Концепты мобильных телефонов
Концепт (лат. conceptus — понятие) — то же, что концепция — основная, принципиальная идея или общий план; выпускаемый производителем в единственном экземпляре продукт или его макет, предназначенный для демонстрации общественности. (Википедия)
В поисках будущего
Немалые усилия полчищ дизайнеров и инженеров направлены на изобретения телефона будущего. И хотя, по сути, их работа сродни работе писателей- фантастов, оперирующих безграничными способностями развитой фантазии, все же создатели концептов опираются на твердую почву технологий, пусть пока несуществующих, но вполне возможных. Работа их идет строго по нескольким направлениям: дизайнеры ищут новые формы для дизайн-концептов — необычные, удобные, удивляющие, стильные, модные и хоть сколько-нибудь отличные от решений конкурентов; инженеры же работают над созданием технологических концептов, основным трендом которых является использование последних достижений науки и техники, пусть даже не совсем законченных. Над этим, бесспорно, важным делом, гарантирующим, что завтра телефоны будут не похожи на сегодняшние, работают как независимые гении-одиночки, так и креативные подразделения крупных компаний-производителей. Особо стоит отметить успех в фантастических изысканиях компаний BenQ и Nokia, которые регулярно радуют поклонников весьма необычными устройствами. При этом если изобретения от BenQ больше удивляют своими формами и необычными решениями, то концепты Nokia представляют собой вершину технологической мысли и произведения научного искусства, с использованием наноматериалы и передовые подходы к функциональности.
Однако не все находки дизайнеров и инженеров можно характеризовать как удачные — порой они представляют собой лишь фантазии или тщетные попытки взглянуть в будущее. И подобные творения вряд ли имеют какой-либо шанс на воплощение "в железе", ведь коммерциализация концептов возможна лишь при поддержке производителей телефонов, да и то лишь в случае, когда концепт использует возможности реально существующих технологий. В противном случае быть им очередной картинкой на обложке модного журнала. Поэтому разработки крупных компаний имеют гораздо больше шансов на коммерциализацию — ведь они изобретаются в результате поиска новых путей развития, и в случае невозможности создания прототипа сегодня концепт вполне может быть отложен в долгий ящик. Явным примером можно считать Nokia Aeon. Целью всей этой индустрии является лишь одно — совершенство; тщетные и частично успешные усилия, направленные на создание идеального, совершенного мобильного устройства, которое позволит захватить рынок и получить колоссальные прибыли. Только концепты дизайнеров-одиночек, которые стремятся лишь удивить очередной нелепой идеей общественность, слегка прославив свое имя, следуют другим трендом. Серьезные же разработки направлены на повышение удобства использования телефона путем реализации в очередной раз интуитивно понятных интерфейсов и эргономичных форм. Весьма популярным направлением является использование нетипичных для индустрии или инновационных материалов. К примеру, весьма необычным является использование дерева при изготовлении телефонных корпусов. Шаги в области нанотехнологий также дадут о себе знать в ближайшем будущем, отражаясь в настоящем в виде наноконцептов. Конвергенция — направление, дающее неплохой результат в поиске нового. Само понятие подразумевает слияние нескольких функционально разных устройств в одно, и этот тренд дизайнерами весьма результативно используется уже не первый год. Еще одно серьезное направление — мода. Это целая индустрия, прибравшая к рукам и часть мобильной промышленности. Веяния моды очень сильно влияют на внешность новых аппаратов, как уже появляющихся, так и еще проектирующихся. И уж этот тренд вполне может оправдать самую глупую идею единственным аргументом: "это модно". Поэтому-то глупые мобильные концепты никто не решается опровергнуть и забыть — ведь когда-нибудь это может стать модным. И последний по счету тренд, но не самый последний по значимости — экологичность и энергоэффективность. Запасы энергоресурсов на планете заканчиваются, что заставляет задуматься и авторов концептов, добавляя в результате некоторые значимые свойства изобретаемым ими гаджетам. Итак, рассмотрим некоторые любопытные концепты самых различных направлений последних лет, проследив тенденции и сделав вывод — может, обобщив мысли различных дизайнеров и инженеров, мы сможем понять: что же будет звонить в нашем кармане через несколько лет?
. Телефон-будильник Snooze от Лоренца Вильмо — это свежий взгляд на конвергенцию двух необходимых устройств. Тот факт, что множество людей используют телефон в качестве будильника, подвиг дизайнера на создание этого простого, но гениального решения. На торце устройства
находится дисплей будильника, отображающий текущее время. Ночью удобный будильник, днем — необычный мобильник. А чтобы утром заставить будильник замолчать, дабы понежиться во сне еще минутку и снова опоздать на работу, его нужно лишь перевернуть "телефоном вверх".
. Извечная проблема совмещения полной QWERTY-клавиатуры и большого дисплея в компактном мобильном устройстве нашла свое весьма сомнительное решение в устройстве Scroll, что в переводе с английского означает "свиток". И правда: в свернутом состоянии гаджет, объединяющий в себе всевозможные функции (телефона, мультимедиаплейера, компьютера, HD-камкодера и т.п.), напоминает обычный телефон. Однако стоит развернуть половинки устройства, как между ними обнаруживается гибкий сенсорный экран, на котором, кроме необходимой информации, отображается и полная клавиатура. Сомнительная эргономичность этого двуручного девайса приводит к мысли, что в руках подержать нечто подобное не доведется никогда.
. Дерево в электронике всегда считалось материалом не только экологичным, но и эксклюзивным. Последним массовым вычислительным устройством, сделанным из дерева, были бухгалтерские счеты. После этого деревянные клавиатуры, мышки, корпуса и мониторы стали предметом роскоши, необычным и весьма недешевым. Ввиду этого появление деревянных телефонов можно считать лишь делом времени. Так что концепт телефона из дерева от дизайнера Симона Эневера имеет все шансы на воплощение "в железе". Создатель этого изящного решения неплохо поработал над дизайном, не выдвинув при этом никаких требований относительно аппаратной начинки, что еще более увеличивает шансы на появление реального устройства.
. Нелепые дизайнерские изыски, направленные лишь на то, чтобы сделать устройство необычным, приводят к появлению концептов, подобных следующему. Встречайте: мобильник в форм-факторе "пакет молока". Кроме того, что вся лицевая сторона представляет собой сенсорную панель, сказать о нем нечего. Сомнительное удобство — постоянно носить с собой ЭТО, однако можно с уверенностью гарантировать постоянное внимание прохожих к обладателю сего девайса.
. Дизайн-концепт Need от Теймера Косели славится тем, что он самый длинный. Для многих это, бесспорно, очень важный фактор, однако положить устройство в сумочку или в карман будет весьма затруднительно. Итак, кроме недостижимой для конкурентов длины, эта разработка выделяется двойным экраном, один из которых (совсем крошечный) создан по технологии OLED и может перемещаться по другому — широкому — сенсорному LCD- дисплею. Таким образом, передвинув маленький дисплей (с часами) в верхнюю часть большого, мы блокируем аппарат, а сдвигая его вниз — приводим "в боевую готовность". Какой бы глупой она ни казалась, идея все же очень необычная.
. Симбиоз перчаток и телефона воспроизведен в концепте Glovephone. Здесь все предельно просто — на ладонь помещаются кнопки и гибкий монохромный дисплей. Разговаривать можно, вставив в ухо указательный палец, в который встроен динамик. Соответственно, микрофон находится на ладони в максимальном удалении от динамика — решение весьма удобное, хотя внешне непривлекательное. Интеграция компонентов в ткань возможна уже при сегодняшнем уровне развития электроники. Фирменной фишкой концепта является вызов службы спасения в случае, если умный телефон определит рукопашную схватку.
. Неожиданной тенденцией среди прототипов мобильных устройств оказалось внедрение миниатюрных проекторов, которые смогут проецировать четкое и яркое изображение на любую подручную поверхность. Или подобно концепту телефона от LG на саму руку. Устройство, дизайн которого был разработан в рамках конкурса Design the Next LG Phone, подобно часам крепится на запястье. Небольшой дисплей на самом телефоне позволяет лишь набрать нужный номер — для всего остального предназначен встроенный мини-проектор, создающий картинку на тыльной стороне ладони.
. Тема экологии и бережного отношения к окружающей среде также влияет на тенденции в дизайне мобильных устройств. В качестве примера можно привести Siemens Leaf из серии Gigaset Eco Visions. Устройство разработано с расчетом минимального потребления электрической энергии. Концепция предполагает использование энергоэкономичного скрытого OLED-дисплея и экологичных материалов, подлежащих переработке. В качестве источника энергии планируется использовать солнечный свет. Сбережем природу вместе с Siemens!
. Из разряда забавных нелепостей изобретение Бранко Лукича под названием Tarati. Дизайнер считает, что в будущем телефон лишится кнопок и полноценного дисплея. В итоге останется рамка с отверстиями, помещая в которые палец, пользователь набирает соответствующую цифру или букву. Идея неординарная и заслуживает уважения. Правда, надежд на воплощение концепта нет практически никаких.
. Не все дизайнеры стараются придумать телефон, жизнь с которым станет проще и приятнее. Некоторые, и среди них — Марк Счойманн, автор устройства под названием Cryptex, думают иначе. Стремясь усложнить жизнь мобильных абонентов, дизайнер придумал телефон, начисто лишенный как дисплея, так и кнопок. Для набора номера нужно выстроить цифры в вертикальный ряд, а затем повернуть верхний сегмент к зеленой трубке. Занятное устройство поддерживает и технологию обратной тактильной связи, хотя это вряд ли спасет идею от безудержной критики в адрес удобства использования.
. CUin5 — концепт серии Design Fictions от небезызвестного Бранко Лукича. Автор утверждает, что его детище очень практично — какой бы стороной вы ни повернули устройство, позвонить можно отовсюду. Однако касательно удобства использования одолевают смутные сомнения. Тем не менее, концепт живет и весьма популярен как пример неординарного решения.
. Из разряда близких к действительности устройств дизайн-концепт телефона от Роберто Куилеса. Это устройство с большим сенсорным дисплеем на всю лицевую панель оснащено выдвижной сенсорной клавиатурой, излучающей матовый свет. Яркий пример выдающегося дизайнерского решения, которое вполне по силам инженерам. Воплотится ли столь красивый концепт в железе, зависит лишь от заинтересованности идеей производителей телефонов. Очень бы хотелось увидеть нечто подобное в реальности.
. Onyx от Synaptics — именитого производителя тачпадов и сенсорных экранов — имеет внешность, разработанную дизайн-студией Pilotfish. Устройство представляет собой минималистичный гаджет без единой кнопки — все управление происходит с помощью широкого сенсорного экрана. Концепт создан как пример горизонтально ориентированного многозадачного устройства с необычным сенсорным интерфейсом. Множество действий реализуется посредством серии нажатий, однако, чтобы послать SMS, например, нужно сильно ударить пальцем по экрану, а чтобы ответить на входящий звонок — лишь приложить телефон к уху. Учитывая профиль компании-разработчика, этот концепт вполне может пойти в тираж в ближайшие годы.
. Мобильное подразделение компании BenQ также не отстает от веяний времени. Их концепт Black Box представляет собой черную коробочку, всю переднюю панель которой занимает сенсорный дисплей. Элементы управления крупны и ориентированы на работу пальцами. Инверсное монохромное цветовое оформление выглядит весьма свежо и оригинально, хотя при необходимости цветной дисплей может вывести и качественное
видеоизображение. Дизайн устройства был отмечен наградой iF Design Award China 2006. Технически концепт вполне может быть реализован в ближайшее время.
. Nokia 888 — дизайн-концепт мобильного устройства от финского производителя. Автором его является Теймер Накински — победитель конкурса Nokia на лучший дизайн Nokia Benelux Design Awards. Как и все гениальное, этот концепт принципиально достаточно прост — гибкая пластинка толщиной 5 мм. С одной стороны цветной сенсорный дисплей, с другой — рельефная поверхность. Ключевая особенность устройства — память формы. Благодаря этому девайс можно использовать как браслет, заколку, да и вообще придавать ему произвольную настраиваемую форму. Идея
замечательная, однако на сегодняшний день невоплотимая. Остается лишь надеяться, что Nokia 888 хотя бы в отдаленном будущем сойдет с конвейера.
. Весьма необычный концепт от Nokia и дизайнера Кимберли Ху. Nokia Scentsory представляет собой результат размышлений на тему коммуникаций будущего. Фантастический гаджет способен передавать и воспроизводить запахи, звуки, освещение, изображение и температуру. Общение при помощи подобного устройства позволяет гораздо глубже проникнуться атмосферой, окружающей звонящего, причем в прямом смысле. Технически воплощение этой удивительной идеи пока крайне затруднительно, однако весьма вероятно, что тенденция передачи различных ощущений будет развиваться в будущем.
. Показанный два года назад концепт Nokia Aeon поразил многих — стильная, тонкая и элегантная "игрушка" с двумя сенсорными дисплеями казалась чем-то удивительным, недостижимым и фантастическим. Сегодня подобный телефон никого не удивит, однако красоты и утонченности устройство не лишилось. И упомянуть о нем стоит хотя бы по причине подтвержденных фотографиями слухов о том, что в природе существует рабочий прототип Nokia Aeon, и вскоре этот один из красивейших концептов может стать реальностью.
. И, наконец, концепт, поражающий воображение. Устройство, о котором многие сказали "безнадежная фантастика", и так бы оно и было, если бы не имя разработчика. Встречайте — Nokia Morph. Финский гигант затрачивает немалые усилия на R&D — исследования и разработку, а концепт этого устройства был создан Nokia Research Center в сотрудничестве с University of Cambridge, так что научность подхода гарантирована — все "фантастические" нанотехнологии, коих устройство использует немало, находятся на стадии разработки и в скором будущем, возможно, станут реальностью. Нанотехнологии позволят управлять физическими свойствами наноструктур и материалов, что и обеспечит концепт заложенной в него функциональностью. Итак, Nokia Morph представляет собой полупрозрачный гибкий сенсорный дисплей с некоторыми необычными способностями.
1. Необычайная гибкость. В развернутом виде устройство сравнимо по размерам с глянцевым журналом и вполне способно заменить электронную книгу, портативный компьютер или видеопроигрыватель. Однако легким движением руки девайс сворачивается до габаритов небольшого сотового телефона, вдоволь поболтав по которому, можно обернуть его гибкий корпус вокруг руки, превратив в часы-браслет. При этом гибкость аппарата — это не просто возможность менять форму — устройство знает, когда форма изменена, и может реагировать на эти события.
2. Сателлит. Концепт предполагает использовать сразу пару устройств — гибкий планшет оснащается устройством-сателлитом, объединенным с планшетом беспроводной связью — стильной клипсой с небольшим дисплеем, динамиком и микрофонами. Клипса дополняет устройство некоторыми функциями и используется в качестве гарнитуры. Являясь весьма привлекательной внешне, она может использоваться в качестве модного гаджета.
3. Чувствительность. Предполагается, что боковая поверхность устройства будет иметь сенсоры запаха (определение содержания различных химических веществ в воздухе). Это позволит выявить, например, свежесть продукта, помахав им, как веером, рядом.
4. Энергоэффективность. Заботиться об окружающей среде и энергозатратах сейчас не просто модно, а необходимо. Поэтому девайс может похвастать не только малым потреблением энергии, но и таким полезным свойством, как зарядка от солнца. Аккумуляторные ячейки из нанотрубок будут собирать и хранить солнечную энергию.
5. Самоочистка. Устройство будет использовать супергидрофобную поверхность, обеспеченную, опять же, использованием специфических
наноматериалов, очень эффективно отталкивающих воду.
6. Растягиваемость. Как ни странно, наноструктура концепта подразумевает возможность небольшого растягивания, что обеспечивает возможности неразрушающего сгибания и деформаций. Мелочь, а приятно — уподобляясь ткани, гаджет еще более приближается к устройству, идеальному в использовании.
7. Прозрачность. Прозрачная гибкая электроника состоит из элементов, размеры которых столь малы, что человеческий глаз их не замечает. Это заставляет поверить в волшебство и забыть о том, что в руках сложный технический гаджет — он выглядит просто как "живой" лист бумаги с фантастическими свойствами.
8. Тактильная отдача. Технология тактильной отдачи вот-вот станет неотъемлемой частью сенсорных интерфейсов, окончательно убедив скептиков в превосходстве сенсорного ввода над кнопочным. Концепт, естественно, предполагает использование тактильной отдачи и обеспечивает объемные наощупь элементы интерфейса, меняющиеся в зависимости от контекста.
9. "Одеваемость". Использование современных электронных устройств как модных гаджетов — реальная тенденция. Однако концепт, являясь полностью полиморфным девайсом, может обеспечить невиданные доселе возможности персонализации. К примеру, установив на рабочий стол текстуру, гармонирующую с гардеробом, можно с легкостью превратить устройство в модный предмет туалета — браслет, заколку или часы.
Nokia Morph вызывает восторг, однако это удобное устройство для повседневного использования со столь фантастической функциональностью в ближайшие лет эдак десять так и останется в мыслях разработчиков. Тем не менее, научные сотрудники Nokia и Гарварда не могли нас обмануть — Nokia Morph представляет собой хоть и слегка отдаленное, но все же будущее мобильных устройств.
Made in Mind
Итак, вдоволь насытившись фантазиями крупных компаний и независимых дизайнеров, можно заметить несколько тенденций, проявляющихся повсеместно. Немаловероятно, что со временем они будут прогрессировать и весьма заметно отразятся на облике телефона будущего.
1. Минимализм и простота. Как можно заметить, множество концептов крайне минималистичны в дизайне. Мысль довольно понятная и полезная, ведь уже сейчас огромное количество телефонов и мобильных устройств очень просты — лишь минимум необходимых органов управления. Мода на жуткое количество кнопок, отпугивающее простых смертных, прошла и этот факт. Факт уже свершившийся и имеющий большой значение. Девиз устройств будущего: проще — лучше. Лаконичность свойственна пресыщенным информативностью умным устройствам — иначе нельзя, ибо утонешь в море функций. И этот тренд тянет за собой следующий.
2. Сенсорный интерфейс. Лишь такой способ ввода позволяет реализовать действительно интуитивно понятный интерфейс, где нажимать нужно на то, что актуально, а не разбираться, какая же из условностей позволяет осуществить нужное действие, будь то кнопки или жесты перед камерой. Сенсорный интерфейс уже сейчас перестает быть модой и становится полезной необходимостью, в дальнейшем же эта тенденция будет усугубляться и развиваться. Добавление технологии обратной тактильной связи для сенсорных экранов, которая уже находится на стадии окончания разработки, позволит мобильным устройствам сделать большой прыжок вперед и окончательно победить кнопки. Другие проблемы сенсорных интерфейсов (ошибочные срабатывания, повышенная загрязняемость и т.п.) будут решаться по ходу и не станут препятствием к завоеванию мира портативных гаджетов.
3. Беспроводные гарнитуры. Изыски дизайна многих концептов не позволяют подносить "идеальный телефон" к уху, посему очередной тенденцией станет использование всевозможных беспроводных гарнитур. Останется ли доминировать при этом популярный стандарт Bluetooth или на смену ему придет что-то более совершенное — тема для другого исследования, однако одно можно сказать точно: беспроводные гарнитуры наступают. Лучшее качество звука по сравнению с корпусным динамиком, повышенная эргономичность, миниатюрность, безопасность (вследствие свободных рук) — бесспорные плюсы гарнитур.
4. Конвергенция и функциональность. При описании рассматриваемых девайсов я старался употреблять понятие "мобильное устройство", а не "мобильный телефон". Думаю, это понятно, ведь уже сейчас те гаджеты, что позволяют нам общаться с друзьями и близкими, умеют гораздо больше, чем просто звонить. Нормальной стала интеграция в компактный корпус устройства и телефона, и фотокамеры, и мультимедийного проигрывателя. Со временем тенденция еще более разовьется, и мобильные устройства будут иметь функциональность телефона лишь как толику своих почти безграничных возможностей.
Итак, что же нас ждет в будущем? Компактный и легкий, простой и удобный, функциональный и производительный аппарат, среди способностей которого будет возможность совершать звонки — вот ответ. И не важно, что множество сегодняшних гаджетов уже удовлетворяют этому описанию — будущие устройства все равно окажутся лучше сегодняшних. Никто не знает, как они будут выглядеть и что уметь — и вряд ли кто осмелится предсказать, куда же заведет нас фантазия и возможности разработчиков. Конечно, хочется надеяться, что идеальный телефон будущего будет похож на Nokia Morph — красивую сказку в мире высоких технологий. Однако нам как конечным пользователям остается лишь одно: со стороны за всем наблюдать, изредка голосуя кошельком за тренд. В любом случае поживем — увидим.
Николай Коробейко, 2008 HEXed2@me.by
В поисках будущего
Немалые усилия полчищ дизайнеров и инженеров направлены на изобретения телефона будущего. И хотя, по сути, их работа сродни работе писателей- фантастов, оперирующих безграничными способностями развитой фантазии, все же создатели концептов опираются на твердую почву технологий, пусть пока несуществующих, но вполне возможных. Работа их идет строго по нескольким направлениям: дизайнеры ищут новые формы для дизайн-концептов — необычные, удобные, удивляющие, стильные, модные и хоть сколько-нибудь отличные от решений конкурентов; инженеры же работают над созданием технологических концептов, основным трендом которых является использование последних достижений науки и техники, пусть даже не совсем законченных. Над этим, бесспорно, важным делом, гарантирующим, что завтра телефоны будут не похожи на сегодняшние, работают как независимые гении-одиночки, так и креативные подразделения крупных компаний-производителей. Особо стоит отметить успех в фантастических изысканиях компаний BenQ и Nokia, которые регулярно радуют поклонников весьма необычными устройствами. При этом если изобретения от BenQ больше удивляют своими формами и необычными решениями, то концепты Nokia представляют собой вершину технологической мысли и произведения научного искусства, с использованием наноматериалы и передовые подходы к функциональности.
Однако не все находки дизайнеров и инженеров можно характеризовать как удачные — порой они представляют собой лишь фантазии или тщетные попытки взглянуть в будущее. И подобные творения вряд ли имеют какой-либо шанс на воплощение "в железе", ведь коммерциализация концептов возможна лишь при поддержке производителей телефонов, да и то лишь в случае, когда концепт использует возможности реально существующих технологий. В противном случае быть им очередной картинкой на обложке модного журнала. Поэтому разработки крупных компаний имеют гораздо больше шансов на коммерциализацию — ведь они изобретаются в результате поиска новых путей развития, и в случае невозможности создания прототипа сегодня концепт вполне может быть отложен в долгий ящик. Явным примером можно считать Nokia Aeon. Целью всей этой индустрии является лишь одно — совершенство; тщетные и частично успешные усилия, направленные на создание идеального, совершенного мобильного устройства, которое позволит захватить рынок и получить колоссальные прибыли. Только концепты дизайнеров-одиночек, которые стремятся лишь удивить очередной нелепой идеей общественность, слегка прославив свое имя, следуют другим трендом. Серьезные же разработки направлены на повышение удобства использования телефона путем реализации в очередной раз интуитивно понятных интерфейсов и эргономичных форм. Весьма популярным направлением является использование нетипичных для индустрии или инновационных материалов. К примеру, весьма необычным является использование дерева при изготовлении телефонных корпусов. Шаги в области нанотехнологий также дадут о себе знать в ближайшем будущем, отражаясь в настоящем в виде наноконцептов. Конвергенция — направление, дающее неплохой результат в поиске нового. Само понятие подразумевает слияние нескольких функционально разных устройств в одно, и этот тренд дизайнерами весьма результативно используется уже не первый год. Еще одно серьезное направление — мода. Это целая индустрия, прибравшая к рукам и часть мобильной промышленности. Веяния моды очень сильно влияют на внешность новых аппаратов, как уже появляющихся, так и еще проектирующихся. И уж этот тренд вполне может оправдать самую глупую идею единственным аргументом: "это модно". Поэтому-то глупые мобильные концепты никто не решается опровергнуть и забыть — ведь когда-нибудь это может стать модным. И последний по счету тренд, но не самый последний по значимости — экологичность и энергоэффективность. Запасы энергоресурсов на планете заканчиваются, что заставляет задуматься и авторов концептов, добавляя в результате некоторые значимые свойства изобретаемым ими гаджетам. Итак, рассмотрим некоторые любопытные концепты самых различных направлений последних лет, проследив тенденции и сделав вывод — может, обобщив мысли различных дизайнеров и инженеров, мы сможем понять: что же будет звонить в нашем кармане через несколько лет?
. Телефон-будильник Snooze от Лоренца Вильмо — это свежий взгляд на конвергенцию двух необходимых устройств. Тот факт, что множество людей используют телефон в качестве будильника, подвиг дизайнера на создание этого простого, но гениального решения. На торце устройства
находится дисплей будильника, отображающий текущее время. Ночью удобный будильник, днем — необычный мобильник. А чтобы утром заставить будильник замолчать, дабы понежиться во сне еще минутку и снова опоздать на работу, его нужно лишь перевернуть "телефоном вверх".
. Извечная проблема совмещения полной QWERTY-клавиатуры и большого дисплея в компактном мобильном устройстве нашла свое весьма сомнительное решение в устройстве Scroll, что в переводе с английского означает "свиток". И правда: в свернутом состоянии гаджет, объединяющий в себе всевозможные функции (телефона, мультимедиаплейера, компьютера, HD-камкодера и т.п.), напоминает обычный телефон. Однако стоит развернуть половинки устройства, как между ними обнаруживается гибкий сенсорный экран, на котором, кроме необходимой информации, отображается и полная клавиатура. Сомнительная эргономичность этого двуручного девайса приводит к мысли, что в руках подержать нечто подобное не доведется никогда.
. Дерево в электронике всегда считалось материалом не только экологичным, но и эксклюзивным. Последним массовым вычислительным устройством, сделанным из дерева, были бухгалтерские счеты. После этого деревянные клавиатуры, мышки, корпуса и мониторы стали предметом роскоши, необычным и весьма недешевым. Ввиду этого появление деревянных телефонов можно считать лишь делом времени. Так что концепт телефона из дерева от дизайнера Симона Эневера имеет все шансы на воплощение "в железе". Создатель этого изящного решения неплохо поработал над дизайном, не выдвинув при этом никаких требований относительно аппаратной начинки, что еще более увеличивает шансы на появление реального устройства.
. Нелепые дизайнерские изыски, направленные лишь на то, чтобы сделать устройство необычным, приводят к появлению концептов, подобных следующему. Встречайте: мобильник в форм-факторе "пакет молока". Кроме того, что вся лицевая сторона представляет собой сенсорную панель, сказать о нем нечего. Сомнительное удобство — постоянно носить с собой ЭТО, однако можно с уверенностью гарантировать постоянное внимание прохожих к обладателю сего девайса.
. Дизайн-концепт Need от Теймера Косели славится тем, что он самый длинный. Для многих это, бесспорно, очень важный фактор, однако положить устройство в сумочку или в карман будет весьма затруднительно. Итак, кроме недостижимой для конкурентов длины, эта разработка выделяется двойным экраном, один из которых (совсем крошечный) создан по технологии OLED и может перемещаться по другому — широкому — сенсорному LCD- дисплею. Таким образом, передвинув маленький дисплей (с часами) в верхнюю часть большого, мы блокируем аппарат, а сдвигая его вниз — приводим "в боевую готовность". Какой бы глупой она ни казалась, идея все же очень необычная.
. Симбиоз перчаток и телефона воспроизведен в концепте Glovephone. Здесь все предельно просто — на ладонь помещаются кнопки и гибкий монохромный дисплей. Разговаривать можно, вставив в ухо указательный палец, в который встроен динамик. Соответственно, микрофон находится на ладони в максимальном удалении от динамика — решение весьма удобное, хотя внешне непривлекательное. Интеграция компонентов в ткань возможна уже при сегодняшнем уровне развития электроники. Фирменной фишкой концепта является вызов службы спасения в случае, если умный телефон определит рукопашную схватку.
. Неожиданной тенденцией среди прототипов мобильных устройств оказалось внедрение миниатюрных проекторов, которые смогут проецировать четкое и яркое изображение на любую подручную поверхность. Или подобно концепту телефона от LG на саму руку. Устройство, дизайн которого был разработан в рамках конкурса Design the Next LG Phone, подобно часам крепится на запястье. Небольшой дисплей на самом телефоне позволяет лишь набрать нужный номер — для всего остального предназначен встроенный мини-проектор, создающий картинку на тыльной стороне ладони.
. Тема экологии и бережного отношения к окружающей среде также влияет на тенденции в дизайне мобильных устройств. В качестве примера можно привести Siemens Leaf из серии Gigaset Eco Visions. Устройство разработано с расчетом минимального потребления электрической энергии. Концепция предполагает использование энергоэкономичного скрытого OLED-дисплея и экологичных материалов, подлежащих переработке. В качестве источника энергии планируется использовать солнечный свет. Сбережем природу вместе с Siemens!
. Из разряда забавных нелепостей изобретение Бранко Лукича под названием Tarati. Дизайнер считает, что в будущем телефон лишится кнопок и полноценного дисплея. В итоге останется рамка с отверстиями, помещая в которые палец, пользователь набирает соответствующую цифру или букву. Идея неординарная и заслуживает уважения. Правда, надежд на воплощение концепта нет практически никаких.
. Не все дизайнеры стараются придумать телефон, жизнь с которым станет проще и приятнее. Некоторые, и среди них — Марк Счойманн, автор устройства под названием Cryptex, думают иначе. Стремясь усложнить жизнь мобильных абонентов, дизайнер придумал телефон, начисто лишенный как дисплея, так и кнопок. Для набора номера нужно выстроить цифры в вертикальный ряд, а затем повернуть верхний сегмент к зеленой трубке. Занятное устройство поддерживает и технологию обратной тактильной связи, хотя это вряд ли спасет идею от безудержной критики в адрес удобства использования.
. CUin5 — концепт серии Design Fictions от небезызвестного Бранко Лукича. Автор утверждает, что его детище очень практично — какой бы стороной вы ни повернули устройство, позвонить можно отовсюду. Однако касательно удобства использования одолевают смутные сомнения. Тем не менее, концепт живет и весьма популярен как пример неординарного решения.
. Из разряда близких к действительности устройств дизайн-концепт телефона от Роберто Куилеса. Это устройство с большим сенсорным дисплеем на всю лицевую панель оснащено выдвижной сенсорной клавиатурой, излучающей матовый свет. Яркий пример выдающегося дизайнерского решения, которое вполне по силам инженерам. Воплотится ли столь красивый концепт в железе, зависит лишь от заинтересованности идеей производителей телефонов. Очень бы хотелось увидеть нечто подобное в реальности.
. Onyx от Synaptics — именитого производителя тачпадов и сенсорных экранов — имеет внешность, разработанную дизайн-студией Pilotfish. Устройство представляет собой минималистичный гаджет без единой кнопки — все управление происходит с помощью широкого сенсорного экрана. Концепт создан как пример горизонтально ориентированного многозадачного устройства с необычным сенсорным интерфейсом. Множество действий реализуется посредством серии нажатий, однако, чтобы послать SMS, например, нужно сильно ударить пальцем по экрану, а чтобы ответить на входящий звонок — лишь приложить телефон к уху. Учитывая профиль компании-разработчика, этот концепт вполне может пойти в тираж в ближайшие годы.
. Мобильное подразделение компании BenQ также не отстает от веяний времени. Их концепт Black Box представляет собой черную коробочку, всю переднюю панель которой занимает сенсорный дисплей. Элементы управления крупны и ориентированы на работу пальцами. Инверсное монохромное цветовое оформление выглядит весьма свежо и оригинально, хотя при необходимости цветной дисплей может вывести и качественное
видеоизображение. Дизайн устройства был отмечен наградой iF Design Award China 2006. Технически концепт вполне может быть реализован в ближайшее время.
. Nokia 888 — дизайн-концепт мобильного устройства от финского производителя. Автором его является Теймер Накински — победитель конкурса Nokia на лучший дизайн Nokia Benelux Design Awards. Как и все гениальное, этот концепт принципиально достаточно прост — гибкая пластинка толщиной 5 мм. С одной стороны цветной сенсорный дисплей, с другой — рельефная поверхность. Ключевая особенность устройства — память формы. Благодаря этому девайс можно использовать как браслет, заколку, да и вообще придавать ему произвольную настраиваемую форму. Идея
замечательная, однако на сегодняшний день невоплотимая. Остается лишь надеяться, что Nokia 888 хотя бы в отдаленном будущем сойдет с конвейера.
. Весьма необычный концепт от Nokia и дизайнера Кимберли Ху. Nokia Scentsory представляет собой результат размышлений на тему коммуникаций будущего. Фантастический гаджет способен передавать и воспроизводить запахи, звуки, освещение, изображение и температуру. Общение при помощи подобного устройства позволяет гораздо глубже проникнуться атмосферой, окружающей звонящего, причем в прямом смысле. Технически воплощение этой удивительной идеи пока крайне затруднительно, однако весьма вероятно, что тенденция передачи различных ощущений будет развиваться в будущем.
. Показанный два года назад концепт Nokia Aeon поразил многих — стильная, тонкая и элегантная "игрушка" с двумя сенсорными дисплеями казалась чем-то удивительным, недостижимым и фантастическим. Сегодня подобный телефон никого не удивит, однако красоты и утонченности устройство не лишилось. И упомянуть о нем стоит хотя бы по причине подтвержденных фотографиями слухов о том, что в природе существует рабочий прототип Nokia Aeon, и вскоре этот один из красивейших концептов может стать реальностью.
. И, наконец, концепт, поражающий воображение. Устройство, о котором многие сказали "безнадежная фантастика", и так бы оно и было, если бы не имя разработчика. Встречайте — Nokia Morph. Финский гигант затрачивает немалые усилия на R&D — исследования и разработку, а концепт этого устройства был создан Nokia Research Center в сотрудничестве с University of Cambridge, так что научность подхода гарантирована — все "фантастические" нанотехнологии, коих устройство использует немало, находятся на стадии разработки и в скором будущем, возможно, станут реальностью. Нанотехнологии позволят управлять физическими свойствами наноструктур и материалов, что и обеспечит концепт заложенной в него функциональностью. Итак, Nokia Morph представляет собой полупрозрачный гибкий сенсорный дисплей с некоторыми необычными способностями.
1. Необычайная гибкость. В развернутом виде устройство сравнимо по размерам с глянцевым журналом и вполне способно заменить электронную книгу, портативный компьютер или видеопроигрыватель. Однако легким движением руки девайс сворачивается до габаритов небольшого сотового телефона, вдоволь поболтав по которому, можно обернуть его гибкий корпус вокруг руки, превратив в часы-браслет. При этом гибкость аппарата — это не просто возможность менять форму — устройство знает, когда форма изменена, и может реагировать на эти события.
2. Сателлит. Концепт предполагает использовать сразу пару устройств — гибкий планшет оснащается устройством-сателлитом, объединенным с планшетом беспроводной связью — стильной клипсой с небольшим дисплеем, динамиком и микрофонами. Клипса дополняет устройство некоторыми функциями и используется в качестве гарнитуры. Являясь весьма привлекательной внешне, она может использоваться в качестве модного гаджета.
3. Чувствительность. Предполагается, что боковая поверхность устройства будет иметь сенсоры запаха (определение содержания различных химических веществ в воздухе). Это позволит выявить, например, свежесть продукта, помахав им, как веером, рядом.
4. Энергоэффективность. Заботиться об окружающей среде и энергозатратах сейчас не просто модно, а необходимо. Поэтому девайс может похвастать не только малым потреблением энергии, но и таким полезным свойством, как зарядка от солнца. Аккумуляторные ячейки из нанотрубок будут собирать и хранить солнечную энергию.
5. Самоочистка. Устройство будет использовать супергидрофобную поверхность, обеспеченную, опять же, использованием специфических
наноматериалов, очень эффективно отталкивающих воду.
6. Растягиваемость. Как ни странно, наноструктура концепта подразумевает возможность небольшого растягивания, что обеспечивает возможности неразрушающего сгибания и деформаций. Мелочь, а приятно — уподобляясь ткани, гаджет еще более приближается к устройству, идеальному в использовании.
7. Прозрачность. Прозрачная гибкая электроника состоит из элементов, размеры которых столь малы, что человеческий глаз их не замечает. Это заставляет поверить в волшебство и забыть о том, что в руках сложный технический гаджет — он выглядит просто как "живой" лист бумаги с фантастическими свойствами.
8. Тактильная отдача. Технология тактильной отдачи вот-вот станет неотъемлемой частью сенсорных интерфейсов, окончательно убедив скептиков в превосходстве сенсорного ввода над кнопочным. Концепт, естественно, предполагает использование тактильной отдачи и обеспечивает объемные наощупь элементы интерфейса, меняющиеся в зависимости от контекста.
9. "Одеваемость". Использование современных электронных устройств как модных гаджетов — реальная тенденция. Однако концепт, являясь полностью полиморфным девайсом, может обеспечить невиданные доселе возможности персонализации. К примеру, установив на рабочий стол текстуру, гармонирующую с гардеробом, можно с легкостью превратить устройство в модный предмет туалета — браслет, заколку или часы.
Nokia Morph вызывает восторг, однако это удобное устройство для повседневного использования со столь фантастической функциональностью в ближайшие лет эдак десять так и останется в мыслях разработчиков. Тем не менее, научные сотрудники Nokia и Гарварда не могли нас обмануть — Nokia Morph представляет собой хоть и слегка отдаленное, но все же будущее мобильных устройств.
Made in Mind
Итак, вдоволь насытившись фантазиями крупных компаний и независимых дизайнеров, можно заметить несколько тенденций, проявляющихся повсеместно. Немаловероятно, что со временем они будут прогрессировать и весьма заметно отразятся на облике телефона будущего.
1. Минимализм и простота. Как можно заметить, множество концептов крайне минималистичны в дизайне. Мысль довольно понятная и полезная, ведь уже сейчас огромное количество телефонов и мобильных устройств очень просты — лишь минимум необходимых органов управления. Мода на жуткое количество кнопок, отпугивающее простых смертных, прошла и этот факт. Факт уже свершившийся и имеющий большой значение. Девиз устройств будущего: проще — лучше. Лаконичность свойственна пресыщенным информативностью умным устройствам — иначе нельзя, ибо утонешь в море функций. И этот тренд тянет за собой следующий.
2. Сенсорный интерфейс. Лишь такой способ ввода позволяет реализовать действительно интуитивно понятный интерфейс, где нажимать нужно на то, что актуально, а не разбираться, какая же из условностей позволяет осуществить нужное действие, будь то кнопки или жесты перед камерой. Сенсорный интерфейс уже сейчас перестает быть модой и становится полезной необходимостью, в дальнейшем же эта тенденция будет усугубляться и развиваться. Добавление технологии обратной тактильной связи для сенсорных экранов, которая уже находится на стадии окончания разработки, позволит мобильным устройствам сделать большой прыжок вперед и окончательно победить кнопки. Другие проблемы сенсорных интерфейсов (ошибочные срабатывания, повышенная загрязняемость и т.п.) будут решаться по ходу и не станут препятствием к завоеванию мира портативных гаджетов.
3. Беспроводные гарнитуры. Изыски дизайна многих концептов не позволяют подносить "идеальный телефон" к уху, посему очередной тенденцией станет использование всевозможных беспроводных гарнитур. Останется ли доминировать при этом популярный стандарт Bluetooth или на смену ему придет что-то более совершенное — тема для другого исследования, однако одно можно сказать точно: беспроводные гарнитуры наступают. Лучшее качество звука по сравнению с корпусным динамиком, повышенная эргономичность, миниатюрность, безопасность (вследствие свободных рук) — бесспорные плюсы гарнитур.
4. Конвергенция и функциональность. При описании рассматриваемых девайсов я старался употреблять понятие "мобильное устройство", а не "мобильный телефон". Думаю, это понятно, ведь уже сейчас те гаджеты, что позволяют нам общаться с друзьями и близкими, умеют гораздо больше, чем просто звонить. Нормальной стала интеграция в компактный корпус устройства и телефона, и фотокамеры, и мультимедийного проигрывателя. Со временем тенденция еще более разовьется, и мобильные устройства будут иметь функциональность телефона лишь как толику своих почти безграничных возможностей.
Итак, что же нас ждет в будущем? Компактный и легкий, простой и удобный, функциональный и производительный аппарат, среди способностей которого будет возможность совершать звонки — вот ответ. И не важно, что множество сегодняшних гаджетов уже удовлетворяют этому описанию — будущие устройства все равно окажутся лучше сегодняшних. Никто не знает, как они будут выглядеть и что уметь — и вряд ли кто осмелится предсказать, куда же заведет нас фантазия и возможности разработчиков. Конечно, хочется надеяться, что идеальный телефон будущего будет похож на Nokia Morph — красивую сказку в мире высоких технологий. Однако нам как конечным пользователям остается лишь одно: со стороны за всем наблюдать, изредка голосуя кошельком за тренд. В любом случае поживем — увидим.
Николай Коробейко, 2008 HEXed2@me.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2008 год в рубрике mobile