Обзор цифровой фотокамеры Nikon Coolpix L18
В настоящий момент конкуренция на рынке цифровых фотокамер просто огромна, все производители стремятся затмить друг друга в глазах потенциальных покупателей наличием в своих продуктах новых технологий и опций, дабы выглядеть на фоне соперника предпочтительнее. Все стремятся работать по принципу быстрее, выше, сильнее. Вот захотелось выбрать недорогую фотокамеру, смотришь на все это многопиксельное многообразие и даже не знаешь, за какой фотоаппарат хвататься.
Привлек внимание продукт фирмы Nikon, модель Coolpix L18. Привлек тем, что за среднюю цену для ниши цифровых любительских фотоаппаратов (около 220 у.е.) предлагается целый ворох инновационных технологий, высоких показателей и всяческих улучшений. Данное цифровое устройство было приобретено, активно задействовано по назначению и оценено. Главный вопрос этого обзора: Nikon Coolpix L18 — все же cool… или нет?
Внешний вид, эргономика, управление
Начнем с того, что фотоаппарат стильно выглядит — металлический полированный объектив очень выигрышно смотрится на фоне корпуса, а сам корпус бывает в двух вариантах: серебристый и черный матовый. Тело камеры, кроме объектива, выполнено из пластика, поэтому фотоаппарат легок, сам же корпус не подвержен царапинам и загрязнениям, приятен на ощупь. Есть несколько вещей, которые сразу бросаются в глаза, едва вы возьмете фотоаппарат в руки: большой трехдюймовый экран, компактное расположение кнопок, отсутствие оптического видоискателя. Производители, видимо, сделали упор на размеры дисплея, решив просто избавится от зачастую ненужного большинству пользователей видоискателя и таким образом сэкономить место. Дисплей очень добротный, приятный и яркий, а еще матовый, что не может не радовать, т.к. на нем не остаются отпечатки пальцев и нет бликов от яркого солнца.
Поначалу создается впечатление, что кнопок как-то маловато. Это происходит потому, что две кнопки управления аккуратно расположились над экраном. Одна из них — включение просмотра фотографий, а другая — вход в режим съемки и его изменения. Слева от дисплея располагается кнопка- качели — увеличение/уменьшения/zoom, кнопка вызова меню, большая круглая кнопка, служащая как для пролистывания фотографий, так и для вызова макросъемки, вспышки, установки таймера, поправки экспозиции. Отдельно вынесена кнопка для удаления фотографий. На верхнем ребре фотоаппарата находятся кнопка включения/выключения и большая кнопка спуска, здесь же светодиод, светящийся при работе камеры. Над объективом расположена вспышка и еще один небольшой диод, освещающий объект при подстройке в процессе съемки. Если фотоаппарат готовится применить вспышку, то над экраном загорается вынесенная отдельно маленькая лампочка. Надо сказать, что все элементы управления расположены очень грамотно, при фотографировании пальцы сами оказываются на своих местах, все кнопки легко и быстро запоминаются. Клавиша, на которой нарисована мусорная корзина (удаление фотографий), предусмотрительно вдавлена в корпус и почти не выпирает на поверхности — все для того, чтобы случайно не нажать. Корпус камеры слева немного утолщен — как раз в этом месте располагаются батарейки. Это утолщение также удобно для руки — фотоаппарат хорошо ложится в ладонь, и его лучше держать. Хотя субъективно цифромыльницы фирмы Canon более эргономичны и удобны своими формами и выступами, но за счет этого более массивны и тяжелы. Меню камеры несложное, если пользователь хоть немного общался ранее с цифровыми фотоаппаратами — управление Nicon Coolpix L18 не вызовет никаких затруднений. Нет избытка информации на экране, все предельно просто, меню представлено крупными иконками и коротким сопроводительным и пояснительным текстом.
Технические характеристики
Сразу рассмотрим сухие цифры и факты, позиционируемые производителем.
Сразу оговоримся о самом немаловажном моменте: разрешение матрицы составляет 8 мегапикселей. В быстро развивающемся мире цифровых устройств этого вполне достаточно. Еще год назад бюджетная камера с таким разрешением была бы просто чудом, теперь же это просто данность. Здесь прослеживается скрытый маркетинговый ход производителей цифровых фотоаппаратов, основанный на незнании потребителем нюансов цифровой фототехники. Увеличение числа мегапикселей из года в год шло по нарастающей, и покупатель воспринимает новинку с надписью "8 мегапикселей" по принципу: ага, больше — значит, лучше. Но дело в том, что для цифрового фотоаппарата бюджетного класса такое разрешение больше вредит, чем приносит пользу — для физического размера матрицы в 1/2,5" такое число активных пикселей слишком много. Качественные снимки можно получать скорее на 5-6 Мпкс при сохранении тех же параметров матрицы, чем на 8 Мпкс — в первую очередь на качество снимка повлияет гораздо меньшая зашумленность при больших физических параметрах световоспринимающей ячейки (т.е. при меньшем значении количества мегапикселей). Объектив в Nikon L18 хороший настолько, насколько может таким быть в камере за $220 (на момент написания средняя цена в магазинах Минска) — ни прибавить, ни убавить. Он просто отлично производит зумирование, кадры получаются четкие и резкие даже при фотографировании движущегося объекта. У фотоаппарата широкий диапазон светочувствительности, и это, конечно же, позитивно сказывается на качестве фотографий. Слабое место — темное время суток: при слабом освещении и фотографировании без вспышки появляются шумы, но этот недостаток относится не только к этой камере — по большому счету, все цифровые бюджетные модели всех производителей этим страдают. Фотографии можно делать в различных разрешениях, самое максимальное — 3264x2448, что просто отлично и для просмотра на экране, и для печати фото.
Nikon Coolpix L18 — довольно энергозатратный фотоаппарат. При интенсивной непрерывной съемке днем без использования вспышки комплект аккумуляторных батареек садится после 300-350 кадров. Свою лепту вносит большой трехдюймовый экран, который нужно постоянно снабжать ресурсами либо отключать и фотографировать вслепую, что все же не очень удобно. Хочется отметить, что в настройках камеры можно выбирать тип батареек, аналогичный стоящим в данный момент внутри (щелочные, аккумуляторные или литий-ионные), и, таким образом, фотоаппарат подстраивается под оптимальное расходование энергии.
Реализация фирменных технологий
В Nikon Coolpix L18 производители хвастают двумя новыми функциями, призванными облегчить жизнь фотографу. Первая — АЕ для защиты от сотрясений. Когда камера фиксирует движение объекта или дрожание рук, то автоматически увеличивает выдержку при съемке, что должно снизить смазывание на фотографиях. Вторая фирменная технология — повышение яркости и контрастности — называется D-Lighting. Ее суть в том, что она позволяет создавать копии снимков с повышенной яркостью и контрастностью за счет увеличения яркости темных участков снимка, а улучшенные копии сохраняются как отдельные файлы. Теперь поговорим о жизнеспособности этих двух технологий. О защите от сотрясений можно сказать одним словом: работает. При выключенной настройке мытых фото получается гораздо больше, нежели с включенной. Камера по-хорошему удивляет, когда освещение неяркое (например, вечер, уже почти село солнце), и вроде бы фотоаппарат вспышку собирается применять, но после некоторых раздумий с его стороны вспышка не используется, фотографируется все как есть, и получается четкий кадр. Приятно. О D-Lighting можно сказать следующее: работает, но иногда не так, как хочется. Некоторые фото обрабатываются очень удачно. Действительно, темный кадр заметно светлеет, фотография становится лучше, ярче. Если поразмыслить, то процессору камеры задана конкретная программа: заменить темные пиксели более светлыми, — и поэтому не нужно особо надеяться, что умный фотоаппарат обработает фото всегда хорошо — некоторые кадры от применения D-Lighting становятся хуже, т.к. при изменении получаются нереальные цвета и слишком засвеченные фрагменты фото.
Камера в действии
Режимы в фотоаппарате следующие: авто, простой авто, видео, сюжет. В каждом из них свои собственные настройки, подходящие для разных ситуаций и условий освещения.
Простой авто режим оправдывает свое название — требуется только взять фотоаппарат, включить, навести на объект и нажать на кнопку спуска. Этот режим адресован тем, кто первый раз берет в руки цифровую камеру — минимум возни, максимум хороших кадров. Автоматически включаются все настройки, которые помогают новичку компенсировать недостаток опыта: защита от сотрясений, D-lighting.
Следующий режим — Авто. Здесь уже можно помудрить, фотографировать со стандартными настройками или задействовать баланс белого, съемку черно- белых фото, непрерывную съемку и т.д. В обоих вышеназванных режимах в настройках можно менять экспозицию, отменять вспышку, устанавливать таймер автоспуска, использовать макросъемку.
Режим Сюжет самый богатый по наличию функций: портрет, пейзаж, спорт (съемка движущихся объектов), ночной портрет, ночной пейзаж, макросъемка, пляж/снег (при ярко освещенных участках суши и воды), праздник в помещении (искусственное освещение, свечи), освещение сзади (если источник света находится за объектом), закат, сумерки/рассвет, музей (функция для тех помещений, где вспышка нежелательна), копия (фотографии текста, где четко различается белый фон и буквы), панорама. Настроек — на все случаи жизни. А теперь поговорим об их реализации. Фотографии очень приличного качества получаются при выставлении функции Портрет. Особенно хорошо получается при фотографировании на улице. Снимки яркие, четкие, насыщенные, особо удачные можно принять за сделанные профессиональным фотоаппаратом. Режим Макро в целом можно охарактеризовать как очень и очень неплохо — прямо шедевры можно создавать, — но некоторые моменты разочаровали. Первое — не понравилось то, что при маломальских усложненных условиях съемки происходят странные вещи.
Например, объект — цветок, а за ним пестрый фон плюс недостаточно светло. Фотоаппарат просто не смог сфокусироваться — долго искал, что же, собственно, ему снимать, но так и не нашел, все кадры получились на редкость размытыми и невнятными. Все бы ничего — с кем не бывает, но вот почему-то гораздо менее навороченный и, можно сказать, старый Canon A530 взял этот кадр с легкостью. Второй пример — светло, хорошо, букетик роз — что может быть более приятным для фотографии в макрорежиме? Но нет, камера из-за обилия очертаний лепестков также не может сфокусироваться ни на чем и плюс ко всему еще дает абсолютно непонятные ареолы вокруг красных бутонов, и на фото они выглядят… оранжевыми. Что касается съемки в темноте или в помещении, где мало света, фотоаппарат не делает ничего сверхъестественного — просто включается вспышка, которая ничем не отличается от вспышек на любой другой камере. Наибольшей своей мощности она достигает при фотографировании в режиме Освещение сзади — светом заливается все вокруг, часто даже слишком. Понравилось снимать в режиме панорамы. После того, как сделан первый кадр, на экране поверх изображения где-то на его 1/4 части появляется полупрозрачный кусочек того самого первого кадра (это все в режиме съемки), и, таким образом, при перемещении фотоаппарата можно очень точно состыковывать предыдущий и последующий кадры, что очень удобно, а панорамы получаются ровными и красивыми. Если выставить функцию Копия, то съемка автоматически переходит в черно-белый режим. Эта функция хороша при фотографировании книг, бумаг и т.д. — действительно удобно: камера быстро фокусируется на мелких буквах, и получаются четкие фото. Что касается всех остальных функций, расположенных в режиме Сюжет, можно сказать следующее: они небесполезны — применять можно и нужно, снимок от этого только выигрывает.
Режим Видео. Эта функция в камере реализована достаточно хорошо. Видео получается качественное, с четкой картинкой, ясно передаваемыми звуками. Количество fps в секунду тоже дает о себе знать — при быстрых движениях в кадре не возникает размытости.
Интересные моменты
Теперь поговорим о некоторых особенностях фотоаппарата. Если камера выключена, и возникло желание просмотреть фото, то узреть их можно только одним способом. Нужно включать фотоаппарат — при этом он готов снимать, и тут же открывается объектив, и только теперь можно нажимать на кнопку просмотра. Это очень неудобно, а по-другому лицезреть отснятые шедевры никак нельзя. Минус во всем — нет экономии батареи, т.к. энергия расходуется каждый раз на включение, тратится время — нет быстрого доступа к фото, и при просмотре снимков объектив так и остается минимум минута в открытом состоянии, а в этот момент с ним может случиться что угодно — от удара до попадания пыли. При самом же просмотре фотографий на экране происходит следующая вещь. Каждый снимок открывается в низком разрешении и без сглаживания, проходит секунды две, мутность пропадает, и кадр выглядит уже нормально. При первом просмотре фотографий авторы статьи были немного напуганы, т.к. при быстром просмотре отснятых кадров разрешение не успевает придти к своему нормальному состоянию, и создается впечатление, что все фотографии мутные и размытые. Такие постоянные конвертации размеров изображения очень снижают скорость просмотра и иногда откровенно надоедают. Вероятно, данная недоработка будет устранена с выходом новой прошивки.
Из плюсов можно отметить то, что трехдюймовый экран — это, конечно, вещь — картинку прекрасно можно рассмотреть, когда она наконец-то откроется. Еще одна специфичная черта фотоаппарата — в режиме съемки он постоянно издает потрескивающий звук — объектив настраивается на объект. И если в других фотоаппаратах это происходит неслышно или еле слышно, то Nikon L18 очень хорошо оглашает звуками окружающее пространство. Это нельзя считать ни за минус, ни за плюс — просто вот такая интересная особенность.
А теперь о наболевшем. Не любит матрица фотоаппарата красный цвет, ну никак не любит. Что она творит с красными цветками, кофтами и другими предметами, окрашенными в этот тон! На фотографиях в тех местах, где должен быть красный, вперемешку с ним получаются пятна всех оттенков оранжевого и желтого. Конечно, не всегда — чаще всего это происходит при съемке в помещении с искусственным освещением, а также бывает при ярком солнечном свете. Это как-то ненормально, даже аномально. Был найден способ с этим бороться — менять экспозицию, и тогда все становится на свои места. Но здесь возникает другая проблема: не все знают, как это можно сделать, а если знают, не все станут применять, т.к. хочется просто взять и сфотографировать что-то, не копаясь в настройках.
Выводы
Таким образом, мы видим, что у Nikon Coolpix L18 много плюсов, но и минусы также присутствуют. Из хорошего: симпатичный внешний вид, простое меню и управление (обучить работе с камерой можно практически любого человека всего за 5 минут — проверено), много режимов съемки, которые реализованы на очень высоком уровне, отличный зум, функция защиты от сотрясений (которая, кстати, хорошо работает), большое разрешение снимков, использование широко распространенных карточек SD. Из неудачных моментов — не слишком экономный режим работы (батарейки придется покупать либо подзаряжать аккумуляторы довольно часто), неудобный просмотр отснятых фото, при определенных условиях неправильное отображение некоторых цветов.
В целом хочется сказать следующее: фотоаппарат стоит чуть более 200 у.е., свои деньги он отрабатывает на все сто, потому что, несмотря на некоторые откровенные недоработки, в целом у покупателя очень современная цифровая камера, с высокими характеристиками, дающая хорошие снимки. Особенно она хороша для тех, кто просто хочет приобрести цифровое устройство, запечатлевающее ценные моменты жизни, чтобы, не вдаваясь в подробности, просто ходить и снимать в свое удовольствие.
Т. Москаленко, М. Лысковец, SandLTeam@mail.ru
Привлек внимание продукт фирмы Nikon, модель Coolpix L18. Привлек тем, что за среднюю цену для ниши цифровых любительских фотоаппаратов (около 220 у.е.) предлагается целый ворох инновационных технологий, высоких показателей и всяческих улучшений. Данное цифровое устройство было приобретено, активно задействовано по назначению и оценено. Главный вопрос этого обзора: Nikon Coolpix L18 — все же cool… или нет?
Внешний вид, эргономика, управление
Начнем с того, что фотоаппарат стильно выглядит — металлический полированный объектив очень выигрышно смотрится на фоне корпуса, а сам корпус бывает в двух вариантах: серебристый и черный матовый. Тело камеры, кроме объектива, выполнено из пластика, поэтому фотоаппарат легок, сам же корпус не подвержен царапинам и загрязнениям, приятен на ощупь. Есть несколько вещей, которые сразу бросаются в глаза, едва вы возьмете фотоаппарат в руки: большой трехдюймовый экран, компактное расположение кнопок, отсутствие оптического видоискателя. Производители, видимо, сделали упор на размеры дисплея, решив просто избавится от зачастую ненужного большинству пользователей видоискателя и таким образом сэкономить место. Дисплей очень добротный, приятный и яркий, а еще матовый, что не может не радовать, т.к. на нем не остаются отпечатки пальцев и нет бликов от яркого солнца.
Поначалу создается впечатление, что кнопок как-то маловато. Это происходит потому, что две кнопки управления аккуратно расположились над экраном. Одна из них — включение просмотра фотографий, а другая — вход в режим съемки и его изменения. Слева от дисплея располагается кнопка- качели — увеличение/уменьшения/zoom, кнопка вызова меню, большая круглая кнопка, служащая как для пролистывания фотографий, так и для вызова макросъемки, вспышки, установки таймера, поправки экспозиции. Отдельно вынесена кнопка для удаления фотографий. На верхнем ребре фотоаппарата находятся кнопка включения/выключения и большая кнопка спуска, здесь же светодиод, светящийся при работе камеры. Над объективом расположена вспышка и еще один небольшой диод, освещающий объект при подстройке в процессе съемки. Если фотоаппарат готовится применить вспышку, то над экраном загорается вынесенная отдельно маленькая лампочка. Надо сказать, что все элементы управления расположены очень грамотно, при фотографировании пальцы сами оказываются на своих местах, все кнопки легко и быстро запоминаются. Клавиша, на которой нарисована мусорная корзина (удаление фотографий), предусмотрительно вдавлена в корпус и почти не выпирает на поверхности — все для того, чтобы случайно не нажать. Корпус камеры слева немного утолщен — как раз в этом месте располагаются батарейки. Это утолщение также удобно для руки — фотоаппарат хорошо ложится в ладонь, и его лучше держать. Хотя субъективно цифромыльницы фирмы Canon более эргономичны и удобны своими формами и выступами, но за счет этого более массивны и тяжелы. Меню камеры несложное, если пользователь хоть немного общался ранее с цифровыми фотоаппаратами — управление Nicon Coolpix L18 не вызовет никаких затруднений. Нет избытка информации на экране, все предельно просто, меню представлено крупными иконками и коротким сопроводительным и пояснительным текстом.
Технические характеристики
Сразу рассмотрим сухие цифры и факты, позиционируемые производителем.
Эффективное число пикселей | 8 Мпкс |
Тип матрицы | СCD |
Физический размер матрицы | 1/2,5" (5,8x4,3 мм) |
Возможные размеры изображения | 3264x2448(8M) |
2592x1944(5M) | |
2048x1536(3M) | |
1024x768(PC) | |
640x480(TV) | |
1920x1080(16:9) | |
Объектив | 3x Zoom-Nikkor |
минимальное фокусное расстояние — 5,7 мм | |
максимальное фокусное расстояние — 11,1 мм | |
минимальная дистанция фокусировки — 0,15 м | |
автоматическая фокусировка | |
нет поддержки сменных объективов | |
нет ручной настройки и выдержки диафрагмы | |
экспокоррекция +/-2 EV с шагом 1/3 ступени | |
минимальная выдержка 1/1500 c | |
максимальная выдержка 4 c | |
Zoom | oптический zoom — 3х, цифровой zoom — 4х |
Светочувствительность | 64 — 1600 ISO, Auto ISO |
Дисплей | размер ЖК-дисплея 3 дюйма, общее количество пикселей -230.000 |
Видео | максимальный размер — 640х480, запись звука, максимальное количество кадров в секунду — 30 |
Поддержка карт памяти | SD, SDHC |
Объем энергонезависимой памяти | 21 Мб |
Вспышка | встроенная вспышка, режим работы до 7,7 м, подавление эффекта красных глаз |
Интерфейсные разъемы | USB 2.0, видео, аудио |
Питание | AA (Alkaline, NiMh, Oxyride или литий-ионные) |
Параметры | длина — 61 мм, ширина — 91 мм, толщина — 29,5 мм, вес — 125 г (без АКБ) |
Сразу оговоримся о самом немаловажном моменте: разрешение матрицы составляет 8 мегапикселей. В быстро развивающемся мире цифровых устройств этого вполне достаточно. Еще год назад бюджетная камера с таким разрешением была бы просто чудом, теперь же это просто данность. Здесь прослеживается скрытый маркетинговый ход производителей цифровых фотоаппаратов, основанный на незнании потребителем нюансов цифровой фототехники. Увеличение числа мегапикселей из года в год шло по нарастающей, и покупатель воспринимает новинку с надписью "8 мегапикселей" по принципу: ага, больше — значит, лучше. Но дело в том, что для цифрового фотоаппарата бюджетного класса такое разрешение больше вредит, чем приносит пользу — для физического размера матрицы в 1/2,5" такое число активных пикселей слишком много. Качественные снимки можно получать скорее на 5-6 Мпкс при сохранении тех же параметров матрицы, чем на 8 Мпкс — в первую очередь на качество снимка повлияет гораздо меньшая зашумленность при больших физических параметрах световоспринимающей ячейки (т.е. при меньшем значении количества мегапикселей). Объектив в Nikon L18 хороший настолько, насколько может таким быть в камере за $220 (на момент написания средняя цена в магазинах Минска) — ни прибавить, ни убавить. Он просто отлично производит зумирование, кадры получаются четкие и резкие даже при фотографировании движущегося объекта. У фотоаппарата широкий диапазон светочувствительности, и это, конечно же, позитивно сказывается на качестве фотографий. Слабое место — темное время суток: при слабом освещении и фотографировании без вспышки появляются шумы, но этот недостаток относится не только к этой камере — по большому счету, все цифровые бюджетные модели всех производителей этим страдают. Фотографии можно делать в различных разрешениях, самое максимальное — 3264x2448, что просто отлично и для просмотра на экране, и для печати фото.
Nikon Coolpix L18 — довольно энергозатратный фотоаппарат. При интенсивной непрерывной съемке днем без использования вспышки комплект аккумуляторных батареек садится после 300-350 кадров. Свою лепту вносит большой трехдюймовый экран, который нужно постоянно снабжать ресурсами либо отключать и фотографировать вслепую, что все же не очень удобно. Хочется отметить, что в настройках камеры можно выбирать тип батареек, аналогичный стоящим в данный момент внутри (щелочные, аккумуляторные или литий-ионные), и, таким образом, фотоаппарат подстраивается под оптимальное расходование энергии.
Реализация фирменных технологий
В Nikon Coolpix L18 производители хвастают двумя новыми функциями, призванными облегчить жизнь фотографу. Первая — АЕ для защиты от сотрясений. Когда камера фиксирует движение объекта или дрожание рук, то автоматически увеличивает выдержку при съемке, что должно снизить смазывание на фотографиях. Вторая фирменная технология — повышение яркости и контрастности — называется D-Lighting. Ее суть в том, что она позволяет создавать копии снимков с повышенной яркостью и контрастностью за счет увеличения яркости темных участков снимка, а улучшенные копии сохраняются как отдельные файлы. Теперь поговорим о жизнеспособности этих двух технологий. О защите от сотрясений можно сказать одним словом: работает. При выключенной настройке мытых фото получается гораздо больше, нежели с включенной. Камера по-хорошему удивляет, когда освещение неяркое (например, вечер, уже почти село солнце), и вроде бы фотоаппарат вспышку собирается применять, но после некоторых раздумий с его стороны вспышка не используется, фотографируется все как есть, и получается четкий кадр. Приятно. О D-Lighting можно сказать следующее: работает, но иногда не так, как хочется. Некоторые фото обрабатываются очень удачно. Действительно, темный кадр заметно светлеет, фотография становится лучше, ярче. Если поразмыслить, то процессору камеры задана конкретная программа: заменить темные пиксели более светлыми, — и поэтому не нужно особо надеяться, что умный фотоаппарат обработает фото всегда хорошо — некоторые кадры от применения D-Lighting становятся хуже, т.к. при изменении получаются нереальные цвета и слишком засвеченные фрагменты фото.
Камера в действии
Режимы в фотоаппарате следующие: авто, простой авто, видео, сюжет. В каждом из них свои собственные настройки, подходящие для разных ситуаций и условий освещения.
Простой авто режим оправдывает свое название — требуется только взять фотоаппарат, включить, навести на объект и нажать на кнопку спуска. Этот режим адресован тем, кто первый раз берет в руки цифровую камеру — минимум возни, максимум хороших кадров. Автоматически включаются все настройки, которые помогают новичку компенсировать недостаток опыта: защита от сотрясений, D-lighting.
Следующий режим — Авто. Здесь уже можно помудрить, фотографировать со стандартными настройками или задействовать баланс белого, съемку черно- белых фото, непрерывную съемку и т.д. В обоих вышеназванных режимах в настройках можно менять экспозицию, отменять вспышку, устанавливать таймер автоспуска, использовать макросъемку.
Режим Сюжет самый богатый по наличию функций: портрет, пейзаж, спорт (съемка движущихся объектов), ночной портрет, ночной пейзаж, макросъемка, пляж/снег (при ярко освещенных участках суши и воды), праздник в помещении (искусственное освещение, свечи), освещение сзади (если источник света находится за объектом), закат, сумерки/рассвет, музей (функция для тех помещений, где вспышка нежелательна), копия (фотографии текста, где четко различается белый фон и буквы), панорама. Настроек — на все случаи жизни. А теперь поговорим об их реализации. Фотографии очень приличного качества получаются при выставлении функции Портрет. Особенно хорошо получается при фотографировании на улице. Снимки яркие, четкие, насыщенные, особо удачные можно принять за сделанные профессиональным фотоаппаратом. Режим Макро в целом можно охарактеризовать как очень и очень неплохо — прямо шедевры можно создавать, — но некоторые моменты разочаровали. Первое — не понравилось то, что при маломальских усложненных условиях съемки происходят странные вещи.
Например, объект — цветок, а за ним пестрый фон плюс недостаточно светло. Фотоаппарат просто не смог сфокусироваться — долго искал, что же, собственно, ему снимать, но так и не нашел, все кадры получились на редкость размытыми и невнятными. Все бы ничего — с кем не бывает, но вот почему-то гораздо менее навороченный и, можно сказать, старый Canon A530 взял этот кадр с легкостью. Второй пример — светло, хорошо, букетик роз — что может быть более приятным для фотографии в макрорежиме? Но нет, камера из-за обилия очертаний лепестков также не может сфокусироваться ни на чем и плюс ко всему еще дает абсолютно непонятные ареолы вокруг красных бутонов, и на фото они выглядят… оранжевыми. Что касается съемки в темноте или в помещении, где мало света, фотоаппарат не делает ничего сверхъестественного — просто включается вспышка, которая ничем не отличается от вспышек на любой другой камере. Наибольшей своей мощности она достигает при фотографировании в режиме Освещение сзади — светом заливается все вокруг, часто даже слишком. Понравилось снимать в режиме панорамы. После того, как сделан первый кадр, на экране поверх изображения где-то на его 1/4 части появляется полупрозрачный кусочек того самого первого кадра (это все в режиме съемки), и, таким образом, при перемещении фотоаппарата можно очень точно состыковывать предыдущий и последующий кадры, что очень удобно, а панорамы получаются ровными и красивыми. Если выставить функцию Копия, то съемка автоматически переходит в черно-белый режим. Эта функция хороша при фотографировании книг, бумаг и т.д. — действительно удобно: камера быстро фокусируется на мелких буквах, и получаются четкие фото. Что касается всех остальных функций, расположенных в режиме Сюжет, можно сказать следующее: они небесполезны — применять можно и нужно, снимок от этого только выигрывает.
Режим Видео. Эта функция в камере реализована достаточно хорошо. Видео получается качественное, с четкой картинкой, ясно передаваемыми звуками. Количество fps в секунду тоже дает о себе знать — при быстрых движениях в кадре не возникает размытости.
Интересные моменты
Теперь поговорим о некоторых особенностях фотоаппарата. Если камера выключена, и возникло желание просмотреть фото, то узреть их можно только одним способом. Нужно включать фотоаппарат — при этом он готов снимать, и тут же открывается объектив, и только теперь можно нажимать на кнопку просмотра. Это очень неудобно, а по-другому лицезреть отснятые шедевры никак нельзя. Минус во всем — нет экономии батареи, т.к. энергия расходуется каждый раз на включение, тратится время — нет быстрого доступа к фото, и при просмотре снимков объектив так и остается минимум минута в открытом состоянии, а в этот момент с ним может случиться что угодно — от удара до попадания пыли. При самом же просмотре фотографий на экране происходит следующая вещь. Каждый снимок открывается в низком разрешении и без сглаживания, проходит секунды две, мутность пропадает, и кадр выглядит уже нормально. При первом просмотре фотографий авторы статьи были немного напуганы, т.к. при быстром просмотре отснятых кадров разрешение не успевает придти к своему нормальному состоянию, и создается впечатление, что все фотографии мутные и размытые. Такие постоянные конвертации размеров изображения очень снижают скорость просмотра и иногда откровенно надоедают. Вероятно, данная недоработка будет устранена с выходом новой прошивки.
Из плюсов можно отметить то, что трехдюймовый экран — это, конечно, вещь — картинку прекрасно можно рассмотреть, когда она наконец-то откроется. Еще одна специфичная черта фотоаппарата — в режиме съемки он постоянно издает потрескивающий звук — объектив настраивается на объект. И если в других фотоаппаратах это происходит неслышно или еле слышно, то Nikon L18 очень хорошо оглашает звуками окружающее пространство. Это нельзя считать ни за минус, ни за плюс — просто вот такая интересная особенность.
А теперь о наболевшем. Не любит матрица фотоаппарата красный цвет, ну никак не любит. Что она творит с красными цветками, кофтами и другими предметами, окрашенными в этот тон! На фотографиях в тех местах, где должен быть красный, вперемешку с ним получаются пятна всех оттенков оранжевого и желтого. Конечно, не всегда — чаще всего это происходит при съемке в помещении с искусственным освещением, а также бывает при ярком солнечном свете. Это как-то ненормально, даже аномально. Был найден способ с этим бороться — менять экспозицию, и тогда все становится на свои места. Но здесь возникает другая проблема: не все знают, как это можно сделать, а если знают, не все станут применять, т.к. хочется просто взять и сфотографировать что-то, не копаясь в настройках.
Выводы
Таким образом, мы видим, что у Nikon Coolpix L18 много плюсов, но и минусы также присутствуют. Из хорошего: симпатичный внешний вид, простое меню и управление (обучить работе с камерой можно практически любого человека всего за 5 минут — проверено), много режимов съемки, которые реализованы на очень высоком уровне, отличный зум, функция защиты от сотрясений (которая, кстати, хорошо работает), большое разрешение снимков, использование широко распространенных карточек SD. Из неудачных моментов — не слишком экономный режим работы (батарейки придется покупать либо подзаряжать аккумуляторы довольно часто), неудобный просмотр отснятых фото, при определенных условиях неправильное отображение некоторых цветов.
В целом хочется сказать следующее: фотоаппарат стоит чуть более 200 у.е., свои деньги он отрабатывает на все сто, потому что, несмотря на некоторые откровенные недоработки, в целом у покупателя очень современная цифровая камера, с высокими характеристиками, дающая хорошие снимки. Особенно она хороша для тех, кто просто хочет приобрести цифровое устройство, запечатлевающее ценные моменты жизни, чтобы, не вдаваясь в подробности, просто ходить и снимать в свое удовольствие.
Т. Москаленко, М. Лысковец, SandLTeam@mail.ru
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2008 год в рубрике hard