История о том, как Бегун хозяина менял

В рунете состоялясь одна из крупнейших сделок за всю его историю. Компания Google купила у Rambler Media российский сервис контекстной рекламы "Бегун". Официальная сумма сделки — порядка $140 млн. Помимо сделки, компании также заключили соглашение о сотрудничестве. Google усилит поисковую машину "Рамблера" с помощью своих алгоритмов и будет размещать на площадках российской компании контекстную рекламу. Google также будет делиться с "Рамблером" выручкой от продажи этой рекламы.

Аналитики на удивление единодушны: "Бегун" — самый крупный и рентабельный актив "Рамблера", однако у компании не было возможности эффективно его развивать. Теперь "Рамблер" сосредоточится на развитии медийного и сервисного направлений, а продажа "Бегуна" как раз даст для этого необходимые средства. Интересно отметить, что переговоры о продаже "Бегуна" велись еще с одной зарубежной интернет-компанией — Yahoo. Однако Google предложил лучшие условия и в итоге стал покупателем. Получается, что за второе место на российском рынке контекстной рекламы Google, собственно, и заплатил $140 млн, то есть почти по 740 тысяч долларов за каждого сотрудника "Бегуна". Итак, российский сервис контекстной рекламы продан мировому интернет-гиганту за $140 млн. Эти деньги поделят между собой продавцы "Бегуна" — "Рамблер Медиа" (владелец контрольного пакета — 50,1% акций) и дочерняя компания инвестиционного холдинга "Финам" (49,9% акций "Бегуна"). Закрыть сделку планируется в сентябре. В ходе реализации сделки "Рамблер" выкупит у "Финама" его долю акций и продаст Google 100-процентный пакет. В итоге "Финам" получит $69,9 млн, а чистая прибыль "Рамблера" после всех транзакций составит приблизительно $50 млн. Для сравнения: весь LiveJournal с его 14 миллионами пользователей обошелся компании SUP всего в $30 млн. Напомню, что Rambler получил контроль над "Бегуном" в августе 2007-го, докупив 25% компании. В марте 2008 г. "Бегун" стал эксклюзивным продавцом контекстной рекламы на страницах ресурсов Rambler. Между тем, Google договорился с Rambler еще кое о чем. По условиям соглашения, подписанного представителями двух компаний, поиск на rambler.ru будет усилен поиском Google. Вместе с поисковой выдачей Rambler будет показывать рекламные объявления Google AdSense. Отдав Google поиск, "Рамблер" также будет получать не менее 50% прибыли как партнер. То есть холдинг сохранил свои продажи и еще разово получил $70 млн.

Комментарии участников сделки:
Марк Опзумер, генеральный директор холдинга Rambler Media: "Бегун — это отличный бизнес, который сможет полностью развить свой потенциал под руководством Google. Google обладает технологическими и финансовыми возможностями для дальнейшего развития сервиса "Бегун" в России". Алексей Басов, генеральный директор компании "Бегун": "От этого соглашения выиграет вся отрасль, так как оно открывает большие возможности для сотрудничества. Это позволит объединить инновационные технологии Google с успешным шестилетним опытом компании "Бегун" по построению рекламной и дилерской сети, а также прямым продажам на российском рынке".

Стоит заметить, что Google платит именно за охват аудитории и рекламную сеть "Бегуна", а не за его движок. Это значит, что клиенты "Бегуна" будут со временем переведены на движок Google, и главный вопрос — насколько безболезненно пройдет для них это объединение. Вполне возможно также, что "Бегун" — не последнее приобретение Google в России: за сервисом контекстной рекламы может последовать и площадка. В результате поглощения "Бегуна" на российском рынке контекстной рекламы останутся только два крупных игрока, контролирующих около 95% всего рынка: "Яндекс" и Google. "Яндексу" сейчас принадлежит доля рынка свыше 50%, он остается лидером. Тем не менее, с приходом Google для "Яндекса" несколько увеличивается вероятность утраты лидерства в будущем. Не сразу, но постепенно в восприятии рекламодателей сформируется стереотип о существовании двух примерно равновеликих площадок для размещения контекстной рекламы, и объединение ресурсов Google и "Бегуна" сыграет здесь свою роль. В итоге бюджеты на Google и "Яндекс" будут уравниваться. Самому Google соглашение позволит сильнее закрепиться на быстрорастущем рынке российской интернет-рекламы. В год этот рынок растет на 50%, и к 2010 году, по расчетам аналитиков, его объем превысит миллиард долларов. Как теперь говорят топ-менеджеры "Рамблер Медиа", выручка от продажи доли собственности в "Бегуне" будет использована на дальнейшие инвестиции в развитие технологий и усиление новостного контента, а также новые приобретения. После завершения сделки в распоряжении "Рамблер Медиа" окажутся $100 млн. Наиболее интересными сегментами для инвестиций в компании считают поисковые технологии, коммуникационные и развлекательные проекты. Судя по всему, продажа "Бегуна" серьезно не уменьшит прибыли "Рамблера", который теперь будет получать доходы на своих площадках от нового владельца рекламной системы. Правда, в результате сделки "Рамблер" потеряет партнерскую сеть, но вклад партнеров в доходы "Бегуна" и так был незначителен. В свое время "Бегун" оказался самой выгодной инвестицией "Финама". В 2003 году "Финам" купил всю компанию за $0,75 млн. Теперь он получит от Rambler $69,9 млн — вдобавок к $18,75 млн, уплаченных Rambler в 2005-2007 годах за 50,1% "Бегуна". Всего инвесткомпания заработает $87,9 млн, то есть доходность превысит 1000% годовых. Компания "Яндекс", которая распродаваться не собирается, а планирует конкурировать, выступила через свой блог с официальным заявлением по поводу сделки вокруг "Бегуна":

"Рамблер" и Google анонсировали соглашение — Google становится поиском на www.rambler.ru и покупает у "Рамблера" систему размещения контекстной рекламы "Бегун". Таким образом исчезает старейшая поисковая система Рунета — "Рамблер" и меняется ландшафт российского интернета. Естественно, "Яндекс" получил много запросов на комментарии этой сделки, и поэтому мы решили ответить всем сразу. Мы полагаем, что в этой сделке Google не столько покупает бизнес "Бегуна", сколько получает дополнительную долю российского поискового рынка через "Рамблер". По данным статистики LiveInternet, последние полгода "Яндексу" удается сохранять долю поискового трафика на уровне 54-55%. Доля Google в последнее время стабилизировалась на уровне 21-22%. Если посмотреть более длинную статистику, видно, что предыдущий рост Google шел в основном за счет поиска "Рамблера", доля которого упала до 11% и приближается к поиску на портале Mail.ru (8-9%), работающему на технологии "Яндекса". После сделки в Рунете остается две поисковые машины: Google и "Яндекс" (доля каждого из остальных поисков не превышает 1%). Россия является одной из немногих стран, в которой есть собственные поисковые технологии, доминирующие на рынке. В этом ряду кроме России стоят Китай, Корея и США. Своих конкурентоспособных поисковых технологий не оказалось, в частности, ни в одной стране Западной Европы. При этом только в двух странах, в США и России, нашлось достаточно инженеров, чтобы создать более одной технологии с заметной долей рынка. В России главными системами были "Яндекс" и "Рамблер". Нам очень жаль, что теперь одна российская поисковая технология исчезнет. К коллегам из Google профессионалы "Яндекса" всегда относились с большим уважением. Нам интересно много лет соревноваться с мировой компанией такого уровня. Россия остается трудным рынком для глобальных интернет-игроков. Сервисы Yahoo! и Microsoft, несмотря на русификацию интерфейсов, так и не стали сколько-нибудь заметны российским пользователям. А Google в России пошел на такие нетрадиционные для себя шаги, как широкие рекламные кампании или покупка локального игрока".

Справка:

В группу Rambler Media входят интернет-поисковик Rambler.ru, онлайн-СМИ Lenta.ru, Price.ru, Rambler-ICQ и т.д. Выручка "Рамблера" в 2007 году выросла на 125% — до $69,1 млн. Сейчас, по данным сервиса статистики Liveinternet, "Яндекс" обрабатывает 54% поисковых запросов в рунете, Google — 21%, Rambler — 11%.
"Бегун" — система контекстной рекламы. Количество рекламодателей в системе составляет 40 тыс., число партнеров — 143 тыс. Выручка "Бегуна" от предоставления услуг в 2007 году составила 1,085 млрд рублей. Основную часть доходов "Бегун" получает от размещения контекстной рекламы на интернет-площадках "Рамблера". 50,1% "Бегуна" принадлежит "Рамблеру", 49,9% — инвестиционной компании "Финам".

По оценкам компании PricewaterhouseCoopers (PwC), российский рынок интернет-рекламы в 2007 году вырос на 52% — до $352 млн. В "Бегуне" считают такую оценку заниженной. По оценкам компании, в 2007 году рынок интернет-рекламы достиг $400 млн, при этом на сегмент контекстной рекламы пришлось $210 млн. По прогнозам PwC, в перспективе среднегодовой рост рынка составит 40%, а в 2012 году объем доходов от рекламы в рунете достигнет $1,9 млрд. Должен сказать, что продажа "Бегуна" за столь внушительную сумму — свидетельство никак не слабости, а, наоборот, силы "Рамблера". Тут как раз компания "Рамблер Медиа" обнародовала финансовые итоги первого полугодия 2008-го. Выручка компании выросла более чем на 150% по сравнению с показателем 1-го полугодия 2007 года. Выручка всей группы компаний (включая выручку "Бегуна") составила $52 млн — это на 153% превышает аналогичный показатель 2007-го. Консолидированная выручка от контекстной рекламы за этот период выросла в 5,5 раза и составила $23,5 млн, от медийной/баннерной рекламы — $21,8 млн (рост на 94%). Выручка от платного поиска выросла на 62% и достигла $6,9 млн. Партнерская сеть "Бегуна" добавила к консолидированной выручке $16,6 млн. Как считают аналитики, хотя основной прирост выручки "Рамблера" был обеспечен консолидацией "Бегуна", ускорение органического роста выручки связано с успешными продажами во II квартале баннерной рекламы, которые увеличились на 42% по сравнению с I кварталом. Похоже, переход компании с поминутной на динамическую систему ценообразования в 2008 году начинает приносить свои плоды — рентабельность рекламных площадей на веб-ресурсах "Рамблера" стала повышаться. На 30 июня этого года в "Рамблер Медиа" работали 509 человек, не считая 191 сотрудника "Бегуна". Процентное отношение затрат на оплату труда к выручке снизилось с 43% в прошлом году до 30% в первой половине 2008 г. По оценкам "Рамблера", его месячная аудитория в среднем составила в первом полугодии 37,3 млн уникальных посетителей, что на 30% выше прошлогодних показателей. В мае 2008-го количество "уникальных" достигло 40 млн человек, что на 35% превышает этот же показатель за май прошлого года. Кстати, за последнее полугодие "Рамблер" приобрел оставшиеся 49% акций Price.ru и сейчас является владельцем 100% пакета. "Рамблер" теперь планирует двигаться в сторону "портальности" — развития дополнительных сервисов наподобие Price.ru. Компания уже подтвердила ранее озвученный прогноз выручки за 2008 год — $100-$110 млн.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2008 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета