IT-индустрия: варианты успеха

Пусть и не в этом году, но в следующем кризис мировой экономики уже точно ударит по IT-индустрии. Известный бизнес-аналитик Ричард Холвей уверен, что в 2009 году компании, работающие в секторе hi-tech, столкнутся с кредитным кризисом и спадом деловой активности.

Холвей прогнозирует, что устойчивости сектора к последствиям глобального финансового кризиса надолго не хватит. В своем интервью изданию Computer Weekly он рассказал, что в 2009 году доходы в IТ-индустрии снизятся: спад достигнет почти 2%. Цитата: "По моему мнению, в первом полугодии 2008 года еще не возникло реальных проблем в мире технологий, и, возможно, в следующей половине года тоже не произойдет ничего страшного. Но я искренне полагаю, что 2009 станет годом, когда все эти передряги в экономике, в конце концов, настигнут технический сектор". Холвей отмечает, что для различных типов компаний внутри этого сектора перспективы тоже будут разными. "Некоторые сферы значительно расширятся, а кое-кого, к сожалению, ждут периоды глобальных спадов. Я думаю, сначала ситуация в 2009 году будет отличаться незначительно, но все же — в негативную сторону". Он также подчеркнул, что под удар могут попасть многие аутсорсинговые IТ-компании. Подобное предупреждение прозвучало и от National Outsourcing Association (NOA). Найджел Роксбург, директор по исследованиям в NOA, заявляет: "Поскольку в финансовой сфере значительная часть бизнеса привлекается со стороны, то естественно, что ее следует пересмотреть. Можно предположить, что финансисты возобновят переговоры со своими IT-поставщиками, чтобы добиться краткосрочного сокращения расходов". Тем не менее, Ричард Холвей считает, что IТ-компании, которые помогут предприятиям клиента сэкономить с помощью аутсорсинговых контрактов, будут процветать. Цитата: "Любой аутсорсер, который заявит компании: "Мы сможем сэкономить вам средства, и не просто так, а мы поможем вам сэкономить средства в этом финансовом году", несомненно, преуспеет в бизнесе. … Полагаю, что в IТ-секторе все будет несколько лучше, чем в других сферах, но это, конечно, не значит, что он не будет подвергаться действию экономического спада". Похожего мнения придерживаются и эксперты компании Gartner. По данным Gartner, объемы мировых поставок серверов во II квартале выросли на 12,2% до 2,3 млн шт., а доходы от их реализации — лишь на 5,7% до $13,8 млрд. Комментируя объемы продаж, Джеффри Хьюитт, вице-президент Gartner по исследованиям, отметил, что рынок серверов сохранил хорошие объемы роста даже в условиях экономического кризиса в США. Ключевым же драйвером роста продаж, по мнению Хьюитта, стала массовая замена старых машин на новые с архитектурой x86, начавшаяся еще в I квартале.

IBM укрепила лидирующие позиции на рынке, увеличив свою долю в общем объеме продаж с 29,6% в прошлом году до 31,2% в этом. Второй производитель — Hewlett-Packard — напротив, несколько утратил присутствие на рынке с 28,4% до 27,6%. Впрочем, за исключением Dell, увеличившей долю с 12% до 13%, сдали и все остальные компании из первой пятерки: доля Sun Microsystems сократилась с 13,4% до 11,8%, а Fujitsu/Fujitsu Siemens — с 3,8% до 3,6%. По количеству же поставок во II квартале лидировала Hewlett-Packard (30,2% от общего объема), следом за ней расположились Dell (24,7%), IBM (13,2%), Sun Microsystems (4,1%) и Fujitsu/Fujitsu Siemens (2,6%).

Рывок Hewlett-Packard

Корпорация Hewlett-Packard завершила сделку по покупке Electronic Data Systems за $13,25 млрд. Сделка, о которой было объявлено еще в мае — крупнейшее приобретение HP с момента покупки Compaq Computer в 2002 году за $19 млрд. В отличие от той сделки, против которой выступали некоторые крупные акционеры HP, покупку EDS одобрило большинство инвесторов. В результате сделки в HP перейдут более 140.000 сотрудников EDS, некоторые из них уже участвуют в совместных проектах двух компаний. Вообще в последние годы HP старается диверсифицировать свой IT-бизнес. Рентабельность продаж персональных компьютеров, на которые приходится значительная часть выручки компании, снизилась, рост продаж принтеров также замедлился. В последние три года HP более активно занимается созданием программного обеспечения и работой в сфере обслуживания. Теперь в Hewlett-Packard ожидают, что покупка EDS позволит более чем вдвое увеличить выручку подразделения IT-услуг, заработавшего в прошлом году $16,6 млрд.

Мобильности

Из компании Motorola ушел Роб Шаддок, руководитель рабочей группы по потребительским товарам в рамках подразделения мобильных телефонов. С апреля Шаддок курировал мультимедийные телефоны компании. Его место занял новый управленец — Джон Чиполла — который будет отчитываться непосредственно перед новым главным исполнительным директором Санджаем Джа. Джа, как известно, пообещал в кратчайшие сроки реформировать Motorola, и отставка Шаддока напрямую связана с началам профессиональной деятельности нового руководителя. Китайская компания ZTE заявила, что поставила перед собой цель попасть в пятерку крупнейших производителей мобильных телефонов и увеличить объем поставок вдвое (с 50 до 100 миллионов) уже к 2010 году. Правда, пока ZTE больше известна не как производитель мобильников, а как один из лидеров инфраструктуры мобильных сетей. До сих пор именно это направление было для компании приоритетным. С другой стороны, у ZTE есть серьезный козырь в виде бездонного рынка Китая. Напомню, что сейчас ТОП-5 производителей сотовых телефонов выглядит следующим образом (начиная с конца): Sony Ericsson, LG, Motorola, Samsung, Nokia. Возможно, в течение года-двух в этом списке действительно произойдут перестановки. Корейская LG намеревается не только воспользоваться печальной ситуацией в компании Motorola, но и закрепить свои позиции. По планам компании, через 18 месяцев она должна занимать до 15% рынка (сейчас 9,3%).

Таким образом, в 2010-м компания предполагает занять стабильное третье место. Скорее всего, основной рывок будет совершен за счет телефонов с сенсорными экранами. По данным Strategy Analytics, в 2010-м в мире будет продано 125 млн таких телефонов, в то время как в 2007-м было реализовано всего 30 млн. Сама компания с начала производства сенсорных устройств успела продать 7 млн штук. По данным Gartner, спрос на сотовые телефоны в сельских районах Азиатско-Тихоокеанского региона увеличивается, однако темпы роста зрелых рынков Гонконга, Сингапура и Тайваня замедляются. Старший аналитик Gartner Аншул Гупта считает, что в ближайшем будущем объем продаж мобильных телефонов в Юго-Восточной Азии увеличится в основном благодаря значительному росту на рынках Китая и Индии. Другие развивающиеся рынки — Индонезии, Таиланда, Малайзии и Филиппин — также покажут заметный рост, который, по словам Гупты, будет обусловлен распространением мобильных сетей в сельской местности. Сегодня индийские мобильные операторы агрессивно расширяют свое влияние в сельских районах. Они предлагают выгодные тарифы и недорогие телефоны, стараясь привлечь первичных абонентов. В то же время эксперты предупреждают, что спрос на мобильные телефоны на зрелых рынках Гонконга, Сингапура и Тайваня ослабнет в текущем году из-за высоких показателей инфляции и увеличения цен на топливо. В технологическом плане, по данным Gartner, рынок Азиатско-Тихоокеанского региона будет развиваться следующим образом. Продажи GSM/GPRS-телефонов будут постепенно сокращаться в пользу коммуникационных устройств стандарта EDGE. Продажи устройств стандарта WCDMA будут расти как на зрелых, так и на развивающихся рынках. Лидером продаж HSDPA-устройств станет Южная Корея — аналитики ожидают, что предложение менее дорогостоящих аппаратов обусловит рост продаж в регионе. Аналитики Gartner ожидают, что доля смартфонов на рынке увеличится до 35% к 2012 году, тогда как в прошлом году она составляла лишь 7%. Согласно прогнозам, продажи мобильных телефонов в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут расти быстрее, чем в других частях света. На мировом рынке в 2008 и 2009 годах, по оценкам Gartner, рост продаж составит 10,3%. Однако в Западной Европе объем продаж по итогам 2008 года сократится на 1,5% по сравнению с предыдущим годом.

Интернет-бизнес

Социальная сеть Facebook намерена увеличить показатель доходности, запустив принципиально новую рекламную систему, получившую название Engagement Advertisements. Об этом в своем блоге написал один из аналитиков компании Forrester Research. Система позволит участникам сети взаимодействовать с рекламными объявлениями как минимум тремя разными способами. К некоторым объявлениям можно будет оставлять комментарии. Другие представляют собой виртуальные подарки, которые пользователи могут получить от брэнда. Кроме того, участник сети сможет записываться в число поклонников рекламируемых брэндов. Рекламодателям для успеха кампании придется, кроме самого объявления, предоставлять пользователям Facebook полезный контент. Это позволит повысить процент кликов по объявлениям. Уже известно, что одними из первых рекламодателей в Engagement Advertisements станут Paramount Pictures, Adidas и General Mills.

Власти Канады начали антимонопольное расследование сделки, которую готовятся заключить два лидера интернет-бизнеса: Google и Yahoo. О начале расследования сообщили сразу несколько СМИ — в частности, агентство Bloomberg и газета The Seattle Times. По их данным, Google, планирующей заключить с конкурирующей Yahoo партнерское соглашение о продаже своей онлайн-рекламы на ее площадках, прежде потребуется получить одобрение канадских регулирующих органов. "Это очень масштабная сделка, и мы должны самым тщательным образом проанализировать ее детали", — заявил Энтони Дюроше, один из руководителей Бюро по конкуренции — антимонопольного органа Канады. Две крупнейшие интернет-компании мира планируют начать совместную продажу рекламы к октябрю этого года. В июле Google уверила американских законодателей, что сделка будет только способствовать развитию конкуренции и не приведет к увеличению ее рыночной доли. С этим согласен и Кевин Рестиво из канадского подразделения аналитической компании IDC: "Динамика развития североамериканского рынка практически не изменится, поэтому, если партнерство получит одобрение в США, то у канадских регуляторов вряд ли найдутся основания для его блокирования". В США Google обрабатывает сейчас 61,9% всех поисковых запросов, у Yahoo второе место (20,5%), третьей остается Microsoft с 8,9% (данные за июль). Недаром глава юридического комитета сената США Патрик Лихи также выразил озабоченность по поводу сделки Google и Yahoo, подчеркнув, что Google может сосредоточить у себя огромные массивы персональных данных. А вот в Канаде положение Microsoft заметно лучше — здесь она по всем направлениям онлайн-бизнеса опережает Yahoo, так что в этой стране сделка Google вряд ли поставит под угрозу рыночную конкуренцию. Тем не менее, Microsoft заявляла, что партнерство двух лидеров интернет-рынка нанесет ущерб конкуренции и выльется в повышение цен. Для справки: по данным IDC, совокупный объем мирового рынка онлайновой рекламы в 2008 году должен составить $65 млрд.

Онлайновый магазин Amazon купил социальную сеть любителей книг Shelfari. Сумма сделки пока не сообщается. Известно лишь, что Amazon уже вложил в Shelfari миллион долларов в феврале 2007 года. О планах Amazon относительно социальной сети любителей книг также ничего не известно. Социальная сеть Shelfari позволяет создавать виртуальные книжные полки из любимых произведений, которые могут просматривать владельцы аккаунтов Shelfari. Также сервис позволяет обмениваться информацией о литературных новинках и публиковать рецензии на произведения. В начале августа Amazon купил компанию AbeBooks, продающую через интернет раритетные книги. В базе AbeBooks содержится около 100 млн редких книг. Также AbeBooks владеет социальной сетью любителей книг LibraryThing, конкурирующей с Shelfari.

Мобильные финансы

В ближайшие месяцы жители Мексики смогут оплатить товары и услуги — например, поездку в такси или обед в ресторане — при помощи мобильного телефона. Соответствующее соглашение заключили крупные банки Мексики и мобильные операторы. В соответствии с ним абоненты мобильной связи получат доступ к своим банковским счетам через мобильную сеть. Это позволит им при помощи SMS оплачивать различные услуги. В данной программе уже согласились принять участие операторы Telefonica и Iusacell, а также банки Citigroup и BBVA. Однако крупнейший мобильный оператор Мексики Telcel, который контролирует более двух третьих рынка сотовой связи, пока не присоединился к проекту. Замечу, что использование мобильного телефона для оплаты различных услуг — например, железнодорожных билетов — уже стало обычной практикой в Японии и ряде европейских стран. А вот в США мобильные платежи только начинают внедряться.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета