QIP-интрига
Любой грамотный специалист по PR вам скажет: если нужен информационный повод, любую интригу можно раскрутить буквально на ровном месте. Именно так, похоже, поступила компания "РосБизнесКонсалтинг" (РБК), стремясь предать огласке тот факт, что к числу ее активов добавился популярный среди российских пользователей интернет-пейджер QIP.
Напомню, что QIP считается одной из самых распространенных на постсоветском пространстве программ для мгновенного обмена сообщениями. QIP на 100% совместим с ICQ, так как передает данные по протоколу Oscar — это проприетарный протокол, разработанный израильской фирмой Mirabilis — создателем программы ICQ. Основным отличием QIP от официального ICQ-клиента является отсутствие рекламы — это считает преимуществом и большинство пользователей программы. Плюс, конечно, учитывая абсолютную "безглючность" и стабильность работы вкупе с простотой использования. Здесь нужно напомнить, что разработчик ICQ (а заодно и самой идеологии интернет-пейджеров) компания Mirabilis несколько лет назад была куплена телекоммуникационным гигантом AOL и преобразована в компанию ICQ Ltd. С тех пор именно AOL принадлежат все права на технологии Mirabilis, ее коммерческие разработки и протокол Oscar, которым пользуется большинство из 66 известных программ мгновенного обмена сообщениями. По данным ряда источников, QIP регулярно использует примерно половина пользователей рунета. Впрочем, рейтинговые сервисы дают несколько иные показатели. По данным аналитической компании ComScore, в начале нынешнего года сервисом QIP пользовались 26,6% аудитории рунета. Такой показатель обеспечил мессенджеру девятое место в рейтинге ComScore. Тем не менее, аналитик инвестиционной компании "Финам" Леонид Делицын уверен, что QIP — все же самый популярный ICQ-клиент в России. По его мнению, эту программу использует 40% российских интернет-пользователей, а размещение в нем рекламы могло бы приносить в год не менее $1 млн. Кстати, до недавних пор эксклюзивным партнером ICQ Ltd. в России была компания Rambler, однако в мае срок договора о партнерстве. Как считает Леонид Делицын, медиахолдинг РБК мог бы стать — или, по крайней мере, попытаться стать — партнером AOL. Обладание одним из самых популярных в рунете интернет-пейджеров значительно бы увеличило шансы РБК на успех. Что же касается рыночной стоимости QIP, то Делицын оценивает ее в $3-$5 млн, а большинство других экспертов — в "несколько миллионов долларов".
И вот началась PR-подготовка к монетизации QIP. В конце июля известная российская газета "Ведомости" опубликовала первую информацию о связи интернет-пейджера QIP и компании РБК. Замечу только, что почва для распространения подобной информации зародилась еще в начале прошлого года, когда выяснилось, что доменное имя Qip.ru зарегистрировано на компанию Valento Commerce, а она, в свою очередь, плотно связана с РБК. Кроме того, по сведениям организации ICANN, компании Valento Commerce принадлежит развлекательный ресурс fishki.net. Издание "Вебпланета" тогда достаточно резко прошлось по этому поводу, заявив, что QIP, по сути, является "паразитом ICQ", так как пользуется ее протоколом и абонентской базой. Между тем, официально протокол остается закрытым (проприетарным). А значит, для серьезного бизнеса владельцу QIP требуется заключить договор с AOL — только такое соглашение даст возможность пользоваться протоколом Oscar в коммерческих целях. Получается, что прямая покупка QIP оказывалась невыгодна РБК из-за высоких лицензионных отчислений в адрес AOL. Тогда был реализован механизм "инкубатора" в виде сторонней оффшорной компании — той самой Valento Commerce, о чем и сообщили "Ведомости". Однако проверявшим эту информацию журналистам не удалось обнаружить упоминаний о Valento ни в описании структуры холдинга, ни в презентации для инвесторов. Получается, что факт покупки "Росбизнесконсалтингом" компании Valento Commerce, который обсуждался еще в прошлом году, либо в итоге не состоялся, либо попросту никем не подтвержден. Впрочем, владельцы QIP от каких-либо комментариев по поводу своих взаимоотношений с холдингом РБК пока отказываются.
Справка КГ:
ОАО "РБК Информационные системы" — российский медиахолдинг. Владеет одноименным интернет-порталом, информагентством, журналом, газетой, телеканалом и другими активами. Финансовые показатели (2007 год): выручка — $193 млн, EBITDA — $24-$26 млн. Капитализация (на 28 июля 2008 г.) — $1,05 млрд. Основные акционеры (на 1 января 2008 г.): Герман Каплун (9,22%), Александр Моргульчик (8,9%), Дмитрий Белик (8,8%). Впервые Valento Commerce вошла в список аффилированных с РБК компаний еще в апреле 2007 года. Из сообщения РБК следовало: Valento была куплена 27 октября 2006- го кипрской компанией RBC Investments, принадлежащей владельцам РБК. Но в мае 2007 года генеральный директор РБК Юрий Ровенский заявил, что сделка по покупке Valento не состоялась, хотя и планировалась — "был подписан договор о намерении приобретения". Из последующих списков аффилированных с РБК компаний Valento исчезла и появилась лишь в июле уже года нынешнего.
Денис Лавникевич
Напомню, что QIP считается одной из самых распространенных на постсоветском пространстве программ для мгновенного обмена сообщениями. QIP на 100% совместим с ICQ, так как передает данные по протоколу Oscar — это проприетарный протокол, разработанный израильской фирмой Mirabilis — создателем программы ICQ. Основным отличием QIP от официального ICQ-клиента является отсутствие рекламы — это считает преимуществом и большинство пользователей программы. Плюс, конечно, учитывая абсолютную "безглючность" и стабильность работы вкупе с простотой использования. Здесь нужно напомнить, что разработчик ICQ (а заодно и самой идеологии интернет-пейджеров) компания Mirabilis несколько лет назад была куплена телекоммуникационным гигантом AOL и преобразована в компанию ICQ Ltd. С тех пор именно AOL принадлежат все права на технологии Mirabilis, ее коммерческие разработки и протокол Oscar, которым пользуется большинство из 66 известных программ мгновенного обмена сообщениями. По данным ряда источников, QIP регулярно использует примерно половина пользователей рунета. Впрочем, рейтинговые сервисы дают несколько иные показатели. По данным аналитической компании ComScore, в начале нынешнего года сервисом QIP пользовались 26,6% аудитории рунета. Такой показатель обеспечил мессенджеру девятое место в рейтинге ComScore. Тем не менее, аналитик инвестиционной компании "Финам" Леонид Делицын уверен, что QIP — все же самый популярный ICQ-клиент в России. По его мнению, эту программу использует 40% российских интернет-пользователей, а размещение в нем рекламы могло бы приносить в год не менее $1 млн. Кстати, до недавних пор эксклюзивным партнером ICQ Ltd. в России была компания Rambler, однако в мае срок договора о партнерстве. Как считает Леонид Делицын, медиахолдинг РБК мог бы стать — или, по крайней мере, попытаться стать — партнером AOL. Обладание одним из самых популярных в рунете интернет-пейджеров значительно бы увеличило шансы РБК на успех. Что же касается рыночной стоимости QIP, то Делицын оценивает ее в $3-$5 млн, а большинство других экспертов — в "несколько миллионов долларов".
И вот началась PR-подготовка к монетизации QIP. В конце июля известная российская газета "Ведомости" опубликовала первую информацию о связи интернет-пейджера QIP и компании РБК. Замечу только, что почва для распространения подобной информации зародилась еще в начале прошлого года, когда выяснилось, что доменное имя Qip.ru зарегистрировано на компанию Valento Commerce, а она, в свою очередь, плотно связана с РБК. Кроме того, по сведениям организации ICANN, компании Valento Commerce принадлежит развлекательный ресурс fishki.net. Издание "Вебпланета" тогда достаточно резко прошлось по этому поводу, заявив, что QIP, по сути, является "паразитом ICQ", так как пользуется ее протоколом и абонентской базой. Между тем, официально протокол остается закрытым (проприетарным). А значит, для серьезного бизнеса владельцу QIP требуется заключить договор с AOL — только такое соглашение даст возможность пользоваться протоколом Oscar в коммерческих целях. Получается, что прямая покупка QIP оказывалась невыгодна РБК из-за высоких лицензионных отчислений в адрес AOL. Тогда был реализован механизм "инкубатора" в виде сторонней оффшорной компании — той самой Valento Commerce, о чем и сообщили "Ведомости". Однако проверявшим эту информацию журналистам не удалось обнаружить упоминаний о Valento ни в описании структуры холдинга, ни в презентации для инвесторов. Получается, что факт покупки "Росбизнесконсалтингом" компании Valento Commerce, который обсуждался еще в прошлом году, либо в итоге не состоялся, либо попросту никем не подтвержден. Впрочем, владельцы QIP от каких-либо комментариев по поводу своих взаимоотношений с холдингом РБК пока отказываются.
Справка КГ:
ОАО "РБК Информационные системы" — российский медиахолдинг. Владеет одноименным интернет-порталом, информагентством, журналом, газетой, телеканалом и другими активами. Финансовые показатели (2007 год): выручка — $193 млн, EBITDA — $24-$26 млн. Капитализация (на 28 июля 2008 г.) — $1,05 млрд. Основные акционеры (на 1 января 2008 г.): Герман Каплун (9,22%), Александр Моргульчик (8,9%), Дмитрий Белик (8,8%). Впервые Valento Commerce вошла в список аффилированных с РБК компаний еще в апреле 2007 года. Из сообщения РБК следовало: Valento была куплена 27 октября 2006- го кипрской компанией RBC Investments, принадлежащей владельцам РБК. Но в мае 2007 года генеральный директор РБК Юрий Ровенский заявил, что сделка по покупке Valento не состоялась, хотя и планировалась — "был подписан договор о намерении приобретения". Из последующих списков аффилированных с РБК компаний Valento исчезла и появилась лишь в июле уже года нынешнего.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2008 год в рубрике интернет