GeForce 8800 GS -> 9600 GSO. Эволюция или маркетинг? Обзор видеоадаптера Inno3D I-9600GSO-M5KTCD

Видеоадаптеры серии NVIDIA GeForce 8800 GS, успешно продававшиеся, да и, пожалуй, продающиеся по сей день, калифорнийской компанией официально представлены так и не были. Даже сейчас, посетив официальный сайт с целью найти какую-либо информацию об ускорителях этой линейки, вы не найдете там упоминания об этой видеокарте. Чем вызвана такая скромность и скрытность в отношении данного продукта, нам не совсем понятно. Возможно, специалисты NVIDIA были не совсем уверены в успехе данного видеоадаптера. А может быть, попросту не хотели переключать потребительский интерес с более перспективного GeForce 8800 GT и менее удачного GeForce 8600 GTS — ведь именно где-то посередине между ними и по цене, и по производительности GeForce 8800 GS и расположился. Таким образом, получается, что до конца апреля текущего года видеоадаптеры серии GeForce 8800 GS компанией NVIDIA фактически и не выпускались.

А 30 апреля 2008 г. калифорнийский IT-гигант официально представил всему миру "новый" видеоадаптер NVIDIA GeForce 9600 GSO. Давайте кратко ознакомимся с рекомендованными параметрами видеоакселераторов данной линейки:

. Графический чип: G92.
. Число потоковых процессоров: 96.
. Частота ядра: 550 MHz.
. Частота шейдерного блока: 1375 MHz.
. Частота памяти: 800 MHz (сигнальная), 1600 MHz (обмен данными).
. Объем памяти: 384 Мб стандарта GDDR3.
. Интерфейс памяти: 192-битный.
. Пропускная способность памяти: 38,4 Гб/с.
. Скорость текстурирования: 26,4 млрд текселей в секунду.

Если вы знакомы с характеристиками GeForce 8800 GS, то наверняка отметили тот факт, что отличий от GeForce 9600 GSO у него нет никаких абсолютно. Это действительно так: компания NVIDIA просто-напросто перемаркировала GeForce 8800 GS в GeForce 9600 GSO и представила старую видеокарту под новым именем — так и появился еще один представитель девятой серии GeForce. Вместе с рекомендациями относительно рабочих частот GeForce 9600 GSO также получил референсную PCB и систему охлаждения. Однако встретить видеоадаптеры, построенные с соблюдением всех рекомендаций NVIDIA, можно достаточно редко, так как производители чаще используют собственные наработки, реализованные в GeForce 8800 GS. Видеокарта Inno3D I-9600GSO-M5KTCD, которую мы будем рассматривать в рамках данного обзора, представляет собой стандартный (неразогнанный) GeForce 9600 GSO с нестандартной системой охлаждения.


НазваниеGeForce 9600 GSO 384MGeForce 8800 GS 384MGeForce 8800 GT 512M
ПроизводительInno3DXFXMicro-Star
МодельInno3D I-9600GSO-M5KTCD PV-T88S-FDDUNX8800GT-T2D512E-OC
3D-ускорительG92 rev. A2G92 rev. A2G92 rev. A2
- транзисторов505 млн.505 млн.754 млн.
- техпроцесс65 нм65 нм65 нм
- базовая частота550 МГц680 МГц660 МГц
- частота шейд. процессоров1375 МГц1675 МГц1650 МГц
- кол-во шейд. процессоров9696112
- кол-во TMU484856
- кол-во ROP121216
ПамятьGDDR3GDDR3GDDR3
- объем384 Мб384 Мб512 Мб
- частота800 (1600) МГц800 (1600) МГц950 (1900) МГц
- шина192 бит192 бит256 бит
Охлаждениеактивноеактивноеактивное
ИнтерфейсPCI Express 2.0 x16PCI Express 2.0 x16PCI Express 2.0 x16
Выходы
- DVI222
- VGA (D-Sub)---
- TV-out111
- TV-in---
- HDMI---
- DisplayPort---
Цена (Минск, июнь'08)$150$170$210


Дизайн

Печатная плата рассматриваемого нами графического ускорителя Inno3D I-9600GSO-M5KTCD очень напоминает референсные платы GeForce 8800 GT: габариты PCB идентичны, схожим образом расположены элементы на ней. Графический процессор G92 находится посередине, справа и сверху от него под системой охлаждения имеются шесть микросхем памяти Samsung стандарта GDDR3 с разрядностью 32 бита. Транзисторы, конденсаторы и прочие элементы цепи питания акселератора, шестиконтактный разъем для подвода дополнительного питания и контактная группа SLI расположились в верхней и правой частях в такой же последовательности, как в GeForce 8800 GT. Стандартен также и набор выходов на боковой планке видеокарты: два DVI-D и один TV- Out. К отличиям можно причислить отсутствие спикера (в случае неподключенного дополнительного питания система просто не заводится), а также наличие двухконтактной вместо четырехконтактной мини-розетки для питания системы охлаждения. Приятно порадовало также наличие на плате твердотельных конденсаторов, отличающихся повышенным сроком службы. Обычно это привилегия более дорогих моделей.

Не порадовала, а скорее "улыбнула" система охлаждения. Ее конструкция до безобразия проста: в большой алюминиевый радиатор, окрашенный в черный цвет, вмонтирован относительно крупный белый пластмассовый пропеллер. Вот и все — ни тебе медных тепловых трубок, ни меди в принципе. Тем не менее, забегая чуточку вперед, сообщим, что установка такой "одноклеточной" конструкции себя полностью оправдывает: при работе адаптера на штатных частотах температура находится в допустимых пределах. Установка более замысловатой системы охлаждения наверняка повлекла бы за собой увеличение цены конечного продукта.

Тестирование

Для сравнительного тестирования Inno3D I-9600GSO-M5KTCD мы "пригласили в студию" еще два графических акселератора. Первый — это видеоадаптер XFX PV-T88S-FDDU, представляющий собой сильно разогнанного предшественника (а фактически ту же карту) GeForce 8800GS. Второй — видеоадаптер MSI NX8800GT-T2D512E-OC, являющий собой GeForce 8800 GT со слегка поднятыми частотами, а одновременно — и эталон для большинства адаптеров ценой $150-$250. Перед изучением результатов проведенных тестов рекомендуем обратить внимание на основные технические характеристики всех видеокарт. Конфигурация тестового стенда:

. процессор Intel Core 2 Duo E6300, разогнанный до 3,2 GHz;
. материнская плата ASUS P5B (чипсет Intel P965);
. память A-Data PC-6400 2x1 GB;
. жесткий диск Samsung SP1213N.

Производительность видеокарт будет определяться по результатам их работы в наборе игровых приложений как для DirectX9, так и (где это возможно) для DirectX10. В играх выставляются максимально возможные настройки при разрешениях 1280х1024 и 1680х1050 пикселей. Все тесты производятся при двух различных конфигурациях драйвера NVIDIA ForceWare: "максимальная производительность" (аппаратное сглаживание и анизотропная фильтрация отключены, оптимизации включены) и "максимальное качество" (аппаратное сглаживание — 4х, анизотропная фильтрация — 16х). Производительность в DirectX9-приложениях измерялась в операционной системе Windows XP с установленным Service Pack 2 и всеми имеющимися на данный момент наборами исправлений. Для видеоадаптеров XFX PV-T88S-FDDU и MSI NX8800GT-T2D512E-OC использовался официальный релиз драйвера ForceWare 169.21, для Inno3D I-9600GSO-M5KTCD — новая версия ForceWare 175.16. Производительность в DirectX10-приложениях определялась под управлением ОС Windows Vista Ultimate 32 bit. Для видеоадаптеров MSI NX8800GT-T2D512E-OC и MSI NX8800GT-T2D512E-OC использовался драйвер NVIDIA ForceWare 169.25, для Inno3D I-9600GSO-M5KTCD — NVIDIA ForceWare 175.16.


1280x1024, AA/AF offInno3D 9600GSO 384MXFX 8800GS 384MMSI NX8800GT 512M
Company of Heroes111.2134.2161.8
S.T.A.L.K.E.R.88.8100.1132.4
Crysis34.341.142.4
World In Conflict404651
Call of Duty 480.18796.1
Enemy Territory51.561.865.5
Unreal Tournament 36371.975.3
1680x1050, AA/AF offInno3D 9600GSO 384MPalit 8800GT 1GBMSI NX8800GT 256M
Company of Heroes83.498.1129.7
S.T.A.L.K.E.R.7985107.9
Crysis22.927.232.4
World In Conflict394548
Call of Duty 469.277.284.2
Enemy Territory46.957.663.4
Unreal Tournament 357.464.472.8
1280x1024, AA 4x, AF 8xInno3D 9600GSO 384MXFX 8800GS 384MMSI NX8800GT 512M
Company of Heroes82.9100130.3
S.T.A.L.K.E.R.
Crysis19.224.128.3
World In Conflict253036
Call of Duty 447.754.166.7
Enemy Territory39.146.357.4
Unreal Tournament 336.740.555.8
1680x1050, AA 4x, AF 16xInno3D 9600GSO 384MXFX 8800GS 384MMSI NX8800GT 512M
Company of Heroes65.671.894.3
S.T.A.L.K.E.R.
Crysis3.64.119.8
World In Conflict212431
Call of Duty 439.642.960.9
Enemy Territory31.834.545.2
Unreal Tournament 325.227.543.4

Прокомментировать полученные результаты можно следующим образом: производительность экземпляра GeForce 9600 GSO, попавшего к нам в руки, оказалась на ожидаемом уровне. Отставание от прямого разогнанного предшественника 8800 GS составило от 10% до 20% в зависимости от приложения. В режиме максимального качества оно оказалось меньшим вследствие того, что на производительность видеокарт пагубное влияние оказал малый для таких режимов объем локальной видеопамяти. Особенно остро эта проблема встала в игре Crysis при разрешении экрана 1680х1050 пикселей при включенных Anti-Aliasing и Anisotropic Filtering. В сравнении с априори более мощным и наделенным бОльшим объемом видеопамяти MSI GeForce 8800 GT видеоадаптер Inno3D I-9600GSO-M5KTCD отставал на 20%-40%.


1280x1024, AA/AF offInno3D 9600GSO 384MXFX 8800GS 384MMSI NX8800GT 512M
Unreal Tournament 350.157.461.2
World In Conflict293438
Crysis12.91618.7
1680x1050, AA/AF offInno3D 9600GSO 384MXFX 8800GS 384MMSI NX8800GT 512M
Unreal Tournament 346.655.560.1
World In Conflict273134
Crysis89.714
1280x1024, AA 4x, AF 16xInno3D 9600GSO 384MXFX 8800GS 384MMSI NX8800GT 512M
Unreal Tournament 332.239.150.7
World In Conflict182026
Crysis4.95.412.6
1680x1050, AA 4x, AF 16xInno3D 9600GSO 384MXFX 8800GS 384MMSI NX8800GT 512M
Unreal Tournament 324.628.941.9
World In Conflict141622
Crysis2.22.38.7


В заключение хочется сказать, что партнерам NVIDIA в большинстве случаев удается сохранить удивительно адекватный паритет цены и производительности: например, стоимость среднестатистического GeForce 9600 GSO на 30%-40% ниже, чем такого же среднестатистического GeForce 8800 GT — и ровно на столько же первый будет отставать от последнего.

Температура

По сведениям, полученным нами при помощи утилиты RivaTuner, температура графического ядра в режиме неактивного использования видеокарты (работа в офисных приложениях) составляла 52°C с колебанием в 1 градус. При запуске игрового приложения (в нашем случае мы используем "тяжелый" Crysis) температура незамедлительно поползла вверх и "доползла" до отметки в 74°C. Как видим, несмотря на свою простоту, установленная на Inno3D I- 9600GSO-M5KTCD система охлаждения с возложенными на нее задачами при условии штатных частот справляется. Что касается шумности работы активного элемента кулера, то она не настолько низка, чтобы не доставлять абсолютно никакого дискомфорта, но и не настолько велика, чтобы причислять ее к минусам видеокарты.

Разгон

Как вы могли убедиться, температура GPU испытуемого при условии использования штатной системы охлаждения оказалась достаточно высокой. Поэтому разгон данной карты нами проводился, что называется, без фанатизма: нам удалось поднять частоту ядра и шейдерного блока на символические 50 MHz (600/1425 MHz соответственно), а память заработала на частоте 1700 MHz, что на 100 MHz выше установленного значения. При этом никаких сбоев в работе системы нами обнаружено не было, однако температура GPU ощутимо возросла, и мы решили прекратить эксперимент. Наверняка карты GeForce 9600 GSO, как и 8800 GS (вспомним хотя бы 8800 GS Alpha Dog Edition в исполнении XFX), обладают отличным разгонным потенциалом, однако убедиться в этом можно только при условии использования альтернативного высокоэффективного кулера.

Выводы

Раз уж Inno3D I-9600GSO-M5KTCD стал первым GeForce 9600 GSO, попавшим к нам в руки, то хотелось бы сказать для начала пару слов о GeForce 9600 GSO в общем. Данные видеокарты, которые, по всей видимости, пришли на замену не только 8800 GS, но и 8600 GT/GTS, однозначно найдут своего потребителя и прочно займут место в среднем ценовом сегменте. Порекомендовать акселераторы линейки GeForce 9600 GSO можно геймерам, не использующим активно такие функции, как анизотропная фильтрация и антиалиасинг. Ежели использование этих режимов критично, то стоит обратить внимание, например, на 8800 GT или же 9600 GSO, оснащенные 768 Mb локальной видеопамяти (такие варианты уже предлагаются некоторыми производителями). Все вышесказанное абсолютно справедливо и для рассмотренного нами ускорителя Inno3D I-9600GSO-M5KTCD. Конкретно по нему можно отметить использование в конструкции непригодной для разгона, но достаточно тихой системы охлаждения, а также небогатый комплект поставки — но при этом цена решения весьма доступна.

Плюсы:
. относительно невысокая цена;
. хороший разгонный потенциал.

Минусы:
. система охлаждения не предусматривает разгон;
. недостаток локальной видеопамяти в тяжелых режимах;
. скудный комплект поставки.

Андрей Бородин, info@gigamark.com


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2008 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета