Яндекс попридержит выпуск своих акций

Крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал "Яндекс" отложил первичное размещение своих акций (IPO) на неопределенный срок. Прежде размещение акций было запланировано на третий квартал нынешнего года. Теперь же IPO может состояться в период до мая 2009-го, но только при условии, если ситуация на финансовых рынках в ближайшее время стабилизируется. IPO предполагалось провести в США на высокотехнологической фондовой бирже NASDAQ в Силиконовой долине.

20 июня "Яндекс" даже открыл в Калифорнии собственный офис — Yandex Laboratories, — возглавлять который переманил одного из топ-менеджеров оказавшейся в кризисе Yahoo. Перебежчиком оказался Виш Махиджани, ранее руководивший в Yahoo поиском, а до этого занимавшийся тем же самым в компании Inktomi. До первой половины 2009 г. Yandex Laboratories должны были быть небольшим представительством с персоналом 10-12 сотрудников. Официальная цель открытия представительства (по версии "Яндекса") — поддержать качество поиска. По словам руководства, "Яндекс" стал компанией международного уровня, и ему необходимо поддерживать контакты с другими крупными игроками этого рынка, что проще сделать, находясь рядом с ними — в США.

Справка КГ:

"Яндекс": крупнейшая русскоязычная поисковая система. Основана в 2000 году. Владеет интернет-порталом Yandex.ru, ежедневная аудитория которого составляет более 5 млн человек. Владельцы: более 30% акций принадлежит фондам ru-Net Holdings и Baring Vostok Capital Partners, 15% — фонду Tiger Technologies, около 30% — основателям компании, и 20% — менеджерам и другим миноритариям. Выручка компании "Яндекс" по итогам 2007 года составила $167 млн; при этом выручка по сравнению с 2006 годом выросла примерно на 130%. Основным источником доходов при этом была контекстная реклама. Соотношение контекстной и баннерной рекламы в структуре доходов "Яндекса" за 2007 год практически не изменилось.

Тем не менее, сумма денег, которые "Яндекс" сможет привлечь, проведя размещение акций на Западе, после кризиса резко сократилась. Если в начале года называлась сумма в $5 млрд, то теперь аналитики предупреждают: если акционеры хотят получить оценку "Яндекса" хотя бы в $3 млрд, то IPO нужно отложить вообще до 2010 года. Недавно российская деловая газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник, близкий к акционерам компании, сообщила, что IPO "Яндекса" точно не состоится в этом году. Акционеры приняли решение отложить IPO на неопределенный срок из-за мирового финансового кризиса. Эту информацию подтвердили источники в двух инвестиционных банках, непосредственно занимавшихся подготовкой выхода "Яндекса" на фондовый рынок. Цитата: "От идеи IPO "Яндекс" не отказался, но в нынешних условиях это нецелесообразно. Ранее источники в инвестбанках сообщали, что акционеры "Яндекса" намерены перенести IPO на неопределенный срок, если ситуация на финансовых рынках не стабилизируется до октября". По данным из других источников, теоретически размещение акций "Яндекса" может состояться до 12 мая 2009-го. Еще цитата: "Компания имеет право провести IPO на NASDAQ в течение 135 дней с момента публикации аудированной отчетности. Можно предположить, что нынешняя ситуация на рынках продлится еще примерно месяцев шесть, то есть "Яндекс" теоретически может провести IPO до 12 мая 2009 года". Однако я должен заметить, что объем эмиссии (количество и стоимость размещаемых акций) "Яндекса" до сих пор не утвержден. Более того, в условиях нынешней нестабильности объем эмиссии традиционными финансовыми инструментами рассчитать вообще практически невозможно. Напомню, что в начале нынешнего года мандаты на организацию и проведение IPO "Яндекса" получили Deutsche Bank, Morgan Stanley и "Ренессанс Капитал". Именно они теперь больше всех пострадают от переноса даты IPO. Кстати, не так давно в онлайновых СМИ прошло сообщение о том, что известный российский бизнесмен миллиардер Алишер Усманов ведет переговоры с одним из акционеров о покупке 10% "Яндекса".

"Яндекс" — вовсе не первая интернет-компания, решившая не проводить запланированное на этот год IPO. В июле так же поступили акционеры Mail.ru, которые перенесли размещение на 2009 год. Несмотря на столь громкий провал широко разрекламированного и пропиаренного выхода на фондовый рынок, компания продолжает развиваться. 29 сентября 2008 г. "Яндекс" подвел итоги второго года полномасштабной работы своей Рекламной сети (РСЯ). За этот год ежемесячное число переходов пользователей с сайтов-участников РСЯ на сайты рекламодателей выросло втрое. Ежедневно больше 10 млн пользователей видят объявления Яндекс.Директа в Рекламной сети. А немногим ранее — 15 сентября — "Яндекс" начал строительство нового, шестого по счету, дата-центра — в Ивантеевке. Его открытие запланировано на конец 2008 года. В ивантеевском дата-центре разместится более 7 тысяч серверов. Площадь составит 2500 м2, подведенная мощность — 4 МВт. Яндекс планирует соединить ивантеевский дата-центр с собственным московским оптоволоконным кольцом. Напоследок стоит вспомнить, что компания "Яндекс" вышла на самоокупаемость еще в ноябре 2002 г. Летом 2003-го совет директоров компании принял решение о выплате дивидендов, первых в рунете. Летом 2006 года недельный оборот системы размещения контекстной рекламы Яндекс.Директ превысил $1 млн. По результатам 2006 года выручка и чистая прибыль компании выросли более чем вдвое — до $72,6 млн и $29,9 млн соответственно. Вся бухгалтерская отчетность "Яндекса" с 2000 года аудируется компанией Deloitte&Touche.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2008 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета