IT-индустрия: каникулы отменяются

На дворе весна. В прежние – докризисные – годы в это время в IT-индустрии обычно уже чувствовалось приближение летнего затишья. Не заключались новые сделки, не анонсировались новые продукты, не начинались рекламные компании. Топ-менеджеры считали бонусы и прикидывали, куда им поехать отдыхать.
В этом году все будет не так. По сути, летние каникулы отменяются – это время IT-бизнес потратит на реструктуризацию, оптимизацию расходов и разработку новых продуктов. И все для того, чтобы осенью предстать уже в новом обличье.

Производители

Исполнительный директор Dell Майкл Делл, выступая на брифинге в Пекине, сообщил, что его компания подыскивает новые IT-компании для их поглощения. Делл сообщил, что приоритет отдается разработчикам серверных технологий и сервисов по управлению цифровыми данными: "Нам интересны дата-центры, интернет-сервисы, ПО, серверы и решения для хранения данных. В принципе, здесь нет ничего необычного, если вы изучите список купленных нами за последние пару лет компаний, то поймете, что наш интерес принципиально не изменился". Другие производители серверного и корпоративного оборудования также предпринимают значительные усилия для занятия большей рыночной доли.

По словам основателя компании, примерно с середины ноября Dell зафиксировала стабилизацию заказов, после того, как в сентябре прошлого года они резко сократились: "Если посмотреть понедельно, то с середины января можно видеть довольно ровную картину. Заказчики перешли от паники и шока к более стабильному положению".

Напомню, что недавно Dell представила новую линейку корпоративного оборудования, включающую серверы, рабочие станции и системы хранения данных. В заявлении компании говорится, что новая линейка относится к нижнему ценовому сегменту и предназначена для широкого круга корпоративных клиентов.

Тайваньский производитель компьютеров и ноутбуков Acer сообщил, что в IV финансовом квартале чистая прибыль выросла на 17% и достигла $82,4 млн. Это стало неожиданностью для инвесторов, так как все ближайшие конкуренты компании, в том числе Asustek и Lenovo, сообщили ранее об убытках. Как сообщили в Acer, повысить показатели чистой прибыли компании удалось за счет "выравнивания" размеров бонусов руководству. С 1 января в Тайване действует закон, согласно которому размеры бонусов менеджменту должны вычисляться по определенной формуле и проходить поверку в регулирующих органах.

По итогам всего 2008 года чистая прибыль Acer снизилась на 9,4% до 11,74 млрд тайваньских долларов против 12,96 млрд долларов годом ранее. Выручка компании по итогам минувшего года выросла на 18%. Сегодня Acer – третий по масштабам производитель ПК после HP и Dell.

Крупнейший японский производитель серверного оборудования компания Fujitsu намерена к марту 2011 года вдвое увеличить объемы продаж серверов. Однако для этого производителю для начала надо полностью поглотить и реорганизовать дочернюю компанию Fujitsu Siemens Computers. Через два года Fujitsu планирует ежегодно продавать по 500.000 серверов, против 270.000 серверов по итогам нынешнего финансового года, завершившегося 31 марта 2009-го.

Президент компании Куниаки Нозоэ по этому поводу говорит: "У нас уже есть полная линейка продуктов, которая поможет нам успешнее работать на мировом рынке. При любом раскладе рыночной ситуации, удвоение доли – это совсем непростая задача и Fujitsu придется очень потрудиться. Основной рост мы прогнозируем в линейке серверов Primergy на базе процессоров Intel. Это самые дешевые, простые и востребованные на мировом рынке решения". Для справки: на внутреннем японском рынке компания сейчас продает по 80.000 серверов в год, к 2011 году Fujitsu планирует увеличить это число до 200.000 машин. По остальным странам сейчас компания продает около 190.000 серверов ежегодно, к 2011 году производитель намерен довести это число до 300.000 серверов.

Sun Microsystems объявила о предстоящем сокращении более чем 1500 сотрудников компании. По словам представителей Sun, увольнения являются частью плана реструктуризации, озвученного прошлой осенью. Основная часть сокращений придется на персонал, работающий непосредственно с клиентами компании, в частности, на сотрудников отделов прямых продаж и профессиональных сервисов. Предполагается, что будет уволено от 25% до 50% таких сотрудников.

В самой Sun это отрицают и говорят, что сокращения пройдут во всей компании и по всем структурным уровням, затронув даже вице-президентов и директоров. Напомню, что в ноябре прошлого года Sun объявила о плане увольнения от 15% до 18% штата, т.е. приблизительно 6000 человек, и уже в январе было сокращено 1300 сотрудников.

Японская корпорация NEC приняла решение уйти с мирового рынка ПК. Как говорится в заявлении представителей NEC, с июля компания прекратит поставки ПК на территорию Азиатско-Тихоокеанского региона. В прошлом месяце NEC также сообщила о прекращении продаж компьютеров в США, Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Таким образом, с середины этого года приобрести ПК под брендом NEC можно будет только в Японии.

Согласно статистике, ежегодный объем продаж ПК NEC составляет около 3 млн единиц, из них около 2,5 млн поступает в японские магазины. Поэтому неудивительно, что NEC приняла решение уйти с мирового рынка компьютеров. Компания также предупредила, что по итогам текущего финансового года ее убытки могут достигнуть $3 млрд. Для сокращения издержек и улучшения финансового положения NEC планирует уволить до 20.000 сотрудников в своих подразделениях по всему миру.

Компания Western Digital покупает SiliconSystems за $65 млн. Это поможет WD выйти на рынок SSD. Напомню, что SiliconSystems является крупным поставщиком твердотельных накопителей. Среди ее продуктов есть SSD, поддерживающие различные интерфейсы: SATA, EIDE, PC Card, USB и CF. После сделки компания станет бизнес-подразделением WD Solid-State Storage, которое присоединится к уже существующим подразделениям Western Digital: Client Storage, Consumer Storage и Enterprise Storage.

Интернет-бизнес

Евросоюз в ближайшее время проведет проверку использования в Интернете технологии поведенческого таргетинга, которая позволяет показывать рекламу на основе данных об интересах пользователя. Чиновники Евросоюза считают, что использование поведенческого таргетинга может нарушать права пользователей в части приватности. В рамках проверки планируется выяснить, каким образом собираются данные о пользователях и как они используются в дальнейшем.

В частности, в Еврокомиссии заинтересовались теми технологиями, которые позволяют использовать данные о посещенных прежде сайтах даже после того, как пользователь удалил файлы cookies со своего компьютера. Поведенческий таргетинг в последние годы стал одной из распространенных технологий в области рекламы в Интернете. В частности, эту технологию используют российские компании "Бегун" и "Яндекс".

В 2008 году американские рекламодатели потратили на онлайновую рекламу рекордные $23 млрд – таков вывод исследования PricewaterhouseCoopers, проведенного по заказу отраслевой группы Interactive Advertising Bureau.

В то же время темпы роста рынка составили всего 10,6%. Это самое низкое значение с 2002 года. Для сравнения, в 2007-м, когда расходы составили $21,2 млрд, темпы роста составили 26%. В отчете говорится, что на поисковую рекламу пришлось 45% рынка или $10,5 млрд. На медийную рекламу, включая баннеры, rich media, видеоролики и спонсорские акции рекламодатели потратили $7,6 млрд – треть всех расходов. Частные объявления заняли 14% рынка, продвижение через партнерские программы – 7%, а через электронную почту – всего 2%.

К слову, в кризисном IV квартале 2008-го расходы на интернет-рекламу в США выросли на 2,6% и составили $6,1 млрд. Таким образом, рынок онлайн- рекламы хотя и замедлил свой рост в несколько раз, но избежал падения. В середине марта десятикратное замедление роста российскому рынку интернет-рекламы предсказали аналитики MindShare Interactive. Ожидается, что темпы роста в 2009 году составят от 5% до 7% вместо ожидавшихся 55%.

Тенденции

Аналитики из компании Gartner говорят, что в этом году продажи корпоративного ПО в Европе снизятся на 5,6% – с 81,2 млрд евро до 76,7 млрд. Это контрастирует с мировым развитием рынка корпоративного софта, который в этом году достигнет объема $222,6 млрд, что на 0,3% больше прошлогодних итогов.

Аналитическая компания ожидает, что меньше других пострадают те производители софта, которые будут сочетать разнообразные виды продаж – собственные и партнерские, предлагать софт для разных секторов бизнеса. В сложившейся ситуации могут выиграть крупные производители ПО, которые могут группировать программное обеспечение в наборы и продавать их со скидками.

В отчете компании также сказано: "Хотя большинство предприятий будут экономить на всем спектре ПО, мы определяем несколько областей, где продажи сократятся особенно сильно. Это операционные системы, офисные пакеты, связующее ПО, а также софт для создания и управления цифровым контентом". С другой стороны, аналитики прогнозируют рост поставок приложений, помогающих оптимизировать стратегию компаний, а также разработок, идущих с новым аппаратным обеспечением.

Фабрицио Бискотти, директор по исследованиям Gartner, полагает: "В целом по рынку мы ожидаем волну интереса к приложениям, оптимизирующим затраты внутри компаний. Такая ситуация позволит многим компаниям изменить стратегию работы, многие перейдут от стратегии поглощений к стратегии внутренней оптимизации. В части реализации данной стратегии разработчики предложат более экономичные SAAS-решения, системы для комплексного управления IТ-ресурсами, а также ПО для виртуализации".

Наибольший спад среди европейских стран аналитики ожидают в Великобритании, Ирландии, Испании и Скандинавии. Однако не миновать проблем и странам Восточной Европы, которые столкнутся с сильнейшим снижением спроса с начала 90-х годов. Чуть лучше дела будут обстоять в Африке и на Ближнем Востоке.

Мобильные устройства

Компания Nokia хочет отказаться от услуг ODM-производителей – это обусловлено спадом в мобильной индустрии. До недавнего времени примерно 17% мобильных телефонов Nokia производились компаниями Foxconn, BYD, Elcoteq и Jabil Circuit. Теперь же финский производитель будет выпускать мобильники собственными силами. В результате контрактные сборщики и производители комплектующих потеряют более $5 млрд.

Аналитик iSuppli Адам Пик полагает, что решение Nokia усугубит избыток производственных мощностей, спровоцирует сокращения на производствах и повлечет массу других проблем. В iSuppli прогнозировали сокращение ODM-рынков в 2009 году до $270,8 млрд, то есть примерно на 9,9%. После заявления Nokia аналитикам пришлось пересмотреть свои прогнозы. Согласно новым данным, в нынешнем году объем ODM-рынка будет чуть выше показателей 2006 года, которые составляли $264 млрд. Что касается ближайшего будущего, то индустрии не скоро удастся оправиться от последствий мирового кризиса и достичь хотя бы результатов 2007 года, когда объем рынка равнялся $308,1 млрд. В лучшем случае к 2012 году индустрия вырастет до $286 млрд, считают в iSuppli.

По данным Mobile Research Group (MRG), объем продаж мобильных телефонов по итогам I квартала 2009 года снизится как минимум на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом, как отмечают аналитики, хуже всего телефоны продавались в марте. Сильное падение в марте связано с тем, что праздничный период закончился, тогда как экономическая ситуация остается нестабильной и покупательная способность населения сильно снижена. В результате значительную часть рынка мобильников сейчас покрывают розничные продавцы, работающие по "черным" и "серым" схемам. В период кризиса их количество значительно увеличилось, но под официальную статистику они не подпадают.

По результатам опроса социальной сети LinkedIn, iPhone и BlackBerry догоняют Windows Mobile в качестве выбора корпоративных пользователей. На сегодня условные доли трех ОС распределились примерно поровну: по 30% у iPhone и Windows Mobile и 29% у BlackBerry. Рост популярности BlackBerry у корпоративных пользователей связан с поддержкой push-е-mail, а доля iPhone растет из-за того, что Apple лицензировала для своего телефона Microsoft Exchange. То есть если раньше Microsoft полагала, что корпоративный сектор – ее незыблемая целевая аудитория, то сейчас конкуренция на рынке обостряется.

Инвестиции

Интернет-гигант Google объявил о создании собственного венчурного фонда для инвестирования в различные отрасли, в том числе, в Интернет, ПО, технологии и здравоохранение. Организацию под названием Google Ventures возглавит Уильям Марис, инвестор, присоединившийся к компании в прошлом году, и Рич Майнер, бывший глава подразделения Google по развитию мобильных платформ.

Ожидается, что в этом году Google вложит в фонд около $100 млн. Осуществляя венчурные инвестиции, компания отойдет от привычной роли "поглотителя" и будет помогать развиваться перспективным стартапам, а заодно – "держать руку на пульсе прогресса". По словам представителей Google, компанию не смущает экономический кризис. Напротив, по мнению руководства интернет-гиганта, рецессия – идеальное время для инвестирования в новые компании, способные стать настоящим открытием.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета