Нетбуки, смартфоны и игровые приставки: война или конвергенция?

Микроэлектроника развивается, процессоры становятся все мощнее, и современные гаджеты быстро расширяют свою функциональность, азартно перенимая друг у друга новые функции. Мобильный телефон последнего поколения уже трудно отличить от бюджетного смартфона, а смартфон классом повыше уже ни возможностями, ни ценой серьезно не отличается от нетбука.

Причудливы пути развития цифровой техники. В последнее время нетбуки (да, впрочем, и ноутбуки других классов) все более активно обзаводятся коммуникационными функциями. Это начинает роднить их с мощными смартфонами. Смартфоны, в свою очередь, получают все более мощные процессоры, лучшие дисплеи и сложное ПО – и начинают приближаться по функциональности к лэптопам. Потребители довольны.

По прогнозу компании ABI Research, в 2009 году в мире будет продано более 35 млн нетбуков. Плюсы и минусы подобных устройств обсуждались экспертами и аналитиками уже не раз, но одному моменту до сих пор уделялось не так много внимания. Речь идет о поддержке нетбуками 3G-сетей. Сегодня лишь некоторые модели имеют такую поддержку, но аналитики ABI Research считают, что к 2013 году более 72% всех нетбуков будут оснащены 3G-модемом. Это, во-первых, превратит их в мощные онлайновые инструменты. А, во-вторых, может существенно снизить цену: к примеру, уже сейчас в США можно купить так называемый "субсидированный" Dell Inspiron Mini 9 всего за $99 в рамках контрактного предложения от AT&T (и платить еще $49 в месяц абонентской платы за связь).

Один из экспертов издания Computerworld провел небольшое исследование доступных 3G-нетбуков и пришел к выводу, что подобное решение (нетбук, купленный по контрактному предложению от одного из операторов связи) может оказаться очень выгодным, особенно в условиях экономического кризиса. Но это, впрочем, только одно из направлений сближения различных классов устройств.

Компания ARM, разрабатывающая мобильные процессоры, недавно представила компаниям-производителям мобильных устройств чипы, которые способны в корне изменить представление о телефонах и смартфонах как об игровой платформе. Новые микросхемы позволят запускать на мобильниках игры, сопоставимые по качеству с аналогичными продуктами для приставки Xbox 360. Графические процессоры разработки ARM превращают телефон в миниатюрный аналог Xbox 360, позволяя увеличить разрешение экрана мобильника до, казалось бы, недостижимых для таких устройств 1920x1080 пикселей.

Речь идет о новых мобильных графических процессорах ARM, получивших названия Mali-200 и Mali-400. Об их разработке впервые стало известно еще в прошлом году, однако технические характеристики чипов были раскрыты только сейчас. Цена же не раскрыта до сих пор – но, по словам разработчиков, она окажется "фантастически низкой".

По официальной информации ARM, оба процессора Mali поддерживают стандарт OpenGL ES 2.0. Кроме того, у них имеется шейдерный механизм, который позволяет использовать на мобильных устройствах шейдерную трехмерную графику. Процессор Mali-200 одноядерный и работает на частоте 100 мегагерц. Он способен отображать 16 миллионов треугольников и 275 миллионов пикселей в секунду. Кроме того, этот чип поддерживает сглаживание со степенью x4 и x16, работает с Flash и позволяет запускать Java-игры.
Для сравнения: один из лучших графических чипов Nvidia для мобильников – GoForce 5500 – также поддерживает трехмерную графику. Однако скорость его работы ощутимо ниже. В частности, он отображает в секунду только 2,6 млн треугольников и 200 млн пикселей.

Процессор Mali-400 масштабируемый, и это позволяет изменить его архитектуру с одно- на четырехъядерную. При этом основные характеристики чипа идентичны аналогичным показателям ядра процессора Mali-200. Производительность Mali-400 достигает миллиарда пикселей в секунду, рабочая частота – 300 мегагерц.

С одной стороны, миллиард пикселей в секунду – это вовсе не рекордный показатель для современного графического чипа. К примеру, решения Nvidia для десктопов преодолели этот барьер еще в 2000 году. Но это были как-никак полноценные графические чипы для настольных компьютеров – они по определению обязаны быть самыми мощными среди потребительских устройств. При их производстве, например, не нужно уделять слишком большое внимание вопросам энергопотребления. Кроме того, размеры самого чипа для домашнего либо офисного ПК значительно больше. Так что показатели, демонстрируемые мобильными Mali-200 и Mali-400, вполне можно назвать если и не "революционными", то уж точно "очень продвинутыми".

Впрочем, не только перспективные процессоры ARM позволяют использовать мобильные устройства для игры в качественные трехмерные игры. С ARM успешно конкурирует компания Nvidia, которая также недавно разработала платформу со схожими характеристиками. Ее официальная презентация состоялась в феврале нынешнего года – на очередной IT-выставке крупнейший производитель видеокарт презентовал мобильную платформу, основанную на интегральной системе Tegra шестисотой серии. Она позволяет дисплею мобильного устройства выдавать изображение в разрешении 1080р (1920x1080 пикселей), а его владельцу – играть в современные игры с качественной 3D-графикой.

Впрочем, специалисты не считают мобильную платформу Nvidia на базе Tegra прямым конкурентом для Mali-200 и Mali-400. Все же Nvidia позиционирует свою разработку в качестве основы недорогих мобильных интернет-устройств (UMPC и MID). А новые графические чипы ARM ориентированы в первую очередь на мобильные телефоны и смартфоны. Впрочем, и об их использовании в нетбуках многие производители уже размышляют вполне предметно – то есть ведут соответствующие исследования.

Напомню, что сам термин "мобильные интернет-устройства" (MID) ввела в оборот компания Intel. Им производитель процессоров обозначил устройства без модуля сотовой связи (но с наличием Wi-Fi и/или WiMAX), имеющие достаточно большой дисплей и предоставляющие широкие возможности для работы в Интернете. Часто MID имеют сенсорный экран, но в таком случае лишены полноценной QWERTY-клавиатуры. По сути, мобильные интернет-устройства занимают промежуточное положение между нетбуками и смартфонами.

Пока в продаже нет устройств на базе Mali и мобильной Nvidia Tegra, так что сравнить их заявленные возможности на практике невозможно. Впрочем, потребителям уже доступен мобильный телефон LG Renoir. В его основе – чип Mali-55, который является младшим процессором в семействе Mali и поддерживает Flash. К тому же Mali-55 – еще и самый маленький графический чип в мире: его площадь равняется одному квадратному миллиметру. Сегодня обычный бюджетный – "стодолларовый" – мобильник в большинстве случаев "умеет" только обеспечивать голосовую связь и функции органайзера, а также работать с SMS. Про поддержку современных трехмерных игр речи даже не идет. Но теперь некоторые специалисты утверждают, что чипы Mali- 200 и Mali-400 сделают из стодолларового мобильника едва ли не полноценную игровую консоль. Пока же стоимость игровых телефонов далека от этого показателя. Например, за самую дешевую модель Nokia с поддержкой игрового сервиса N-Gage покупателю придется выложить несколько сотен долларов.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2009 год в рубрике hard

©1997-2022 Компьютерная газета