Тестирование low-end графического ускорителя Point Of View GeForce 9500 GT 512 МВ

"Девятая" серия видеокарт компании NVIDIA получилась весьма неоднозначной. По сути, многие представители этой линейки плат образованы посредством банальной перемаркировки старых чипов без каких-либо существенных технологических и архитектурных усовершенствований (за исключением корректировки частот и поддерживаемых технологий). Например, GeForce 9800 GT — это старичок 8800 GT, 9800 GTX идентичен 8800 GTS, 9600 GSO — перемаркированный 8800 GS.

Неизвестно, чем на этот раз руководствовалась NVIDIA при переходе на новое обозначение своих графических решений, ведь когда-то с новой цифрой в начале четырехзначного кода (например, переход с GeForce 7ХХХ на GeForce 8ХХХ) изменялись не только архитектура и техпроцесс изготовления, но и целая масса графических технологий, реализованных в чипе. Теперь же NVIDIA как будто нарочно пытается запутать покупателей своими маркировками и нерациональным подходом к формированию названий видеокарт. Все это дело попахивает чистыми маркетинговыми уловками, которые калифорнийскому гиганту, на наш взгляд, просто непростительны.

Итак, 29 июля состоялось официальное пополнение линейки видеокарт NVIDIA: представлены графические ускорители 9800 GT и 9500 GT. Первая, как уже упоминалось выше, — это маркетинговые ухищрения производителя (банальная перемаркировка 8800 GT), вторая же, напротив, имеет совершенно новый чип (доселе нигде не фигурировавший), произведенный по нормам 65 нм. Стоит обязательно отметить, что в будущем G96 заменят на более продвинутый G96b, произведенный по нормам 55 нм, к тому времени обновятся и его частоты. Сегодня мы рассмотрим и проанализируем возможности младшего представителя из анонсированных этим летом плат класса 9ХХХ — видеокарты GeForce 9500 GT 512 МВ. В роли "подопытного" — Point Of View GeForce 9500 GT 512 МВ.

GeForce 9500 GT на базе чипа G96: основные архитектурные особенности

Итак, сперва начнем с "математики" унифицированных блоков. Чип G96 обладает полноценными 32 потоковыми суперскалярными процессорами. Именно таким количеством в свое время мог похвастаться middle-end-чип прошлого поколения NVIDIA GeForce 8600. На основе вышеназванных характеристик уже можно предварительно оценить производительность чипа G96, которая, пожалуй, незначительно будет отличаться от таковой у GeForce 8600. Все это мы обязательно проверим на практике, а пока внимательно присмотримся к блок-схеме G96, для сравнения приведем также и для G94:

G96

G94

Ядро G96 произведено по технологическим нормам 65 нм и состоит из 314 миллионов транзисторов. GPU работает на частоте 550 МГц для стандартной NVIDIA GeForce 9500 GT 512 MB. На блок-схеме мы видим только рожки да ножки от нынешних современных чипов — 2 шейдерных блока, в каждом из которых сосредоточены 16 потоковых процессоров (Streaming Processor) (итого получается 32=16*2) и 16 текстурных блоков (TMU). Все потоковые процессоры 9500 GT работают с тактовой частотой 1400 МГц, более чем вдвое превышающей частоту GPU. Напоследок отметим блоки записи в кадровый буфер (ROP), которых в данном случае 2 (на диаграмме — синие блоки рядом с кэшем L2). В работе и концепции построения потоковых процессоров (SP) NVIDIA в очередной раз не вносила никаких поправок.

G80

G96

Исходя из диаграммы, на каждые четыре потоковых процессора приходится два модуля адресации текстур TA и по два модуля фильтрации текстур TF. Каждый шейдерный блок снабжен собственным кэшем первого уровня L1. В нем могут храниться не только текстуры, но и — в связи с унифицированностью — различного рода данные. Все потоковые процессоры G96 подобно G94/G92 являются полностью скалярными. Как уже упоминалось выше, у GeForce 9500 GT имеется в наличии 2 блока записи в кадровый буфер (ROP).

Как и более старшие собратья (G92/ G94), блоки могут эффективно справляться со следующими методами антиалиасинга: мультисэмплинг, суперсэмплинг и адаптивное сглаживание. Помимо всего прочего, в видеокартах серии GeForce 9500 GT реализованы аналогичные технологии, используемые в старших видеокартах на базе GeForce 9600 GT/9800GT:

NVIDIA Lumenex включает в себя новые методы сглаживания 8x, 8xQ, 16х и 16xQ, сравнимые по скорости и превосходящие по качеству традиционный 4x FSAA. Полное названия такого метода — CSAA (Coverage Sampling Antialiasing).

NVIDIA Quantum Effects — еще одна технология, использующая мощности G92 для реализации расчетов физических взаимодействий. Кроме того, вычислительные ресурсы чипа можно задействовать для решения сложных задач моделирования и математических расчетов. Вычисления с плавающей запятой выполняются в формате IEEE 754 (специальный стандарт на операции с плавающей запятой (точкой), разработанный институтом инженеров по электротехнике и электронике в 1985 году). Также никуда не делась и реализация специального API, посредством которого сторонние программисты с легкостью могут разрабатывать софт, который будет использовать аппаратное ускорение в лице практически любого современного чипа NVIDIA. PureVideo и PureVideo HD. Не забыла NVIDIA и любителей высококачественного видео и HD-видео. В ядро встроена поддержка уже давно всем знакомой технологии PureVideo (для улучшенной обработки видео), а также PureVideo HD. Последняя поддерживает форматы HD DVD и Blu-ray и предназначена освободить центральный процессор от тяжкого бремени декодирования видеоинформации посредством встроенного декодера форматов H.264, VC-1, WMV/WMV- HD и MPEG-2 HD.

Поддержка шины PCI Express 2.0. Во второй ревизии PCI Express значительно увеличилась пропускная способность канала — до 5 Гбит/с (PCI Express 1.x — 2,5 Гбит/с). Это означает, что теперь для линии x16 максимальная скорость передачи данных может достигать 8 Гб/с в обоих направлениях против 4 Гб/с для старого PCI Express 1.х. Примечательным фактом является то, что PCI Express 2.0 полностью совместим с PCI Express 1.1. На деле это означает, что старые видеокарты будут спокойно работать в системных платах с новыми разъемами, и новые видеоадаптеры станут без проблем работать в старых разъемах стандарта PCI Express 1.х.

Напоследок ознакомимся с официальными техническими характеристиками GeForce 9500 GT:
. кодовое название чипа — G96;
. технологический процесс изготовления — 55 нм;
. количество транзисторов — 314 млн;
. частота работы ядра — 550 МГц;
. 32 унифицированных скалярных процессоров, работающих на частоте 1400 МГц;
. 16 блоков текстурной фильтрации с поддержкой операций с плавающей запятой FP16 и FP32;
. 2 блока записи в кадровый буфер (ROP) (8 накладываемых текстур за проход);
. ширина шины памяти — 128 бит;
. объем видеопамяти — 512 Мб типа GDDR3 с частотой 1600 МГц DDR;
. полоса пропускания памяти — 25,6 Гб/с;
. аппаратная поддержка — АРI Direct X10, Shader Model 4.0, а также OpenGL 2.1;
. поддерживаемый интерфейс шины — PCI-Express x16 rev 2.0;
. возможность организации массива из двух видеокарт NVIDIA SLI;
. аппаратное декодирование видео — PureVideo;
. аппаратное декодирование видео высокой четкости PureVideo HD;
. интерфейсы — 2x DVI Dual Link, HDMI, HDTV;
. 2x RAMDAC 400 МГц;
. интегрированная в ядро поддержка TV-выхода.

ВидеокартаNVIDIA GeForce 
9600 GT
NVIDIA GeForce 
9500 GT
NVIDIA GeForce 
8600 GTS
NVIDIA GeForce 
8600 GT
AMD Radeon 
HD 3850
Наименование чипаG92G96G84G84R670
Техпроцесс656580 нм80 нм55 нм
Количество транзисторов754 млн314 млн289 млн289 млн666 млн
Тактовые частоты чипа, МГц600550675540670
Тактовые частоты шейдерного домена, МГц1500140014501180670
Эффективная частота памяти, МГц 18001800200014001660
Максимальная пропускная способность памяти, Гб/с57,625,7323253 Гб/с
Объем и тип используемой памяти256/512/
1024 Мб GDDR3
256/512/
1024 Мб GDDR2/3
256/512/
1024 Мб GDDR3
256/512/
1024 Мб GDDR3
256 Мб/
512 Гб GDDR3
Количество универсальных процессоров112323232320
TMU (текстурные блоки)5616161616
ROP (пикс/такт)448816
Филлрейт, теоретический (Мпкс)96005400430010700
Тексельрейт, теоретический (Мткс)3360010800860010700
Полноэкранное сглаживаниеMSAA 2х, 4х, 
8х CSAA 2x-16x
MSAA 2х, 4х, 
8х CSAA 2x-16x
MSAA 2х, 4х, 
8х CSAA 2x-16x
MSAA 2х, 4х, 
8х CSAA 2x-16x
MSAA 2х, 4х, 
8х и CFAA до 24x
Анизотропная фильтрация (AF)2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х
Ширина шины памяти, бит256256128128256
ИнтерфейсPCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0PCI-E х16PCI-E х16PCI-E х16 v2.0
Версия DirectX1010101010,1
Версия вершинных шейдеров4,04,04,04,04,1
Версия пиксельных шейдеров4,04,04,04,04,1
РазъемыTV-Out 2x 
DVI Dual Link HDTV
TV-Out 2x 
DVI Dual Link HDTV
TV-Out 2x 
DVI Dual Link HDTV
TV-Out 2x 
DVI Dual Link HDTV
TV-Out 2x 
DVI Dual Link HDTV
RAMDAC, МГц2х4002х4002х4002х4002х 400
Аппаратное декодирование H264/WMV+++++
Максимальное разрешение2560х1600 
@85 Гц
2560х1600
@85 Гц
2560х1600
@85 Гц
2560х1600
@85 Гц
2560х1600
@85 Гц


Платы 9500 GT будут выпускаться в нескольких модификациях с различным объемом видеопамяти и типом используемых чипов — это 256, 512 Мб или 1 Гб DDR2 или GDDR3. При этом в стандартном исполнении 9500 GT память GDDR3 должна функционировать на частоте 1600 МГц, а DDR2 — всего на 1000 МГц. Напомним, что референсные GeForce 8600 GT укомплектовывались только 256 или 512 Мб памяти стандарта GDDR3 с частотой 1400 МГц DDR.

Видеокарта Point Of View GeForce 9500 GT: комплект поставки, дизайн платы, система охлаждения

Пожалуй, для такого класса видеокарт "калибр" упаковки будет оптимален — производитель не пытается выдать простое за нечто экстраординарное, как некоторые брэнды, поэтому бокс, в котором уложен Point Of View GeForce 9500 GT, достаточно компактен. Дизайн упаковки весьма противоречивый: с одной стороны, мы имеем оптимальный и вразумительный перечень основных характеристик на лицевой стороне, с другой — карикатурной внешности монстра, портящего весь "фасад" тары.

Внутри коробки мы нашли следующее содержимое:
. собственно плата Point Of View GeForce 9500 GT;
. руководство пользователя по быстрой установке на нескольких языках;
. CD с драйверами и утилитами.

Комплектация получилась совсем уж скромной. Ни одного переходника в комплекте (!) — на это стоит особенно обратить внимание, дабы это не стало сюрпризом для вас уже дома и не понадобилось вновь возвращаться в магазин за нужным шнурком. Дизайн печатной платы по результатам нашего исследования полностью соответствует эталонной NVIDIA GeForce 9500 GT 512 MB.

За основу инженеры NVIDIA взяли типовую PCB видеокарты GeForce 8600 GT, при этом сделав незначительные корректировки в связи с некоторыми особенностями нового чипа G96.

Система охлаждения ускорителя — собственная разработка Point Of View.

Плата, как и положено бюджетному сегменту, не блещет большим количеством различных элементов, максимально упрощена схема питания, PCB небольших габаритных размеров. Чип G96 благодаря небольшому количеству вычислительных блоков и невысоким рабочим частотам не обладает весьма горячим нравом, поэтому здесь мы видим незамысловатый и простой кулер, основная задача которого — охлаждать только графический процессор.

Для предотвращения скола кристалла вследствие перекоса кулера во время его монтажа/демонтажа на основании радиатора предусмотрены 2 эпоксидных выступа. GPU в данном случае ревизии B1 (65 нм версия) и выпущен на 26-й неделе 2008 года на Тайване. Он работает на типичных частотах GeForce 9500 GT — 550 МГц. Видеопамять типа GDDR3 с общим объемом 512 Мб расположена на лицевой и обратной стороне PCB и набрана с помощью восьми микросхем по 64 Мб. Производитель чипов — компания Samsung. Время выборки у всех микросхем согласно маркировке составляет 1,0 нс, что соответствует частоте 1000 (2000) МГц, однако чипы работают на стандартных частотах GeForce 9500 GT — 1600 МГц. Данный факт обрадует оверклокеров — действительно есть где разгуляться, однако разгон для нишевого продукта, скорее всего, будет являться "спортивным интересом", нежели реальным спасением в ситуации низкого фреймрейта.

На задней панели видеокарты расположились разъемы DVI (Dual-Link), аналоговый D-Sub и TV-выход.

Температурный режим, разгон

Для мониторинга тепловых показателей ускорителя воспользуемся утилитой RivaTuner 2.11. Для большей наглядности все данные сведем в соответствующую таблицу:

Наименование видеокартыPoint Of View GeForce 9500 GT 512 MB
Условия тестированиязакрытый стенд
Температура окружающего воздуха25°С
Температурные показатели, режим простоя (2D)
Графический процессор, макс. значение41°С
Температурные показатели (3D)
Графический процессор, макс. значение55-58°С
Температура внешних элементов видеокарты*
Радиатор GPU*42°С

*Измерено с помощью цифрового термометра Mastech MS-6501.

Частоты кулера постоянны и не меняются в зависимости от нагрузки на графический процессор. В целом система охлаждения хорошо справляется с поставленной задачей. Максимальная температура в режимах активной нагрузки (3D) за все время так и не превысила порог в 60 градусов. Шум работы кулера приемлемый. Он не будет выделяться на фоне среднестатистического набора компонентов системы, но для любителей абсолютной тишины вентилятор все же будет шумноват.

Разгонные показатели видеокарты Point Of View GeForce 9500 GT:
ПодсистемаGPUПамятьШейдерный 
домен
Номинальные частоты55016001400
Частоты, полученные разгоном70018001750
Прирост27%13%25%
Температурные показатели (3D)
Максимальная температура GPU60°С
Радиатор GPU*54°С

*Измерено с помощью цифрового градусника Mastech MS-6501.

Разгон по памяти весьма неплох, впрочем, как и для графического процессора. Запас прочности у G96 (65 нм) в силу уже полной отлаженности техпроцесса на практике оказывается всьма высоким. Для ревизии ядра, которая будет производиться по нормам 55 нм, скорее всего, оверклокерский потенциал будет еще выше, а с постепенной наладкой техпроцесса NVIDIA не упустит шанс анонсировать разогнанную версию GeForce 9500 GT.
Конфигурация тестового стенда, список тестовых приложений и настроек

Конфигурация тестового стенда:
Материнская платаGigabyte EX38-DQ6 (X38)
ПроцессорIntel Core 2 Quad QX6700 2,66 ГГц, разогнанный до 3,2 ГГц (266x12)
ПамятьChaintech APOGEE PC-6400 DDR II (2x2 Гб, CL4-4-4-12), 2,1 В
ВинчестерСистемный: WD Raptor 74 GB WD740ADFD (10 000 об/мин, Serial ATA, буфер 16 Мб)Игры и программы: Seagate ST3320620AS (Serial ATA II, буфер 16 Мб);
Блок питанияFloston Energetix 850 Вт (ENFP-850W)
МониторLG Flatron F900P (19", максимальное разрешение 1600х1200@85 Гц)
Операционная система (тесты DX10)Microsoft Windows Vista Ultimate 64-bit SP1, DirectX 10 (сборка — июнь 2008-го)
Драйверы для видеокарт NVIDIAGeForce 177.79
Драйверы для видеокарт AMDATI Catalyst 8.9


В тестировании, помимо Point Of View GeForce 9500 GT, также принимали участие:
. NVIDIA GeForce 9600 GT 512 MB 700/1940 МГц;
. NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц;
. AMD Radeon HD 3850 512 MB 775/2250 МГц;
При этом использовались следующие настройки драйверов:

Для GeForce 177.79:

. texture filtering — high quality;
. vertical sync — off;
. anisotropic optimization — off;
. anisotropic sample optimization — off;
. transparency antialiasing — off.

Для AMD Catalyst 8.9:

. Catalyst A.I — standard;
. mipmap detail level — high quality;
. wait for vertical refresh — off;
. adaptive antialiasing — off;
. temporal antialiasing — off ;
. high quality anisotropic filtering — off.
Все остальные настройки — по умолчанию.

Анализ производительности проводился в трех стандартных для нашей методики разрешениях: 1024x768, 1280х1024 и 1920х1080 пикселей. Измерение производительности осуществлялось встроенными в игру бенчмарками, а при их отсутствии — утилитой FRAPS на специально подобранных простых для повторения сценах. Прогон тестов (для замеров при помощи FRAPS) осуществлялся минимум три раза, чтобы исключить случайные погрешности экспериментов (более подробно о наших методиках мы обязательно напишем в следующих материалах). В качестве тестовых приложений использовались следующие приложения и настройки:

ПриложениеВерсияAPIНастройки 
качества
Анти-
алиасинг
Анизотропная 
фильтрация
3DMark Vantage1.01DirectX 10Performance--
ExtremeFSAA 4xx16
Devil May Cry 4 Benchmark1.00DirectX 10Max. QualityFSAA 4xx16
Call Of Juarez Benchmark1.3.0.1DirectX 10Max. Quality--
Call of Duty 4: Modern Warfare1.6DirectX 9Max. QualityFSAA 4xx16
Company Of Heroes Opposing Fronts1.7.1DirectX 10Max. QualityFSAA 4xx16
Crysis1.2.1DirectX 9.0cHigh Quality--
Gothic 31.12DirectX 9.0cMax. Quality-x16
Ghost Recon Advanced Warfighter 21.0DirectX 9.0cMax. QualityFSAA 4xx16
PT Boats: Knights of the Sea DirectX 10 Benchmark1.00DirectX 10Max. QualityFSAA 4xx16
S.T.A.L.K.E.R.1.005DirectX 9.0cMax Quality, 
Dynamic Light On
-x16
Tomb Raider: Legend1.2DirectX 9.0cMax. Quality, NGC ON.FSAA 4xx16
World In Conflict1.007DirectX 10Maximum QualityFSAA 4xx16


Выводы

Итак, просуммируем выводы по чипу G96. Долго рассматривать и анализировать графики не нужно, чтобы понять, что вычислительная мощь графического процессора 9500 GT в основной массе идентична старичку 8600 GTS 512 MB, в принципе, что и неудивительно, ведь они имеют одинаковое количество исполнительных блоков (в частности, потоковых процессоров). В целом картина производительности плат GeForce 9500 GT предельно ясна — ускоритель демонстрирует приемлемый фреймрейт (не ниже 30 FPS) только в низких разрешениях и относительно старых графических 3D-приложениях. В требовательных играх даже на среднем уровне детализации видеокарта GeForce 9500 GT не сможет вытянуть минимально комфортный FPS.

Point Of View GeForce 9500 GT 512 МВ

Продукт полностью соответствует референсной 9500 GT и отличается от аналогичных серой массы плат улучшенной системой охлаждения и быстрыми чипами памяти (хоть и работающих в номинале, но все же отнесем это к достоинству).

Достоинства:
. хороший разгонный потенциал;
. эффективная система охлаждения;
. низкая цена.

Недостатки:
. скудный комплект поставки.

Дмитрий Трамбицкий


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2008 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета