Телекоммуникационный ландшафт. Часть 3

Неугомонные китайцы

Сегодня китайские операторы связи — самые крупные в мире по числу обслуживаемых абонентов. Что, впрочем, вполне естественно для двухмиллиардного Китая. Невероятно большая абонентская база, в свою очередь, становится основой для очередных технологических прорывов. И большая доля этих прорывов пришлась как раз на нынешний год: чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на новости, приходящие из поднебесной.

По словам представителей крупнейшего китайского оператора сотовой связи China Mobile, в пиковые часы церемонии открытия Олимпиады в Пекине число звонков, совершаемых со стадиона "Птичье гнездо" и Олимпийской площади, достигло 110.065 в час. Согласно данным оператора, наибольшая активность пользователей сотовой связи наблюдалась в течение 60 минут, предшествовавших церемонии открытия Игр. Количество абонентов China Mobile, находившихся на олимпийском стадионе и поблизости от него во время открытия Олимпиады, достигло 250 тыс. человек, пользователей же международного роуминга было лишь 22.829. Количество звонков, совершавшихся в пиковые часы, превысило аналогичные показатели церемонии открытия олимпийских игр в Афинах в 1,9 раз. Как утверждают представители China Mobile, их сети выдержали напор олимпийского трафика, поскольку изначально создавались с ориентацией на огромное количество звонков, которые могли бы совершаться с церемонии открытия. По данным оператора, процент успешных звонков достиг 100% при том, что разрывы связи или невозможность сделать звонок случались лишь в 0,27% случаев.

В свою очередь, компания China Telecom отчиталась о результатах подключения пользователей к своей DSL-службе широкополосного доступа в интернет в первом полугодии. За этот период абонентская база компании увеличилась на 4,3 млн человек, т.е. в месяц подключалось более 700 тысяч новых клиентов. Как сообщает China Telecom, по состоянию на 30 июня этого года у нее было 39,95 млн абонентов службы DSL-доступа. Всего же в мире, по данным консорциума Broadband Forum (бывший DSL Forum), насчитывается 238 млн DSL-пользователей, так что China Telecom является основным игроком этого рынка. Второй китайский DSL-провайдер — компания China Netcom — отстает, но не сильно: в конце июня у нее было 23,4 млн абонентов DSL- службы. Так что совместными усилиями два китайских гиганта обеспечивают четверть DSL-абонентов земного шара.

В целом же DSL-технология хоть и сдает свои позиции в развитых странах, тем не менее, остается самым распространенным способом широкополосного интернет-доступа. По состоянию на конец I квартала нынешнего года 65% широкополосных кабельных подключений к интернету приходились на долю DSL. Кроме уже упомянутых 238 млн DSL-абонентов, в мире есть почти 80 млн пользователей кабельных модемов, 42 млн клиентов сетей FTTx и 7,9 млн пользователей других технологий ШПД. Теперь на повестке дня в Китае — связь третьего поколения. По словам Чана Сяобина, президента China Unicom, его компания намерена инвестировать в 2009 и 2010 годах $14,55 млрд в строительство 3G-сетей в Китае и собирается захватить около трети местного рынка высокоскоростной мобильной связи. При этом, как заявил Чан Сяобин, основной фокус в разработке будет сделан на работе в используемом на Западе стандарте WCDMA, в отличие от China Telecom и China Mobile, сделавших ставку на CDMA2000 и местный TD-SCDMA. Для достижения своих амбициозных целей China Unicom намерена в два раза увеличить объем инвестиций в область мобильных технологий и произвести оптимизацию и улучшение уже построенных станций. На данный момент услугами недавно слившихся China Unicom and China Netcom пользуются около 259 млн абонентов, в том числе 128 млн пользователей мобильной связи, 109 млн — стационарной и 23,36 млн — широкополосного доступа в интернет. Тут стоит отметить, что китайский стандарт 3G собственной разработки TD-SCDMA, используемый China Telecom и China Mobile, в настоящий момент имеет слишком мало пользователей по сравнению с потенциальными возможностями китайского рынка. По оценкам экспертов, 2,31 млн абонентов, которые, согласно прогнозам, будут использовать TD-SCDMA к концу 2008 года, — число, в 10-20 раз не дотягивающее до возможного. Основная проблема развития TD- SCDMA — маленький выбор моделей телефонов, поддерживающих этот стандарт. Таким образом, оператор, способный предоставить потребителям качественную связь популярного у производителей WCDMA-стандарта, имеет хорошие шансы закрепиться на рынке.

Google снова борется за TV-частоты

Интернет-корпорация Google разворачивает кампанию в поддержку идеи выделения свободных частот между ТV-каналами для беспроводных сетей. В настоящее время идея использования частотных "пробелов", предложенная участниками организации White Space Coalition, находится на рассмотрении в Федеральной комиссии по связи США (FCC).

Несмотря на неоспоримые преимущества данной технологии для организации широкополосного доступа в интернет, основным препятствием для воплощения идеи в жизнь остается проблема в точности определения незанятых частот. В противном случае работа беспроводных сетей будет провоцировать появление помех при транслировании телепередач. В FCC сообщают, что на сегодняшний день завершилась вторая стадия тестирования оборудования, предназначенного для обнаружения незанятых частот. Окончательное заключение о возможности его применения будет вынесено уже в ближайшие месяцы. В Google убеждены в том, что общественное мнение поможет повлиять на принятие комиссией положительного решения. Компания подготовила проект по продвижению идеи использования свободных частот с целью привлечения общественности к решению данной проблемы. В рамках кампании планируется написание петиции в FCC, обсуждение проблемы с представителями властей, также будут сделаны видеозаписи в поддержку использования свободных телевизионных частот. Активность Google имеет достаточно логичное обоснование. Решение комиссии в пользу использования незанятых частот для беспроводных сетей будет способствовать увеличению аудитории интернет-пользователей, что как следствие положительно отразится на прибыли компании, которая, к тому же, имеет крупные амбиции в сфере беспроводных технологий и мобильных устройств.

Россия: МТС

На постсоветском пространстве компания МТС пересмотрела свои прогнозы роста рынка сотовой связи. По мнению компании, в России к 2012 году он достигнет не $34,1 млрд, а $48,3 млрд. Эти цифры были озвучены, когда МТС представила новый прогноз развития рынка сотовой связи в России и других странах своего присутствия (Украине, Армении, Узбекистане и Туркменистане, не включая Беларусь). Эксперты компании ожидают, что российский рынок вырастет на 140% — с $20,1 млрд по итогам 2007-го до $48,3 млрд к 2012-му году. А во всех пяти странах СНГ — на 129% — с $25,1 млрд до $57,6 млрд (18% ежегодно). Год назад бывший президент МТС Леонид Меламед был более осторожен: он ожидал рост в России до $34,1 млрд, а в СНГ — до $42,6 млрд (16% ежегодно). Увеличение прогноза стало следствием роста пользования голосовыми услугами, а также более оптимистичным взглядом на доходы от услуг сотовой связи третьего поколения (3G), прежде всего мобильной передачи данных и контента.

Справка КГ:

ОАО "Мобильные телесистемы": российский сотовый оператор. По данным на конец II квартала 2008 г., компания обслуживала 90,97 млн абонентов в России и еще пяти странах СНГ. Акционеры: АФК "Система" — 52,8%, в свободном обращении — 46,7%. Выручка за 2007 год — $8,25 млрд. Чистая прибыль — $2,07 млрд. Капитализация на 12 августа — $28,7 млрд.

Во II квартале этого года показатель MOU (количество минут на одного абонента в месяц) вырос на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го до 207 минут. Ранее Меламед предсказывал, что этот показатель к 2011 году может достичь и 400 минут. Когда готовился прошлый вариант прогноза, МТС еще только получила 3G-лицензию, бизнес-кейс по 3G еще не был готов, также не учитывалось укрепление местных валют относительно доллара (в России доллар подешевел примерно на 10%). Теперь МТС намерена по опыту крупных западных компаний активно развивать платформу по торговле мобильным контентом. По прогнозу оператора, российские сотовые компании к 2012 году будут получать от дополнительных услуг примерно одну пятую часть общей выручки, а объем этого рынка составит $13,1 млрд при общем обороте сотовой индустрии $48,3 млрд. МТС рассчитывает к 2012 году сохранить долю по меньшей мере в 40% рынка VAS-услуг. Аналитики называют прогноз МТС очень оптимистичным, но считают, что при благополучном стечении обстоятельств его осуществление вполне вероятно. Как пояснил журналистам президент МТС Михаил Шамолин, продажа контента и мобильная реклама являются одним из приоритетных направлений развития компании. Цитата: "Мы учитываем опыт зарубежных компаний — сейчас большинство крупнейших мобильных операторов и производителей телефонов активно развивают платформы по продаже контента. Мы также намерены двигаться в этом направлении. На базе портала МТС мы будем развивать продажи различных видов контента: музыкального, видео, мобильных игр и т.д. После того, как сети третьего поколения появятся на большей части территории России, мы ожидаем роста спроса на "тяжелый" контент — такой, как фильмы и видеоклипы".

Россия-Индия: Shyam Telelink

Индийская дочерняя компания российской АФК "Система" — телекоммуникационный оператор Shyam Telelink — планирует в течение полутора лет ввести в коммерческую эксплуатацию собственную сеть на всей территории Индии. Первыми регионами, где оператор запустит CDMA-сети, станут Раджастан и два южных штата — Тамилнад и Керала. Генеральный директор Shyam Telelink Всеволод Розанов по этому поводу говорит следующее: "Мы запустим сеть в Раджастане, а затем в двух самых южных штатах Индии — Тамилнад и Керала. К 31 марта 2010 года мы должны соответствовать требованиям лицензии". Сеть в Раджастане — единственном штате, где Shyam Telelink уже оказывает услуги — устарела, и компания намерена запустить обновленную инфраструктуру в сентябре. Оборудование будут поставлять три производителя, которых ранее выбрала "Система": ZTE, Alcatel-Lucent и Huawei Technologies. При этом, как уточнил Всеволод Розанов, на каждый штат будет приходиться не больше одного производителя. Покрыть территорию страны сетью CDMA-800 Shyam собирается за год-полтора. Оператор не исключает возможности получения и GSM-частот: перспективы есть, но "неочевидные", и не во всех штатах Индии. В целом же АФК "Система" планирует инвестировать в строительство сетей Shyam Telelink около $1 млрд до конца 2008 года, а в течение 10 лет — $5-$7 млрд. Теоретически АФК не исключает возможности привлечения финансовых инвесторов со стороны, но сейчас этот вопрос, по словам топ-менеджеров, "не является критичным".

Россия: Связьинвест

Новый совет директоров "Связьинвеста" до сих пор не избрал себе председателя. Из-за этого совет пока не может ни собираться, ни принимать каких- либо решений. Еще в конце июня акционеры "Связьинвеста" выбрали новый совет директоров из девяти человек. Однако председатель совета директоров до сих пор не избран. Напомню, что все предыдущие годы совет возглавлял министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, в мае этого года ушедший со своего поста и ставший советником президента России. Как утверждают "осведомленные лица", председателя нет из-за отсутствия соответствующей директивы из правительства. При этом, по сведениям источников в "Связьинвесте", кандидатура нового председателя уже согласована. Им останется Рейман. Между тем, согласно уставу "Связьинвеста", без председателя совет директоров, по сути, не может работать. Именно председатель организует работу совета директоров и имеет право созывать заседания совета и подписывать протокол заседания. Кроме того, если при принятии решений голоса членов совета директоров разделились поровну, то голос председателя является решающим.

Справка КГ:

ОАО "Связьинвест": управляющий холдинг. Акционеры: 75% минус 1 акция — у государства, 25% плюс 1 акция — у "Комстар-ОТС". Финансовые показатели (2007 год): выручка — 244,34 млрд руб.; чистая прибыль — 36,9 млрд руб.

То, что совет директоров "Связьинвеста" не проводится, безусловно, негативный фактор для холдинга. Невозможность созвать совет директоров тормозит принятие каких-то решений в "Связьинвесте", однако то, что Рейман останется на посту председателя, по мнению большинства аналитиков, не самая плохая новость. Действительно, Рейман — известная фигура с большим опытом работы в отрасли, кроме того, он один из защитников идеи приватизации "Связьинвеста". На посту председателя у него будет больше аргументов и полномочий при внесении предложений о приватизации холдинга в правительство.

Россия: Система и Скай линк

Сделки по покупке "Системой" 50% акций "Скай линк" и продаже 50% МТТ, похоже, близки к завершению. Партнеры договорились о сумме: "Скай линк" оценен в $700 млн, МТТ — в $600 млн. Теперь осталось лишь переоформить гарантии по кредитам "Скай линк" — это связано с тем, что осенью 2007 года АФК и "Гамма" предоставили Сбербанку поручительства по кредиту "Скай линк" на $168 млн. При этом общий долг "Скай линк" превышает $600 млн, и компания оценена примерно в $1-$1,3 млрд. С учетом задолженности за 50% акций "Скай линк" "Система" заплатит $320-$350 млн. Почти столько же она получит за долю в МТТ — $300 млн. Этот пакет намерена купить "Синтерра". Осенью она заявила о желании получить 100% оператора и направила соответствующие предложения "Системе" и "Гамме", владеющей оставшимися 50% МТТ.

Справка КГ:

ЗАО "Скай линк": оператор сотовой связи стандартов CDMA и GSM. К концу 2007 года обслуживал 578.000 абонентов в 31 регионе России. Владеет CDMA- лицензиями в 67 регионах, GSM — в 45 регионах. Выручка — около $300 млн. Другие финансовые показатели не раскрываются.

ОАО "Межрегиональный транзиттелеком": оператор фиксированной связи. Оказывает услуги междугородной и международной связи под брэндом МТТ, пропускает трафик российских сотовых сетей. Выручка — $1,08 млрд (2007 год), прибыль — более $138 млн.

В апреле совет директоров АФК утвердил продажу доли в МТТ примерно за $400 млн, но недавно сумма была снижена на $100 млн. $350 млн за долю в "Скай линк" — адекватная оценка, считают отраслевые аналитики, оценивая активы "Скай линк" в $1,07 млрд. Получив 100% "Скай линк", "Система" хочет передать компанию МТС; ранее АФК планировала такую же комбинацию с МТТ — та предназначалась "Комстар-ОТС", у которого тогда не было лицензии на дальнюю связь. Но партнеры не сошлись в цене, а вскоре "Синтерра" заинтересовалась компанией МТТ.

Всемирные новости
По данным аналитиков компании Juniper Research, к 2013 году аудитория услуг по продаже мобильного контента превысит 2,1 млрд человек. Собственные платформы по продаже мобильного контента создали все крупнейшие сотовые операторы и несколько производителей сотовых телефонов. Первым крупным участником рынка стала Apple, запустившая в 2001 году музыкальный интернет-магазин iTunes. В прошлом году Nokia запустила сервис Ovi, объединяющий услуги по продаже музыки, фото- и видеохостинга и т.д. В декабре прошлого года финская компания совместно с Warner Music Group и оператором Orange запустили сервис Nokia Comes With Music, позволяющий за 20 евро в течение двух лет загружать на любое устройство Nokia неограниченное количество музыкальных файлов.

Японская NTT DoCoMo с 30 ноября прекращает подключение абонентов к сети сотовой связи второго поколения (2G), услуги в которой предоставляются под торговой маркой mova. Это решение связано с устойчивой тенденцией миграции абонентов сети 2G в сеть NTT DoCoMo третьего поколения (3G). Срок прекращения оказания услуг в сети 2G компания определит в зависимости от рыночных факторов — в частности, от масштабов миграции абонентов в сеть 3G. На сегодняшний день NTT DoCoMo обслуживает более 53 млн абонентов, из которых 45 млн пользуются сетью 3G. Кстати, компания первой в мире — в 2001 году — ввела в коммерческую эксплуатацию сеть третьего поколения стандарта WCDMA.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2008 год в рубрике сети

©1997-2024 Компьютерная газета