IT-2009. Ответы на вопросы
Новый год стартовал, у всех рабочее настроение. Переходим к вопросам, и, как вы уже смогли понять из названия, они будут касаться всех тематик, о которых ваш покорный слуга писал в прошлом году. "Первоянварские" письма, начинающиеся с "э-эта…", "ыыы…", "здарррова…", отметаем и приступаем. Первый вопрос по ИИ (искусственному интеллекту).
…по нейронам и глазам.
Читал тут книжонку Фейнман — физика. Так он вот чего говорит:
Дело в том, что колбочка в глазу не воспринимает сигнал однозначно, да и сигналов — несколько (у лягушки — до десятка).
При чем уровень сигнала — зависит от уровня соседних одного типа и разных типов — за счет горизонтальных связей нейронов в сетчатке.
Так на пример есть сигнал "темноты" — он появляется когда темно и не зависит от характера картинки.
Торможение на клетчатке — демонстрирует пример сфокусированного освещения одного "глазка" сложного глаза краба, сигнал на двух освещенных глазках — в два раза слабее сигнала на одном освещенном глазке.
То есть, сигнал сильнее там, где контраст, половина глазков на свету — а половина в темноте — на границе — самый сильный сигнал — контурное зрение. Плюс отдельные сигналы, появляющиеся при "масштабировании" объекта, движении и неподвижности и т.п.
У человека еще сложнее, т. обр. "картинка" начинает обрабатываться уже в глазу (интересно кстати, что у человека клетчатка "вывернута" а у осьминога типа — нет :))
Ну а твои "эксперименты" — нельзя в серьез воспринимать потому, что их ставить надо над оторванным от мозга глазом, и над каждым отделом мозга через который проходит сигнал по отдельности...
Лучше конечно самого Фейнмана почитать, я как всегда — второпях и сбивчиво... Спасибо за статью.
М-да, как вы говорите, "книжонку"… Ладно, начнем по порядку. У биологов и медиков в вузах есть такой предмет: физико-химические основы фотобиологических процессов. Причем год от года он постоянно модифицируется. Почему? Потому, что наука не стоит на месте, и даже сейчас происходят ярчайшие исследования в этих вопросах. Взяв учебник по этой дисциплине (а еще лучше — почитав последние научные статьи и результаты исследований по этой теме), вы можете уделить внимание описанию действия родопсина (пока говорим только о палочках). Кстати, ученый Джордж Уолд, который раскрыл этот секрет, то есть сам механизм реакции родопсина, так же получил Нобелевскую премию, как и Фейнман (если вы имеете в виду Ричарда Филипса Фейнмана), причем, если не ошибаюсь, в одни и те же годы (Фейнман в 1965 по физике, Уолд — по физиологии и медицине в 1967-м). Причем открытие Уолда, а также все последующие в этом направлении можно считать во многом ключевым и для ИИ вместе с нейрокомпьютингом в том числе.
До предыдущего материала по ИИ, о котором идет речь, ваш покорный слуга писал о том, что есть мнение, причем авторитетное, что представление нейронных сетей, как это делают в классическом нейрокомпьютинге, в виде сетей с сумматорами, весовыми коэффициентами и сложными каскадами подразумевает не совсем верный подход. Почему? Представьте, как мы будем рассматривать электронную плату, ориентируясь только по значениям тока в проводниках и забыв о деталях. Много ли мы поймем из таких данных? Сами события происходят в белках внутри клеток, причем не тривиально и не как обычный транзисторный каскад. На самом деле тема очень долгая в обсуждении, и моей задачей в рамках последнего материала по ИИ было показать, что да, нейрокомпьютинг имеет право на существование как нечто математическое, и в этом плане он достаточно интересен, но к биологии человека имеет отдаленное отношение. Да и вообще, очень спорно выглядит их ситуация с сумматорами и весовыми коэффициентами, а в книгах по ИИ и нейрокомпьютингу это все представляется за чистую монету… Идем далее…
Разработка компьютерных игр
В рамках этой серии ваш покорный слуга хотел вам привести несколько примеров тестовых заданий от самих разработчиков. От себя могу добавить, что у каждого они свои. Сегодня мы рассмотрим вакансию программиста. При отборе на эту должность в рамках тестов чаще всего двигаются по трем направлениям:
1. Дают некую функцию и спрашивают о том, какой будет результат (либо просят найти ошибку, либо провести оптимизацию — кстати, последнее часто дают для алгоритмиста).
2. Дают ряд тестовых вопросов, в основном, не совсем тривиальных, но для геймдева важных.
3. Дают задание по написанию кода/созданию программы.
Итак, рассмотрим третий вариант. Это реальное задание — фирма-разработчик очень известна как в геймдеве, так и среди геймеров. Ее продажи исчисляются миллионами.
Тестовое задание
Программист
Задание
Язык программирования, на котором выполняется задание, выбирается в зависимости от вакансии. Кандидат может продемонстрировать владение обоими языками при желании.
C++
В заданном файле необходимо найти самую длинную возрастающую последовательно байт (unsigned char). Результат — смещение начала
последовательности и длина последовательности.
C#
В заданном текстовом файле подсчитать количество слов. Словом считается не нулевая последовательность символов, отличных от пробела, переноса строки и возврата каретки (' ', '\n', '\r'), разделенные одним или более пробелом, переносом строки, возвратом каретки.
Требования к реализации
Консольное или Windows-приложение, написанное с использованием Visual Studio 2005 или 2008 ( сайт — вот бесплатная Visual C# 2008 Express; сайт — вот бесплатная Visual C# 2008 Express). Вывод результата в консоль или в окно.
Бонусы при выполнении
За использование многопоточности (чтобы получить выигрыш от запуска на платформе Core2Quad).
За наличие счетчика прогресса выполнения (писать проценты в консоль или progress bar для Windows-приложения).
Сроки и требования к результату
Желательно выполнить задание в течение 1-3 дней после его получения.
Помните, что отведенное время также является критерием качества. В работе постарайтесь продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества, а также правильно спланировать собственное время.
В письме со ссылкой на законченную работу необходимо описать, какое количество времени было потрачено.
Ваш покорный слуга мог бы сейчас описать суть решения, но рекомендую выполнить тест самостоятельно, тем более, что все достаточно просто. В принципе, все тестовые задания, если вдуматься, не так сложны за исключением узких специализаций. Здесь, как вы видите, — широкая, тем более, что и языки распространенные. Напомню, что это в качестве примера, хотя ваши ответы можете прислать на e-mail: christopher@tut.by, и, если решений будет много, да еще и разнообразных, то мы все обсудим в рамках отдельного материала.
Теперь переходим к вопросам. Автор первого письма просил не печатать в газете то, что он написал, но все же я выделю абзац, поскольку этот вопрос интересует очень многих.
По поводу BlueSky EXO. Ни одной русскоязычной ссылки. Я так понял это студийные мониторы? Где Вам довелось их услышать? Интересно, когда они появятся в Москве и тем более в Минске? О студийных мониторах, к которым относится и Behringer в статье
сайт
"Но даже если мониторы качественные, то и тут следует помнить, что далеко не всегда "честное" звучание годится для прослушивания музыки: на поверхность выходят все недостатки записи."
BlueSky EXO я слушал в Москве, в одной из фирм, которая привезла один комплект для тестов. Эти мониторы победили ряд престижных номинаций, были высоко отмечены в профессиональных изданиях. Удивило всех тогда одно — BluSky Exo стоил дешевле так называемых "Hi-Fi топ-класса", но звучал профессионально и намного прозрачнее. В Москве, если трудно достать, вы их можете получить на заказ — есть целый ряд компаний, которые занимаются привозом. Хотя в любом случае перед тем, как взять, нужно послушать самому. Но дело даже не в этом. Меня насторожила ваша цитата. Не могу понять главное: что такое "недостатки записи"? Ведь, наоборот, если акустические системы вносят свою "краску", это всегда считается недостатком. В большинстве Hi-Fi-техники нередко предпочитают:
. выпятить басы, которые в таком случае просто теряют отчетливость;
. установить специальные фильтры для высоких, в результате чего возникает ощущение песка;
. сильно мудрят с корпусами…
В унисон с вашей цитатой я недавно встретился со схожим мнением в одном из компьютерных магазинов. Туда пришел покупатель и увидел причудливую на вид акустическую систему от известной на пользовательском рынке фирмы. Он тогда спросил: "Звучит как-то чудно, басов много", — на что ему сказали, что "изображение после фотошопа всегда смотрится лучше". То есть, если следовать этой логике, в профессиональных студиях сидят профаны, делают блеклый звук, а вот колонки за 100-200 у.е. все прекрасно исправляют. В корне неверный подход.
Вітаю вас.
У мяне да вас такое пытаньне: ёсьць відэакасэта tdk HI8mp, відэакамэра й кампутар=) Задача: трэба алічбаваць касэтнае відэа. Не падкажаце, як гэта зрабіць. І шчэ: буду ўдзячны, калі адпішаце мне адказ прыватным паведамленьнем на скрыню (а не (ня толькі) у г'азэце).
Загадзя дзякую
Посмотрите на выходы вашей видеокамеры (S-Video и т.п. — в общем, какие есть) и оцифровывайте. При этом достаточно иметь обычный ТВ-тюнер в ПК, главное — чтобы у того был соответствующий вход.
Меня очень заинтересовали ваши статьи по 3D-моделированию. Сам я ламер в этом вопросе, не подскажете, с чего лучше начинать… Установил 3DMAX, но не могу разобраться, может, книгу нужную подскажете?
Уф-ф, книг по MAX'у очень много, как и документации в рунете, все они нормальны для начинающих. Правда, не рекомендую русифицировать программу, о чем уже писалось в серии материалов. Хотя лично я всем советую стартовать с Maxon Cinema4D, но это скорее личное предпочтение — с 3ds MAX вы быстрее найдете себе работу, так что занимайтесь на здоровье.
Во-первых, хочу поблагодарить за ответ на мое письмо по поводу наушников 5.1. Покупать я их передумал, но вот от возможности получения объемного звука на своем ноутбуке отказываться не хочется. Особенно, после того как я в вашей газете прочитал о внешней звуковой плате Sound Blaster X-Fi Go! и статьи в КГ №42 касательно плагина Сhristian. А теперь внимание, вопрос знатокам :)!
1. Есть ли в продаже вышеуказанная звуковая плата?
2. Как использовать плагин Сhristian для просмотра фильмов и в играх (особенно, интересует Doom 3, Silent Hill, Resident Evil и т.п.)?
3. Будет ли эффект от этих манипуляций (наушники Sennheiser CX300, Microlab Solo-4, Intel82801DBM ICH4-M — AC'97 Audio Controller [B-1] PCI)?
Дело в том, что алгоритм surround'a есть во всех платах семейства Creative X-Fi, названия его я уже точно не помню, вся информация есть в документации к этим интерфейсам. В продаже они также есть. Через настройки этих плат вы можете слушать объемный звук и в играх, и в кино. Что касается плагина… Плагин от Christian'а работает как VST, но у этого же разработчика реализован специальный программный "мост" для того, чтобы можно было подключаться к WinAmp'у, через который вы можете смотреть фильмы даже на АС'97, но подключить через него игровой звук достаточно проблематично. В общем, читайте документацию к X-Fi — такая вот рекомендация. В интернете этой информации много.
Кристофер, christopher@tut.by
…по нейронам и глазам.
Читал тут книжонку Фейнман — физика. Так он вот чего говорит:
Дело в том, что колбочка в глазу не воспринимает сигнал однозначно, да и сигналов — несколько (у лягушки — до десятка).
При чем уровень сигнала — зависит от уровня соседних одного типа и разных типов — за счет горизонтальных связей нейронов в сетчатке.
Так на пример есть сигнал "темноты" — он появляется когда темно и не зависит от характера картинки.
Торможение на клетчатке — демонстрирует пример сфокусированного освещения одного "глазка" сложного глаза краба, сигнал на двух освещенных глазках — в два раза слабее сигнала на одном освещенном глазке.
То есть, сигнал сильнее там, где контраст, половина глазков на свету — а половина в темноте — на границе — самый сильный сигнал — контурное зрение. Плюс отдельные сигналы, появляющиеся при "масштабировании" объекта, движении и неподвижности и т.п.
У человека еще сложнее, т. обр. "картинка" начинает обрабатываться уже в глазу (интересно кстати, что у человека клетчатка "вывернута" а у осьминога типа — нет :))
Ну а твои "эксперименты" — нельзя в серьез воспринимать потому, что их ставить надо над оторванным от мозга глазом, и над каждым отделом мозга через который проходит сигнал по отдельности...
Лучше конечно самого Фейнмана почитать, я как всегда — второпях и сбивчиво... Спасибо за статью.
М-да, как вы говорите, "книжонку"… Ладно, начнем по порядку. У биологов и медиков в вузах есть такой предмет: физико-химические основы фотобиологических процессов. Причем год от года он постоянно модифицируется. Почему? Потому, что наука не стоит на месте, и даже сейчас происходят ярчайшие исследования в этих вопросах. Взяв учебник по этой дисциплине (а еще лучше — почитав последние научные статьи и результаты исследований по этой теме), вы можете уделить внимание описанию действия родопсина (пока говорим только о палочках). Кстати, ученый Джордж Уолд, который раскрыл этот секрет, то есть сам механизм реакции родопсина, так же получил Нобелевскую премию, как и Фейнман (если вы имеете в виду Ричарда Филипса Фейнмана), причем, если не ошибаюсь, в одни и те же годы (Фейнман в 1965 по физике, Уолд — по физиологии и медицине в 1967-м). Причем открытие Уолда, а также все последующие в этом направлении можно считать во многом ключевым и для ИИ вместе с нейрокомпьютингом в том числе.
До предыдущего материала по ИИ, о котором идет речь, ваш покорный слуга писал о том, что есть мнение, причем авторитетное, что представление нейронных сетей, как это делают в классическом нейрокомпьютинге, в виде сетей с сумматорами, весовыми коэффициентами и сложными каскадами подразумевает не совсем верный подход. Почему? Представьте, как мы будем рассматривать электронную плату, ориентируясь только по значениям тока в проводниках и забыв о деталях. Много ли мы поймем из таких данных? Сами события происходят в белках внутри клеток, причем не тривиально и не как обычный транзисторный каскад. На самом деле тема очень долгая в обсуждении, и моей задачей в рамках последнего материала по ИИ было показать, что да, нейрокомпьютинг имеет право на существование как нечто математическое, и в этом плане он достаточно интересен, но к биологии человека имеет отдаленное отношение. Да и вообще, очень спорно выглядит их ситуация с сумматорами и весовыми коэффициентами, а в книгах по ИИ и нейрокомпьютингу это все представляется за чистую монету… Идем далее…
Разработка компьютерных игр
В рамках этой серии ваш покорный слуга хотел вам привести несколько примеров тестовых заданий от самих разработчиков. От себя могу добавить, что у каждого они свои. Сегодня мы рассмотрим вакансию программиста. При отборе на эту должность в рамках тестов чаще всего двигаются по трем направлениям:
1. Дают некую функцию и спрашивают о том, какой будет результат (либо просят найти ошибку, либо провести оптимизацию — кстати, последнее часто дают для алгоритмиста).
2. Дают ряд тестовых вопросов, в основном, не совсем тривиальных, но для геймдева важных.
3. Дают задание по написанию кода/созданию программы.
Итак, рассмотрим третий вариант. Это реальное задание — фирма-разработчик очень известна как в геймдеве, так и среди геймеров. Ее продажи исчисляются миллионами.
Тестовое задание
Программист
Задание
Язык программирования, на котором выполняется задание, выбирается в зависимости от вакансии. Кандидат может продемонстрировать владение обоими языками при желании.
C++
В заданном файле необходимо найти самую длинную возрастающую последовательно байт (unsigned char). Результат — смещение начала
последовательности и длина последовательности.
C#
В заданном текстовом файле подсчитать количество слов. Словом считается не нулевая последовательность символов, отличных от пробела, переноса строки и возврата каретки (' ', '\n', '\r'), разделенные одним или более пробелом, переносом строки, возвратом каретки.
Требования к реализации
Консольное или Windows-приложение, написанное с использованием Visual Studio 2005 или 2008 ( сайт — вот бесплатная Visual C# 2008 Express; сайт — вот бесплатная Visual C# 2008 Express). Вывод результата в консоль или в окно.
Бонусы при выполнении
За использование многопоточности (чтобы получить выигрыш от запуска на платформе Core2Quad).
За наличие счетчика прогресса выполнения (писать проценты в консоль или progress bar для Windows-приложения).
Сроки и требования к результату
Желательно выполнить задание в течение 1-3 дней после его получения.
Помните, что отведенное время также является критерием качества. В работе постарайтесь продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества, а также правильно спланировать собственное время.
В письме со ссылкой на законченную работу необходимо описать, какое количество времени было потрачено.
Ваш покорный слуга мог бы сейчас описать суть решения, но рекомендую выполнить тест самостоятельно, тем более, что все достаточно просто. В принципе, все тестовые задания, если вдуматься, не так сложны за исключением узких специализаций. Здесь, как вы видите, — широкая, тем более, что и языки распространенные. Напомню, что это в качестве примера, хотя ваши ответы можете прислать на e-mail: christopher@tut.by, и, если решений будет много, да еще и разнообразных, то мы все обсудим в рамках отдельного материала.
Теперь переходим к вопросам. Автор первого письма просил не печатать в газете то, что он написал, но все же я выделю абзац, поскольку этот вопрос интересует очень многих.
По поводу BlueSky EXO. Ни одной русскоязычной ссылки. Я так понял это студийные мониторы? Где Вам довелось их услышать? Интересно, когда они появятся в Москве и тем более в Минске? О студийных мониторах, к которым относится и Behringer в статье
сайт
"Но даже если мониторы качественные, то и тут следует помнить, что далеко не всегда "честное" звучание годится для прослушивания музыки: на поверхность выходят все недостатки записи."
BlueSky EXO я слушал в Москве, в одной из фирм, которая привезла один комплект для тестов. Эти мониторы победили ряд престижных номинаций, были высоко отмечены в профессиональных изданиях. Удивило всех тогда одно — BluSky Exo стоил дешевле так называемых "Hi-Fi топ-класса", но звучал профессионально и намного прозрачнее. В Москве, если трудно достать, вы их можете получить на заказ — есть целый ряд компаний, которые занимаются привозом. Хотя в любом случае перед тем, как взять, нужно послушать самому. Но дело даже не в этом. Меня насторожила ваша цитата. Не могу понять главное: что такое "недостатки записи"? Ведь, наоборот, если акустические системы вносят свою "краску", это всегда считается недостатком. В большинстве Hi-Fi-техники нередко предпочитают:
. выпятить басы, которые в таком случае просто теряют отчетливость;
. установить специальные фильтры для высоких, в результате чего возникает ощущение песка;
. сильно мудрят с корпусами…
В унисон с вашей цитатой я недавно встретился со схожим мнением в одном из компьютерных магазинов. Туда пришел покупатель и увидел причудливую на вид акустическую систему от известной на пользовательском рынке фирмы. Он тогда спросил: "Звучит как-то чудно, басов много", — на что ему сказали, что "изображение после фотошопа всегда смотрится лучше". То есть, если следовать этой логике, в профессиональных студиях сидят профаны, делают блеклый звук, а вот колонки за 100-200 у.е. все прекрасно исправляют. В корне неверный подход.
Вітаю вас.
У мяне да вас такое пытаньне: ёсьць відэакасэта tdk HI8mp, відэакамэра й кампутар=) Задача: трэба алічбаваць касэтнае відэа. Не падкажаце, як гэта зрабіць. І шчэ: буду ўдзячны, калі адпішаце мне адказ прыватным паведамленьнем на скрыню (а не (ня толькі) у г'азэце).
Загадзя дзякую
Посмотрите на выходы вашей видеокамеры (S-Video и т.п. — в общем, какие есть) и оцифровывайте. При этом достаточно иметь обычный ТВ-тюнер в ПК, главное — чтобы у того был соответствующий вход.
Меня очень заинтересовали ваши статьи по 3D-моделированию. Сам я ламер в этом вопросе, не подскажете, с чего лучше начинать… Установил 3DMAX, но не могу разобраться, может, книгу нужную подскажете?
Уф-ф, книг по MAX'у очень много, как и документации в рунете, все они нормальны для начинающих. Правда, не рекомендую русифицировать программу, о чем уже писалось в серии материалов. Хотя лично я всем советую стартовать с Maxon Cinema4D, но это скорее личное предпочтение — с 3ds MAX вы быстрее найдете себе работу, так что занимайтесь на здоровье.
Во-первых, хочу поблагодарить за ответ на мое письмо по поводу наушников 5.1. Покупать я их передумал, но вот от возможности получения объемного звука на своем ноутбуке отказываться не хочется. Особенно, после того как я в вашей газете прочитал о внешней звуковой плате Sound Blaster X-Fi Go! и статьи в КГ №42 касательно плагина Сhristian. А теперь внимание, вопрос знатокам :)!
1. Есть ли в продаже вышеуказанная звуковая плата?
2. Как использовать плагин Сhristian для просмотра фильмов и в играх (особенно, интересует Doom 3, Silent Hill, Resident Evil и т.п.)?
3. Будет ли эффект от этих манипуляций (наушники Sennheiser CX300, Microlab Solo-4, Intel82801DBM ICH4-M — AC'97 Audio Controller [B-1] PCI)?
Дело в том, что алгоритм surround'a есть во всех платах семейства Creative X-Fi, названия его я уже точно не помню, вся информация есть в документации к этим интерфейсам. В продаже они также есть. Через настройки этих плат вы можете слушать объемный звук и в играх, и в кино. Что касается плагина… Плагин от Christian'а работает как VST, но у этого же разработчика реализован специальный программный "мост" для того, чтобы можно было подключаться к WinAmp'у, через который вы можете смотреть фильмы даже на АС'97, но подключить через него игровой звук достаточно проблематично. В общем, читайте документацию к X-Fi — такая вот рекомендация. В интернете этой информации много.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2009 год в рубрике мультимедиа