Gigabyte N26-896H – референс-вариант GeForce GTX 260

Разрабатывая графический чип GT200, компания NVIDIA хотела, очевидно, повторить сценарий, по которому на рынок вышли видеокарты GeForce 8800.

А сценарий этот таков. Сначала пользователям предлагаются мощные дорогостоящие модели, оснащенные первой версией нового графического контроллера. Чтобы избежать проблем с низким процентом годных кристаллов, контроллер строится по хорошо отработанной технологии, которая, впрочем, не позволяет сделать его экономичным и недорогим в производстве. Но для "топовых" продуктов эти нюансы не играют решающей роли – для них важнее высокая производительность. Пользователи, обладающие достаточными финансовыми возможностями для приобретения последних компьютерных новинок, становятся владельцами новой видеокарты. А все остальные ждут второй волны видеокарт, а пока читают восторженные отзывы своих более удачливых товарищей. Далее, вторая версия графического контроллера, модифицированная с учетом выявленных неудачных моментов и переведенная на более эффективную технологию производства, ложится в основу второй волны видеокарт – более доступных по цене и более разнообразных по числу вариантов. Пользователи активно их покупают, потому что уже подготовлены к их появлению на рынке, знают об их преимуществах, им доступны игры с поддержкой новых возможностей.

В случае с контроллером G80/G92 и видеокартами серий 8800/9000 данный сценарий полностью себя оправдал. (Более того, видеокарты GeForce 8800 GTS частенько даже были в дефиците, несмотря на довольно высокую стоимость). Но увы, видеокарты GeForce GTX 280/260, несмотря на отработанный сценарий, не "выстрелили". На то есть несколько причин. Во-первых, несколько иная ситуация была у конкурента: ATI успешно оправилась от поражения и подготовила новую серию видеокарт Radeon, намного более удачную по сравнению с предшествующей. Во-вторых, чип G80 действительно был революционным и очень многообещающим. А GT200, несмотря на новую схему маркировки, революционным никак не назовешь.

Чип GT200

Позволим себе напомнить читателям основные характеристики графического контроллера NVIDIA GT200. По задумке разработчиков, он должен стать основателем новой серии графических контроллеров, которые сменят в недалеком будущем контроллеры G92/94/96. Впрочем, серьезных архитектурных нововведений или новых графических функций у чипа GT200 практически не имеется. Этот контроллер использует принципы, заложенные еще в G80, но по числу основных блоков превосходит предшественника примерно вдвое.

Количество потоковых процессоров, отвечающих за обработку шейдеров и выполнение других математических операций, у GT200 составляет 240. Процессоры объединены в 10 блоков, каждый дополнительно снабжен кэшем L1 и модулями текстурной выборки и фильтрации. Кроме того, удвоено не только количество шейдерных и текстурных блоков, но и блоков ROP (анти-альясинг, пост-обработка, отсечение, запись данных), также связанных с ними контроллеров памяти. Благодаря этому факту контроллер GT200 обладает поддержкой 512-битной шины памяти, впервые в практике NVIDIA. Конкурирующие 3D-ускорители рассчитаны на 256-битную шину память и потому вроде бы проигрывают GT200. Однако поддержка новых стандартов памяти инженерами NVIDIA так и не была реализована, и на видеокартах GeForce GTX 280/260 по-прежнему используется память GDDR3, по целому ряду параметров (прежде всего пропускной способности) уступающая памяти GDDR5. Поэтому эффект от 512-битной шины, весьма сложной для разводки, сведен к нулю.

И это не единственный недостаток нового 3D-ускорителя NVIDIA. Достаточно часто упоминается тот факт, что для его реализации пришлось использовать технологию с нормами 65 нм, которая не очень-то подходит для микросхемы с 1400 млн транзисторов. В частности, большая площадь кристалла не позволяет обеспечить высокий процент выхода годных продуктов (yield rate), а следовательно, и хорошую себестоимость. Более того, проблемы с технологией привели к тому, что GT200, подобно G80, "не вместил" всю интерфейсную часть, и для его работы требуется чип-компаньон. Это, в свою очередь, приводит к усложнению дизайна печатной платы, который и без того весьма непрост ввиду применения 512-битной шины памяти. Безусловно, контроллеры NVIDIA следующего поколения будут производиться по другому, более совершенному техпроцессу, и многих недостатков чипа GT200 они будут лишены.

На базе контроллера GT200 компания NVIDIA по традиции разработала две видеокарты. Первая, GeForce GTX 280, использует все функциональные возможности кристалла, в том числе 240 потоковых процессоров и 8 блоков ROP/контроллеров памяти. Вторая видеокарта, GeForce GTX 260, оснащается урезанным графическим контроллером: отключены 2 из 10 шейдерных блоков (количество потоковых процессоров – 192) и 1 из 8 ROP (ширина шины памяти – 448 бит). Может быть, это и не очевидно, но объем видеопамяти напрямую связан с ее шиной, поэтому на видеокарте GTX 260 устанавливается не 1024, а 896 Мб. В сумме производительность младшей модели сокращена на 20-25% по всем параметрам, пропорционально уменьшена и ее рекомендуемая цена.

Заметим в скобках, что не так давно NVIDIA приняла решение повысить производительность GeForce GTX 260 путем отключения только одного шейдерного блока. Обновленные модели начинают поступать на рынок.

Впрочем, многие специалисты считают, что серия видеокарт GeForce GTX 280/260 не может стать популярной и массовой по определению:
демонстрируемые результаты не настолько хороши, чтобы оправдать очень высокую сложность технической реализации. Чтобы успешно соперничать с ATI/AMD за рынок "топовых" видеокарт, NVIDIA следует очень внимательно регулировать цены на GeForce GTX 280/260, иначе можно потерять своего покупателя. Что компания сейчас и делает.


НазваниеGeForce GTX 260 (192sp)GeForce 9800 GT 1 GBRadeon HD 4850 512 MB
ПроизводительGigabyte (NVIDIA OEM)GigabyteGigabyte
МодельGV-N26-896H-BGV-N98TOC-1GHGV-R485ZL-512H
3D-ускорительGT200 192spG92 112spRV770
- транзисторов1400 млн.754 млн.956 млн.
- техпроцесс65 нм65 нм55 нм
- базовая частота576 МГц700 МГц (+17%)625 МГц
- частота шейд. процессоров1242 МГц1715 МГц (+14%)
- кол-во шейд. процессоров192 (8 x 24)112 (7 x 16)160 (10 x 16) / 800
- кол-во TMU645640
- кол-во ROP281616
ПамятьGDDR3GDDR3GDDR3
- объем896 Мб1024 Мб512 Мб
- частота1000 (2000) МГц900 (1800) МГц990 (1980) Мб
- шина448 бит256 бит256 бит
Охлаждениеактивноеактивноеактивное
ИнтерфейсPCI Express 2.0 x16PCI Express 2.0 x16PCI Express 2.0 x16
Выходы
- DVI222
- VGA (D-Sub)---
- TV-out111
- TV-in---
- HDMI---
- DisplayPort---
Цена (Минск, декабрь'08)$350-390$184-200$190-204


Видеокарта Gigabyte

Первые серии видеокарт GeForce GTX 280/260 по традиции совершенно одинаковы у всех без исключения производителей. Это не мистика, а особая схема лицензирования, когда NVIDIA полностью контролирует процесс производства видеокарт и поставляет многим партнерам уже готовые продукты (не хватает только фирменных наклеек на радиаторах). Это очень важно для формирования положительного имиджа новых продуктов, ведь нерадивый партнер может "схалтурить", а пользователи подумают, что проблема присуща всем видеокартам серии, а не конкретным моделям. Разработанные самостоятельно модели уже на рынке имеются, но их пока немного.

В частности, поступившая нам на тестирование видеокарта GV-N26-896H-B производства Gigabyte – это полная копия эталонного дизайна GeForce GTX 260 от NVIDIA, со стандартными частотами и базовым набором разъемов. Графический контроллер GT200 урезан по первоначальному варианту, то есть содержит 192 потоковых процессора и 7 блоков ROP, имеет 448-битную шину памяти. Тактовые частоты соответствуют рекомендуемым – 576/1242 МГц у графического чипа и 1 ГГц у видеопамяти (объем которой – 896 Мб).

Казалось бы, частоты не слишком велики, однако не будем забывать, из какого количества транзисторов состоит кристалл 3D-чипа GT200. Чтобы не расходовать энергию понапрасну при отсутствии серьезной 3D-нагрузки, чип применяет технологию динамического управления частотой и напряжением. Так, в 2D-режиме частота чипа понижается вдвое – до 300 МГц (частота шейдерных блоков – до 600 МГц), а память работает всего на 100 МГц. В режиме 3D при отсутствии сильной нагрузки, а также при декодировании HD-видео частоты немного повышаются (400/800 МГц для чипа и 300 МГц для памяти), но и это намного меньше рабочих значений. Синхронно с тактовым генератором работает и стабилизатор питания: рабочее напряжение 1.12 В понижается до 1.06 для режима Low-power 3D и до 1.03 В для 2D. Тем самым обеспечивается экономия энергии, снижение нагрузки на блок питания и уменьшение уровня тепловыделения (и снижение шума, так как обороты вентилятора меняются динамически в зависимости от температуры компонентов видеокарты).

Дизайн видеокарты Gigabyte, как мы уже говорили, не отличается от дизайна моделей GeForce GTX 260 других производителей. Большая печатная плата с размещенными на ней компонентами целиком "закована в броню" системы охлаждения. Огромный пластиковый кожух черного цвета скрывает под собой радиатор с медным основанием и тонкими ребрами – для графического чипа, и алюминиевое шасси – для микросхем памяти, чипа-компаньона, ключевых транзисторов в цепях стабилизации напряжения. Ближе к торцу видеокарты установлен огромный вентилятор-турбина, который закачивает воздух во внутреннее пространство кожуха. Пройдя через ребра радиатора, воздух выходит наружу корпуса через щели в крепежной планке. Аналогичную схему охлаждения NVIDIA применяла еще на видеокартах GeForce 8800 GTS/GTX. Однако дизайн GeForce GTX 280/260 усложнился, многие компоненты перенесены на обратную сторону печатной платы. Для их охлаждения имеется металлическая пластина черного цвета с несколькими прорезями, которая фактически закрывает всю обратную сторону.

Заметим, что длина видеокарты GeForce GTX 260 (и GTX 280, поскольку по дизайну они идентичны) весьма внушительна – почти 30 см, поэтому для ее установки потребуется качественно скомпонованная материнская плата и достаточно просторный корпус. К счастью, оба 6-контактных разъема питания видеокарты расположены сверху, над кулером, и подключенные к ним кабели питания направлены перпендикулярно плоскости материнской платы, а не вдоль нее. (В последнем случае кабели во многих корпусах упираются в жесткий диск, что неприемлемо).

Помимо разъемов питания, на верхней грани кулера имеются два разъема SLI и вход HDMI, прикрытые резиновыми заглушками черного цвета. Черный лак применен для крепежной планки и внешних разъемов. Набор последних совершенно стандартен – два DVI и один TV-out (форм-фактора mini-DIN). Комплектация – это единственное, чем отличаются друг от друга референс-видеокарты GeForce GTX 260. Компания Gigabyte положила в коробку следующее:
. два переходника Molex для 6-контактных входов питания видеокарты (на случай, если блок питания не оснащается нужными линиями);
. два переходника DVI-VGA;
. блок ТВ-разъемов, позволяющий подключить телевизор по компонентному, композитному или S-Video сигналу;
. руководство пользователя;
. два буклета по подключению видеокарты на разных языках;
. компакт-диск с драйверами и утилитами.

Как видим, в комплекте нет ничего для подключения телевизора с цифровым входом HDMI. Очевидно, Gigabyte позиционирует видеокарту как чисто игровую, а не мультимедийную. Впрочем, игр в комплекте также нет.

Тестирование

Видеокарты GeForce GTX 260 изначально были нацелены в ценовую нишу $400, то есть на самый верхний уровень сегмента игровых 3D-ускорителей. И до выхода новой серии видеокарт Radeon такая цена была, наверное, вполне оправдана, поскольку ничего похожего по соотношению "цена/производительность" у конкурента тогда не было. Однако ситуация изменилась, и сегодня видеокарты серии GTX 260 за рубежом оцениваются в $300 и ниже. У нас цены традиционно выше, но найти модель стоимостью ниже $350 все-таки можно. Видеокарта Gigabyte традиционно не относится к дорогим вариантам, что не может не радовать.

Мы решили сравнить GeForce GTX 260 не с топовыми моделями Radeon – это бесполезно по той причине, что, во-первых, ситуация с ценами постоянно меняется, и, во-вторых, прослеживается четкая зависимость от конкретной игры. Намного интереснее будет ответить на вопрос, насколько вообще целесообразна покупка видеокарты дороже $300. Мы сравним GeForce GTX 260 с наиболее ходовыми видеокартами среднего ценового диапазона – речь идет, конечно, о GeForce 9800 GT и Radeon HD 4850. Бесспорно, на сегодня это самые оптимальные по соотношению "цена/производительность" модели в линейках NVIDIA и AMD/ATI, стоимость которых уже опустилась ниже отметки $200. Очевидно, что вдвое более дорогой GTX 260 не сможет показать вдвое более высокую производительность. Но если она все же выше, то насколько?

Все три сравниваемые видеокарты выпущены одним производителем – Gigabyte, имеют схожую комплектацию, качество изготовления, уровень цен, доступность на рынке. Приведем данные о двух видеокартах, с которыми будем сопоставлять GTX 260:
1) Gigabyte GV-N98TOC-1GH – вариант GeForce 9800 GT с увеличенным вдвое объемом видеопамяти, который стоит ненамного дороже базового, с 512 Мб. Другие особенности – небольшой заводской разгон (17%) и эффективный кулер Zalman.
2) Gigabyte GV-R485ZL-512H – стандартный вариант Radeon HD 4850, со штатными частотами, но иным дизайном и кулером Zalman.

По объему памяти и частоте GPU модель 9800 GT превосходит две другие видеокарты, но не будем забывать, что G92 намного старше чипов GT200 и RV770, установленных на GeForce GTX 260 и Radeon HD 4850 соответственно.

Тестирование выполнялось на тестовом компьютере следующей конфигурации:
. процессор Intel Core 2 Duo E8300 (2.83 ГГц);
. кулер Cooler Master GeminII;
. материнская плата Gigabyte EP35C-DS3R (Intel P35);
. 2 Гб памяти Apacer DDR3-1066;
. блок питания FSP Everest TenTen мощностью 1010 Вт.

Для видеокарт GeForce применялся драйвер ForceWare релиз 180, для Radeon – драйвер Catalyst 8.12. Тестирование выполнялось в разрешениях 1280х1024 и 1680х1050 при двух вариантах настроек – максимальная производительность (отключены анти-альясинг и анизотропия, качество фильтрации минимальное) и улучшенное качество (AA 4x, AA для прозрачных текстур методом мультисэмплинга, анизотропия 16х, качество фильтрации максимальное).


1280x1024, AA/AF offGeForce GTX 260GeForce 9800 GT 1GBRadeon HD 4850 512MB1280x1024, AA 4x, AF 16xGeForce GTX 260GeForce 9800 GT 1GBRadeon HD 4850 512MB
Call of Duty 498100118.9Call of Duty 497.969.779
Company of Heroes223.3194.5167.3Company of Heroes178.459.8156.5
World in Conflict524553World in Conflict484039
Crysis Demo55.740.245.7Crysis Demo52.925.835.5
Crysis: Warhead33.425.828.2Crysis: Warhead20.314.923.8
FarCry 255.456.6FarCry 238.835.8
Stalker: Clear Sky21.919.623.2Stalker: Clear Sky12.66.819.6
3DMark 20061327712247114763DMark 20061049180499749
1680x1050, AA/AF offGeForce GTX 260GeForce 9800 GT 1GBRadeon HD 4850 512MB1680x1050, AA 4x, AF 16xGeForce GTX 260GeForce 9800 GT 1GBRadeon HD 4850 512MB
Call of Duty 49092.9103.5Call of Duty 478.259.769.7
Company of Heroes175.8146.7126.7Company of Heroes133.958.9119.4
World in Conflict494150World in Conflict473535
Crysis Demo45.530.735.8Crysis Demo29.718.834.9
Crysis: Warhead26.420.122.5Crysis: Warhead15.911.417
FarCry 251.136.5FarCry 228.521.2
Stalker: Clear Sky17.11519.2Stalker: Clear Sky8.94.915.2
3DMark 20061263011317106233DMark 2006948269498758


Производительность. Сначала посмотрим, как соотносятся сравниваемые видеокарты по производительности в режиме DirectX 9 (тестирование в среде Windows XP SP2). Далеко не во всех играх, особенно при низком качестве картинки, GeForce GTX 260 демонстрирует явное преимущество. Хорошие показатели у этой видеокарты только в Crysis, Company of Heroes. А при настройках улучшенного качества мы наблюдаем проигрыш более дешевому Radeon HD 4850 в играх Stalker: Clear Sky, Crysis: Warhead. Если судить по популярному тесту 3DMark 2006, разница между GTX 260 и HD 4850 составляет около 10-12% в пользу первого. Что касается сравнения GTX 260 и 9800 GT, то младшая модель GeForce уступает старшей 15-30% при минимальном качестве картинки и 30-85% (а то и 100%) при повышенном.

Теперь проверим те же игры, но в среде Windows Vista SP1 при включенном режиме DirectX 10. Теперь Radeon HD 4850, несмотря на солидную вычислительную мощность GPU, не справляется с играми – возможно, из-за недостатка локальной видеопамяти. GeForce GTX 260 уверенно опережает видеокарты среднего ценового диапазона на 30-50%, пусть и не во всех играх. Конечно, 28-30 FPS для нормальной игры недостаточно, однако и провальных результатов в DirectX 10, как раньше, мы не наблюдаем.


1280x1024, AA/AF offGeForce GTX 260GeForce 9800 GT 1GBRadeon HD 4850 512MB1280x1024, AA 4x, AF 16xGeForce GTX 260GeForce 9800 GT 1GBRadeon HD 4850 512MB
Company of Heroes93.251.453.6Company of Heroes78.741.340.1
World in Conflict423940World in Conflict372829
Crysis Demo27.121.224.6Crysis Demo23.318.515.1
Crysis: Warhead28.821.822.8Crysis: Warhead201511.8
FarCry 26451.955.2FarCry 252.93934.5
Stalker: Clear Sky23.620.523.3Stalker: Clear Sky18.810.312.6
3DMark Vantage438459593DMark Vantage39654529
1680x1050, AA/AF offGeForce GTX 260GeForce 9800 GT 1GBRadeon HD 4850 512MB1680x1050, AA 4x, AF 16xGeForce GTX 260GeForce 9800 GT 1GBRadeon HD 4850 512MB
Company of Heroes73.140.846.9Company of Heroes61.734.532.5
World in Conflict413838World in Conflict352424
Crysis Demo24.31618.8Crysis Demo17.716.610.8
Crysis: Warhead2317.117.5Crysis: Warhead15.611.49.3
FarCry 259.445.947.5FarCry 247.133.625.9
Stalker: Clear Sky18.715.918.1Stalker: Clear Sky167.89.8
3DMark Vantage370746773DMark Vantage30993595


Температура и шум. Турбина видеокарты GeForce GTX 260 при работе в 2D-приложениях никакого беспокойства не доставляет – ее практически не слышно. Запуск 3D-игры приводит к повышению оборотов, но и при этом пользователь скорее услышит шум процессорного кулера (если, конечно, у него не жидкостное охлаждение), чем турбины видеокарты. По данным мониторинга, собранным с помощью программы RivaTuner, графический чип рассматриваемой видеокарты нагревался до 83 градусов (корпус закрыт, один вентилятор работает на выдув), что вполне приемлемо для модели такого уровня. Нагрев других компонентов, отслеживаемых мониторингом видеокарты, невысок – в частности, транзисторы в цепях стабилизации питания работают при температуре около 80 градусов. Тем не менее, экспериментировать с разгоном GeForce GTX 260 мы не советуем.

Выводы

Видеокарта Gigabyte GV-N26-896H-B является полностью стандартным вариантом GeForce GTX 260, выполненным по эталонному дизайну и имеющим штатные тактовые частоты всех компонентов. Качество изготовления видеокарты высокое, а комплектация достаточно скромная, рассчитанная на типичный геймерский ПК. Тем не менее, стоимость данной видеокарты адекватная, на уровне большинства аналогов, никаких оснований исключать ее из списка подбираемых вариантов мы не видим.

Что касается выбора именно GeForce GTX 260, то по этому поводу у нас есть следующие соображения. Конечно, стоимость такой видеокарты весьма высока, даже с учетом недавнего сокращения цен на четверть. Конкурировать с видеокартами AMD/ATI ей сложно по причине высокой себестоимости из- за технической сложности полуторамиллиардного графического чипа и печатной платы с 512-битной шиной. Вместе с тем GTX 260 однозначно превосходит любые видеокарты GeForce серии 9000 как минимум на 30% во многих играх, особенно при использовании DirectX 10. Поэтому если вы сделали выбор в пользу NVIDIA, но не хотите ограничиваться возможностями стремительно устаревающих 9800 GT/GTX, то выбор в пользу GTX 260 очевиден.

Макс Курмаз, max@gigamark.com


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2009 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета