Звук: синтетические новинки

Конец лета — 2008

Не сказать чтобы рынок звукового ПО в последнее время был богат на события, вернее, богат, но сами события мелковаты. Конечно, понятно, что многие из именитых разработчиков уперлись в стену, потому как их продукция уже достигла своего максимума, и дальше ее растить бессмысленно. Все ошибки дано исправлены, а явные и неявные проблемы давно решены. Наверняка именно поэтому Steinberg сейчас занялась ПО для начинающих и выпуском аппаратных интерфейсов для Cubase. Анонсы программ от молодых разработчиков все чаще стали напоминать восклицание: "Ребята! Я написал звуковой генератор синусоидального сигнала!". Хотя можно заметить некое подводное родниковое течение, но сами изменения незначительны.

Nexus 2

Да, перехвалили все немецкую компанию reFX. Напомним, что она выпустила ряд синтезаторов, а также сэмплер очень высокого профессионального уровня, при этом у покупателей, решивших приобрести эту продукцию, было явное преимущество — цены намного ниже, чем у Native Instruments, а качество сопоставимо. Компания reFX была новичком на рынке, поэтому поднимать высоко цены она просто не могла. Наиболее популярные программы Nexus и Vanguard приобрели целую армию поклонников, при этом те же разработчики активно следили за происходящим и не оставались в стороне. Например, они начали выпускать и продавать (!) скины (различные графические оформления оболочек) и так далее. То есть это вполне нормальный ход вещей. Оставалось только начать продавать майки и бейсболки с логотипами, как это в свое время весьма успешно делала Propellerhead Software (программа Reason). В начале августа появился анонс Nexus 2. Программа стоит уже ни много ни мало 299,99 евро, выпускается для Windows и MacOS в форматах VST, AU и RTAS. Отдельно стоит отметить, что продукты reFX с определенного момента стали предусматривать защиту от Syncrosoft (USB-ключ Syncrosoft Dongle), которая является одной из самых дорогих и надежных — по крайней мере, очень многие ведущие разработчики ее используют. То есть в результате в лице reFX мы получили очередной фирменный брэнд.

Что касается обновлений Nexus, то во второй версии продукта их достаточно много. На всякий случай напомним, что Nexus — это программный сэмплер. По принципу своей работы он достаточно прост — точнее сказать, профессионально стандартен. Но популярность не пришла бы к этому продукту, если бы разработчики не позаботились о большом количестве инструментальных банков, охватывающих практически все музыкальные направления. Nexus — это самый явный конкурент Native Instruments Kontakt. Причем в данном случае нужно отметить одну важную вещь. Дело в том, что сама программная оболочка сэмплеров без сопутствующих банков звуков фактически является пустым модулем, стоимость которого определить достаточно трудно. К примеру, IK Multimedia вообще давала скачивать свой SampleTank без банков бесплатно. Поэтому, говоря о Nexus, следует отметить, что изменение самого интерфейса стоит рассматривать как второстепенный момент — банки важнее. Хотя, говоря о профессиональности самого интерфейса, мы больше подразумеваем внутреннее алгоритмическое построение, которое, например, в Nexus видно и слышно сразу по великолепным насыщенным тембрам и сравнительно низкой загрузке CPU. Помимо этого, следует обращать внимание на предлагаемые варианты обработки. Некоторые разработчики предлагают обширные возможности с внедрением в область синтеза, в варианте Nexus мы большей частью видим обработку "над", а основным коньком продукции от reFX являются многочисленные варианты темпгейтов (трансгейтов). Эти элементы являются неотъемлемой частью при работе с современной танцевальной музыкой. Итак, суммарное число обновлений во второй версии равняется семидесяти. С программой поставляется 4 гигабайта сэмпловой информации, включающей 880 звуков для 19 наиболее популярных музыкальных стилей. Как бонус дополнительно дается новая коллекция Dance Vol.2 (128 новых пресетов и 500 Мб сэмпловой информации), и на данный момент анонсированы еще две — Dance Vol.3 и SID. Комплект поставки включает три скина, что, наверное, будет приятно поклонникам этой программы — впрочем, все другие скины приобретаются через сайт.

С точки зрения FX'ов пользователей ожидают две ключевые новинки: аналоговый фазер от Arts Acoustic и стереоэнхансер (расширение стереопространства). В принципе, в новой версии продукта разработчики отдельное внимание уделили возможностям работы в стерео, поэтому панорамирование и вообще отдельное управление любыми необходимыми параметрами выведены для каждого осциллятора в отдельности. Что касается 32- шагового трансгейта, то в данном случае добавлены новые пресеты и улучшена эргономика работы с этим модулем. 32-шаговый арпеджиатор также пополнился новыми пресетами и улучшился в управлении. Блоки эффектов (FX'ы) помимо двух описанных выше ключевых новинок пополнились 70-ю новыми пресетами FX'ов и 25-ю XFX'ами (XFX — это мульти-FX'ы, которые могут быть сохранены в отдельные файлы). В четырехполосный эквалайзер добавлены пресеты: lowpass, highpass, bandpass, bandpass2, notch, peak, lowShelf, highShelf. Ну и наибольшему количеству новаций подвергся модуль матрицы модуляции (Mod-Matrix). Перечислять их здесь не имеет смысла, потому как для того, чтобы понять суть изменений, эту матрицу нужно иметь под рукой. В общем, все хорошо и удобно. Для подведения некоторого итога по факту появления второй версии Nexus рекомендую обратить внимание на добавленные в эквалайзер пресеты. Они стандартны, но раньше их не было. То есть именно 2-я версия является не чем иным, как доведенной до ума 1- й, при этом у продукта еще не появилась болезнь гигантомании и разрабстания, что можно увидеть в ряде других продуктов. Пока это еще остается easy-to-use-интерфейс, и в этом виде Nexus 2 можно будет считать сэмплером №1 в мире с некоторыми допущениями.

rs-met Straightliner 1.0

В данном случае речь идет о субтрактивном синтезаторе. Конечно, в современной программной продукции можно встретить множество подобного, но Straightliner интересен прежде всего концепцией графического интерфейса. В нем вы не увидите красиво нарисованных коммутационных панелей от Роберта Муга, качающихся кабелей и так далее. Все отображено практически на программном уровне и, кстати, очень просто и понятно. Структура включает четыре отдельных осциллятора, мультирежимный фильтр на 15 режимов, 2 генератора модуляции, и все происходит в рамках стерео, а не моно, к чему привыкло большинство пользователей подобной продукции. Нужно отметить, интерфейс оказался очень удобным, особенно графики, отображающие те или иные зависимости для разных модулей. Они выгоднее в использовании, потому как подражание "аналоговой эре", когда огибающие ADSR регулируются ручками, не всегда выгодно. Возможно, красиво внешне, но при работе со звуком это не главное. В общем, все очень просто, результаты отличные. За такое сочетание разработчик просит 89 евро. Демо-версию можно скачать по адресу www.rs-met.com/software/products/Straightliner_v1.0.zip . Отдельно стоит сказать, что Straightliner — это фактически "голый" блок синтеза, то есть тут вы не найдете того же арпеджиатора, набора эффектов и т.п. Но, по существу, они и не так важны, потому как вполне реализуемы в рамках построения цепей при подключении этой программы в качестве VSTi-плагина.

DarkWave Studio

Название-то какое! Впрочем, эта небольшая программка привлекает внимание по двум причинам:
1. Это бесплатный мультитрек/секвенсор для создания электронной музыки.
2. За ее созданием стоит австралийский независимый брэнд со звучным названием ExperimentalScene.

Впрочем, как вы поняли, вообще с любыми названиями у данного объединения все нормально. DarkWave Studio является очень простым модулем, выполненным в виде небольшого отдельного окна с четырьмя закладками — Studio, Pattern Editor, Sequence Editor и HD Recorder. Программа не предусматривает возможности подключения внешних инструментов или плагинов и имеет только несколько своих внутренних:
. ES SpatialVerb (Room Modelling Reverb Unit).
. ES Kick (Rave Kick Generator).
. ES BrainSynth (Subtractive Virtual Analog Synthesizer).
. ES DGenR8 (Virtual Analog Drum Machine).

Причем, что самое интересное, все достаточно удобно, легко в работе, а результаты… на любителей определенного направления электроники.

Koblo Studio и т.п.

Еще одна бесплатная новинка, очень примитивная по существу, плюс одно весьма интересное требование: "Please import only 24bit, mono, PCM .wav files into your test projects. Other formats are not yet supported", то есть: "Импортируйте, пожалуйста, только моно 24-битные файлы PCM, другие форматы не поддерживаются. Также только в планах поддержка VST. Конечно, у многих возникает вопрос: а какая мотивация есть у данного разработчика для выставления на всеобщее рассмотрение и рекламирования очень сырого продукта? На самом деле это менталитет очень многих зарубежных независимых разработчиков, потому как, например, мультитрековые интерфейсы интересны не только конечным потребителям звуковых решений, но и тем же разработчикам других сегментов ПО, в которых звук идет как одна из незначительных опций. Например, три года назад ваш покорный слуга очень сильно ругал небольшую программу мультитрека, которая запустилась с третьего раза, а потом совершила столько ошибок, сколько вообще математически возможно показать интерфейсом из пяти элементов. Но… сейчас именно этот разработчик получил заказ на написание звукового программного подинтерфейса для достаточно известной графической IDE. А вот, например, компания Wuzik уже задержалась в состоянии независимых и новаторских. Ее ключевой продукт Wusikstation нельзя назвать уж очень популярным, а августовские шаги также выглядят весьма спорно. Речь идет о программе WusikGrooveBox. Это VSTi, выполненный в виде степ-секвенсора плюс к нему небольшой банк звуков в собственном формате WusikSND. В принципе, подобных реализаций можно увидеть очень много в рамках различных продуктов, то есть ничего нового ни по концепции, ни по реализации.

Вторичный рынок пресетов

А вот это достаточно интересное направление. Ранее музыкант, саундпродюсер или аранжировщик, работая с тем или иным продуктом и составляя свои пресеты, при желании мог поделиться ими в рамках неких сообществ, с разработчиками ПО и так далее. Но за этим все-таки стоит труд, и он может быть оплачен. Таким образом, начал формироваться отдельный небольшой рынок, на котором уже можно найти уникальные авторские банки для множества синтезаторов, конструкторов и т.д. Причем зачастую все продается в виде отдельных коллекций. На данный момент стали появляться отдельные сайты, в рамках которых можно послушать результаты и заказать необходимые банки. На самом деле это является очень удобным, причем такое направление стало актуально сейчас именно для 2008 года, когда имеется множество сложных программных продуктов с практически неограниченными возможностями.

В завершение

Что будет происходить со звуковым ПО в 2009 году, можно предсказать без особых усилий. Наиболее активной и дорогой нишей станут программные инструменты с физическим моделированием как самих инструментов, так и их расстановки в виртуальном пространстве. Отдельно хочется отметить, что все монопродукты сейчас активно переводятся в стерео, поэтому в 2009-м в не менее дорогой и востребованной нише будут решаться задачи перехода к полноценному 5.1. Причем даже полноценных эффект-процессоров для многоканальных стандартов выпущено очень мало. 5.1 выгоден тем, что он масштабируем и может без особых проблем переводиться в то же стерео и моно без существенных потерь в динамическом диапазоне (этот момент наиболее важен). Полноценный переход в 5.1 обусловлен не только требованиями специалистов от музыкального творчества — вернее, по существу, таких требований от них даже нет. Основное движение в этом направлении идет от видео, кино, ТВ и игр. Вполне возможен и тот вариант, что рабочее место музыканта, звукорежиссера и т.п. будет изначально подразумевать 5.1 и выпуск продукции именно в этом стандарте, а стерео станет рассматриваться только как частный случай (это сравнимо с тем, что все записи сейчас готовятся в стерео, но могут воспроизводиться и в моно).

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2008 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета