Софтверные перспективы
В первых числах нового года, как и в последние недели года минувшего, IT-сообщество России и стран СНГ активно обсуждает ближайшие и среднесрочные перспективы регионального рынка ПО. Впрочем, скорее даже не столько рынка ПО, сколько всей софтверной индустрии на постсоветском пространстве. Что интересно, различные участники дискуссии приходят порой к прямо противоположным выводам.
В 2007 году российский рынок тиражного программного обеспечения вырос на 35%. По данным экспертов, оборот российского рынка тиражного ПО в 2007- м составил $3,7 млрд, оборот российских компаний во всем мире — $1,7 млрд. В 2008 году российский рынок ПО вырос уже до пяти миллиардов долларов. Чтобы получить аналогичные цифры по СНГ целиком, достаточно увеличить российские показатели в полтора раза. Структура же чистых продаж коробочного ПО в 2008 году, по данным исследования ассоциации независимых разработчиков ПО ISDEF, выглядит следующим образом: 65% продаж ПО приходятся на корпоративных клиентов, 20% — на государственный сектор, и лишь 15% софтверных продуктов приобретают частные пользователи. И то прогресс — еще несколько лет назад частные (домашние) пользователи обеспечивали менее 5% рынка ПО — пиратство остается нормой жизни, хотя и понемногу сдает позиции. Впрочем, ко всем этим цифрам у специалистов отношение неоднозначное. Так, к примеру, генеральный директор компании Famatech Дмитрий Курашев считает, что "Объективно оценить реальный объем рынка ПО непросто: финансовая информация большинства IT-компаний не разглашается".
Однако беспокоит участников рынка кое-что другое. В самой структуре софтверного рынка, как и в причинах бурного его роста, в последние несколько лет заложена, как говорят специалисты, "мина, готовая сдетонировать в любой момент". Дело в том, что механизм, по которому росли продажи ПО, был полностью идентичен механизму роста сырьевой составляющей российской экономики. Руководитель департамента продаж компании Softline объясняет эти механизмы так: "Рост продаж лицензионного программного обеспечения зависит от многих факторов. Безусловно, одним из ключевых факторов можно назвать перераспределение доходов с сырьевого рынка, то есть компании, зарабатывая больше, готовы больше тратить, в том числе, на приобретение лицензионного ПО. Теперь же, в условиях кризиса (и падения цен на нефть), лишившись шальных нефтяных денег, частные корпоративные клиенты могут резко свернуть покупки ПО. А это 65% рынка. Уже около 70% российских предприятий предприняли антикризисные меры, и многие из них экономят в том числе и на обновлении сложившейся IT-инфраструктуры. Конечно, представители рынка ПО считают, что как раз на софте экономить никак нельзя. Так, генеральный директор компании Alawar Entertainment Александр Лысковский (он же председатель правления ассоциации ISDEF) говорит, что "сокращать издержки за счет отказа от лицензионного программного обеспечения — все равно, что не есть, чтобы сэкономить". Ну, а гендиректор интернет- супермаркета ПО Softkey Феликс Мучник уверен, что "Сокращение расходов на IT в фирме — это то же самое, что увольнение повара в ресторане". Но не только корпоративные клиенты сокращают расходы на ПО — частные пользователи от них не отстают. Этому косвенно способствует и то, что в 2008 году, по мнению экспертов, несколько отодвинулся процесс вступления России в ВТО. А с этим уменьшилась и активность правоохранительных органов в области защиты интеллектуальной собственности, в том числе борьбы с пиратством. Частные пользователи почувствовали себя в большей безопасности, что тут же негативно отразилось на продажах софта для домашних ПК. Другая тенденция еще более любопытна: как подметили эксперты, частные потребители начали там, где это возможно, использовать свободное ПО, заменяя дорогие коммерческие программы некоммерческими аналогами, имеющими меньшую, но достаточную функциональность. То есть можно сказать, что уровень технической грамотности среднего пользователя растет вместе с его юридической осведомленностью.
Резюмируем все вышесказанное. 2008 год в финансовом плане оказался самым успешным для софтверных компаний России и стран СНГ за всю историю существования этого рынка. Но к концу года ситуация оказалась очень тяжелой, близкой к критической. И теперь компании всерьез задумываются о том, как им вообще пережить 2009 год. О том, как реализовать гигантский потенциал роста рынка ПО, участникам этого рынка предстоит подумать попозже. Впрочем, наиболее дальновидные начинают действовать уже сейчас. Российская компания Softline запустила венчурный фонд объемом $20 млн. Фонд будет инвестировать в небольшие компании, занятые разработкой ПО. В Softline считают эту сферу очень перспективной, отмечая в то же время, что в условиях финансового кризиса трудно искать новые проекты.
Для справки: компания Softline работает на рынке с 1993 года. Основная сфера деятельности — продажа программного обеспечения. Также Sofline занимается IТ-консалтингом и обучением. Оборот компании в 2007 году составил $292 млн, превысив в три раза показатели 2006 года.
Дочерний венчурный фонд Softline Venture Partners (SVP) планирует инвестировать в разработчиков ПО на территории России и СНГ. Об этом рассказал руководитель блока корпоративных финансов Softline Игорь Чекун. На первых порах планируется использовать собственные средства, а в общей сложности фонд намерен вложить в стартапы до $20 млн. Игорь Чекун говорит: "Компания рассматривает инвестиции в стартапы в сфере разработки программного обеспечения, которые обладают интересными разработками в различных сферах IТ-рынка. Мы бы хотели совершить первые инвестиции в первом полугодии 2009 года". Сейчас Softline рассматривает возможность привлечь в фонд средства от "Российской венчурной компании" и других инвесторов. Объем инвестиций в один проект планируется в среднем на уровне $500 тыс. — $1 млн. Доходность фонда планируется на уровне не менее 35%. Однако другие участники рынка не уверены в успехе Softline Venture Partners. Топ-менеджер одного из крупнейших российских венчурных фондов говорит: "IТ-стартапы найти в нынешних условиях непросто — сейчас новых проектов почти не создается. С другой стороны, у уже существующих стартапов поуменьшились аппетиты — они готовы вести переговоры с венчурными инвесторами на гораздо более выгодных для фондов условиях". По мнению директора по венчурному финансированию инвесткомпании "Тройка Диалог" Артема Юхина, при наличии свободных денежных средств инвестирование в IТ — один из лучших способов вложения денег. В свою очередь, директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин уверен, что проект венчурного фонда Softline может быть успешен, так как компания вкладывает в проект собственные деньги. Митюшин говорит: "Инвестирование в софтверные компании хорошо тем, что они почти сразу приносят прибыль и позволяют экономить деньги. Пример — компании, занимающиеся
виртуализацией".
Денис Лавникевич
В 2007 году российский рынок тиражного программного обеспечения вырос на 35%. По данным экспертов, оборот российского рынка тиражного ПО в 2007- м составил $3,7 млрд, оборот российских компаний во всем мире — $1,7 млрд. В 2008 году российский рынок ПО вырос уже до пяти миллиардов долларов. Чтобы получить аналогичные цифры по СНГ целиком, достаточно увеличить российские показатели в полтора раза. Структура же чистых продаж коробочного ПО в 2008 году, по данным исследования ассоциации независимых разработчиков ПО ISDEF, выглядит следующим образом: 65% продаж ПО приходятся на корпоративных клиентов, 20% — на государственный сектор, и лишь 15% софтверных продуктов приобретают частные пользователи. И то прогресс — еще несколько лет назад частные (домашние) пользователи обеспечивали менее 5% рынка ПО — пиратство остается нормой жизни, хотя и понемногу сдает позиции. Впрочем, ко всем этим цифрам у специалистов отношение неоднозначное. Так, к примеру, генеральный директор компании Famatech Дмитрий Курашев считает, что "Объективно оценить реальный объем рынка ПО непросто: финансовая информация большинства IT-компаний не разглашается".
Однако беспокоит участников рынка кое-что другое. В самой структуре софтверного рынка, как и в причинах бурного его роста, в последние несколько лет заложена, как говорят специалисты, "мина, готовая сдетонировать в любой момент". Дело в том, что механизм, по которому росли продажи ПО, был полностью идентичен механизму роста сырьевой составляющей российской экономики. Руководитель департамента продаж компании Softline объясняет эти механизмы так: "Рост продаж лицензионного программного обеспечения зависит от многих факторов. Безусловно, одним из ключевых факторов можно назвать перераспределение доходов с сырьевого рынка, то есть компании, зарабатывая больше, готовы больше тратить, в том числе, на приобретение лицензионного ПО. Теперь же, в условиях кризиса (и падения цен на нефть), лишившись шальных нефтяных денег, частные корпоративные клиенты могут резко свернуть покупки ПО. А это 65% рынка. Уже около 70% российских предприятий предприняли антикризисные меры, и многие из них экономят в том числе и на обновлении сложившейся IT-инфраструктуры. Конечно, представители рынка ПО считают, что как раз на софте экономить никак нельзя. Так, генеральный директор компании Alawar Entertainment Александр Лысковский (он же председатель правления ассоциации ISDEF) говорит, что "сокращать издержки за счет отказа от лицензионного программного обеспечения — все равно, что не есть, чтобы сэкономить". Ну, а гендиректор интернет- супермаркета ПО Softkey Феликс Мучник уверен, что "Сокращение расходов на IT в фирме — это то же самое, что увольнение повара в ресторане". Но не только корпоративные клиенты сокращают расходы на ПО — частные пользователи от них не отстают. Этому косвенно способствует и то, что в 2008 году, по мнению экспертов, несколько отодвинулся процесс вступления России в ВТО. А с этим уменьшилась и активность правоохранительных органов в области защиты интеллектуальной собственности, в том числе борьбы с пиратством. Частные пользователи почувствовали себя в большей безопасности, что тут же негативно отразилось на продажах софта для домашних ПК. Другая тенденция еще более любопытна: как подметили эксперты, частные потребители начали там, где это возможно, использовать свободное ПО, заменяя дорогие коммерческие программы некоммерческими аналогами, имеющими меньшую, но достаточную функциональность. То есть можно сказать, что уровень технической грамотности среднего пользователя растет вместе с его юридической осведомленностью.
Резюмируем все вышесказанное. 2008 год в финансовом плане оказался самым успешным для софтверных компаний России и стран СНГ за всю историю существования этого рынка. Но к концу года ситуация оказалась очень тяжелой, близкой к критической. И теперь компании всерьез задумываются о том, как им вообще пережить 2009 год. О том, как реализовать гигантский потенциал роста рынка ПО, участникам этого рынка предстоит подумать попозже. Впрочем, наиболее дальновидные начинают действовать уже сейчас. Российская компания Softline запустила венчурный фонд объемом $20 млн. Фонд будет инвестировать в небольшие компании, занятые разработкой ПО. В Softline считают эту сферу очень перспективной, отмечая в то же время, что в условиях финансового кризиса трудно искать новые проекты.
Для справки: компания Softline работает на рынке с 1993 года. Основная сфера деятельности — продажа программного обеспечения. Также Sofline занимается IТ-консалтингом и обучением. Оборот компании в 2007 году составил $292 млн, превысив в три раза показатели 2006 года.
Дочерний венчурный фонд Softline Venture Partners (SVP) планирует инвестировать в разработчиков ПО на территории России и СНГ. Об этом рассказал руководитель блока корпоративных финансов Softline Игорь Чекун. На первых порах планируется использовать собственные средства, а в общей сложности фонд намерен вложить в стартапы до $20 млн. Игорь Чекун говорит: "Компания рассматривает инвестиции в стартапы в сфере разработки программного обеспечения, которые обладают интересными разработками в различных сферах IТ-рынка. Мы бы хотели совершить первые инвестиции в первом полугодии 2009 года". Сейчас Softline рассматривает возможность привлечь в фонд средства от "Российской венчурной компании" и других инвесторов. Объем инвестиций в один проект планируется в среднем на уровне $500 тыс. — $1 млн. Доходность фонда планируется на уровне не менее 35%. Однако другие участники рынка не уверены в успехе Softline Venture Partners. Топ-менеджер одного из крупнейших российских венчурных фондов говорит: "IТ-стартапы найти в нынешних условиях непросто — сейчас новых проектов почти не создается. С другой стороны, у уже существующих стартапов поуменьшились аппетиты — они готовы вести переговоры с венчурными инвесторами на гораздо более выгодных для фондов условиях". По мнению директора по венчурному финансированию инвесткомпании "Тройка Диалог" Артема Юхина, при наличии свободных денежных средств инвестирование в IТ — один из лучших способов вложения денег. В свою очередь, директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин уверен, что проект венчурного фонда Softline может быть успешен, так как компания вкладывает в проект собственные деньги. Митюшин говорит: "Инвестирование в софтверные компании хорошо тем, что они почти сразу приносят прибыль и позволяют экономить деньги. Пример — компании, занимающиеся
виртуализацией".
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2009 год в рубрике soft