Блоги: история феномена

Собственным интернет-дневником в наши дни уже никого не удивишь. Блоги давно перестали быть "явлением в интернете" — сегодня это мощный маркетинговый, социальный и политический инструмент. Собственно, само понятие "гражданская журналистика" развилось именно благодаря широкому распространению блогов. Блоги, как и множество других явлений, порожденных интернетом, стали не только социальным фактором, но и частью нашей новейшей истории. Что ж, давайте посмотрим, как все начиналось.

Явление


Точно можно сказать лишь одно: все началось в 1994 году. Исследователи расходятся во мнении, кто же был первым на планете блогером. По одному мнению, впервые начал вести дневник в интернете никому не известный студент Джастин Холл. По другой версии, создателем первого блога был известный программист Дэйв Вайнер. Именно его онлайновый дневник — Scripting News — первым стал широко известен среди пользователей сети. Впрочем, самого слова "блог" тогда еще не существовало. Слово появилось 17 декабря 1997 года. Первым слово weblog использовал Джорн Бэргер, автор интернет-дневника Robot Wisdom. Новое слово образовалось из фразы logging the web ("веду дневник в сети"). Однако только в мае 1999-го создатель блога Peterme Питер Мерхольц разделил слово weblog на две части — we blog ("мы ведем дневник"). Сразу появился глагол to blog — "вести интернет-дневник". Русскоязычным аналогом стало слово "постить". Тогда же, в 1999 году, интернет-коммерсант и журналист Джон Гилфойл опубликовал, как потом оказалось, пророчество. По мнению Гилфойла, информационные сайты, желающие выиграть соревнование с ТV, радио и газетами, должны делать ставку на как минимум ежедневное обновление информации. Также Гилфойл считал, что в сети востребованы короткие новости, при этом несущие отпечаток личности автора. Уже через два года блоги приобрели огромное влияние в США и Европе — родилось понятие "гражданская журналистика". Статистика впечатляет: еще в начале 1999-го существовало не более 50 персональных интернет-дневников (почти все — англоязычные). А в 2004-м их насчитывалось уже от 2,4 млн до 4,1 млн. В 2005 году количество блогов перевалило за 15 млн, а в начале 2006-го компания Technorati сообщила о том, что блогов уже как минимум 27,2 млн. Сегодня же онлайновые дневники считать не берется уже никто.

Рождение индустрии

Вообще 1999 год стал переломным для мировой блогосферы. В августе маленькая компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско создала портал Blogger — первый бесплатный, общедоступный и простой в использовании инструмент для блогеров. А в декабре того же года Расти Фостер создал специализированное ПО Scoop, впервые примененное на его сайте Kuro5hin. С этого момента читатели блогов могли самостоятельно не только постить, но и модерировать комментарии. Сайт Kuro5hin был посвящен обсуждению проблем технологии и культуры. В ноябре 2000 года началась политизация блогов. Независимый журналист Джош Маршалл запустил блог TalkingPointsMemo — на нем обсуждался т.н. "флоридский кризис" (спорные результаты подсчета голосов на президентских выборах). Общество начало понимать, что технология блогов — это уже не только способ общения, но и трибуна общественного мнения. Меньше чем через год — в трагическом сентябре 2001-го — блогеры впервые стали источником информации для традиционных СМИ. Нью-йоркские авторы интернет-дневников вели прямые репортажи с места теракта 11 сентября: публиковали фотографии, описывали происходящее, делились слухами и версиями. После тех событий на многих факультетах журналистики американских университетов начали изучать феномен блогов. Далее последовало вторжение в Ирак, во время которого многие американские военные создали свои онлайн-дневники, в которых описывались перипетии военных действий. Иракцы, к слову, действовали точно так же.

Блоги, политика и СМИ

В 2003 году в Оксфордском словаре английского языка впервые появились слова weblog, webloging (процесс создания блогов) и weblogger (человек, который создает блоги). В марте того же года блоги стали политическим инструментом. Кандидат в президенты США Говард Дин создал блог, освещающий вопросы выборов — Dean Call To Action, позднее переименованный в Blog To America. Многие американские политики стали активно агитировать и собирать деньги на избирательную кампанию с помощью блогов и блогеров. Своего пика этот процесс достиг в 2008 году и связан с именем первого чернокожего президента США Барака Обамы.

2004 год: блогосферой вплотную заинтересовался медиабизнес. Среди первопроходцев была компания Gawker Media, создавшая блог Wonkette. И по сей день он публикует слухи, поступающие из коридоров власти Вашингтона. Тогда же традиционные СМИ — газеты, журналы, телевидение и радио — стали публиковать обзоры блогов и приглашать популярных блогеров в качестве комментаторов. Вскоре, как и следовало ожидать, произошел первый конфликт между традиционными СМИ и блогами. Телекомпания CBS выпустила в эфир программу, в которой были продемонстрированы архивные документы, согласно которым Джордж Буш-младший был нерадивым военнослужащим, который избежал отправки во Вьетнам только благодаря протекции. Передача вышла в самый разгар избирательной кампании. Однако сторонники Буша в своих блогах доказали, что использованные документы являются фальшивкой. CBS была вынуждена извиниться. Благодаря своему влиянию блоги стали привлекательным предметом для инвестиций со стороны традиционных медиа. Боб Питтман, экс-глава телекомпании MTV и интернет-сервиса AOL, в 2003 году заплатил $3,5 млн за блог-рассылку Daily Candy. В 2005 году он запустил серию региональных изданий Daily Candy. В 2006 году деловая газета Wall Street Journal сообщила, что рыночная стоимость Daily Candy достигла $100 млн. В 2005 году крупнейшая медийная компания Time Warner приобрела за $25 млн группу блогов Weblogs, посвященную технокультуре. А в 2006-м Time Warner запустила блог Office Pirates, посвященный офисной культуре, генеральным спонсором которого стала автомобильная марка Dodge.

Эффект домино

В 2005 году журнал Advertising Age опубликовал результаты исследования, выяснявшего, сколько рабочего времени американцы тратят на просмотр блогов. Как оказалось, число активных читателей блогов составляло на тот момент примерно 35 млн — четверть всех работающих жителей США. В среднем каждый из них тратил на чтение блогов 3,5 часа в неделю — 9% общей продолжительности пребывания на рабочем месте. Это означает, что в течение всего 2005 года массовый интерес к блогам обернулся для экономики США потерей почти 5 миллиардов рабочих часов. Если оценить масштаб этих потерь на основе средней почасовой оплаты в частном секторе ($16), то их цена приблизится к $80 млрд. В начале 2006-го компания Hostway провела опрос и выяснила, что треть американцев регулярно посещают блоги, а столько же — никогда о них не слышали. 52% опрошенных считали, что блогеры должны иметь те же права, что и журналисты, работающие в традиционных СМИ. Однако уровень доверия к блогам оказался заметно ниже, чем к обычным СМИ.

На протяжении 2006 года, по оценкам Technorati, количество блогов удваивалось каждые пять с половиной месяцев. Ежедневно в сети появлялось примерно 75 тысяч новых страниц интернет-дневников, то есть в среднем одна страница в секунду. И первенство было уже не за Америкой, а за Европой. При этом половина блогов переставала обновляться в среднем через три месяца с момента начала их ведения, а около 9% блогов создавались автоматически (в основном как спам). Молодежь была в первых блогерских рядах: согласно исследованию Pew Internet Center, 19% американских подростков в 2006-м создали собственные блоги, а 28% постоянно читали подобные страницы в сети. Для сравнения: в том же году блоги были лишь у 7% совершеннолетних американцев, и 27% из них постоянно читали чужие онлайн-дневники.

Блоги как наука

Вполне логично, что такой массовый социальный феномен, как блоги, быстро стал объектом изучения. Например, автор книги "Маркетинг в блогах" Джереми Райт проанализировал, как бизнес использует блоги в своих интересах. Исследование Райта показало, что блоги крайне полезны для популяризации брэндов компании, поддержания обратной связи с потребителями, разработки маркетинговой стратегии. Авторы сборника эссе "Как блоги изменяют нашу культуру" пришли к выводу, что блогосфера стала уникальным местом, где могут себя проявить страстные натуры. Блоги стали тренировочной площадкой для миллионов писателей и журналистов. Они позволяют заинтересованным людям мгновенно и нелицеприятно выразить свое мнение о событиях, происходящих в самых разных сферах деятельности — для того, чтобы донести до мира свою точку зрения, нет лучшего способа. Блоги совершили то, что не смогло сделать ТВ и радио — они заставили миллионы людей сделать свою частную жизнь и личные размышления достоянием всего мира.

Дэвид Клайн и Дэн Бурстейн, авторы книги "Блог! Как новейшая медиареволюция изменяет политику, бизнес и культуру", отмечают, что блогосфера развивается по тем же законам, что и весь интернет, а до того — телевидение, радиосвязь, телеграф и прочие новинки массовой коммуникации. Сперва это удел одиночек, затем феномен привлекает к себе всеобщее внимание и упрощается настолько, что становится возможным его использование непрофессионалами, а в конечном итоге новинка начинает оказывать влияние на все сферы человеческой деятельности. Хью Хьюитт, которого в США называют "первым историком блогализации", опубликовал книгу "Блог: понимая информационную реформацию, которая изменяет наш мир". В ней он, в частности, предрекает, что блоги уничтожат традиционную литературу. Уже сейчас некоторые писатели начинают подражать стилю блогеров, многие из которых, к тому же, имеют намного большую аудиторию и известность, чем профессиональные литераторы. Также блоги радикально меняют суть журналистики. Традиционная журналистика опирается на факт — так рождается новость. Блог делает ставку не на факт, а на мнение автора об этом факте. "Теперь эхо от сказанного гораздо важнее, чем само сказанное слово". Специалисты в области информационных технологий блогеры Роберт Скобл и Шел Израел написали книгу "Прямое общение", в которой выявили шесть отличий блогов от иных каналов коммуникации.

Блогосфера рунета

Не остались в стороне от повального увлечения блогами и Россия со странами СНГ. Самой популярной блог-площадкой русскоязычного интернета стал LiveJournal. Этот сервис был создан в 1999 году американским программистом Брэдом Фицпатриком для своих коллег, но быстро превратился в коммерческий проект со множеством пользователей по всему миру. Доподлинно известно, что первым российским пользователем LiveJournal стал программист Иван Матвеев (ник linker). Популярность в рунете сервис обрел благодаря известному сетевому писателю Роману Лейбову. Первый его пост появился в LJ 1 февраля 2001 г. Примечательно, что к тому сообщению до сих пор пишутся комментарии.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2008 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета