Мобильный кризис вслед за финансовым
Мировой финансовый кризис в одних странах уже привел, а в других — вот-вот приведет к резкому падению потребительского спроса на разного рода электронные устройства. Попросту говоря, люди стали заметно меньше покупать различных гаджетов — от mp3-плейеров до цифровых фотоаппаратов. Давайте попробуем разобраться, как обстоят дела на рынке мобильных телефонов.
Аналитическая компания IDC подвела итоги анализа общемирового рынка мобильных телефонов в III квартале нынешнего года. Согласно представленным результатам, объем поставок мобильников в период с июля по сентябрь включительно составил 299 млн единиц, что на 3,2% выше аналогичного показателя III квартала прошлого года и на 0,4% ниже результатов II квартала этого года. Некоторое снижение продаж сотовых телефонов аналитики объясняют финансовым кризисом в Соединенных Штатах и Европе. Первое место в списке крупнейших поставщиков сотовых трубок продолжает удерживать финская компания Nokia. За год объем поставок мобильников Nokia вырос на 5,5% — до 117,8 млн единиц. Рыночная доля Nokia по итогам III квартала составляла 39,4%. Второе место с долей в 17,3% занимает южнокорейская компания Samsung, поставившая в период с июля по сентябрь 51,8 млн телефонов. Квартальный рост продаж аппаратов Samsung за год достиг 21,6%. Замыкает тройку лидеров Sony Ericsson, позиции которой за год практически не изменились. В прошлом квартале эта компания поставила 25,7 млн мобильников, что соответствует 8,6% объема рынка. Motorola с рыночной долей в 8,5% теперь занимает только четвертую строку списка крупнейших поставщиков мобильников, тогда как еще около полутора лет назад находилась на втором месте. В прошлом квартале Motorola поставила 25,4 млн телефонов. Замыкает пятерку LG Electronics, рыночная доля которой в прошлом квартале составила 7,7% (23 млн проданных мобильников).
Кстати, о Motorola. Чистые убытки компании за 9 месяцев этого года выросли почти в 4 раза — до $587 млн против $149 млн за аналогичный период годом ранее. При этом объем продаж компании сократился за указанный период на 15% до $23 млрд, тогда как в январе-сентябре 2007-го этот показатель составлял $26,98 млрд. По итогам III квартала этого года чистые убытки компании составили $397 млн, тогда как годом ранее была зафиксирована прибыль в размере $60 млн. Выручка за отчетный период сократилась на 15% до $7,48 млрд (годом ранее этот показатель составлял $8,81 млрд). В III квартале Motorola продала 25,4 млн телефонов против 28,1 млн кварталом ранее. Начиная с марта регулярно появлялись сообщения о том, что Motorola намерена разделиться на две отдельные публичные компании: по производству мобильных телефонов и по предоставлению широкополосных и мобильных бизнес-решений. Разделение планировалось завершить в III квартале 2009 г. Как теперь заявляет Саньджай Джа, соисполнительный директор Motorola, ответственный за дальнейшую судьбу мобильного подразделения, к этому сроку реструктуризацию, вероятно, завершить не получится. В компании также сообщили, что первые телефоны Motorola на платформе Google Android не появятся раньше 2009 года. Напротив, отлично идут дела у Samsung. В III квартале этого года южнокорейская компания стала лидером по количеству проданных мобильников в США — такие данные приводит аналитическая компания Strategy Analytics. По итогам III квартала текущего года доля Samsung на рынке мобильных телефонов США составила 22,4%. На второе место опустилась Motorola, занявшая 21,1% местного рынка. Продавцом мобильников №3 в США по итогам III квартала стала компания LG, занявшая 20,5% рынка. Доля Nokia на американском мобильном рынке равна 8,4%. В соответствии с данными аналитической компании Canalys за год рыночная доля Nokia на мировом рынке смартфонов сократилась с 51,4% до 38,9%. На долю таких производителей, как Apple и RIM, в III квартале текущего года пришлось 17,3% и 15,2% мирового рынка смартфонов соответственно.
В России — свои проблемы. У крупнейших торговцев сотовыми телефонами возникли проблемы с продажей мобильников в кредит. Причина — ужесточение банками процедуры выдачи потребительских кредитов населению в связи с кризисом. Снижение продаж техники в кредит стало наблюдаться с сентября. Как рассказывает Евгений Чичваркин, председатель совета директоров "Евросети", "продажи падают у всех, поскольку достаточно жестко ужесточился скоринг (система оценки кредитного качества заемщика)". Продажи в кредит в "Евросети", по его словам, упали примерно на 50%. Совокупный оборот крупнейшего в России розничного торговца мобильниками в 2007 году составил $5,64 млрд, или 13 млн телефонов. В других компаниях говорят, что также наблюдают практически двукратное снижение продаж. Тем не менее, большая часть клиентов, у которой возникают проблемы с кредитованием, все- таки покупает гаджеты за наличные деньги. Проблема в том, что кредиты на покупку бытовой электроники (тех же сотовых телефонов) являются беззалоговыми, считают аналитики. В сотовой рознице, а тем более в бытовой, которая в последнее время все активнее конкурировала с сотовой на ее же поле, доля кредитных покупок в последние годы непрерывно росла. В условиях же общей экономической нестабильности, когда многие боятся потерять работу, брать кредиты стало психологически менее комфортно. К тому же, покупатель определенно будет относиться к выбору более осмысленно, отдавая предпочтение бюджетным моделям.
Денис Лавникевич
Аналитическая компания IDC подвела итоги анализа общемирового рынка мобильных телефонов в III квартале нынешнего года. Согласно представленным результатам, объем поставок мобильников в период с июля по сентябрь включительно составил 299 млн единиц, что на 3,2% выше аналогичного показателя III квартала прошлого года и на 0,4% ниже результатов II квартала этого года. Некоторое снижение продаж сотовых телефонов аналитики объясняют финансовым кризисом в Соединенных Штатах и Европе. Первое место в списке крупнейших поставщиков сотовых трубок продолжает удерживать финская компания Nokia. За год объем поставок мобильников Nokia вырос на 5,5% — до 117,8 млн единиц. Рыночная доля Nokia по итогам III квартала составляла 39,4%. Второе место с долей в 17,3% занимает южнокорейская компания Samsung, поставившая в период с июля по сентябрь 51,8 млн телефонов. Квартальный рост продаж аппаратов Samsung за год достиг 21,6%. Замыкает тройку лидеров Sony Ericsson, позиции которой за год практически не изменились. В прошлом квартале эта компания поставила 25,7 млн мобильников, что соответствует 8,6% объема рынка. Motorola с рыночной долей в 8,5% теперь занимает только четвертую строку списка крупнейших поставщиков мобильников, тогда как еще около полутора лет назад находилась на втором месте. В прошлом квартале Motorola поставила 25,4 млн телефонов. Замыкает пятерку LG Electronics, рыночная доля которой в прошлом квартале составила 7,7% (23 млн проданных мобильников).
Кстати, о Motorola. Чистые убытки компании за 9 месяцев этого года выросли почти в 4 раза — до $587 млн против $149 млн за аналогичный период годом ранее. При этом объем продаж компании сократился за указанный период на 15% до $23 млрд, тогда как в январе-сентябре 2007-го этот показатель составлял $26,98 млрд. По итогам III квартала этого года чистые убытки компании составили $397 млн, тогда как годом ранее была зафиксирована прибыль в размере $60 млн. Выручка за отчетный период сократилась на 15% до $7,48 млрд (годом ранее этот показатель составлял $8,81 млрд). В III квартале Motorola продала 25,4 млн телефонов против 28,1 млн кварталом ранее. Начиная с марта регулярно появлялись сообщения о том, что Motorola намерена разделиться на две отдельные публичные компании: по производству мобильных телефонов и по предоставлению широкополосных и мобильных бизнес-решений. Разделение планировалось завершить в III квартале 2009 г. Как теперь заявляет Саньджай Джа, соисполнительный директор Motorola, ответственный за дальнейшую судьбу мобильного подразделения, к этому сроку реструктуризацию, вероятно, завершить не получится. В компании также сообщили, что первые телефоны Motorola на платформе Google Android не появятся раньше 2009 года. Напротив, отлично идут дела у Samsung. В III квартале этого года южнокорейская компания стала лидером по количеству проданных мобильников в США — такие данные приводит аналитическая компания Strategy Analytics. По итогам III квартала текущего года доля Samsung на рынке мобильных телефонов США составила 22,4%. На второе место опустилась Motorola, занявшая 21,1% местного рынка. Продавцом мобильников №3 в США по итогам III квартала стала компания LG, занявшая 20,5% рынка. Доля Nokia на американском мобильном рынке равна 8,4%. В соответствии с данными аналитической компании Canalys за год рыночная доля Nokia на мировом рынке смартфонов сократилась с 51,4% до 38,9%. На долю таких производителей, как Apple и RIM, в III квартале текущего года пришлось 17,3% и 15,2% мирового рынка смартфонов соответственно.
В России — свои проблемы. У крупнейших торговцев сотовыми телефонами возникли проблемы с продажей мобильников в кредит. Причина — ужесточение банками процедуры выдачи потребительских кредитов населению в связи с кризисом. Снижение продаж техники в кредит стало наблюдаться с сентября. Как рассказывает Евгений Чичваркин, председатель совета директоров "Евросети", "продажи падают у всех, поскольку достаточно жестко ужесточился скоринг (система оценки кредитного качества заемщика)". Продажи в кредит в "Евросети", по его словам, упали примерно на 50%. Совокупный оборот крупнейшего в России розничного торговца мобильниками в 2007 году составил $5,64 млрд, или 13 млн телефонов. В других компаниях говорят, что также наблюдают практически двукратное снижение продаж. Тем не менее, большая часть клиентов, у которой возникают проблемы с кредитованием, все- таки покупает гаджеты за наличные деньги. Проблема в том, что кредиты на покупку бытовой электроники (тех же сотовых телефонов) являются беззалоговыми, считают аналитики. В сотовой рознице, а тем более в бытовой, которая в последнее время все активнее конкурировала с сотовой на ее же поле, доля кредитных покупок в последние годы непрерывно росла. В условиях же общей экономической нестабильности, когда многие боятся потерять работу, брать кредиты стало психологически менее комфортно. К тому же, покупатель определенно будет относиться к выбору более осмысленно, отдавая предпочтение бюджетным моделям.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2008 год в рубрике mobile