Новая статистика рунета

Подразделение интернет-холдинга "Рамблер" – статистическая служба Ruметрика – в октябре-ноябре 2008 года провела исследование аудитории рунета с 2004 по 2008 год. В основе исследования – данные статистики Rambler TOP100, Госкомстата РФ, собственные данные Ruметрики. По данным системы Rambler TOP, общая суточная аудитория сайтов рунета, участвующих в рейтинге, составляет 19,5 млн посетителей. Этот показатель учитывает не только интернет-пользователей из России, но и посетителей из-за рубежа (в рунете в 2008 году таких было около 38%).

Пользователи


Главный результат: за четыре года общая аудитория рунета увеличилась более чем в пять раз. В 2004-м рост был небольшой – 23%, но затем начался значительный подъем, пик которого пришелся на 2005-2006 годы, когда аудитория увеличивалась на 80% и 55% соответственно. Но в 2007-2008 годах темпы роста аудитории снизились и составили 33% и 37% соответственно.

Проанализировав развитие широкополосного доступа (и особенно его стоимость в динамике), эксперты Ruметрики пришли к выводу, что цена трафика оказывает наибольшее влияние на развитие рунета. Именно значительное снижение цены в 2005-м (на 83%) привело к ощутимому росту интернет- аудитории в России (на 80%). Далее в 2006-2007 годах с замедлением снижения цен до 40% в год примерно на столько же увеличивалась аудитория. Интересы интернет-аудитории в последние годы несколько изменились. Лидером интересов пользователей рунета по прежнему остается развлекательный сектор – он упрочил свое лидерство и показал за четыре года рост на 42%. Сегодня этот сектор имеет более половины всех показов в рунете. Во многом это произошло за счет роста количества домашних компьютеров – их пользователи в основном покупают компьютер именно для развлечений и общения. На втором и третьем месте находятся коммерческий и информационный секторы, которые за четыре года несколько утратили свои доли по отношению к остальным – на 21% и 16% соответственно. На четвертом месте, как и прежде, сектор Авто и мото, заметно укрепивший свои позиции. Наибольший рост, почти в два раза, показал самый небольшой сектор рунета – Недвижимость.

Что касается прогнозов на будущее, то тут специалисты Ruметрики констатируют: "Давать прогнозы по количеству суточной аудитории интернет- пользователей из России довольно сложно, так как они зависят от нескольких показателей, в том числе прогнозных. Если учесть, что в основном на изменение численности аудитории влияет изменение доходов населения и стоимости трафика, то получаем два прогнозных варианта изменения аудитории рунета". При этом возможно построение приблизительного прогноза только на ближайший год-два, на 3-4 года данные могут быть позднее скорректированы. Если взять средний показатель по этим двум прогнозам, то можно говорить о снижении темпов роста аудитории рунета до 31% в 2008 и 8% в 2009 году, связанного с падением темпов роста доходов населения. Если оперировать абсолютными данными, то по усредненному прогнозу получается в 2012 году 57 млн посетителей в рунете в сутки. При этом интересы пользователей будут меняться. В связи с дальнейшим ростом количества домашних ПК в регионах специалисты предвидят дальнейший рост доли сектора развлечений - до 60-70% к 2012 году. Рост в секторах авто и мото и недвижимости во многом зависит от положения дел в данных отраслях, и, скорее всего, дальнейшего бурного роста не будет. В различной степени влияние на развитие интернета могут оказать экономический кризис, рост темпов инфляции, прекращение развития технологий широкополосного доступа, рост стоимости ПК и трафика, снижение темпов роста доходов (особенно в регионах).

Сайты

Также в конце 2008 года Ruметрика провела исследование сайтов рунета с 2004 по 2008 год. В основе исследования использовались данные статистики рейтинга Rambler TOP 100 и Ruметрики. По данным системы TOP 100, общая посещаемость сайтов рунета, участвующих в рейтинге, составляет около 19,5 млн посетителей, соответственно с 2004 по 2008 аудитория выросла более чем в пять раз. Весной 2004 года Rambler TOP 100 насчитывал 125 тыс. активных участников (сайты, на которых был хотя бы один посетитель в неделю) рейтинга, спустя четыре года – 220 тыс. активных ресурсов. Прирост числа сайтов с 2004 по 2008 год составил 78%, что несравнимо с ростом более чем в пять раз общей аудитории пользователей Рунета. По всем сайтам, зарегистрированным в рейтинге, рост составил 133%. Из более чем двух миллионов сайтов, подавших заявки на регистрацию в системе Rambler TOP 100 за все время его существования, активны сейчас только 10%. Причем этот показатель снижается начиная с 2005 года. Со временем уменьшается и средний показатель выживаемости ресурсов. Если в первый год жизни выживают более половины (57%) ресурсов, то к пятому году жизни в сети остается только 25% ресурсов. Соответственно, около 75% сайтов живут менее четырех лет, и этот показатель необходимо учитывать при создании новых интернет-ресурсов. Если посмотреть на динамику роста количества сайтов по секторам, то больше всего сайтов сейчас в секторах Коммерческий и Развлекательный – они значительно оторвались от остальных секторов рунета. Наилучший рост показал сектор Недвижимость – в 2,2 раза - и Коммерческий – на 142%.

Возникает парадокс. С одной стороны, сейчас преобладает доля пользователей, выходящих в сеть из дома, и их интересует в основном развлекательный сектор. Тогда не совсем понятно, почему же больше вырос коммерческий сектор, аудитория которого в основном выходит в интернет из офиса. Объясняется это тем, что развлекательные ресурсы ориентируются на массовую аудиторию и собирают большую часть посетителей на меньшем количестве сайтов. Коммерческих же сайтов с высокой посещаемостью мало (так, ни один коммерческий сайт не вошел в TOP 20 сайтов рунета), и они, в основном, ориентируются на нишевую аудиторию, которой не обязательно быть большой для успешности проекта. Именно появление в рунете многочисленных бизнес- направлений за последние годы привело к увеличению количества коммерческих сайтов. В целом по Рунету средняя суточная посещаемость сайта с 2004 по 2008 год увеличилась с 19 до 79 человек, т.е. в четыре раза. За четыре года по сайтам-лидерам в TOP 20 рунета произошли некоторые изменения, но лидер остался прежним – портал www.yandex.ru. Другие крупнейшие порталы рунета – Рамблер и Мэйл - также укрепили свои позиции. Более половины ресурсов из TOP 20 2004 года не покинули новую лидирующую двадцатку и укрепили свои позиции. Аутсайдерами рейтинга за эти годы можно назвать только два ресурса: портал Апорт и почтовый сервис Newmail.ru, которые сейчас находятся далеко от лидеров. Если рассматривать отток ресурсов из двадцатки по категориям, то можно увидеть, что в основном это сайты по тематике Знакомства"и Каталоги. В то же время в TOP 20 за четыре года появилось много новых форматов ресурсов, которые уже сейчас завоевали значительную часть аудитории рунета. Прежде всего это, конечно, социальные сети (Одноклассники, Вконтакте и Мой мир) и ресурсы специального поиска (Погода, Картинки, Карты). На смену "народным" сайтам пришли блоги. Также наблюдается значительный объем новостных ресурсов (СМИ и агрегаторы новостей), которые заняли третью часть рейтинга, хотя активность пользователей на них ниже среднего показателя по рунету (45 просмотров страниц за одно посещение) и составляет около семи просмотров за посещение.

Среди основных порталов рунета больше других изменился Рамблер, который полностью перестроил навигацию, изменил концепцию и дизайн, стал более информативным и ярким. Изменения на Яндекс и Мэйл менее значительны и сводились в основном к перемещению блоков на новые места и добавлению информеров по новым проектам. Также все порталы стали более информативны и интересны. Yandex сменил свое англоязычное название на русское Яндекс, что отражает общую тенденцию снижения популярности англоязычных названий. Основные тенденции, которые RUметрика увидела на главных страницах порталов, таковы:

— Лучшее место на главной странице занимают блоки с новостями. На Рамблере они были увеличены (по сравнению с 2004 годом) на 20-30% и размещены в центре. Это произошло из-за роста популярности интернет-СМИ и перетекания части новостной аудитории в сеть.
— С лучших мест на главных страницах порталов исчезли каталоги ресурсов, площади которых были сокращены, а сами блоки смещены на менее выгодные позиции (вниз экрана или вообще во второй экран, как на Rambler). Это произошло вследствие появления у порталов новых сервисов, которым необходимо место на главной странице, и трафик с нее.
— На всех порталах улучшили свои места на главной странице информеры с погодой. Это обусловлено интересом аудитории к данной теме.
— На порталах появились электронные карты крупнейших городов России и отображение пробок на них. Эта тенденция сохранится, если, конечно, не уменьшится число автомобилей в крупных городах или не увеличится число вводимых в эксплуатацию городских трасс.
— Хорошие места занимают информеры Телепрограмма и Афиша. Люди стали тратить больше времени и денег на развлечения, и информация о них стала более востребована. Впрочем, эта тенденция зависит от благосостояния населения, а с этим в последнее время проблемы.
— На порталах появились информационные блоки по социальным сетям, что обусловлено значительным ростом популярности данной тематики. — Помимо обычного интернет-поиска, увеличился интерес (и это получило отображение на главных страницах порталов) к специальному поиску по картинкам, новостям, товарам, словарям и др. Появились новые направления поиска – поиск по видео, по картам, по вакансиям.

К общим тенденциям, которые произошли за четыре года, можно отнести укрупнение крупнейших порталов рунета – Yandex, Mail и Rambler, консолидировавших 70% позиций в рейтинге TOP 20 в основном за счет укрепления старых и развития новых ресурсов и сервисов. Это заставляет другие ресурсы искать и осваивать новые ниши, пока не занятые порталами. Один из примеров удачного поиска своей ниши и реализации проектов – социальные сети Одноклассники и Вконтакте. Но и порталы также не стоят на месте, создавая свои нишевые социальные сервисы (Мой Круг или Rambler-Друзья). В ближайшем будущем изменения по тематике сайтов в привязке их к определенному сектору рунета будут, вероятно, небольшими. Но стоит ожидать значительного роста количества нишевых коммерческих сайтов с небольшой посещаемостью и небольшой рост количества специализированных развлекательных ресурсов.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2009 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета