IT-бизнес: борьба людоедов с каннибализмом

Обычно лето — период затишья бизнес-активности в IT-индустрии, а с началом осени деловая жизнь резко активизируется. Но оглядываясь на прошедшие месяцы, понимаешь, что в нынешнем году никакого летнего спада деловой активности, собственно, и не было. И возникает вопрос: а приходится ли, собственно говоря, теперь ждать заметного подъема? Лично у меня ответа нет…

Sun накануне перемен


Компания Sun может быть куплена одним из мировых IT-лидеров, считают аналитики. Способствовать этому может рухнувшая капитализация компании, а также сокращение крупными заказчиками расходов на "большие" серверы — основу продукции Sun. Резкое падение цены акций Sun (с начала года котировки компании упали в два раза — с $18 до $9 за акцию) спровоцировало возобновление старых дискуссий о будущем компании и возможных вариантах приобретения Sun кем-либо из крупных игроков рынка.

В числе наиболее вероятных покупателей многие называют технологического партнера Sun — японского производителя серверного и телекоммуникационного оборудования Fujitsu, который может быть заинтересован в приобретении технологического багажа Sun как в области аппаратного обеспечения, так и в области Open Source разработок. Другой кандидатурой эксперты склонны считать HP, которая, несмотря на ряд шагов по выходу на Linux-рынок, не смогла достичь на нем значительных успехов и за счет приобретения Sun могла бы значительно расширить портфель Open Source решений. Приобретение Sun могло бы оказаться неожиданным и потенциально удачным ходом для Microsoft — как в рамках заявленной стратегии по сотрудничеству с Open Source сообществом, так и в более традиционной стратегии устранения конкурирующих продуктов. В конце концов, Sun — основной спонсор свободного проекта OpenOffice.org — главного конкурента Microsoft Office — и разработчик платформы Java, борющейся за рынок с .NET.

Вместе с тем, топ-менеджмент компании и ряд рыночных аналитиков считают, что при нынешнем кризисе в экономике США владельцы акций ожидали от Sun даже худших результатов. Несмотря на усилия возглавившего компанию Джонатана Шварца, Sun все еще остается по большей части поставщиком "больших" серверов, спрос на которые упал в результате урезания крупными компаниями своих IT-бюджетов. Вместе с тем, Шварц после принятия управления Sun от Скотта МакНилли в 2006 году, проявил стойкую приверженность к превращению Sun в, прежде всего, игрока рынка ПО. Это подтвердилось и приобретением компаний MySQL — производителя одноименной СУБД, Innotech — производителя Open Source-решений в области виртуализации, рядом сильных действий по развитию проекта Open Solaris и установлением партнерских отношений с другими игроками рынка свободного ПО (такими, как Canonical). Активно продвигаемое открытие и объединение софтверных наработок Sun и их концентрация вокруг Linux-сообщества и вокруг собственной платформы Open Solaris не позволяют говорить об отсутствии у Sun долгосрочной стратегии. Вместе с тем, и удача Sun в осуществлении своей стратегии также отнюдь не гарантирована. Но можно точно сказать: разработанные Sun технологии и решения еще окажут воздействие на IT-рынок в целом и развитие свободного ПО в частности.

Микропроцессорное удешевление

Корпорация Intel добавила в список своей продукции сразу три дешевых процессора, два из которых созданы по 45-нанометровому техпроцессу. Первый из них — Core 2 Quad Q8200, работающий на тактовой частоте 2,66 гигагерца. Он оснащен 4-мегабайтным кэшем второго уровня (самый маленький объем в линейке) и поддерживает шину с частотой 1333 МГц. Его цена — $224 (при покупке от 1000 штук). Второй процессор — Core 2 Duo E5200 стоимостью $84. Его тактовая частота составляет 2,5 ГГц, он оснащен двумя гигабайтами кэш-памяти второго уровня и поддерживает 800-мегагерцевую шину. Третий процессор — Celeron D 450 — стоит $53, оборудован 512-килобайтным кэшем второго уровня, работает на частоте 2,2 ГГц и поддерживает 800- мегагерцевую шину. Он более производителен, чем предыдущая модель — двухгигагерцевый Celeron D 440 стоимостью $44.

Компания AMD последовала примеру Intel и также снизила цены на свои четырехъядерные процессоры. Стоимость Phenom X4 9950 BE 140W — наиболее производительного чипа AMD — опустилась с $235 до $186. Заметно подешевели также процессоры Phenom X4 9750 и Phenom X4 9650 — до $156 и $134 соответственно. У AMD были проблемы с процессорами Phenom X4, обусловленные архитектурой новых чипов и производственными трудностями. Это позволило Intel увеличить отрыв от конкурента, предложив собственные 4-ядерные процессоры. Нынешнее снижение цен, предпринятое AMD и Intel, явно приведет к новому обострению конкуренции между двумя ведущими производителями CPU.

Кадровые вопросы

Компанию Alcatel-Lucent возглавят люди, приглашенные со стороны. В частности, новым исполнительным директором станет бывший глава BT Group PLC Бен Вервааен, который заменит на посту Патрисию Руссо. На пост председателя правления назначен бывший директор космических программ крупнейшей европейской корпорации аэрокосмической промышленности EADS Филипп Камю, сменяющий Сергея Чурука. Напомню, что Alcatel-Lucent была образована после поглощения французским производителем мобильных телефонов Alcatel американской компании Lucent Technologies в ноябре 2006 года. Реструктуризация, призванная сделать объединенное предприятие более конкурентоспособным, не смогла решить всех проблем, в том числе возросших издержек и недостаточных темпов роста. В результате в июле нынешнего года компания приступила к поиску нового руководства. Теперь, после того, как нужные люди найдены, объявлена и дата смены Чурука и Руссо — 1 октября.

А компанию Yahoo покинули еще два топ-менеджера. Тодд Терези — старший вице-президент отдела сетевого бизнеса Yahoo — ушел, чтобы занять пост главного финансиста в Quantcast. Также компанию покинул Стив Бум — один из старших руководителей Yahoo Mobile. По официальному заявлению представителей Yahoo, эти отставки являются частью продолжающейся реорганизации интернет-гиганта.

Согласно обновленным условиям компенсации второй CEO Motorola Грег Браун в случае продажи мобильного подразделения компании более чем за $2 млрд получит $5 млн премиальных. Впрочем, у Брауна есть варианты — ему также разрешается получить $1,66 млн акциями компании и выкупить ценных бумаг еще на $3,33 млн. Напомню, что сейчас Браун делит полномочия исполнительного директора компании с Санжаем Джа, возглавляющим мобильное подразделение. Последний также получит определенное количество акций в случае продажи подведомственного ему направления. Помимо финансовых бонусов Браун получит право на, по меньшей мере, месяц отдыха и право пользования служебным самолетом в личных целях.

Мобильное

Известный производитель электроники и бытовой техники японская корпорация Sharp объявила о создании подразделения Mobile Business Group. Задача нового подразделения — продвижение и реализация мобильных телефонов и смартфонов производства Sharp на зарубежных рынках. Штаб-квартира Mobile Business Group будет находиться в Яматокорияме (Япония) и объединит под одной крышей два новых отдела: New Business Promotion Center и Wireless Convergence Promotion Center. По словам официальных источников, с помощью реорганизации компания постарается увеличить продажи мобильных устройств за рубежом включая рынки Китая, Европы и США до объемов, сопоставимых с ее родным рынком. Еще в августе президент компании Микио Катаяма заявил: "В течение следующих двух лет мы планируем увеличить продажи на китайском рынке до объемов, сопоставимых с объемами продаж в Японии. А летом 2009 года компания попытается выйти на мобильный рынок Европы и США". В настоящий же момент на экспорт идет всего лишь около одной десятой всех выпускаемых компанией Sharp сотовых телефонов. Все прочие остаются в пределах внутреннего рынка Японии.

Корпорация Motorola покупает частную компанию AirDefense — одного из лидеров в области обеспечения безопасности беспроводных локальных сетей. Компания AirDefense является разработчиком комплексных систем обеспечения безопасности беспроводных сетей — Wireless Intrusion Prevention Solutions (WIPS), — а также ПО, позволяющего корпоративным заказчикам защитить свои сети. С момента своего основания в 2001-м компания AirDefense делает упор на инновации: так, она первой предложила систему круглосуточного мониторинга и обнаружения вторжения 24x7 (Monitoring and Wireless Intrusion Detection System). Решения AirDefense позволяют обеспечить безопасность беспроводных сетей организации вне зависимости от того, с применением оборудования какого вендора они построены. После завершения сделки AirDefense станет дочерним предприятием Motorola и войдет в состав подразделения Enterprise Mobility business. Корпорация Motorola намерена сохранить штаб-квартиру компании AirDefense в городе Альфаретта (штат Джорджия), сделав ее частью инфраструктуры Motorola на рынке систем WLAN. Эта сделка, на которую распространяется целый ряд регулятивных норм и других принятых в подобных случаях условий, должна быть окончательно завершена в течение ближайших нескольких месяцев.

Новая покупка Mail.ru

Российский портал Mail.ru стал владельцем около 30% акций "Мамбы" — онлайновой службы знакомств. Стоимость сделки составила порядка $18 млн. "Мамба" работает по партнерской схеме: сервис знакомств доступен с 8000 интернет-ресурсов, в том числе с Mail.ru. Партнер обычно получает 50% от выручки. На сегодняшний день в "Мамбе" содержится около 10 млн анкет, 5 млн из которых принадлежит активным пользователям. Суточная аудитория "Мамбы" составляет 839.000 уникальных пользователей; выручка компании в первом полугодии этого года достигла 222 млн рублей. Материнская компания ЗАО "Мэйл.ру" выкупила акции "Мамбы" у инвестиционной компании "Финам", владевшей 100% интернет-сервиса. Интересно, что сама покупка была завершена еще год назад. Однако участники сделки не анонсировали ее, так как прямая связь с Mail.ru плохо сказалась бы на отношениях "Мамбы" с партнерами, среди которых много конкурентов Mail.ru. Теперь представители Mail.ru и "Мамбы" подтверждают факт сделки, но
комментировать ее отказываются. А по мнению президента ассоциации "Интернет и бизнес" Алексея Беляева, Mail.ru станет использовать "Мамбу" для продвижения своего интернет-пейджера "Агент@Mail.ru". Кроме того, сделка позволит Mail.ru глубже интегрировать "Мамбу" в свой портал, а служба знакомств, в свою очередь, получит площадку, генерирующую ей более 40% трафика.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета