IT-индустрия: сезон неопределенности

Мировая IT-индустрия сейчас находится, если можно так выразиться, "в подвешенном состоянии". С одной стороны, давление кризиса не ослабевает, и падающий до мизерных величин потребительский спрос – тому подтверждение. С другой стороны, правительства США, Европы, Китая и Японии уже выделили сотни миллиардов долларов на поддержку своих национальных промышленностей, только эти деньги еще не проделали путь "сквозь" корпоративных пользователей в сектор hi-tech, так что делать прогнозы пока рано. В общем, все ждут неких знаковых событий.

Производители


Рынок полупроводников в 2009 году ожидает огромный спад выручки, который станет едва ли не рекордным. По данным аналитической компании Gartner, выручка производителей микросхем составит $194,5 млрд, что окажется на целых 24,1% ниже по сравнению с аналогичным показателем в 2008-м. В декабре 2008 года эта же компания прогнозировала спад на 16%, однако за последние два с половиной месяца ситуация ухудшилась и прогноз пришлось скорректировать. Предполагается, что уже в 2010 году выручка производителей чипов начнет возрастать и вырастет за год на 7,5%. Выручка продолжит расти и после 2010-го, как минимум до 2012 года. Однако даже за три года восстановления индустрия не сможет вернуться к высоким показателям прошлого года. По данным экспертов, в 2012 году доходы поставщиков составят $253,4 млрд, что будет меньше показателя 2008-го ($256,4 млрд). В другом отчете – исследовательской фирмы In-Stat – в 2009 году продажи полупроводников упадут на 20%, и это падение будет затяжным. По расчетам аналитиков In-Stat, рынок полупроводников, а в него входят память и процессоры, независимо от их типа, не вернется на уровень 2007 года еще в течение трех лет. Шок от падения финансовых рынков, а также неуверенность в завтрашнем дне вынуждают компании придерживаться консервативной политики в отношении расходов. Вместе с тем объем полупроводникового рынка по-прежнему впечатляет – он равняется $199,2 млрд.

Спад наметился еще в середине 2008 года. На данный момент аналитики отмечают самый низкий уровень загрузки фабрик по производству микросхем с 2003 года. Достигнув максимума в начале 2008 (90%) уже к осени загрузка упала до 87%.

Китайское правительство всерьез задумалось над тем, чтобы стимулировать рост рынка ЖК-панелей в регионе. Руководство собирается инвестировать в этот сегмент около $14,63 млрд. Предполагается, что государственные инвесторы будут строить совместные предприятия с уже имеющими крупными игроками на этом рынке. В наибольшей степени от сотрудничества выиграют BOE Technology Group, SVA Group и Info Vision Optronics (IVO). Напомню, что в 2008-м IVO собиралась строить новую фабрику с бюджетом в $3 млрд. Фирма уже подала бизнес-план на рассмотрение правительственной комиссии и надеется получить необходимые ресурсы. Подобные переговоры также ведут сотрудники BOE. С тайваньскими специалистами уже проводились консультации относительно спецификаций современного сборочного оборудования для заводов по производству ЖК-панелей.

Компания Hewlett-Packard по итогам 2008 года стала крупнейшим клиентом Intel – на ее долю пришлось 20% поставок всех процессоров в денежном выражении. До этого крупнейшим клиентом Intel была компания Dell, но в прошлом году на ее долю пришлось 18% выручки, а доля HP поднялась с 17% два года назад. HP и Dell являются единственными клиентами Intel, на долю каждого из которых приходится более 10% поставок всех микропроцессоров.

Выручка Intel в 2008 году составила $37,59 млрд, чуть меньше, чем годом ранее. На процессоры для ноутбуков, нетбуков и других мобильных устройств пришлось 42% всей выручки. Для сравнения, в 2007-м мобильные чипы принесли компании 38%. Чипы для настольных систем всех типов в 2008 году составили 55% всех поставок в денежном выражении против 56% годом ранее. Продажи CPU в 2008 году принесли компании 73% всей выручки, полученной за год.

В городе Аподака на северо-востоке Мексики введен в эксплуатацию новый завод компании Lenovo. На церемонии открытия завода присутствовали президент Мексики Фелипе Кальдерон и глава Lenovo Янг Янкинг. Кальдерон выразил радость по поводу открытия завода, а также призвал зарубежные компании больше инвестировать в мексиканскую экономику. Янг сообщил, что продукция предприятия будет поставляться, главным образом, на рынки Северной и Латинской Америки.

Завод, который обошелся Lenovo в $40 млн, сможет выпускать до пяти миллионов компьютеров ежегодно. Кроме того, предприятие обеспечит работой свыше 2000 мексиканцев, что в нынешних условиях является крайне положительным моментом.

Интернет-бизнес

На социальные сети приходится всего 5% интернет-рекламы, хотя в 2008 году эти ресурсы хотя бы раз в месяц посещал 41% пользователей, говорится в отчете компании eMarketer. В 2009 году этот показатель вырастет до 44%, а к 2013 году составит 52%. В США социальными сетями пользуются 79,5 млн человек. Тем не менее, специалисты eMarketer отмечают, что социальным ресурсам только еще предстоит выработать надежную бизнес-модель. Несколько проведенных ранее исследований показали, что пользователи социальных сетей не обращают внимания на рекламу. Хотя к 2011 году, по прогнозам того же eMarketer, рекламодатели будут ежегодно тратить на рекламу в социальных сетях $2,4 миллиарда, пока менеджеры по маркетингу неохотно включают эту статью расходов в свои бюджеты.

Пользователи Интернета наиболее восприимчивы к рекламным сообщениям, которые видят ранним вечером. Такие результаты дало совместное исследование международной организации Internet Advertising Bureau и группы Lightspeed Research. По мнению специалистов, в наибольшей степени эта закономерность распространяется на молодых пользователей.

В рамках того же исследования было установлено, что реакция пользователей на рекламу в значительной мере зависит от того, чем они были заняты в тот момент, когда ее увидели. Лучший момент для рекламного контакта – когда человек делает покупки онлайн или сравнивает цены. Больше всего пользователей раздражает реклама, которую они видят, когда смотрят в Интернете телепередачи или фильмы.

Yahoo!, вторая по величине поисковая система в мире, представила три новых продукта, которые призваны помочь рекламщикам и маркетологам: Search Retargeting, Enhanced Retargeting и Enhanced Targeting. Search Retargeting позволяет рекламодателям выбирать аудиторию, основываясь на поведении пользователя в поисковой системе. Так, если пользователь ищет в поисковике "ботинки", то рекламодатель может в дальнейшем показывать ему на всех сайтах сети рекламу обуви.

Задача Enhanced Retargeting – доставка динамически генерируемых баннеров по всей рекламной сети Yahoo!, основываясь на поведении пользователя на сайте самого рекламодателя. Например, в ответ на поиск авиамаршрута пользователю может быть показана реклама необходимого рейса. Этот продукт в ходе тестирования позволил увеличить долю кликов на 651%.

Третий продукт, Enhanced Targeting, предназначен для поисковой рекламы и включает в себя как создание расписания для размещения объявлений, так и демографический таргетинг. Он также позволяет выбирать время дня, в которое будет показываться баннер.

Крупнейшие лейблы разрешили музыкальному интернет-сервису Spotify бесплатно транслировать их музыку пользователям. Объем каталога Spotify составляет четыре миллиона песен, что делает его сравнимым с iTunes, где хранится более 10 млн треков. Spotify не позволяет скачивать песни, но разрешает составлять и бесплатно прослушивать плейлисты. Раз в полчаса пользователь слышит 15-секундную рекламу. В случае, если пользователь не хочет слушать рекламу, он может оформить подписку, которая стоит около 10 евро в месяц.

Пока услуги Spotify, проходящего бета-тестирование, доступны не во всех странах мира. По крайней мере, страны СНГ в их число не входят. Кроме того, зарегистрироваться в Spotify можно только по приглашению. Spotify – не первый сервис, пытающийся монетизировать идею бесплатного прослушивания музыки. В начале 2008 года ресурс QTrax пообещал открыть доступ к 25 миллионам бесплатных песен, однако тогда студии звукозаписи запретили ему это делать. В результате QTrax до сих пор не запустился.

Несмотря на кризис, объем рынка интернет-рекламы в Рунете в 2009 году увеличится на 18%, считают аналитики. В 2010-м рынок ждет частичное восстановление, а его рост усилится.

По данным агентства J'son & Partners, объем рынка интернет-рекламы в 2008 году достиг уровня $600-620 млн (рост на 55% за год). Доля контекстной рекламы составила 58-59%, в первом квартале 2009-го ожидается увеличение этого показателя до 62-65%. В нынешнем году прогнозируется и дальнейший рост сегмента контекстной рекламы – примерно на 30%. Объемы медийной рекламы будут падать с темпом 2% в год, считают аналитики. Рост всего рынка в целом составит 16-18%.

В денежном измерении рынок интернет-рекламы в 2009-м достигнет $690 млн, в 2010-м – $900 млн. С 2010 года ожидается частичное восстановление рынка после кризиса и увеличение темпов роста рынка.

В компании J'son & Partners так комментируют свои прогнозы: "Рост контекстной рекламы обусловлен текущей ситуацией, при которой рекламодатель стремится к значительному сокращению расходов на рекламу и увеличению ее эффективности, достигая максимально плотного контакта с целевой аудиторией. Перераспределение рекламного бюджета в сторону контекстной рекламы является для рекламодателей скорее актуальной антикризисной мерой. Снижение цен на контекстную рекламу основными игроками (в частности, недавно компания "Бегун" объявила о снижении минимальной стоимости порога входа в контекстную рекламу сервиса до 10 копеек) приведет к значительному притоку в данный сегмент рекламных бюджетов, но в свою очередь повлечет адекватную ответную реакцию со стороны медийщиков".

Генеральный директор "Бегуна" Алексей Басов согласен с прогнозом аналитиков относительно 30%-ных темпов роста рынка контекстной рекламы на 2009 год, но более долгосрочные оценки давать не рискует. По его словам, конъюнктура рынка меняется – если раньше рекламодатели, особенно крупные бренды, активно инвестировали в собственные торговые марки, размещая медийную рекламу, то теперь больше нацелены на прямые продажи. Для них важен быстрый оборот инвестиций. Поэтому "продающие" рекламные инструменты будут востребованы больше, чем брендинговые.

Мобильное

Motorola согласилась продать свое подразделение Good Technology компании Visto. Сумма сделки не разглашается. Motorola купила Good Technology еще в 2007 году, но недавно объем поставок телефонов Motorola снизился, и компания в очередной раз оказалась в тяжелой ситуации ($3,6 млрд убытков в IV квартале 2008 года). В рамках же упомянутой сделки подразделение Good Technology переходит в руки Visto, компании из Калифорнии, которая предоставляет push-сервисы электронной почты для мобильных операторов. Это, конечно, не станет спасением Motorola, но вполне может несколько отсрочить банкротство американского производителя.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета