3D-пакеты: ноздря в ноздрю

На рынке программ трехмерного моделирования, анимации, визуализации и так далее на данный момент творится настоящий бум. Пользователям предлагается буквально множество профессиональнейших пакетов, и многие из начинающих действительно теряются в выборе. На данный момент назрела идея рассмотреть этот рынок повнимательнее, поэтому мы выбрали ряд наиболее значимых программ, которые более подробно будем описывать в рамках отдельных обзоров, а пока вашему вниманию предлагается краткий экскурс.

Autodesk 3D Studio Max


3ds max — это не просто пакет, это история компьютерной графики. Можно сказать, живая рептилия. Между тем, слово "пакет" не совсем верно описывает суть, ведь речь идет о полноценной среде разработки с большим количеством подключаемых модулей и приложений. То есть изначально разработчики предположили, что архитектура программы будет максимально открытой, и не ошиблись в выборе. Но в функциональном плане основной части мы имеем мощный 3D-редактор, который удовлетворяет даже самым изысканным и наиболее современным требованиям профессионалов из мира трехмерного моделирования, анимации, визуализации. Приложение активно эксплуатируется разработчиками игр. Плюс к этому стоит добавить, что у 3ds max имеется в арсенале свой собственный язык сценариев (скрипт), а с помощью 3D Studio MAX SDK можно создавать свои собственные приложения- модули. Многие на самом деле считают, что полноценное владение 3ds max — это уже профессия у тебя в кармане. Они правы, поскольку возможности среды практически неограниченны.

Autodesk Maya Unlimited

Maya — второй знаменитый продукт Autodesk, в котором содержится богатый арсенал инструментов для профессиональной работы с трехмерной графикой и моделированием. Данная среда очень хорошо приспособлена для работы со сложными проектами, то есть отличается повышенной производительностью, к тому же, поддерживает командную работу над проектом. От версии к версии модифицируются алгоритмы и улучшается эргономика интерфейса, к тому же, максимально удобно решены вопросы интеграции с 3ds max и Motion Builder. Для быстроты работы предусмотрена возможность использования рендереров от сторонних разработчиков, в том числе и от игровых движков.

Autodesk MotionBuilder

Autodesk MotionBuilder является расширенной инструментальной средой для анимации трехмерных персонажей, что широко используется в компьютерных играх и при подготовке всевозможной мультимедийной продукции. Поскольку это уже третий продукт Autodesk в нашем списке, то несложно догадаться, что вопросы интеграции с другими программами от этого разработчика решены на должном уровне. Инструментарий аниматора просто поразителен, отдельно стоит отметить реализацию интеллектуальных средств управления персонажами.

AVID SoftImage XSI

Как только вы загрузите AVID SOFTIMAGE XSI, то сразу захотите поставить высшую оценку за реализацию рабочего интерфейса. Он красив, удобен и трансформируется под выполняемые задачи. Эта среда не так известна среди любителей, как 3ds max, но ничем ему не уступает в плане функционала. Даже более того: интерфейс располагает к быстрому обучению. Помимо мощнейшего инструмента визуализации, стоит отметить ряд интересных специфических новаций, что в других пакетах является редкостью — например, встроенные модули для создания меха, волос, рисования. Версия XSI Advanced является самой полной, к тому же, имеет смысл указать на интересную тенденцию, а именно поддержку .NET framework, С#, Python, аппаратного обеспечения, способного работать под DirectX 10. То есть для разработчиков игр эта среда может стать средой обитания.

Effect3D Studio

Небольшая программа для быстрого создания и редактирования 3D-объектов, сцен с возможностью использования анимации. Скорости разработки помогает каталогизированная библиотека, в которую входит около 700 качественных трехмерных моделей и 70 типов анимации. Встроенный мастер Power Wizard позволяет в считаные минуты сделать трехмерную сцену. В процессе визуализации можно использовать всевозможные эффекты постобработки.

Maxon Cinema 4D

CINEMA 4D — рабочая лошадка трехмерного моделирования и анимации. Достаточно часто сделанную в ее рамках продукцию вы можете наблюдать по телевизору, а это музыкальные клипы, очень известные мультфильмы. CINEMA 4D интересна тем, что появилась практически недавно, внезапно и сильно всколыхнула рынок, во-первых, из-за бесспорного качества, мощи и непревзойденной скорости, а во-вторых, из-за своей непохожести на другие 3D- пакеты. Тем, кто хочет войти в мир профессионального 3D-моделирования и анимации, но при этом не приемлет интерфейсов "динозавров" этого сегмента ПО, можно смело рекомендовать CINEMA 4D. Отдельно стоит отметить, что данный пакет разрабатывался не по пути всего известного софта — в его основе лежат две новейшие базовые уникальные технологии, в результате чего CINEMA 4D обладает пока непревзойденной скоростью работы и при этом может выполнять сложнейшие задачи. Даже при больших насыщенных сценах загрузка оперативной памяти сравнительно мала. Весь функционал, необходимый профессионалам, присутствует.

NewTek LightWave 3D

Пользовательский интерфейс LightWave 3D отличается профессиональным аскетизмом. Но вместе с тем стоит отметить, что он весьма разумно организован, а за всем стоит огромная профессиональная мощь, большое количество возможностей. По существу, в LightWave 3D можно сделать все: от красивых двигающихся логотипов до профессиональной трехмерной анимации, — хотя стоит отметить, что все возможности и сам рабочий интерфейс подразумевают свою отдельную философию, и, если к ним привыкнуть, работа становится очень легкой и продуктивной. Инструментальный арсенал обширен, что, собственно, является необходимым требованием к профессиональным пакетам такого уровня. LightWave 3D не обходят стороной и разработчики компьютерных игр. Список выпущенной продукции, в которой использовалась именно эта программа, велик.

e frontier Poser

Безусловно, Poser является программой 3D-моделирования и анимации, но весьма специфичной, а в ряде случаев — и уникально полезной. Основа пакета — это модели, для которых можно выбрать/смоделировать одежду, прическу, лицо, изменить текстурное наполнение. То есть вам даются болванки, а дальше поступайте по своему разумению. Модельный ряд достаточно разнообразен, но отдельно стоит отметить, что, кроме всего прочего, среди составных компонентов вы найдете различные позы для человеческих фигур (вернее, гуманоидных, потому как там есть и роботы). Причем в этом нет ничего удивительного, потому как для каждой трехмерной модели уже априори предусматривается внутренний скелет. Разработка действительно уникальна, поэтому и пользуется особой популярностью среди художников и аниматоров с момента своего возникновения, а это был 1995-й год. Эта программа достаточно популярна больше в любительской и дизайнерской среде.

SIDEFX HOUDINI MASTER

Вообще в наборе HOUDINI есть много инструментальных средств различного предназначения, MASTER — только одно из них. Программа для моделирования и создания специальных эффектов одновременно является полнофункциональным пакетом 3D-графики для дизайнеров, иллюстраторов, архитекторов и аниматоров. Причем на все основные запросы от изысканных профессионалов тут можно найти ответы.

Подытожим

На самом деле мы выбрали далеко не весь инструментарий, который имеется, выпускается и развивается, хотя и наиболее популярный. Не так давно было время, когда компьютерная 3D-графика стоила огромных денег и суперкомпьютеров. Сейчас она доступна большинству пользователей РС. Хочется отметить, что очень многие видят этот раздел компьютерных технологий чересчур сложным. Да, во-многом этому способствуют рабочие интерфейсы программ, которые выглядят угрожающе. Других отпугивает терминология, которой испещрены специализированные статьи и книги. Но если приоткрыть завесу, то все оказывается достаточно легким. На специалистов в области 3D-анимации и моделирования на рынке труда всегда наблюдается устойчивый спрос — это факт. Второй момент — очень многие ограничены по денежным ресурсам, но кому-то нужна качественная заставка, другому — музыкальный клип, третий замыслил компьютерную игру, четвертый — мультфильм. Значит, придется все изучить, хотя изначально нужно определиться с пакетом, потому как на полноценное освоение каждого из перечисленных выше за исключением двух нужно потратить достаточно много времени. Но эти знания никогда не пропадут зря, причем профессионал в чем-то одном всегда может стать профессионалом и в других сегментах. Данная серия не будет претендовать на профессиональный уровень, а просто поможет определиться со стартом либо выбрать наиболее оптимальный вариант для осущетсвления планов.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2008 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета