Венчуры и стартапы нашего времени

Недавно прозвучала новость: компания Google планирует открыть собственный венчурный фонд, который будет инвестировать средства в перспективные стартапы. Ожидается, что руководить новым фондом будут Дэвид Дрюммонд, главный юрист компании и старший вице-президент по корпоративному развитию, и Билл Марис, бывший бизнес-партнер и друг Анны Войсицки, жены одного из основателей Google Сергея Брина.

Затея Google


Как считают аналитики, инвестиции Google будут направлены в первую очередь на поддержку тех стартапов, которые можно считать главными кандидатами на покупку поисковым гигантом. Инвестируя собственные средства — пусть даже на начальном этапе относительно незначительные — Google будет составлять конкуренцию традиционным венчурным компаниям и инвестиционным фондам. Кроме того, можно будет не допускать резкого повышения цены стартапа в ситуации, когда компания Брина и Пейджа решит приобрести технологию или разработки молодой компании. Конечно, такая тактика в IT- индустрии — отнюдь не ноу-хау Google. Собственные венчурные подразделения есть у компаний Intel, HP, Motorola и других лидеров рынка. Да и Google еще до учреждения собственного инвестфонда инвестировала по $500 тыс. в ряд перспективных стартапов. Некая добрая ирония судьбы есть в том, что в 1999 году сама компания Google появилась благодаря поддержке венчурных инвесторов. Вложив в 1999-м $12,5 млн и получив 10% доли Google после первичного размещения акций интернет-компании, фонд Sequoia Capital получил около $4,7 млрд. Аналогично, вложив около $11,5 млн в YouTube, после покупки последнего Google Sequoia Capital получил около $480 млн.

В общем, венчурные фонды и компании-стартапы снова входят в моду. Практически забыт кризис 1999-2000 годов, когда обанкротилось великое множество фирм-стартапов, но уроки того времени усвоены хорошо. Пришло время нового осмысления многогранного понятия стартапа. Обязательные элементы молодой IT-компании, претендующей на инвестиции, таковы: создание новой фирмы, вывод на рынок оригинального продукта, реализация новых или нестандартных проектов. Бросающаяся в глаза новизна — вот отличительный признак, по которому можно определить стартап в общей линейке IT- проектов.

Американская монополия закончилась

Во время первого "бума дот-комов" в конце 1990-х годов Америка была безусловным непререкаемым лидером в области IT-инноваций. Теперь все меняется: развитие IT-индустрии в Европе и Азии вскоре может положить конец глобальной монополии США на высокотехнологичные стартапы. Это мнение большинства специалистов по венчурным инвестициям, обобщенное консалтинговой компанией Deloitte. Хотя США по-прежнему доминируют во всех шести основных областях технологических инноваций, Европа и Азия быстро укрепляют свои позиции в сфере альтернативной энергетики (clean tech) и разработки ПО. В один прекрасный день, полагают исследователи, европейцы с азиатами смогут перетянуть "инвестиционное одеяло" на свою сторону. И это уже происходит. Причем большая часть инвестиций идет как раз из Америки. Вот карта крупнейших капиталовложений одной только корпорации Cisco:

— прямые инвестиции: China Communications Services ($100 млн), VMware ($150 млн), Nimbus Communications ($20 млн), Alibaba ($17,5 млн); — венчурные фонды: Softbank Asia Infrastructure Funds I, II и III, Bodhi (Китай и Индия), 3TS-Cisco Growth Fund III (Центральная и Восточная Европа), CXC (Китай), Almaz Capital Partners (Россия).

Но интерес к странам Юго-Восточной Азии как раз вполне понятен. Менее ожидаемыми оказались события в Европе. Так, в новом исследовании Deloitte и американской Национальной ассоциации венчурного капитала (National Venture Capital Association — NVCA) новым лидером в области альтернативной энергетики названа Германия. США по-прежнему привлекают больше венчурного финансирования в сфере clean tech, однако по крайней мере 43% опрошенных отметили опыт германских исследователей в фотогальванике и прочих "зеленых" технологиях. Стоит отметить, однако, что исследование Deloitte основано не на реальных объемах инвестиций, а на мнениях венчурных капиталистов. Что касается сферы телекоммуникаций, то вторым регионом по инвестиционной привлекательности (по мнению участников опроса) неожиданно стала Япония. Она немногим отстает в этом отношении от США. В секторе производства полупроводников вторым инвесторы назвали Тайвань (31%), на третьем месте — опять Япония (26%). США было отдано 70% голосов. Что же касается разработки ПО, лидируют здесь тоже США (87%). На втором месте — Индия (35%), за ней следуют Великобритания (13%), Израиль (11%) и Германия (9%). Россия и страны СНГ не упоминаются ни по одному из основных направлений инвестирования. В целом же более половины венчурных капиталистов в мире (57%) инвестируют за пределами США. Эта цифра немного возросла по сравнению с прошлым годом. Хотя США пока не теряют своих позиций, инновации распределяются по всему миру: остальной мир ищет то, в чем у него есть преимущества.

Тут самое время вспомнить историю. Действительно, США стали пионером венчурного бизнеса: рисковый капитал как альтернативный источник финансирования частного бизнеса возник именно в Штатах в середине 50-х годов. "Вотчиной" венчурного бизнеса стала Силиконовая долина. А в Европе венчурный бизнес сформировался в конце 70-х годов. Первопроходцем стала Великобритания. Тем не менее, венчурный бизнес в Старом и Новом Свете до сих пор отличается. Европейский венчурный капитал инвестируется преимущественно в предприятия "основного сектора" экономики, а американский — в новые технологии. Основными инвесторами европейских фондов венчурного капитала являются банки, а в США — пенсионные фонды, страховые компании и частные лица.

Венчур по-русски

В России сейчас наблюдается волна создания венчурных фондов, прямо инициированная государством. Эти фонды появляются при участии "Российской венчурной компании" (РВК), капитал которой обеспечивается государством. В прошлом году государство вложило в РВК 15 млрд рублей, а в этом обещало дать вдвое больше. Инвестиции РВК направлены на IT и телекоммуникации, нанотехнологии, электронику, биотехнологии, медицину и альтернативную энергетику. Хотя деньги созданной государством Российской венчурной компании и начинают поступать в стартапы, процесс их освоения сложно назвать успешным. По данным организации Angel Investor, согласно концепции развития РВК, в 2007 году с участием компании должно было быть создано 8-12 венчурных фондов с совокупным капиталом около 30 млрд руб. На самом же деле в 2007-м сформировали фонды лишь две управляющие компании: "Биопроцесс Кэпитал Партнерс" и "ВТБ Фонд Венчурный". По замыслу РВК, эти фонды должны обеспечить венчурным (т.е. рисковым) капиталом до 200 инновационных компаний и стать косвенным катализатором создания еще около 1000 предприятий сектора hi-tech. Но пока всего лишь шесть стартапов получили деньги от инвесторов. Еще 15 проектов из сферы информационных технологий должны уже в сентябре получить в среднем от 100 до 150 млн рублей от "ВТБ Фонд Венчурный". Впрочем, их названия в фонде пока не называют. Известно, впрочем, что один из проектов связан с разработкой ПО в сфере информационной безопасности. Речь, правда, идет не о том, чтобы создать компанию, которая бы конкурировала с "Лабораторией Касперского" или Symantec, а о внедрении принципиально новой технологии выявления компьютерных вирусов. Также венчурный фонд ВТБ намерен инвестировать в команду разработчиков ПО для мобильных телефонов. Еще один проект создает технологию ПО для производства 3D-видео — она будет использоваться при создании комбинированных съемок в фильмах и рекламных роликах. Другой стартап реализует проект в области распределенных вычислений (Grid Computing).

Формально Российская венчурная компания распределяет деньги на достаточно прозрачной конкурсной основе, считают эксперты. Но процесс идет не так быстро, как обещали изначально создатели этого фонда фондов, и в основном это связано с тем, что РВК фактически работает в рамках существующей в России административной системы. А в ней многие решения "вылеживаются", длительно согласовываются со всеми заинтересованными лицами, подчас надолго откладываются в связи с административными перестановками и т.д.

Финам в роли флагмана

В условиях бурного развития российской IТ-индустрии все больше независимых (негосударственных) инвестфондов заявляет о своих планах вкладывать средства в молодые и перспективные компьютерные фирмы. Один из безусловных лидеров этого рынка — инвестиционный холдинг "Финам". За I половину 2008 года холдинг вложился в ряд крупных проектов и намерен значительно увеличить их количество в ближайшее время.

Справка КГ:

Инвестиционный холдинг "Финам" оказывает полный спектр инвестиционных услуг и работает более чем в 80 городах России. "Финам" входит в число ведущих российских IT-инвесторов, контролируя компании "Мамба", E-generator, MoneyMail и др., владея пакетами акций в компаниях "Ашманов и партнеры", "Астростар", "Алавар", социальной сети Badoo.com и ряде других. Холдинг создал первый российский паевой фонд, специализирующийся на вложениях в high-tech — "Финам — Информационные технологии". На сегодняшний день под управлением "Финама" находится 11 фондов. Активы всех паевых инвестиционных фондов компании на конец I квартала 2008 г. составляли 2918,33 млн рублей (95% от общих активов). Прирост активов паевых фондов за прошедшие четыре квартала составил более 90% в основном за счет роста активов закрытого паевого инвестиционного фонда "Финам — Информационные технологии".

Первый российский фонд по инвестициям в IТ-проекты был сформирован "Финамом" в 2006 году. Тогда были определены приоритетные направления вложения средств: ими стали акции IТ-компаний, занимающихся разработкой ПО, а также созданием, поддержкой и управлением различными интернет- проектами. Однако инвестиционная деятельность компании как IT-инвестора началась намного раньше — в 2003 году — когда "Финам" приобрел компанию "Бегун" (система размещения контекстной рекламы на сайтах рунета), которая к тому моменту проработала на рынке буквально год. Сейчас "Бегун" (недавно проданный корпорации Google) обеспечивает порядка 2,8 млрд показов в неделю, а охват рекламной сети сервиса составил 18 млн пользователей интернета.

Еще одним крупным капиталовложением дочернего фонда "Финама" стал проект "Мамба" — сейчас это одна из крупнейших служб знакомств и общения в рунете (около 8 тыс. самостоятельных сайтов знакомств и разделов знакомств крупных порталов). Сейчас в системе "Мамба" зарегистрировано около 9,9 млн анкет, а ежедневно "Мамбу" посещают 1,5-2 млн пользователей. Прогнозы по росту выручки на весь 2008 год составляли примерно 50% но уже сейчас "Мамба" преодолела эту планку, заработав за первые полгода 222 млн рублей (по итогам 2007-го компания получила 300 млн рублей). В "Финаме" за поиск и отбор инвестиционных проектов в сфере IТ отвечает специальный департамент IТ-инвестиций, работающий в интересах как инвестиционного холдинга "Финам", так и фонда "Финам — Информационные технологии". Каждый месяц департамент рассматривает порядка 30 проектов. Для инвестиций компанией рассматриваются секторы информационных и коммуникационных технологий, интернет-технологий (онлайн-сервисы, онлайн- медиа, видео, аудио, социальные сети, e-commerce и пр.), ПО, инфраструктура (ISP, хостинг), мобильные технологии и сервисы. Как говорят аналитики "Финама", среди большинства предложенных стартапов много клонов, некоторые другие идеи сложно монетизировать или они вовсе не проработаны авторами. При этом механизм участия компании-претендента в отборе IТ-департамента "Финама" упрощен — к рассмотрению принимаются не только готовые бизнес-планы, но и неплохо сформулированные бизнес-идеи. Временной интервал инвестирования одного проекта составляет от трех до пяти лет.

По мнению многих экспертов, сегодня российский IТ-рынок — один из самых быстрорастущих в мире, и некоторые его сегменты уже сегодня растут на 50% в год — например, рынок внедрения ERP. Что касается рынка инвестиционных предложений, то в России на нем работают как местные специализированные фонды наподобие "Финам-IТ", так и зарубежные. В начале июля этого года инвестиционную инициативу выдвинула корпорация Cisco — совместно с фондом Almaz Capital Partners она сформировала основной капитал фонда Almaz Capital Russia 1, L.P., который составляет $60 млн. Первые инвестиции в российские стартапы ожидаются в течение ближайших месяцев. Эксперты не исключают, что в будущем Cisco будет выкупать компании, проинвестированные фондом.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета