Обзор видеокарты Palit HD 4850 512 MB Sonic

Гость нашей лаборатории является представителем уже хорошо знакомой линейки видеокарт AMD/ATI HD 48ХХ (RV770). Именно этот чип серьезно насолил NVIDIA на заре анонса GeForce GT2ХХ, заставил калифорнийского гиганта пересмотреть цены на свою продукцию и значительно урезать свой прайс по некоторым позициям. RV770 является своеобразной работой над ошибками прошлой архитектуры RV670: производитель проработал практически все слабые места чипа, улучшил эффективность и количество исполнительных блоков. На базе RV770 представлено два графических ускорителя: Radeon HD 4870 и Radeon HD 4850. Отличаются они лишь соответствующими частотами чипа и памяти (на HD 4870 устанавливается более быстрая память GDDR5), а каких- либо изменений в количестве исполнительных блоков нет. AMD Radeon HD 4850 512 МВ, как его позиционирует компания, принадлежит к классу графических ускорителей среднего ценового сегмента и призван составить жесткую конкуренцию NVIDIA GeForce 9800 GTX и 9800 GT.
Сегодня мы познакомим вас с видеокартой Palit HD 4850 512 MB Sonic, которая выгодно отличается от своих референсных собратьев альтернативным кулером и повышенными частотами. По традиции откроют наш сегодняшний материал технические характеристики исследуемой платы и ее конкурентов.

RV770: основные особенности и технические характеристики, особенности видеокарт на его основе

ВидеокартаNVIDIA GeForce 9800 GTXNVIDIA GeForce 9800 GTPalit HD 4850 SonicAMD Radeon HD 4850AMD Radeon HD 4870AMD Radeon HD 3870
Наименование чипаG92G92RV770RV770RV770RV670
Техпроцесс656555 нм55 нм55 нм55 нм
Количество транзисторов754 млн754 млн956 млн956 млн956 млн666 млн
Тактовые частоты чипа, МГц675600685625750775
Тактовые частоты шейдерного домена, МГц16881500685625750775
Эффективная частота памяти, МГц220018002000200036002250
Максимальная пропускная способность памяти, Gb/s70.457.6646411572
Объем и тип используемой памяти512/1024 Мб GDDR3512/1024 Мб GDDR3512 МВ GDDR3512 Мб/1 Гб GDDR3512/1024 Мб GDDR5512/1024 Мб GDDR4
Количество универсальных процессоров128112800800800320
TMU (текстурные блоки)645640404016
ROP (пикс/такт)16416161616
Филлрейт, теоретический (Мпикс)10.800960011.00010.00012.00012.400
Тексельрейт, теоретический (Мтекс)43.20033.60027.40025.00030.00012.400
Полноэкранное сглаживаниеMSAA 2х, 4х, 8х CSAA 2x-16xMSAA 2х, 4х, 8х CSAA 2x-16xMSAA 2х, 4х, 8х и CFAA до 24xMSAA 2х, 4х, 8х и CFAA до 24xMSAA 2х, 4х, 8х и CFAA до 24xMSAA 2х, 4х, 8х и CFAA до 24x
Анизотропная фильтрация (AF)2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х
Ширина шины памяти, бит256256256256256256
ИнтерфейсPCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0
Версия DirectX101010.110.110.110.1
Версия вершинных шейдеров4.04.04.14.14.14.1
Версия пиксельных шейдеров4.04.04.14.14.14.1
РазъемыTV-Out 2x DVI Dual Link, HDTV
Аппаратное декодирование H264/WMV++++++
Максимальное разрешение2560х1600@85 Гц
Ориентировочная стоимость$225$165$205$195$310$170


Цифры, пожалуй, говорят сами за себя. Характеристики плат класса Radeon HD 4850/4870 внушают уважение для своей цены, правда, порой все эти "мегапоказали" — лишь маркетинговые ухищрения производителя, и без реальных тестов тут просто не обойтись. И пока разогревается наш тестовый стенд, настраиваются приложения для тестов, давайте предварительно осмотрим "гостя" нашей "программы" — видеокарту Palit HD 4850 Sonic.
Видеокарта Palit HD 4850 512 MB Sonic

Коробка, комплект, дизайн PCB и конструкция системы охлаждения

Плата поставляется в боксе достаточно больших размеров. Примечателен тот факт, что производитель не предусматривает ручек для удобной транспортировки покупки, а ведь такой "боекомплект" поместится далеко не в любой пакет, и в руках его нести будет проблематично. Стиль оформления типично традиционный для плат Palit. На лицевой стороне красуется знакомая лягушка-"Frobot" и основные технические характеристики продукта, находящегося внутри упаковки. Внутри бокса, помимо самой видеокарты, удалось обнаружить:
. руководство по быстрой установке и настройке;
. CD с драйверами и утилитами;
. переходник DVI-I на D-SUB;
. специальный переходник питания 6-пиновый PCI Express на 8-пиновый;
. специальный переходник с DVI на HDMI с поддержкой передачи звука.

Комплект не блещет какими-либо сюрпризами, все очень скромно. Из явных минусов отметим отсутствие мостика CrossFire.

Итак, для начала разберемся с печатной платой Palit HD 4850. Долго всматриваться не нужно, дабы понять, что видеокарта Palit имеет значительно переработанный дизайн PCB в сравнении со стандартной HD 4850. Во-первых, реорганизации подверглась система питания видеокарты — увеличились ее нагрузочная способность и мощность. Рискнем предположить, что здесь производитель преследовал две цели. Первая — за счет повышенного "запаса прочности" снизить нагрев основных элементов схемы питания (как следствие отказаться от использования радиаторов). Вторая — компенсировать возросшее энергопотребление разогнанного чипа. Помимо всего прочего, стоит обратить внимание на то, что для подпитки платы используется один внешний 8-пиновый (!) разъем, расположенный у края PCB-платы. Как известно, стандартная HD 4850 довольствуется только 6-пиновым "коннектором". Во-вторых, Palit использует продвинутую систему охлаждения на тепловых трубках. Принцип работы конструкции достаточно прост: от основания, контактирующего с кристаллом графического процессора, посредством тепловых трубок отводится тепло на радиатор-теплораспределитель, который активно обдувается вентилятором. Из замеченных недостатков кулера отметим, что отработанный (горячий) воздух лишь частично выбрасывается за пределы корпуса. Сам графический процессор платы Palit, как мы уже упоминали выше, работает на завышенных относительно референсной частоте — 685 МГц (625 МГц номинал).

Чипы памяти на ускорителе Palit без каких-либо радиаторов. Производитель использует микросхемы компании Samsung (8 шт. по 64 МВ), время выборки которых составляет 1,0 нс, что приравнивается к частоте 1000 (2000) МГц, на которых, собственно говоря, она и работает. Ширина шины обмена данными с графическим процессором составляет 256 бит. Панель коммутации внешних источников вполне стандартна и не несет ничего нового — 2 разъема DVI (Dual-Link) и TV-выход (для вывода изображения по разъему S-Video или RCA требуется специальный адаптер-переходник).

Температурный режим, шум системы охлаждения, разгон

Мониторинг основных параметров видеокарты будем производить с помощью утилиты RivaTuner v.11. Для большей наглядности все данные сведем в соответствующую таблицу:


Наименование видеокартыPalit HD 4850 512 MB Sonic
Условия тестированияЗакрытый стенд
Температура окружающего воздуха25°С
Температурные показатели, режим простоя (2D)
Графический процессор, макс. значение55°C
Температурные показатели (3D)
Графический процессор, макс. значение86°C
Температура внешних элементов видеокарты*
Радиатор GPU70°С

*Измерено с помощью цифрового термометра Mastech MS-6501.

В режиме простоя система охлаждения видеокарты ведет себя очень тихо. Вентилятор вращается на очень низких оборотах (см. график выше) — как следствие его акустический вклад в общий фон системного блока не идентифицируется (даже с очень тихими комплектующими). В режиме активной нагрузки (3D-приложения, игры) ситуация кардинальным образом не изменилась — кулер Palit HD 4850 продемонстрировал тихую работу, при этом хорошо справляясь со своей первоочередной задачей — охлаждением графического процессора. В целом работу системы охлаждения можно охарактеризовать как очень тихую, при этом нужно обязательно учитывать условия тестирования — закрытый тестовый стенд и температуру воздуха, ведь при иных условиях можно получить несколько более шумную/тихую работу и нагрев GPU. Разгонный потенциал Palit HD 4850:


ПодсистемаGPUПамять
Номинальные частоты6852000
Частоты, полученные разгоном7212200
Прирост6%10%
Температурные показатели (3D)
Максимальная температура GPU87°C
Радиатор GPU*78°C

*Измерено с помощью цифрового градусника Mastech MS-6501.

Даже несмотря на качественную систему охлаждения прирост частот (в частности, GPU) посредством разгона оставляет желать лучшего. Вероятнее всего, здесь мы имеем дело с особенностями конкретного экземпляра — как показала статистика разгона (на основе опыта коллег), в природе встречаются HD 4850, которые запросто могут преодолеть планку частот в 780 МГц. Память, несмотря на отсутствие дополнительного охлаждения, разогналась на 10% от номинала — стандартный показатель для таких чипов.

Конфигурация тестового стенда, список тестовых приложений и настроек

Конфигурация тестового стенда:


Материнская платаGigabyte EX38-DQ6 (X38)
ПроцессорIntel Core 2 Quad QX6700 2,66 ГГц, разогнанный до 3,2 ГГц (266x12)
ПамятьChaintech APOGEE PC-6400 DDR II (2x2 Гб, CL4-4-4-12), 2,1 В
ВинчестерСистемный: WD Raptor 74 GB WD740ADFD (10.000 об/мин, Serial ATA, буфер 16 Мб) Игры и программы: Seagate ST3500320AS 500 GB (Serial ATA II, буфер 32 Мб
Блок питанияFloston Energetix 850 Вт (ENFP-850W)
МониторLG Flatron F900P (19", максимальное разрешение 2048х1536@70 Гц)
Операционная система (тесты DX10)Microsoft Windows Vista Ultimate 64 bit SP1, DirectX 10 (сборка — август 2008 г.)
Драйверы для видеокарт NVIDIAGeForce 178.13
Драйверы для видеокарт AMDATI Catalyst 8.9


В тестировании помимо Palit HD 4850 512 MB Sonic также принимали участие:
. NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB;
. NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB;
. AMD Radeon HD 3870 512 MB.
Во время тестирования использовались следующие настройки драйверов:
Для GeForce 178.13:
. texture filtering — high quality;
. vertical sync — off;
. anisotropic optimization — off;
. anisotropic sample optimization — off;
. transparency antialiasing — off.
Для AMD Catalyst 8.9:
. Catalyst A.I — standard;
. mipmap detail level — high quality;
. wait for vertical refresh — off;
. adaptive antialiasing — off;
. temporal antialiasing — off ;
. high quality anisotropic filtering — off.
Все остальные настройки — по умолчанию.

Анализ производительности проводился в трех стандартных для нашей методики разрешениях: 1024x768, 1280х1024 и 1920х1080 пикселей. Измерение производительности осуществлялось встроенными в игру бенчмарками, а при их отсутствии — утилитой FRAPS на специально подобранных простых для повторения сценах. Прогон тестов (для замеров при помощи FRAPS) осуществлялся минимум три раза, чтобы исключить случайные погрешности экспериментов. В качестве тестовых приложений использовались следующие приложения и настройки:


ПриложениеВерсияAPIНастройки 
качества
Антиали-
асинг
Анизо-
тропная филь-
трация
3DMark Vantage1.01DirectX 10Performance--
ExtremeFSAA 4xx16
Devil May Cry 4 Benchmark1.00DirectX 10Max. QualityFSAA 4xx16
Call Of Juarez Benchmark1.3.0.1DirectX 10Max. Quality--
Call of Duty 4: Modern Warfare1.6DirectX 9Max. QualityFSAA 4xx16
Company Of Heroes Opposing Fronts1.7.1DirectX 10Max. QualityFSAA 4xx16
Crysis1.2.1DirectX 9.0cHigh Quality--
DirectX 10Very High Quality--
Gothic 31.12DirectX 9.0cMax. Quality -x16
Ghost Recon Advanced Warfighter 21.0DirectX 9.0cMax. QualityFSAA 4xx16
PT Boats: Knights of the Sea DirectX 10 Benchmark1.00DirectX 10Max. Quality FSAA 4xx16
S.T.A.L.K.E.R.1.005DirectX 9.0cMax Quality, Dynamic Light On-x16
Tomb Raider: Legend1.2DirectX 9.0cMax. Quality, NGC ON.FSAA 4xx16
World In Conflict1.007DirectX 9MaximumFSAA 4xx16
DirectX 10Maximum QualityFSAA 4xx16


3D Mark VantageExtreme
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц5020
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц5550
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц6010
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц7805
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц8102
Devil May Cry 4 Benchmark1920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц26.842.357.5
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц41.554.273.9
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц61.276.391.5
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц68.479.197.9
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц71.981.2102.5
Call Of Juarez Benchmark1920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц25.436.650.4
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц22.928.535.2
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц24.431.339.2
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц37.549.868.2
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц39.552.671.6
Call of Duty 4: Modern Warfare1920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц31.544.560.1
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц44.260.679.5
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц49.975.495.3
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц56.176.298.9
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц58.980.1105.2
Company Of Heroes Opposing Fronts1920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц3043.949.7
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц3249.663.3
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц39.561.279.7
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц35.551.257.6
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц37.253.961.2
Crysis DX91920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц26.532.245.1
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц22.535.148.5
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц31.346.262.4
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц32.745.854.1
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц35.648.357
Crysis DX101920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц815.324.1
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц9.715.422.3
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц11.822.131.8
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц1924.733.5
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц2025.935.1
Gothic 31920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц2333.449.3
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц4463.582.5
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц51.169.284.3
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц39.546.561.2
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц41.448.564.2
Ghost Recon Advanced Warfighter 21920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц34.545.256.2
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц54.278.3102.2
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц66.792.4128.1
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц47.863.285.6
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц50.266.188.3
PT Boats: Knights of the Sea DirectX 10 Benchmark1920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц9.812.316.5
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц18.330.141.7
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц28.339.958.2
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц16.535.244.1
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц17.536.846.2
S.T.A.L.K.E.R.1920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц1115.222.3
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц20.831.241.4
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц25.435.146.9
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц1823.126.4
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц1924.627.9
Tomb Raider: Legend1920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц27.941.662.9
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц45.269.3102.3
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц55.183.3121.2
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц5174.2105
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц53.777.9111.2
World In Conflict1920x10801280x10241024x768
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц162228
NVIDIA GeForce 9800 GT 512 MB 600/1800 МГц273544
NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц394650
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 680/2000 МГц243136
Palit HD 4850 Sonic 512 MB 720/2200 МГц263542


Выводы

Относительно чипа Radeon HD 4850 можно говорить только положительными эпитетами. Канадской корпорации удалось грамотно исправить недостатки своего прошлого поколения чипов, в результате чего у NVIDIA появился очень крепкий конкурент в ценовом сегменте до $180.

Palit HD 4850 Sonic 512 MB

Продукт хорош практически во всех его проявлениях. Нужно отметить в первую очередь качественную и очень тихую систему охлаждения, которая подойдет для построения очень тихих системных блоков. Кроме этого, плата может похвастаться неплохим заводским разгоном за очень разумные деньги (см. таблицу сравнения цен), что, несомненно, еще больше подогревает интерес к данной продукции.

Достоинства:
. отличная производительность для своей стоимости (характерно для всего класса Radeon HD 4850);
. тихая система охлаждения;
. заводской разгон;
. умеренная цена.

Недостатки:
. небольшой разгон;
. кулер с частичным выносом тепла за пределы корпуса;
. скудный комплект поставки;
. большие габариты кулера.

Дмитрий Трамбицкий


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2008 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета