Звуковые новинки прошедшего года

Окончание. Начало в КГ № 2

В прошлом материале мы остановились на обзоре новинок за август 2008 года, и сегодня наш разбор полетов неуклонно приближается к завершению. Сентябрь-2008 практически выпал из обоймы сразу по двум причинам, первая — мировой финансовый кризис, вторая — октябрьский съезд AES, в рамках которого проводится выставка, и все новинки готовятся к ней…

AES тоже оказался практически пустым. Единственное, что могло порадовать, так это появление новых версий Cakewalk SONAR и Sony ACID, но произошла удивительная вещь. Оба эти продукта "обросли" сторонними программами. Пользователям это представлялось как вариант: "вы купите сразу все", но мы-то знаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. То есть, некоторые дополнительно прилагающиеся программы урезаны, некоторые демо, некоторые в полном комплекте, но имеют гораздо более низкое качество по сравнению с конкурентами. Если говорить о самих изменениях SONAR и ACID, то они были чисто косметическими.

Чего нельзя сказать о новой версии ProTools. Digidesign в прошлом году были просто молодцами: выпустили и поддержали разработку многих модулей, грамотно сделали обновление своей ключевой программы. И, в принципе, они сейчас могут выиграть, потому как идет отток профессиональных технологий на Мас-платформу, в рамках которых Pro Tools больше распространена. Чуть позже выяснится, что и Steinberg также серьезно меняет свой ключевой софт, а именно готовит новые версии Cubase и Nuendo, кои были представлены в середине января-2009 на NAMM. Хотя в 2008-м немецкие (или японские, т.к. Steinberg принадлежит Yamaha) разработчики вели себя достаточно пассивно, занимаясь разве что выпуском специализированных аппаратных продуктов — контроллера управления и firewire аудио-интерфейса. Хотя был один программный проблеск в лице программы Sequel 2. И раз уж мы практически пропускаем сентябрь и октябрь, остановимся на этой новинке.

Что такое Steinberg Sequel… Около четырех или пяти лет назад ваш покорный слуга скачал эту программу, поигрался с ней и практически забыл, пока не увидел среди победителей или номинантов TEC Awards тогда еще абсолютно неизвестную Ableton Live. Интерфейсы с Sequel были один-в-один. Ableton — берлинская команда… Steinberg практически тоже, причем постепенно страница с Sequel куда-то исчезла с их сайта. Я сделал анализ двух программ, схожесть удивительная, связался с Ableton и взял у них интервью, которое, кстати, было опубликовано в КГ. Из него выяснилось, что Ableton делала программу для Steinberg… Sequel… дальнейшие события запутанны… появился продукт Ableton Live, и на Steinberg вроде бы были какие- то небольшие обиды. Удивительно в данной ситуации было и другое. Представьте себе мало кому известное сообщество музыкантов, которое решило создать свою собственную программу-мультитрек. Таких много. Но после этого никому неизвестный бренд выставляется среди номинантов TEC Awards, конкурируя с лучшими программами года, широко рекламируется в США, при этом очевидна работа очень сильного транснационального маркетингового отдела. Кто за этим стоит? Возможно, вопрос и риторический. Хотя это лишь предположение, основанное на анализе ситуации.

И Steinberg с его желанием создать нечто похожее на Live в то время понять было можно, потому как мега-популярная ACID просто сдавала позиции. Это один из немногих исторических примеров, когда большая часть пользователей программы отрицательно и с недоумением смотрело на обновления в следующих версиях. Даже сейчас старожилы-ремиксеры вам скажут, что лучшими были ACID 1.0 и ACID 2.0. Sequel создавался как нечто простое и "ранний ACID"-подобное. Ableton Live в отличие от него начал утяжеляться, но разработчики сделали это более умно, чем в ситуации с ACID, к тому же стали работать сразу на две платформы Win и Mac, и самое главное — их программа априори поддерживала VST/VSTi.

Steinberg Sequel 2

2008-й… Steinberg выпускает Sequel 2. Звуковой движок такой же, как и у Cubase с Nuendo. Интерфейс уже отдаленно похож на первую версию. Программа больше напоминает дэнс-мейкер, хотя так оно и есть, потому как в комплекте поставки дается 5000 loop'ов. И действительно, после eJay 1998-1999 гг. дэнсмейкеров не выпускалось вообще. Интерфейс удобен и понятен. Рекомендуется к использованию начинающим, детям и т.п.
Еще среди октябрьских новинок стоит выделить разработчика под именем Tone2 (www.tone2.com), который выпускает виртуальные инструменты и эффект- процессоры. Среди последних новинок — синтезатор Gladiator2 и мультиэффект-процессор Warmverb. На последнем стоит заострить внимание. Warmverb включает 35 модулей эффектов, среди которых:

. 3 ревербератора high-end quality;
. вокодер и вокодер L-R;
. дилэй, пинг-понг дилэй, пинг-понг дилэй с фильтрацией;
. хорус, ансамбль;
. флэнджер (моно, стерео);
. Superstrings;
. фазер (моно, стерео);
. Low pass, Band pass и High pass (с LFO);
. эффект Talkbox;
. искажения: Tubeamp, Transistor, Presence, Hardclip
. Bitcrush, Waveshape;
. лесли-спикер;
. кодер Dolby Prologic II;
. тремоло;
. автопаннинг;
. стерео энхансер;
. Stereoizer;
. эквалайзер;
. питч-шифтер.

Все работает на 64 битах с частотами дискретизации до 192 КГц. Именно это во многом и спасает программу.

Еще одна интересная новинка осени — ритм-машина RMV от LinPlug. Достаточно гремучая смесь между синтезатором и сэмплером, и именно для ударных. Помимо этого есть плотная привязка к MIDI и с программой поставляется банк из уже готовых 2600 MIDI-грувов и 1000 собранных loop'ов. Удачный инструмент получился.

Ну, а…

Tone2 Warmverb

Лучшая программа-2008

В данном случае я выскажу свое мнение, лучшей программой 2008 года… можно назвать коллекцию плагинов Antares AVOX2 (Vocal Toolkit). В нее входят:

Великолепный генератор для создания гармонических "пачек" Harmony Engine Vocal Modeling Harmony Generator. Добавляет к основному голосу дополнительно четыре независимых, каждым из которых можно управлять по отдельности.

MUTATOR Extreme Voice Designer. Изменение голоса для создания неестественных персонажей. Туда входит Pitch Shift, Throat Modeling и Mutation, что позволяет сделать вариации для вокала от вполне натуральных до ужасающих. При настройке Alienization можно менять
диалектическое изменение вокала.

ARTICULATOR Vocal Formant and Amplitude Modeler. Работа с формантами и амплитудными данными, подходит как для голоса, так и для
инструментальной обработки.

WARM Tube Saturation Generator — добавление эффекта "лампы".

ASPIRE Aspiration Noise Processor — уникальный алгоритм, который может обрабатывать звуки дыхания/придыхания независимо от гармонического контента вокала. Также позволяет регулировать различные параметры, например, добавлять/убавлять хрипотцу и так далее.

THROAT Physical Modeling Vocal Designer — в основе лежит физическая модель голосового и частично речевого трактов человека. Соответственно ею можно исправлять различные артефакты.

DUO Vocal Modeling Auto-Doubler — автоматическое создание дублера, вокал которого можно регулировать питчем, при этом есть и небольшая опция с возможностями THROAT.

В общем и целом, от вокалистов скоро вообще ничего не понадобится: пришел в студию, прочитал стих и ушел. Это шутка, конечно. А в целом AVOX2 великолепен для студии, голос можно сделать очень плотным и насыщенным, подчеркнуть какое-либо настроение. Также имеются полезные вещи для саунд- дизайна.

LinPlug RMV

ТОП лучших от Electronic Musician и Remix

Раз уж мы стали перечислять лучших, то стоит сказать о рейтингах по итогам года, подведенные журналами Electronic Musician и Remix. Эти данные были широко озвучены на только что прошедшей NAMM, вполне возможно, что скоро сами мероприятия превратятся в неотъемлемую часть выставки, как TEC Awards на AES и m.i.p.a. на Musikmesse. Итак, смотрим и не забываем, что отмечены лучшие продукты 2008-го…

EM Editors Choice 2009

Выбор идет и по соотношению цена/качество в том числе, поэтому рядом с продуктами будем указывать и их цены.
Лучший звуковой редактор — Adobe Audition 3.0 (Win, $349).
Вспомогательное ПО — Cycling '74 Max 5 (Mac/Win, $250 [MSRP]).
Внешний аппаратный контроллер — Euphonix MC Control ($1,499).
Аудио-секвенсор — Ableton Live 7 (Mac/Win, $499).
DSP-хост (имеются в виду внешний или внутренние интерфейсы, на которых переносится нагрузка при обработке с CPU) — Universal Audio UAD-2 (Mac/Win, от $499).
Эффект-процессор (hardware) — Eventide ModFactor ($399).
Портативный цифровой рекордер — Sony PCM-D50 ($499), характеристики 24/96, память на 4 Гб.
Гитарный софт — Native Instruments Guitar Rig 3 (Mac/Win; с устройством Kontrol $499, чисто программно $299).
Микрофон — Cascade Microphones Gomez Michael Joly Edition ($499).
МIDI/инструментальный контроллер — Yamaha Tenori-on ($1,199).
Мониторы — Mackie MR5 ($149.95 за колонку).
Лучший инновационный продукт — гитара Moog Music Moog Guitar Paul Vo Collector Edition ($5895).
Программный сэмплер — Heavyocity Evolve (Mac/Win, $399), Sonic Reality Ocean Way Drums Gold (Mac/Win, $895 с банком на 40 Гб и "платинум"-версия $1795 с банком на 120 Гб — все ударные).
Программные эффект-процессоры (комплект) — McDSP Emerald Pack 3.0 (Mac/Win; $2.599 TDM, $1.399 native).
Программный эффект-процессор — iZotope RX (Mac/Win, $279).
Программная ритм-машина — FXpansion BFD2 2.0.5 (Mac/Win, $399).
Звуковая библиотека — SoniVox Anatomy (Mac/Win, $219 [MSRP]), входят оркестры, этно, аналоговые синтезаторы, фортепиано, предназначена для NI Kontakt 2 или 3.
Синтезатор (hardware) — Dave Smith Instruments Prophet '08 ($1.999).
Программный синтезатор — Spectrasonics Omnisphere (Mac/Win, $499 [MSRP]).

Antares Harmony Engine Vocal Modeling Harmony Generator

The 7th Remix Technology Awards (2009)

Журнал Remix не опирается на цены, хотя основной спектр его читателей — обычные музыканты, ремиксеры и ди-джеи, поэтому зачастую оптимальные решения находятся сами собой, но не всегда.
Сэмплер — Native Instruments Kontakt 3.
Аудио-интерфейс — Prism Sound Orpheus, м-да, стоит он $4.995. Firewire. 18 I/O. Почему именно он, пока непонятно.
MIDI-контроллер — Akai MPK49.
DAW-контроллер — Euphonix MC Control.
Монитор — Dynaudio Acoustics Air 12.
Индивидуальный плагин (такая вот номинация) — Universal Audio Moog Multimode Filter.
Аппаратная обработка — TL Audio Fat Track Tube Production Suite.
Синтезатор (hardware) — Dave Smith Instruments Prophet '08.
Звуковой редактор — BIAS Peak Pro 6.
Инновационный продукт — Trinity Audio Group Indamixx. Речь идет о специализированном портативном компьютере, в котором загружено open source ПО под Linux. Получается некое подобие портативной студии звукозаписи.
Портативный цифровой рекордер — Sony PCM-D50.
DAW (Digital Audio Workstation), т.е. рабочая станция — Ableton Live 7.
Программный инструмент — Digidesign Transfuser.
Звуковая коллекция — Sony Creative Software The Electronic Music Manuscript: A Richard Divine Collection.
DJ-контроллер — Stanton SCS.3d DaScratch.
Цифровая DJ-система — Vestax VCI-300 With Serato Itch.
Лучшее ПО — Native Instruments Kore Player and Kore Soundpacks.
Лучшее "железо" — Novation Nocturn.
Лучший программно-аппаратный продукт — Universal Audio UAD-2.

Как видно, совпадений в двух рейтингах лучших несколько — это Universal Audio UAD-2, Ableton Live 7, Dave Smith Instruments Prophet '08 и Sony PCM-D50.

Antares THROAT Physical Modeling Vocal Designer

В завершение

Среди других интересных новинок стоит отметить портативные цифровые firewire-микшеры Mackie U.420 и U.420d, USB-микрофоны MXL Studio 1 USB ($129.95), firewire аудио/MIDI-интерфейс Presonus FireStudio Tube, цифровые мониторы M-Audio's Studiophile DSM1 и DSM2 ($649.95 и $749.95) с встроенным DSP.

Как уже многие знают, недавно прошедшая NAMM этого года поставила рекорд посещаемости, хочется верить, что также будет и с Musikmesse. Такое ощущение, что 2008-й был подготовительным перед 2009-м. Рынок живет и развивается. Напомню, что в звуковых технологиях кризис уже пройден, а начался он в 2005-2006 годах.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2009 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета