значения - 1242 (2484) МГц.
Далее рассмотрим систему охлаждения GPU.
Кулер имеет традиционное двухэтажное оформление. По своему принципу работы он идентичен GTX 280 - воздух продувается турбиной через ребра системы охлаждения, накрытые пластиковым кожухом.
От медного основания кулера идут тепловые трубки, призванные равномерно распределять тепло по всему алюминиевому радиатору. На торце видеокарты, ниже выходов, располагаются вентиляционные отверстия для вывода горячего воздуха за пределы корпуса.
Алюминиевый каркас имеет специальные выступы для обеспечения местного контакта чипов памяти и некоторых элементов питания для их активного охлаждения, при этом используется термоинтерфейс в виде прокладок, пропитанных специальным веществом. К слову сказать, контактных площадок значительно поубавилось, элементы питания (кроме двух катушек) охлаждаются лишь за счет обдува вентилятором сквозь широкие прорези в основании радиатора.
Радиальный вентилятор подсоединяется к плате посредством четырехконтактного разъема, поэтому обороты лопастей турбины могут изменяться в зависимости от температуры GPU.
В целом видеокарта GTX 285 получилась заметно проще, чем ее предшественница, что косвенно подтверждает твердые намерения NVIDIA значительно уменьшить издержки и понизить конечную стоимость видеокарты.
На этом знакомство с внешностью Point Of View GeForce GTX 285 1024 MB закончим и переходим к анализу эксплуатационных качеств продукта.
Температурный режим, разгон, уровень энергопотребления исследуемых плат
Для мониторинга тепловых показателей ускорителя воспользуемся утилитой RivaTuner 2.22. Для большей наглядности все данные сведем в
соответствующую таблицу:
Наименование видеокарты | Point Of View GeForce GTX 285 1024 MB |
Условия тестирования | Открытый стенд |
Температура окружающего воздуха | 24°С |
Температурные показатели, режим простоя (2D) | |
Графический процессор, макс. значение | 41°C |
Температурные показатели, (3D) | |
Графический процессор, макс. значение | 81°C |
Температура внешних элементов видеокарты* | |
Радиатор GPU | 55°С |
*Измерено с помощью цифрового термометра Mastech MS-6501.
В 2D-режиме вентилятор вращается на весьма низких оборотах, в результате чего шума работы ускорителя практически не слышно (менее 30 дБ). При работе с 3D-играми турбина показала достаточно тихую работу. За весь период тестирования частоты не превысили планку в 2000 об/мин, а единственный шум, создаваемый в процессе работы системы охлаждения, напоминал размеренный шелест воздуха, продуваемый вентилятором (36 дБ с расстояния в 1 м). В целом видеокарту можно охарактеризовать как умеренно тихую, в большинстве системных блоков она гармонично впишется в "акустический фон" и не будет докучать пользователю.
Разгонные показатели Point Of View GeForce GTX 285 1024 MB:
Подсистема | GPU | Память | Шейдерный домен |
Номинальные частоты | 648 | 2484 | 1476 |
Частоты, полученные разгоном | 709 | 2646 | 1512 |
Прирост | 9,5% | 6% | 2.4% |
Температурные показатели (3D) | |||
Максимальная температура GPU | 88°C | ||
Радиатор GPU* | 58°C |
*Измерено с помощью цифрового градусника Mastech MS-6501.
Результаты разгона, как и у предшественницы GTX 280, не являются выдающимися, что и неудивительно, учитывая высокую сложность и колоссальное количество транзисторов, упакованных под крышку GT200b.
Конфигурация тестового стенда, список тестовых приложений и настроек
Конфигурация тестового стенда:
Материнская плата | Gigabyte EX38-DQ6 (X38) |
Процессор | Intel Core 2 Quad QX6700 2.66 ГГц, разогнанный до 3.2 ГГц (266x12) |
Память | Chaintech APOGEE PC-6400 DDR II (2x2 GB, CL4-4-4-12), @2.1 В |
Винчестер | Системный: WD Raptor 74 GB WD740ADFD (10 000 об/мин, Serial ATA, буфер 16 МВ) |
Игры и программы: WD WD6400AAKS 640 GB (Serial ATA II, буфер 16 MB) | |
Блок питания | Floston Energetix 850 Вт (ENFP-850W); |
Монитор | LG Flatron F900P (19", максимальное разрешение 2048х1536@70 Гц) |
Операционная система | Microsoft Windows Vista Ultimate 64 bit SP1, DirectX 10.1 (сборка - ноябрь 2008-го) |
Драйверы для видеокарт NVIDIA | GeForce 181.22 для Vista 64 bit |
Драйверы для видеокарт AMD | ATI Catalyst 9.1 для Vista 64 bit |
В тестировании, помимо Point Of View GeForce GTX 285 1024 MB, также принимали участие:
. NVIDIA GeForce GTX 280 600/2400 МГц;
. NVIDIA GeForce GTX 260 576/2000 МГц (216 SP);
. AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц.
Во время тестирования использовались следующие настройки драйверов:
Для GeForce 181.22:
. texture filtering - high quality;
. vertical sync – off;
. anisotropic optimization – off;
. anisotropic sample optimization – off;
. transparency antialiasing – off.
Для AMD Catalyst 9.1:
. Catalyst A.I – standard;
. mipmap detail level - high quality;
. wait for vertical refresh – off;
. adaptive antialiasing – off;
. temporal antialiasing - off ;
. high quality anisotropic filtering – off.
Все остальные настройки – по умолчанию.
Анализ производительности проводился в разрешениях 1280х1024, 1650х1080 и 1920х1200 пикселей.
Замеры FPS осуществлялись встроенными в игры бенчмарками, а при их отсутствии - утилитой FRAPS на специально подобранных, простых для повторения сценах. По возможности наш тестовый инструментарий исключает ручные замеры во избежание спорных моментов касательно результатов тестов, в иных случаях методика тестирования будет "прозрачна" и описана подробно.
В качестве тестовых приложений использовались следующие приложения и настройки:
Приложение | Версия | API | Настройки качества |
3DMark Vantage | 1.01 | DirectX 10 | Performance |
Extreme | |||
Devil May Cry 4 Benchmark | 1 | DirectX 10 | Max. Quality |
Call Of Juarez Benchmark | 1.3.0.1 | DirectX 10 | Max. Quality |
Call of Duty 4: Modern Warfare | 1.6 | DirectX 9 | Max. Quality |
Company Of Heroes Opposing Fronts | 01.07.2001 | DirectX 10 | Max. Quality |
Crysis | 01.02.2001 | DirectX 10 | Very High Quality |
Crysis Warhead | 1.1 | DirectX 10 | Max. Quality |
Unigine Tropics Benchmark DX10 | 1.1 | DirectX 10.1 | Max. Quality |
Far Cry 2 | 1.02 | DirectX 10.1 | Ultra High Quality |
S.T.A.L.K.E.R. | 1.006 | DirectX 9.0c | Max Quality, Dynamic Light On |
World In Conflict | 1.007 | DirectX 10 | Maximum Quality |
3D Mark Vantage | Extreme | Perfomance | |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 4329 | 11250 | |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 5029 | 12321 | |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 5502 | 11123 | |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 6027 | 14336 | |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 6321 | 14896 | |
Devil May Cry 4 Benchmark | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 86.7 | 103.2 | 122.8 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 95.2 | 113.6 | 132.2 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 94.3 | 118.3 | 140.1 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 110.2 | 128.1 | 152.5 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 115.7 | 136.2 | 160.2 |
Call Of Juarez Benchmark | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 36.1 | 40.2 | 46 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 39.4 | 44.5 | 50.1 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 52.3 | 62.8 | 75.9 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 42.3 | 46 | 55.4 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 44.5 | 48.3 | 59.4 |
Call of Duty 4: Modern Warfare | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 101.2 | 106.4 | 115.8 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 109.8 | 116.1 | 125.3 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 116 | 125.4 | 137.9 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 115.2 | 124.2 | 136.5 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 120.5 | 130.2 | 142.5 |
Company Of Heroes Opposing Fronts | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 81.6 | 94.5 | 105.2 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 88.3 | 102.3 | 115.2 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 43.5 | 49.4 | 59.2 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 95.2 | 111.3 | 123.2 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 98.5 | 115.2 | 128.5 |
Crysis DX10 | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 20.5 | 23.1 | 30.4 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 22.3 | 25.2 | 33.1 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 24.8 | 28.8 | 30.3 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 23.9 | 27.4 | 35.2 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 25 | 28.7 | 37 |
Crysis Warhead | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 24 | 26.8 | 33.7 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 25.7 | 28.9 | 36.3 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 18.6 | 23 | 28.3 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 27.7 | 31 | 39.2 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 28.9 | 32.5 | 40.2 |
Unigine Tropics Benchmark DX10 | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 56.5 | 61.5 | 72.8 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 61.8 | 67.2 | 79.4 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 38.3 | 54.2 | 66.5 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 66.7 | 72 | 85.7 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 70 | 75.6 | 88.5 |
Far Cry 2 | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 50.1 | 53.2 | 57.8 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 51.2 | 56.7 | 59.5 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 51 | 53.3 | 55.2 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 53.2 | 60.1 | 62.6 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 54.2 | 62.2 | 63.2 |
World In Conflict | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 51 | 53 | 54 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 53 | 54 | 57 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 42 | 44 | 45 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 55 | 56 | 58 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 56 | 58 | 58 |
Шум системы охлаждения, 15 см дБа | 2D Idle | 3D Load | |
NVIDIA GeForce 9800 GTX+ | 44 | 51 | |
NVIDIA GeForce 8800 GTX | 45 | 49 | |
NVIDIA GeForce GTX 260 | 47 | 55 | |
NVIDIA GeForce GTX 280 | 47 | 58 | |
NVIDIA GeForce GTX 285 | 45 | 54 | |
AMD Radeon HD 4850 | 43 | 49 | |
AMD Radeon HD 4870 | 43 | 52 | |
AMD Radeon HD 4870 X2 | 43 | 64 |
Call Of Juarez Benchmark AA+AF | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 26.7 | 29.8 | 35.2 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 29.2 | 33.2 | 37 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 40.1 | 45.8 | 53.7 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 32.3 | 35.2 | 39.8 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 34.2 | 37 | 42.2 |
Call of Duty 4: Modern Warfare AA+AF | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 81.2 | 92.4 | 99.8 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 88.7 | 100.2 | 108.5 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 104.3 | 115.2 | 127.2 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 94.5 | 107.3 | 116.5 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 99.5 | 112.5 | 123.5 |
Company Of Heroes Opposing Fronts AA+AF | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 73.6 | 90.2 | 96.2 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 78.5 | 91.5 | 102.8 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 36.3 | 41.5 | 50.2 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 85.9 | 100.4 | 112.3 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 90.1 | 105.4 | 117.2 |
Crysis DX10 AA+AF | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 16.3 | 18.5 | 24.2 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 18.1 | 20.6 | 26.5 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 23 | 27.6 | 29.7 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 19.6 | 22.5 | 27.6 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 20.5 | 23.4 | 28.5 |
Crysis Warhead AA+AF | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 19.2 | 21.1 | 26.8 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 20.6 | 23.8 | 29 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 16.3 | 20.8 | 26.2 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 22.3 | 25.7 | 31.2 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 23.4 | 26.7 | 32.5 |
Unigine Tropics Benchmark DX10 AA+AF | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 42.8 | 47.2 | 55.2 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 46.9 | 50.9 | 60.2 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 30.2 | 46.1 | 50.5 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 50.2 | 54.9 | 65 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 52.4 | 57.6 | 68.1 |
S.T.A.L.K.E.R. ANISO 16 | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 25.2 | 28.1 | 33.1 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 27.9 | 31.7 | 36.7 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 24.2 | 29.7 | 34.4 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 30.1 | 34.2 | 39.6 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 31.6 | 35.9 | 41.2 |
Far Cry 2 AA+AF | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 42.8 | 46.2 | 48.5 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 46.5 | 50.1 | 52.1 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 49.3 | 51.2 | 53.1 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 50.1 | 53.2 | 55.4 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 52.4 | 55.6 | 56.2 |
World In Conflict AA+AF | 1920x1200 | 1680x1050 | 1280x1024 |
NVIDIA GeForce GTX 260 896 МВ 576/2000 МГц (216 SP) | 37 | 38 | 45 |
NVIDIA GeForce GTX 280 1024 МВ 600/2400 МГц | 42 | 44 | 49 |
AMD Radeon HD 4850 X2 2х1024 MB 625/2000 МГц | 36 | 38 | 40 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 648/2484 МГц | 45 | 47 | 52 |
NVIDIA GeForce GTX 285 1024 МВ 709/2646 МГц OC | 47 | 49 | 54 |
Энергопотребление тестового стенда | Max Load | ||
AMD Radeon HD 3850 | 155 | ||
NVIDIA GeForce 8800 GS | 155 | ||
NVIDIA GeForce 9600 GT | 160 | ||
NVIDIA GeForce 8800 GT | 175 | ||
AMD Radeon HD 3870 | 200 | ||
NVIDIA GeForce 8800 GTS | 205 | ||
AMD Radeon HD 4850 | 298 | ||
NVIDIA GeForce 9800 GTX | 310 | ||
NVIDIA GeForce 9800 GTX+ | 318 | ||
NVIDIA GeForce 8800 GTX | 330 | ||
NVIDIA GeForce GTX 260 | 340 | ||
NVIDIA GeForce GTX 285 | 355 | ||
AMD Radeon HD 4870 | 358 | ||
NVIDIA GeForce GTX 280 | 383 | ||
NVIDIA GeForce 9800 GX2 | 402 | ||
AMD Radeon HD 4870 X2 | 502 |
Выводы
Усилия со стороны NVIDIA по оптимизации и доводке до ума чипа GT200b не прошли даром. Графический процессор благодаря новому технологическому процессу прибавил в скорости, меньше прожорлив и не так сильно греется в отличие от своего предшественника. PCB видеокарты упростилось, а значит, она стала дешевле обходиться производителю, что в свою очередь дает возможность дальнейшего снижения цены на продукт.
Теперь пару слов о конкуренции GeForce GTX 285 и Radeon HD 4850 X2. Как показали тесты, в подавляющем большинстве приложений HD 4850 X2 уверенно одерживает победу, за исключением лишь тех мест, где multi-GPU связка не работает корректно. Напомним вам еще раз, что основная проблема многочиповых конфигураций — это приложения, которые не оптимизированы для технологий SLI/CrossFire, в результате чего видеоадаптер будет быстрым не во всех приложениях. Помимо этого, корректная работа во многом зависит от качества исполнения драйверов.
В целом у каждого ускорителя имеются как свои недостатки, так и достоинства, взвесив которые, дать однозначный ответ по выбору того или иного продукта пока затруднительно. Посему конечный выбор только за вами, дорогие читатели.
Плата типичного референсного исполнения. Жаль, но комплект поставки POV GeForce GTX 285 очень скромный, поэтому конечному потребителю продукт будет интересен только лишь адекватной ценой.
Достоинства:
. самая мощная одночиповая видеокарта на рынке (на момент написания материала);
. приемлемая эффективность и шум системы охлаждения (с учетом очень горячего нрава GT200b).
Недостатки:
. скудный комплект поставки;
. низкий разгонный потенциал;
. большие масса и габаритные размеры видеокарты.
Дмитрий Трамбицкий
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2009 год в рубрике hard